Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О действии Божьем в нас



Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны
Божий.

Рим. 8, 14

Все дела нами, людьми, от века совершенные, — и те, что творим
сегодня, и те, что завершим в будущем, как бы велики они ни были,
все — ничто в сравнении с самой малой малостью, сотворенной Бо-
гом в людях.

Дух Божий часто входит в человека и зовет и подталкивает его в
сокровеннейшую глубину его души или говорит ему словами про-
светившихся людей: «Если предоставишь Мне себя и последуешь за
Мной, Я укажу тебе истинный путь и буду действовать в тебе и че-
рез тебя».

Но сколь мало тех, кто слушает внутреннего советчика и сле-
дует за ним.


 

 



...Многие остаются при своих собственных мнениях и привыч-
ках, своих внешних намерениях и делах и как раз этим препятст-
вуют пробуждению благоразумия и действию Духа Божия, так что
не слышат они Его слово и остаются закрытыми и недоступными
Его воздействию.

Почему же так происходит? Желая услышать и понять внутрен-
нее слово, нужно прежде побыть в тишине, помолчать и прислу-
шаться. Дабы Бог говорил в нас, вещи вокруг нас должны безмолв-
ствовать. Дабы Бог действовал в нас, мы должны предоставить Ему
место, препоручая себя Ему. Не может то и другое действовать од-
новременно: одно нужно делать, другое же нет.

Этим я не предлагаю, чтобы молодые, сильные и еще неопыт-
ные люди не занимались делом: нет, они должны укреплять и ис-
пытывать свои и внутренние и внешние силы, дабы становиться
более зрелыми. Я же имею в виду зрелых, продвинувшихся на жиз-
ненном пути и опытных людей, которые желали бы стать чадами
Божьими, и, живо осознавая свое родство с Богом, хотели бы жить
по духу: их метод должен быть иным, чем у неопытных новичков,
которые еще ничего не знают о действии Божьем в себе.

Бросив взгляд на мир, мы видим, что многие люди далеки от
Бога. Другие же лишь по принуждению, из страха или необходи-
мости делают что-то, услужая Ему. Третьи служат Богу ради сво-
их доходов или заслуг и, если их не наделят ими, отворачивают-
ся от Бога, всецело обращаясь к миру.

На самом деле все они далеки от Бога, и, пожелай они говорить
о Боге, их родство с Богом будет еще неосознанно. Ибо во всем, что
делают и чего не делают, они думают только о себе самих, своем Я,
но не о Боге.

Но наряду с ними существуют дети Божий, и это именно те,
кто во всем, что делают даже по своему собственному методу и ус-
таву, будь то внешние или внутренние дела, думают о Боге и взы-
скуют Его.

И, наконец, есть те пробудившиеся чада Божьи, о которых го-
ворит Павел, те, что оставили себя, препоручив Богу, и стали во-
димы Духом Божиим. Это вождение и действие происходит дву-
мя способами, как говорит Августин.

«Первый способ тот, что человек от века подчинен Духу и дви-
жим им, т. е., что Дух всегда зовет и ведет его, направляя к правед-
ной жизни. Он свершает это в тех, кто дает ему место в себе, дабы
последовать за ним.

Второй способ, которым Дух Божий действует в своих, тот, что
Он вдруг, минуя все методы и пути, одним махом возносит их на го-
раздо более высокую ступень — выше всех их дел и возможностей —
прямо к высшей цели. Эти-то, собственно, и есть дети Божий».

Конечно, многие не отваживаются всецело препоручить себя
действию Божию, совершенно Ему вверившись: они охотней по-


лагаются на свою собственную деятельность. И не замечают, что
портят то доброе, что могли и дожны были совершить, исподволь
возникающим удовлетворением от собственной силы и деятель-
ности, ростом своего самодовольства и своеволия, своей суетнос-
тью, алчностью и привязанностью к Я.

Дух Божий призывает их: «Доверься мне и следуй за мной, и я
наставлю тебя на истинный путь!»(ср. Втор. 32, 4). И сколь было
бы разумно и хорошо отдаться этому зову, последовать указани-
ям Духа и предоставить Ему действовать через себя.

Но, увы, не следуют они внутреннему совету, но остаются при
своих внешних предписаниях и упражнениях, упорствуя в своем
своеволии.

Не нужно понимать это превратно: следует по-прежнему при-
держиваться добрых путей спасения и духовных упражнений —
но не из своеволия и не любуясь своим Я, а чтобы с их помощью
различать волю Божию и учиться предоставлять себя ее дейст-
вию.

Кто пренебрегает этим, тот, со своим порожденным Я своево-
лием, подобен дереву, полному прекрасными с виду плодами, ко-
торые падают, не успев созреть, ибо, несмотря на свою прекрас-
ную наружность, изнутри подточены червем.

Пусть это будет нам напоминанием, что надо следить за тем,
чтобы все внутри нас, до самой глубины души, было направлено
на Бога, дабы наши дела приходили к завершению и не уподобля-
лись красивым, но червивым яблокам.

Недостаточно предаваться духовным упражнениям, молитвам
и размышлениям, то есть плодам своего труда, ибо тогда возник-
нет опасность стать внутренне червивым — независимо от того,
ведем ли мы деятельную или созерцательную жизнь, независимо
от того, какие плоды мы приносим, пусть даже высочайшей силы
и озарения: если мы забудем о глубине, то подвергнемся опасно-
сти, что все плоды нашей самонадеянности в конце концов ока-
жутся червивыми.

Взглянем на ближайшее и самое малое: как человек творит ми-
лостыню и совершает что-то из любви к ближнему. Если ему при
этом не все равно, узнает ли и оценит это мир, то плоды его дела
подточены червем. И то же самое, если он молится, чтобы считать-
ся благочестивым человеком. Все, кто так настроен, «уже получи-
ли награду свою в том» (ср. Мф. 6,2), как сказал Христос в Нагор-
ной проповеди, ибо во всем, что делают для людей и Бога, смотрят
на себя и свою выгоду, и потому в глубине их ничего не соверша-
ется.

Это говорю я не от себя самого, но отсылая к Слову Христову,
которым Он снова и снова призывает нас не уподобляться лице-
мерам, что хотят красоваться постами и молитвами, праведнос-
тью и раздачей милостыни, но учит жить в тишине и отрешаться


 

 



от всего, что мы есть, имеем и делаем, препоручая Богу действо-
вать в нас.

Есть четыре способа, которыми наше делание надежно защи-
щено от червоточины:

Первый состоит в том, что человек совершает все труды, будь
то ради ближних своих, или ради себя самого, но все — как внут-
ренне, так и внешне — глядя лишь на Бога и Его одного сохраняя
в мыслях.

Второй — что человек должен иметь разум в равной мере от-
зывчивый, самоотверженный и преданный Богу и всему сотво-
ренному Им, никому не противоречить и быть готовым каждому

услужить.

Третий — что человек осознает ничтожность, незначитель-
ность своего Я, признает и расценивает как несущественное все,
что исходит из Я, и считает благим и важным лишь то, что во всех
поступках движет им Бог.

Четвертый же — что он всегда находится в безмолвной обра-
щенности вовнутрь, оставаясь открытым замыслу и действию Бо-
жию, и постоянно старается не сделать ничего, что противоречи-
ло бы воле Божьей или не исходило бы из нее.

Кто соблюдает эти четыре способа, тот может быть уверен, что
на древе его жизни будут висеть добрые плоды, которые не упадут
даже в непогоду и бурю, тем более не сгниют от червоточины,
но будут радостно и самозабвенно принесены в момент созревания.

Это и подразумевает Слово, из которого мы исходили: «Води-
мые Духом Божиим суть дети Божий». Те, кто постоянно думает
о том, чтобы во всем следовать за Духом Божьим, слушаться Его
Слова, жить по Духу и поступать по Духу, оказываются детьми Бо-
жьими. Они испытали, как Бог руководит ими, оказывая им все но-
вые милости, давая обрести божественную мудрость и свершить
труды, которые далеко превосходят всякую человеческую мудрость
и все человеческие дела.

Если хоть год человек не будет заниматься ничем иным, кроме
мыслей об этом, то и этот год даст ему более, нежели все предше-
ствующие, даже если в течение них он совершил нечто по его спо-
собностям великое, поскольку только с Богом достигают наивыс-
шего, ибо такое дело — дело Божье, а не человеческое.

От такого человека отпадает всякое внешнее дело, и довольно
ему всегда делать лишь одно дело — внутреннее — а большего, чем
это, ничего нет. Не измерить, с какой любовью действует Бог в че-
ловеке, таким образом предоставившем Ему место в себе и всеце-
ло Ему себя вручившем.

Таким вверившимся Богу человеком был Тимофей. Ученики
св. Дионисия удивлялись тому, что Тимофей в сравнении с ними
был неизмеримо восприимчивей и сильно превосходил их всех,
хотя они тоже, как и он, совершали много добрых дел.


Учитель отвечал им, что это оттого, что он — человек, препору-
чивший себя Богу и так глубоко погрузившийся в бездну собст-
венного небытия, в HE-Я, что даже не соизмеряет себя с делами
Божьими, но все свое оставляет Богу.

Сподоби и нас, Боже, достичь такого оставления и такого пре-
поручения себя руководству Божию!





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 183 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...