Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Учение о спасении души



Тем же сопряжением бытия и небытия, опредеаленного и беспредельного, проникнуто пифагорейское понимание судьбы человека. Подлинным существом человека и источником жизни в нем, согласно Пифагору, является душа. Именно ее участью должен быть озабочен каждый. Но душа стеснена телом и должна преодолеть те побуждения и судьбу, к которой влечет ее тело. Здесь Пифагор един с орфическим учением о теле как "гробе души". Для обоснования своего воззрения философ использует орфический миф о творении человека. Суть его в следующем. Отец богов и всего сущего Зевс вручил своему сыну Дионису власть над миром. Но могучие титаны, воплощающие враждебное богу злое начало, преследуют Диониса. Тот, спасаясь от них, принимает различный облик, но в конце концов титаны настигают его и, растерзав, поедают. Разгневанный Зевс испепелил титанов молнией, а из их праха создал человека. Так получилось, что в человеческой природе оказались соединенными два начала: божественное – от сына божьего Диониса Загрея (Растерзанного) и титаническое – злое. Судьба человека состоит отныне в том, чтобы очиститься от скверны греха, который привносится и вызывается титаническим началом. Только очистившись от него, человек получит возможность вернуться к Богу, в согласии с божественной частью своего существа.

СЫНЫ БОЖИИ: ГЕРАКЛ И ДИОНИС

В образе Диониса Загрея мы видим разительный контраст с другим сыном Зевса, величайшим героем Эллады Гераклом, причтенным после смерти к сонму олимпийских богов. Божественность Геракла доказывают и раскрывают славные подвиги, совершаемые им на благо людей. Великими деяниями этого героя мир благоустраивается: в нем искореняется зло, наказывается несправедливость, истребляются чудовища и злодеи. Напротив, главное содержание судьбы другого сына божьего, Диониса, заключается в страстях, которые он безвинно претерпел от злых сил. Неодолимой мощи первого, одерживающего верх даже над богом Смерти, как бы противостоит земное бессилие второго. Но это бессилие отнюдь не бесплодно и меньше всего служит источником уныния. Из него рождается мысль о спасении души и неизбежности справедливого воздаяния, о необходимости искупления – те важные духовные импульсы, которые обращают сознание человека к осмыслению важнейших сторон его судьбы. Если подвигами Геракла силы человеческие направлялись на созидание мира, то страстями Диониса они обращались на собственную душу каждого, делая именно ее участь предметом первейшей заботы.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 1507 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...