Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Метафоричность философского языка



Выше уже отмечалось, что философский язык по природе своей метафоричен и символичен. Это необходимо иметь в виду при восприятии практически каждого философского учения, но в отношении Гераклита следует подчеркнуть особо. Эфесский мыслитель сознательно использует как бы "косвенную" речь для изъяснения своей мысли. Высказываемые им мысли и образы обычно не столько утверждают нечто буквально, сколько отсылают к тому смыслу, который должен быть понят. Это не случайная особенность стиля, а проявление особой чуткости к тому, что должно быть высказано. Ведь Гераклит хочет сказать ни много ни мало о сокровенной сущности бытия, и способ выражения открывшегося ему знания должен быть не менее тонок и даже хрупок, чем путь мысли, приведший к этому знанию. "Не чая нечаянного, не выследишь неисследимого и недоступного",– говорит он (DK 22 B 18). Сокровенная суть мироздания не поддается ни прямому усилию мысли, ни грубому буквальному способу выражения. Она просто выскальзывает из грубых форм, как бабочка из куколки, оставляя мертвую оболочку, внешний вид которой как будто тот же, но жизни в ней уже нет. Сознательная метафоричность языка Гераклита, использующего символы для выражения смысла, подобна благоговейному запрету произносить имя Бога, известному во многих религиях. Религиозная практика вырабатывает ряд названий, отображающих те или иные качества божества, которые используются как символы имени Бога. Таковы, например, "Всемогущий", "Величайший", "Творец мира" и т. д. Они указывают на Бога, отсылают к Нему, но являются Его признаками, а не собственным именем. Чувству каждого верующего человека известно такое благоговейное уклонение от поминания имени Божьего всуе.

ОГОНЬ

Гераклит обозначает то Одно, которым есть Все (Многое) словом Огонь. Скорее это даже не "огонь" в смысле "пламени", а "пыл, жар, энергия". Он становится для философа символом чистого, вечного, себетождественного, неиссякающего бытия. Таковы слова Гераклита: "Этот мир не создан никем ни из (многих) богов, ни из людей, а вечно был, есть и пребудет Огнем, мерами возгорающим и мерами угасающим" (DК 22 B 30). Насколько далек Гераклитов "Огонь" от естественной стихии, можно судить по тому, что он имеет сознание и волю, он носитель высшей справедливости и грозный Судия, карающий грешников "в конце времен" (DK 22 B 82). О единстве Бога и Огня свидетельствует и то, что Гераклит использует имя верховного эллинского бога Зевса для именования своего Огня. "Одно-единственное Мудрое Существо называться желает и не желает именем Зевс" (DK 22 B 32). Он говорит также, что "Перун [Огонь] всем правит и Зевс" (DК 22 B 64b). Осуществлением сути Огня как высшей справедливости, проницающей мир, и является Логос. Но что же это за "конец времен", в котором дела каждого будут взысканы и свершится высший суд?





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 252 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...