Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Судьба учения о четырех элементах



Можно называть Эмпедоклово учение о "корнях сущего" эклектическим, но нельзя не подивиться его долгой жизни и счастливой судьбе. Оно не ушло вместе с эпохой, интеллектуальным итогом которой стало. В строгой форме, которую ему придал Аристотель, это учение являлось основой европейской физики, естествознания, а во многом и мировоззрения на протяжении почти двух тысячелетий – вплоть до XVII века. Со временем оно приобрело вид учения о веществе, и лишь успехи химии Нового времени вытеснили его.

Однако даже если трактовать Эмпедоклово учение в чисто физическом плане (что, повторю, неправомерно), оно сохраняет свой смысл и в наши дни. Ведь оно отвергнуто химией как учение об основных веществах. Однако – придавая мысли Эмпедокла физический смысл – больше оснований видеть в "четырех корнях" не конкретные вещества, а стихии – основные состояния, в которых может пребывать вещество. Тогда окажется, что Эмпедокл учит о четырех состояниях вещественного мира: твердом (земля), жидком (вода), газообразном (воздух) и плазме (огонь). Именно из этих основных состояний вещества исходит и современное познание природы. Так что в этом смысле учение Эмпедокла сохраняет свою достоверность и сейчас. Более того, при желании можно видеть в нем замечательное предвосхищение четвертого состояния вещества, ставшего известным физике лишь в XX веке – плазмы. Однако в этом нет необходимости, равно как и в придании идее "корней сущего" чисто физического смысла. Мысль Эмпедокла сохраняет свое значение и без этой дополнительной интерпретации.

МИРОВЫЕ СИЛЫ: ЛЮБОВЬ И ВРАЖДА (НЕНАВИСТЬ)

Все сущее в мире образуется из четырех "корней" под действием двух вселенских сил, которые Эмпедокл называет Любовью (Дружбой, Гармонией, Приязнью, Милостью) и Враждой (Распрей, Ненавистью, Войной). Эти силы действуют не одна подле другой, а как взаимовытесняющие. То одна из них, то другая получает преобладающее влияние на мироздание и приобретает власть над ним. Охваченный Любовью, мир становится един, и даже различие элементов (корней) в нем исчезает. Во власти же Вражды он распадается на Многое – необъятное множество вещей, лиц и отдельных существований. Эти чередующиеся состояния космоса делают его как бы пульсирующим.

В образе циклически меняющегося мироздания очевидна аллюзия гераклитовской идеи двух основных состояний мира: "избытка" в мировом Огне и "недостатка" в период ослабления его жара, с ведущими к ним путями "вверх" и "вниз". Так же, как объятый Пламенем мир Гераклита становится един, становится Одним космос Эмпедокла, когда в нем властвует Любовь. И так же, как в эпоху ослабления Огня подлинное Единое сменяется видимостью Многого, мир под властью Вражды предстает множеством разнородных существований.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 167 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...