Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Очевидность сокровенного



Проблема человеческой судьбы заключается, однако, не просто во власти "внешнего мира" над человеческим существом. Люди сами мешают себе знать, полагает Гераклит, т. к. отворачиваются от общего разума в собственный рассудок (DК 22 B 114). Подлинное бытие "любит прятаться" (DК 22 B 123), но оно вовсе не закрыто для людей. Оно сокровенно, но вместе с тем открыто и требует лишь усилия увидеть очевидное: вещи как они есть, а не тот их облик, который навязан случайным течением событий или восприятий. Однако люди "не видят очевидного", ибо погружены в свои мнения и пленены ими. Они "присутствуя – отсутствуют" (DК 22 B 34) и поглощены своим сознанием, будто сном. Людям необходимо взглянуть на мир преображенным взглядом и вычитать его сущность. Здесь появляется знаменитая гераклитовская метафора мира как Логоса.

ЛОГОС

Понятие "логос" в греческом языке чрезвычайно многозначно. Оно обозначает "слово" и "речь", "довод" и "счет", "учение" и "рассказ", "соотношение" и "закон", и "смысловую связь". Христианам "Логос" знаком по знаменитым словам, начинающим Евангелие от Иоанна: "Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Ин. 1, 1). Здесь "логос" передан как "слово". Но в равной степени логос есть и "речь", и "закон" (установление). Эти смыслы живут в Гераклитовом понятии. Все мироздание предстает как проникнутое единым началом (логос в качестве законосообразности) и великая речь (мы бы сказали – книга), в которую необходимо вникнуть и прочесть. "Эту-вот Речь (Логос) сущую вечно люди не понимают и прежде, чем выслушать ее, и выслушав однажды. Ибо, хотя все сталкиваются напрямую с этой-вот Речью (Логосом), они подобны незнающим ее, даром что узнают на опыте точно такие слова и вещи, какие описываю я, разделяя их согласно истинной реальности и высказывая их так, как они есть. Что ж касается остальных людей, то они не осознают того, что делают наяву, подобно тому как этого не помнят спящие" (DK 22 B 1).

Люди разделили эту речь (логос) не по ее истинной природе, а произвольно, откуда вытекают их заблуждения и превратности жизни. Для выражения этой мысли Гераклит использует одну особенность древнегреческого письма. Дело в том, что в то время слова на письме не разделялись промежутками, следуя одно за другим и образуя сплошной текст. Лишь сознание читателя отделяло одни слова от других. Представления людей о мире философ уподобляет бессмысленным словам, которые получились бы при неверном разделении единого текста. Поэтому общепринятые знания и представления, рожденные неверным прочтением "мировой речи" – бессмысленны, а использующее их мышление подобно "бессвязному бормотанию спящего". Мир как "логос", прочитанный и услышанный правильно, есть "Одно", неправильно – "Многое". Поэтому, утверждает Гераклит, "мудрость в том, чтобы знать все как одно" (DК 22 B 50). Как же раскрывает содержание этого единого истинного бытия эфесский мыслитель? Здесь мы приходим ко второй важнейшей философской метафоре Гераклита – образу Огня.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 145 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...