Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Плюралистичность теории гомеомерий



В отличие от своих предшественников, милетских философов, продолжателем которых он был, Анаксагор мыслит основу мироздания не в виде единой субстанции, а в виде смеси множества мельчайших частиц-гомеомерий. Такая позиция, которая исходит из многих начал бытия, носит название плюралистической. "Плюрализм" производен от латинского "плюралис" – "множественный". Противоположностью плюралистического взгляда является монистический взгляд (от греческого "монос" – один, единственный), который исходит из единственного начала сущего.

В отношении учения Анаксагора следует, однако, отметить, что хотя афинский философ плюралистически трактует первооснову бытия, он сохраняет общее всей раннегреческой (и в целом античной) мысли понимание подлинного бытия как "единого". Оно коренным образом отличается от окружающего мира с его чувственным многообразием, заслуживающим имени "многого". Ведь изначальная "смесь семян" Анаксагора представляет собой единую в целом субстанцию, в которой неразличимо смешаны разнообразные семена и в которой они необособлены, неотделены друг от друга. Лишь позднее, под влиянием космического вихря, порожденного Мировым Умом (Богом), семена начинают разделяться и сочетаться друг с другом. Пока же они, соединившись с одними семенами и одновременно отделившись от других, не приобрели очертания конкретных вещей, о них нельзя говорить как о "многом" в привычном для античного сознания смысле. Имени "многое" – заслуживает лишь то, что зримо и ощутимо как существование определенных, друг от друга отличных вещей, явлений и лиц, каждое из которых представляет собой особое бытие со своими специфическими качествами. Поэтому в учении Анаксагора мы видим сочетание плюралистического воззрения на первоначала сущего с традиционным для античности пониманием подлинного бытия как единого, противоположного множественности зримого мира.

ЭМПЕДОКЛ (ок.490–ок.430 до Р.Х.)

Этим мыслителем завершается досократическая эпоха. Он не самый молодой из досократиков и известность приобрел ранее, чем Анаксагор или, вероятно, Зенон. Им эпоха завершается не хронологически, а по существу. В учении сицилийского мыслителя (Эмпедокл родом из г. Акрагант на о. Сицилия) соединяются все основные мотивы и идеи, выработанные предшествующей философской мыслью. Казалось, самим складом своей диковинно многоликой натуры он был предназначен к этой итоговой миссии: соединять то, что рождалось в разное время, служило разным целям и часто даже противостояло одно другому.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 227 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...