Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Онтологический переворот Платона



Эпохальная новизна онтологии Платона становится особенно очевидной при ее сравнении с онтологическими решениями досократиков. Во всех раннефилософских космогониях мы видим, в сущности, один подход: окружающий нас чувственный мир выставляется как мир недостоверного Многого, преодолевая иллюзии которого философская мысль обнаруживает подлинную действительность в виде Единого бытия, которое служит первоначалом, основой, определяющей силой, а также перспективой наличного мироздания. Перед лицом этого высшего и всеобъемлющего Единого конкретные вещи и существа выглядят как мимолетные, преходящие, недостоверные формы, которые неизбежно исчезают и растворяются в целокупности подлинного бытия.

Платон радикально меняет это воззрение, общую всем досократикам онтологическую интуицию. Его эйдосы являются одновременно и видами конкретных вещей, и воплощениями подлинного бытия – того, что есть изначально, всегда и неизменно. Ему удалось возвести в высшую онтологическую степень, показать устойчивым и неизменным (=подлинно существующим) то, что предшествующая мысль считала недостоверным, текучим и преходящим. Он сохранил представление об изменчивости чувственного мира, по-новому выразив его понятием становления как единства бытия и небытия, и в то же время придал конкретным формам окружающего мира значение первоначал существующего. Пусть его эйдосы были первообразами не каждой отдельной вещи, а воплощениями их родовой сущности, то есть обобщениями индивидуальных существований по их схожести и подобию. Но род есть общее конкретных, особенных индивидов. В эйдосе лошади исчезают и теряют значимость индивидуальные отличия всего множества лошадей, но это все-таки первообраз лошади, особенного и своеобразного существа, а не даже быка или собаки.

В Едином досократиков исчезало различие не только между видами живых существ, но и между животным и растением, камнем и человеком, твердью и жидкостью – словом, между всем, что составляет внутреннее различие и многообразие мироздания. Платон же возводит даже отличие между лошадью и собакой в ранг различия изначальных, вечных и неизменных онтологических форм. Тем самым многообразию мира, бытию в конкретности его форм было придано высшее онтологическое значение, с которым мышление отныне должно было сообразоваться. Открытие нового понимания бытия меняло сам способ философствования, создало новый тип сознания.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 362 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...