Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О подлинном созерцании



И ныне прославь меня Ты, Отче, у Тебя
самого славою, которую Я имел у Тебя
прежде бытия мира.

Ин. 17,5

То, как Сын Божий, подняв глаза к Небу, сказал: «Прославь ме-
ня, Отче», учит и нас, подобно Ему, воздевать к небу свои руки и чув-
ства, мысли и силы, молясь в Нем, с Ним и через Него. Это — самый
благородный и совершенный труд, который свершает Христос, мо-
литвенно в Духе обращаясь к Отцу.

Такое внутреннее обращение важнее любого внешнего. Многие
предаются молитве и созерцанию, дабы достичь чего-то, или просят
других помолиться о деньгах и добрых словах для их блага. К это-
му внешнему торгу Бог не имеет никакого отношения. Для Него су-
щественно правильное внутреннее поведение, которое на самом де-
ле заключается не в делании, а оставлении дел.

Всецело отвернись от себя самого и всего тварного и, уйдя за
пределы всякой тварности, погрузи свои мысли и чувства в глуби-
ну бездны Божией, в истинную отрешенность от всяких низменных
и возвышенных, внешних и внутренних сил, уйди за грань всяких
чувств и всех чувственных желаний — в совершенное единение
с Богом в сокровеннейшей глубине твоего существа.

Тогда стряхнешь ты с себя все внешние приемы и слова, упраж-
нения и молитвы. И тогда попросишь ты Бога о том, о чем Он хо-
чет, чтобы Его просили: о свершении Его воли для твоего блага
и блага всякого существа.

Сколь мал пфеннинг по сравнению с сотней тысяч золотых ма-
рок, столь же ничтожна всякая внешняя молитва по сравнению
с молитвой внутренней, являющей собой полное оставление себя
самого, погружение и переплавку тварного духа в нетварном духе
Божием, истинную соединенность с Богом.

Если такая соединенность допускает устную молитву, не обед-
няясь этим, то мы молимся устами так же, как и сердцем, ибо два

© Прохоров И. М., перевод, 2000

' Печатается по изданию: Иоханн Таулер. Царство Божие внутри нас. Спб., 2000


хороших способа лучше, чем один. И если просят тебя помолить-
ся, то хорошо, что ты и внешне молишься, вознося, однако же,
при этом мысли свои в светлую высоту Божью.

Если что-то мешает внешней молитве, труд или какое-то заня-
тие, не беспокойся об этом, ибо одна только внешняя молитва — все
равно что солома и мякина в сравнении с благородной пшеницей
внутренней молитвы, как сказал Христос: «Истинный молитвен-
ник должен молиться в духе и истине»(ср. Ин. 4, 23-24). И сподо-
биться этого можно в одно мгновение при подлинном и существен-
ном обращении вовнутрь.

И если самоотдача совершенна, то все наше существо в одно
мгновение погружается в сокровеннейшую глубину, всецело вы-
текшую из вечной глубины Божьей, в которой все присутствует
вечно, совершенно и едино.

Так молился Иисус и так молятся те праведники, которые все
свои дела творят не во времени, но в вечности: они молятся в духе Бо-
жием и живут и действуют в нем, отрешаясь от самих себя. Ибо никто
не может стать чем-то другим, не отрешившись прежде от того, что он
есть. Так, в духе, молятся и действуют дети Божий, отрешаясь от сво-
его вида и образа и тем устремляясь в сверхсущее, где Отец рождает
Сына и они сами возрождаются в Нем, все от Него принимая — и бла-
га, и утраты, и радости и страдания — с равной охотой и полнотой.

И Иисус продолжал: «Молю Тебя, чтобы стали они едины, как
едины Мы»(ср. Ин. 17, 22).

Это единение происходит двумя способами: внутренним
и внешним, непосредственным и косвенным, в духе и в естестве.

Часто это понимают неправильно. Ибо человеческий разум не
сразу постигает, как именно душа соединяется с телом, как она
движет им и как через него проявляется. Как же в таком случае
следует понимать единение с Богом?

Достигшие этого, действуют вне тварного — в нетварности, вне
многообразия — в простоте и единстве. Посреди смятения — они
спокойны, погрузившись в глубине в совершенный покой и отре-
шение и возвращая Богу все, что извечно в Нем пребывало.

Такое внутреннее погружение в Бога более приближает к Не-
му, нежели молитва внешняя, но к нему не могут прийти те, кто
живет только во внешнем и знает только о внешнем человеке.

Могут спросить, какие же пути и методы ведут к высотам безмолв-
ной внутренней молитвы и к абсолютной истине и совершенству.

Христос призвал Иоанна тремя способами, которыми зовет Он
всех людей, стремящихся к наивысшему. Первый раз Он призвал
его, оторвав от мира и сделав апостолом (ср. Мф. 4, 21-22); вто-
рой — дав ему покоиться на сердце Своем (ср. Ин. 13, 23); и тре-
тий и самый совершенный — в день Троицы, когда явлен ему был
Святой Дух (ср. Деян. 2, 1-4): тогда открылись ему врата Царст-
вия Божия и был он в него допущен.


 

 



Первый способ, которым, подобно Иоанну, человек отвлекает-
ся от мира, действенен тогда, когда человек в своей наивысшей
способности и так управляет ими, что научается следить за собой
и разговаривать с другими и относится к ним так же, как хотелось
бы ему, чтобы они разговаривали с ним и поступали по отноше-
нию к нему, дабы помыслы его и устремления приходили от Бога
и к Нему вели и дабы все, что он делает, не имело бы иной цели,
кроме исполнения воли Божьей и покоя и благости человека.

Вот так заберет тебя Христос из мира и сделает апостолом, по-
сланником Божиим, который учит внешнего человека становить-
ся внутренним. Но это только начало божественной жизни.

Второй способ состоит в том, что ты, подобно Иоанну, поко-
ишься на сердце Христовом, ваяя себя по образу Христову и ду-
мая лишь о том, чтобы следовать за Ним и уподобляться Ему
в Его кротости и смирении и в горячей любви, которые расточает
Он в добровольном самоотречении Своим друзьям и врагам и ко-
торые проявляет на всех путях, всеми способами, во всяком мес-
те, куда бы ни позвал Его Отец.

Хотя и небесное и земное царства принадлежали Ему, Он не
владел ими как собственностью, но во всем, что говорил и свер-
шал, думал лишь о воле Отца Своего и блаженстве человека.

Следуй за Ним! Осознай, как же не похож ты еще на этот при-
мер, и обратись вовнутрь, дабы упокоиться на сердце Христовом
и, восприняв от Него свет и силу, стать совершенным. И в то же
время не забывай, что, хотя Иоанн и покоился на Его сердце, все
же и он бросил плащ и убежал, когда схватили Иисуса(ср. Мр. 14,
51-52). Так что смотри, чтобы и ты, если схватят тебя и начнут
пытать, не бросил бы плащ и не предался страху и своеволию!

То, что ты станешь упражняться в обоих этих способах, хорошо
и полезно. И не давай никому сбивать себя с этого с пути. И если
призовет тебя Христос, предстань пред Ним без вида и образа,
предоставь Ему действовать через тебя, стань орудием Его воли!

Если хотя бы на мгновенье ты именно так безмолвно и всеце-
ло предашь Ему себя, Ему это — большая хвала, а тебе — большая
заслуга, нежели целая жизнь, полная внешней аскезы.

Тогда исполнится Слово, по которому Бог явит тебе то, что ни
один глаз не видел и ни одно ухо не слышало, и откроются тебе
врата Царствия Божия.

Поэтому да не упустит человек ни мгновенья своих усилий, что-
бы делаться все совершенней, покуда есть у него хоть какая-то воз-
можность привести внешнего человека во внутреннего. Это не мо-
жет случиться ни за день, ни за год, но требует своего времени.
И для того надобны готовность и отрешенность. Это и есть путь со-
зерцания.

Подай всем нам, Господи, идти этим путем и достигать совер-
шенства!





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 166 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...