Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Ровесник Пифагора, Ксенофан был также родом из Ионии. После захвата его родного города Колофона персами (ок. 545 г. до Р.Х.) он эмигрирует в Италию. Почти семьдесят лет, большую часть своей долгой жизни, Ксенофан проводит в странствиях. Как он сам говорит: "Вот уже семь да еще шестьдесят годов миновало, как с моей думой мечусь я по элладской земле" (DK 21 B 8). Едва ли Ксенофаном владела простая охота к перемене мест. Его странничество имеет более глубокий смысл и, несомненно, соответствует духу его философского учения.
Ксенофан выступил как решительный и бескомпромиссный критик традиционных, устоявшихся воззрений. Он обличает величайшие духовные авторитеты своего времени, и прежде всего самого прославленного из эллинов – Гомера. Более того, Ксенофан ставит под сомнение религиозные верования и обычаи, современные ему. То, что для человека его времени и уклада жизни представлялось священным и безусловным, Ксенофан объявляет заблуждением. Невероятный по решимости и мужеству шаг! Только человек, исполненный необычайной силы духа, отказавшийся от привязанности к месту и общим привычкам жизни, мог совершить его. Философ обрекает себя на прижизненное странничество словно для того, чтобы освободиться от любой привязанности и зависимости, жертвуя своим благополучием ради свободы мысли и деяния.
В истории мысли Ксенофан стоит как будто особняком. Он не создал философской системы, не окружил себя учениками, не искал почитателей и могущественных покровителей. Старец, проживший около ста лет и собственными руками похоронивший сыновей; высказывавший суждения, которые изумляли и отделяли от него людей, кажется символом одиночества и неприкаянности. Однако влияние, оказанное им на эллинскую мысль, несомненно и значительно.
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 198 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!