Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Жить духом



Если мы живем духом, то по духу и поступать
должны.

Гол. 5, 25

«Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не бу-
дем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать...
Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Хри-
стов. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот оболь-
щает сам себя. Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет
иметь похвалу только в себе, а не в другом» (ср. Гал. 5, 25; 6, 2-4).

Эти слова сказал Павел. И все они важны. Но самое важное —
первое, о жизни духом. Ибо как наша душа есть жизнь нашего тела,
так же и дух есть жизнь души, и душа живет духом.

И Павел добавляет: «Если мы живем духом, то по духу должны
и поступать». Различаются три вида жизни духом: первый — внеш-
ний; он относится к нам самим и нашим ближним. Второй — по об-
разу Иисуса Христа. Третий — не имеющий образа.

Это о первом способе сказано, что наши мысли и дела не долж-
ны определяться тщеславными желаниями. Всякий день видишь,
как настроенные на мирское со всем пылом рассуждают о почес-
тях и выгоде. Они не поступают по духу, но далеки и от себя са-
мих, и от Бога.

Но есть и другие, они делают вид, что духовны, однако сердце
у них мирское, и думают они во всех случаях о самих себе: о своем


положении и одежде, о дружбе и об обществе. И поступают они не
по духу и дальше от Бога, чем полагают. Такое поведение, когда го-
ворят о духовном и о Боге, а думают только о Я, легко прокрадыва-
ется во все благие способы и слова, помыслы и дела, так что нужно
быть настороже и молить Бога, дабы Он сподобил правильному по-
ведению.

Это то, что касается нас самих. Но правильное поведение прояв-
ляется и во взгляде на своих ближних. Будем миролюбивы, не ста-
нем гневаться и ненавидеть, судить других и нападать на них, но бу-
дем обходиться с ними с кротостью, добротой и любовью. По тому,
кому в какой мере это удалось, судят о том, как преуспел он в жиз-
ни по духу.

Пусть каждый проверит здесь свое поведение и образ жизни,
всегда ли он осознает, что все мы — одно тело Христово и любим
друг друга, и обходимся друг с другом с кротостью, терпением и до-
бротой, и несем ношу другого. Последим за тем, каково наше пове-
дение и поступки по отношению к ближним, чтобы не разрушить
в них храм Божий.

Второй способ, который должен стать нашим обычным, выра-
жается в следовании примеру Христа. Он должен быть нам как
зеркало, дабы на Него направляли мы в меру сил свои мысли и по-
ступки.

Подумайте, как терпелива, кротка, добра, молчалива, верна, мяг-
ка, справедлива и истинна Его присносущая любовь. Об этом мы
должны думать в молитвах и размышлениях и молить Бога, чтобы
сподобил Он нас следовать подобному поведению, дабы отпало от
нас все неподобное Ему и с Ним несоизмеримое.

В таком самоуглублении и уподоблении не обойтись нам без
помощи Божией, и потому всякий день будем молить Его и сле-
дить за тем, чтобы, если Бог нас к тому призовет, оставили бы мы
все мешающее и последовали воле Божьей.

Такая внутренняя молитва проникает на небеса, и тогда нам
становится легче следовать примеру Христа в своем поведении.
Кто делает это, тот не станет жаловаться, что ему что-то мешает:
хочет молиться, но вдруг засыпает, или ждет ответа, но озарение
пропадает. Ибо так и будет, покуда он во всем ищет свое, следуя
за своим Я, а не за Христом.

Ни в чем совершенно не должны мы искать радости и удоволь-
ствий, порабощающих Я, но, будучи не связанными и не отяго-
щенными ничем внешним, должны обратиться вовнутрь, погру-
зившись в глубину своей души, где из Я мы превращаемся в
ничто. Кто именно так откажется от Я и обновится, тот будет воз-
вышен.

Многие так жадны до обладания и удовольствий, что Богу
приходится отбирать их богатство. Если бы отказались они от се-
бя, богатство их не было бы отобрано, напротив, многократно бы


 

 



возросло. Таков плод правильного поведения по духу, оно осво-
бождает от привязанности ко всему, что не Бог.

Третий способ поведения — когда нет пред тобою образов.
Это — крутая, мрачная и одинокая стезя. Здесь женщины становят-
ся мужчинами; ибо здесь отступает внешний человек и вперед вы-
ходит внутренний. Не зная, куда заведет его эта стезя, и, оказав-
шись в темноте и стеснении, он должен пробиться и через то,
и через другое — через знание и незнание — и, подобно стрелку, ко-
торый видит только цель и ничего кроме, смотреть лишь на Бога
и ни на что более.

Когда по этой узкой тропе придет он к двум скалам — «Зна-
нию» и «Незнанию», то пусть не прислоняется и не опирается ни
на одну из них, но протиснется меж ними и идет дальше...

...Подобным же образом, когда приблизится он к двум ска-
лам — «Надежности» и «Ненадежности», то пусть не держится ни
за одну из них, но пройдет посредине. И таким же образом, оста-
ваясь в праведной отрешенности, пусть пройдет он расщелину
меж скалами «Мир» и «Раздор» и минует наконец скалы «Уве-
ренность» и «Страх».

Это означает, что у скал «Знание» и «Незнание» нужно ему хо-
рошенько узнать, откуда он появился и для чего существует,
но прежде всего — кто он таков. Ибо стыдно, когда человек знает
всевозможные вещи, о себе же не зная ничего. А «Незнание» пусть
постигает он сокровеннейшей глубиной своей души, не доступной
никакому знанию, чтобы не дать себя запутать.

...Ибо и в том и в другом можно заблудиться, тем и другим быть
сбитым с толку. Знание может сделать человека заносчивым, не-
знание — повергнуть в ужас. Поэтому следует пройти, не сбив-
шись, меж тем и другим и идти дальше.

Погрузись в свое Ничто, держись за свое НЕ-Я — дух — и осте-
регайся сомнений и раздвоенности, которые поворачивали вспять
столь многих и заставляли вернуться, внушая, что невозможно ид-
ти дальше.

Именно тогда нельзя останавливаться, оглядываясь назад, но,
нужно, доверившись духу, самозабвенно идти дальше. Где так
и делают, там успешно продвигаются вперед

Здесь опять нужно обратить внимание на три вещи:

Первая и решающая из них — это та, что мы оставляем себя
и предоставляем Богу творить в нас волю Свою. Тогда мы живем
по духу.

Вторая — что всеми своими помыслами и чувствами мы обра-
щены к Богу и в Нем пребываем, и во всех мыслях и желаньях
едины с волей Божьей в нас.

Тогда мы поступаем по духу.

Третья же — что мы остерегаемся опираться — будь то из люб-
ви или из страха — на что-либо, что — не Бог, поскольку иначе за-


стрянем мы на узкой тропе между скал, повиснем меж образами
и их отсутствием и низвергнемся в великое стеснение и мрак.

Стеснение это многих заставляет искать совета и помощи из-
вне — в церквах и сектах, у наставников и духовников. Но чем боль-
ше они ищут, тем меньше находят. Некоторые вновь обращаются
к миру, ибо не выдерживают, будучи не в силах вынести это стесне-
ние, и опять оказываются далеко позади, в начале пути.

Те же, кто сохранит покой в этом мраке и оставленности, от-
вергнувшись всякой самости и всех образов, достигнут цели своего
следования и дойдут до вершины.

В чем же заключается цель, к которой они стремятся?

Она в том, что в полуночном мраке, как вспышка, сверкнет бо-
жественный свет и придет уверенность в любви Божьей: в этом
сияющем свете из заветной глубины все вам откроется и сделает-
ся несомненным, и явной станет сокрытая мудрость.

Вы увидите, как, ведомые духом по узкой и мрачной стезе, при-
дете вы в свет, и всем ожиданиям и страданьям наступит конец.
И вы погрузитесь в блаженную отрешенность в самой глубине ду-
ши; и чем глубже и бездонней будет погружение, тем ближе и пол-
нее приблизится к вам Бог и свершит через вас волю Свою.

Сподоби нас, Боже, идти этой узкой тропой через мрак, пока
не забрезжит в нас свет!





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 196 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...