Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Центральная проблема учения Платона



Важнейшей частью философии Платона является учение о человеке, а значит и об обществе – о наилучшем устройстве жизни людей. Философская мысль будущего возьмет у Платона прежде всего его общефилософские размышления: учение о бытии и познании. Но для самого Платона, как и для всей античной классики, в центре всех философских изысканий стоит человек и его судьба. Центральная проблема, которую решает мысль – это достижение блага: обретение человеком наилучшей, добродетельной жизни. Поэтому вполне справедливо сказать, что для Платона все другие концепции – о бытии, познании, мироздании – не более чем предварение и обоснование тех вопросов и решений, которые возникают в контексте размышлений о человеке.

Действительно, платоновский мир идей венчается эйдосом Блага. А какой основной вопрос разрешает теория совершенного государства? Тот же вопрос о достижении людьми благой участи. Совершенное государство есть тот уклад жизни, который представляет собой воплощенное благо – земной эквивалент высшей из всех мыслимых идей. Поэтому нельзя смотреть на "социальную философию" Платона, да и всей античной классики как на отдельное философское учение об "устройстве дел человеческих", рядоположенное с учениями о других сферах и формах сущего. Учение о государстве имеет здесь универсальное философское значение. В нем свидетельствует себя всеобщая истина о мире, им поверяются и к нему ведут все иные философские изыскания. Это – средоточие платоновской философии, ее смысловой центр и главная цель, аргументом чему служит не только взаимная связь философских идей и решений Платона, но и сама жизнь мыслителя, отданная неустанным попыткам реформировать уклад человеческого бытия.

ОТ "ГОСУДАРСТВА" ДО "ЗАКОНОВ"

Обсуждению общественного устройства у Платона посвящены три диалога – "Государство", "Политик" и "Законы". Неверно думать, что в них Платон изображает отвлеченный общественный идеал. Характер описания говорит за то, что перед нами не только идеальный образ, но и проект общественного строя, который надлежит установить. Жизнь Платона, исполненная постоянного стремления к переустройству социального порядка, говорит за это же. В платоновских диалогах перед нами предстает не столько чистая идея государства, сколько совершенное государство, то есть то, каким оно должно стать в соответствии со своим эйдосом (подлинным видом в царстве идей).





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 420 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...