Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Иоханн ТАУЛЕР Johannes Tauler



(1300-1361)

Иоханн Таулер родился около 1300 г. в семье богатого купца Ни-
колауса Таулера. Рано обратившись к внутренней духовной жизни
и отказавшись от отцовского наследства, в 15 лет он вступил в до-
миниканский монастырь в Страсбурге. Таулер получил хорошее об-
разование, учась сначала в своем монастыре, вероятней всего у Ио-
ханна фон Штернгассена, а затем в Generalstudium в Кельне, где
стал 'духовным учеником. Мастера Экхарта, что определило всю его
дальнейшую жизнь. Затем, не поехав в Париж для получения магис-
терского звания, чего от него все ожидали в силу его необыкновенной
одаренности и образованности, он вернулся в свой монастырь в
Страсбург, где, за исключением коротких отлучек, он и провел всю
свою жизнь. Там он и умер 13 июня 1361г., и там же погребен.

Внешне не богатая событиями, жизнь Таулера была чрезвычай-
но насыщенной. Он совершенно сознательно отказался от получе-
ния степеней и построения карьеры внутри ордена, на что имел
полное право, будучи дипломированным учителем Священного Пи-
сания.


 

 



В Таулере очень рано проснулся дар проповедника, но проповед-
ника особого рода. Он был учителем, а не начетчиком, «lebemeister»,
а не «lesemeister». Его проповеди в соборах, на площадях и в многочис-
ленных женских монастырях были настолько мощны по глубине
мыслей и чувств, так близки к жизни и так отвечали настроениям
слушателей, что очень быстро Таулер стал одним из самых извест-
ных проповедников своего времени. Сам Таулер никогда не записывал
свои проповеди, это делали его слушатели, записывая их на самые
разные диалекты немецкого языка, которым он вслед за Мастером
Экхартом заговорил со своей паствой. Его проповеди построены по
обычному принципу: фраза из Библии и ее толкование. Но выбор
этих фраз у Таулера абсолютно свободен и не подчинен циклу цер-
ковных чтений, цитирует он, передавая не букву, а дух, поэтому ци-
таты у него очень редко бывают дословно точны и почти никогда не
имеют ссылок.

Самым главным учителем и бесспорным авторитетом для Та-
улера был Мастер Экхарт. Разделяя его взгляды по существу, он
всегда старался смягчить их, чтобы оградить опального учителя
от лишних нападок. Поэтому долгое время многие проповеди Эк-
харта приписывались Таулеру, поскольку слушатели не замечали
различия в их взглядах, не говоря уж о последующих переписчиках.

Главным в мистическом учении Таулера было глубокое внутрен-
нее убеждение, основанное как на знании Священного Писания и уче-
нии отцов Церкви, так и на собственном опыте религиозной жизни:
«Царствие Божие — внутри нас» (Лк. 17, 21). Как представитель
практической мистики и живого деятельного христианства Таулер
был далек от какого-либо фанатизма. Монашескому бегству от ми-
ра он противопоставил задачу преодоления мирского в себе. Он учил,
что Царствие Божие следует искать там, где оно спрятано, —
в глубине души, хотя это и требует от человека огромных усилий
и самоограничения: твори внешнюю жизнь силой внутренней, чтобы
внешнее и внутреннее стали едины и чтобы Царствие Божие стало
внешней и внутренней реальностью. Центральный пункт мистики
Таулера — глубина души, которая одна может стать глубиной бо-
жественной и трудами самого человека предуготованной к рожде-
нию в ней Бога.

Следующий важнейший момент — необходимость самоограниче-
ния или умение оставлять: оставлять все привязанности и ценнос-
ти, все собственные желания, земные или духовные, всякое знание
и все образы. Неизмеримое блаженство заключено не в деятельнос-
ти, а в предоставлении себя воле Божьей. Стань бездеятельным
и безмолвным, оставь себя, не полагайся на разум, сделайся абсо-
лютно пустым — и тогда Бог заполнит эту пустоту.

Однако в мистике Таулера, в отличие от его учителя Экхарта,
меньше умозрительных спекуляций и больше душеспасительных мо-
тивов. Гражданские доблести он делал одним из непременных, хотя


и не главных, условий достижения Царствия Божия. И в этом раз-
гадка его особой популярности в последующие времена. Сам же Та-
улер всегда оставался правоверным католиком, для которого следо-
вание церковным правилам было непременным условием жизни
христианина.

В настоящее время известны 84 подлинные проповеди Таулера, со-
хранившиеся более чем в сотне рукописей. Проповеди были в основном
записаны монахинями, рукописи многократно переписывались и име-
ли широкое хождение в Рейнской области и Нидерландах, некоторые
из них стали известны еще до смерти Таулера. Не исключено, что он
сам их просматривал и, может быть, даже редактировал. Во всяком
случае, они отличаются гораздо большей точностью и грамотнос-
тью текстов, чем записи проповедей Экхарта. К сожалению, не со-
хранились письма, которые Таулер писал своим духовным дочерям.
А о том, что таких писем было много, свидетельствует лишь единст-
венное сохранившееся его письмо с упоминанием об этом.

Печатное издание проповедей Таулера появилось довольно рано —
в Лейпциге, в 1498 г. Затем в течение двух следующих веков труды
Таулера издавались в разных городах Германии, Швейцарии и Нидер-
ландов с частотой раз в 30-40 лет. Примечательно, что был издан
даже перевод на латинский язык, и это значительно расширило круг
его читателей, прибавив к ним почти всю Европу. После такого изда-
тельского бума следует перерыв до середины XIX в., когда с подачи
Карла Розенкранца возникает понятие «немецкая мистика», возоб-
новляется интерес к ней и начинается более или менее серьезное изу-
чение сочинений мистиков вообще и Иоханна Таулера в частности.

Проповеди Таулера поражают своей глубиной, ясностью, энергией
и необыкновенной эмоциональностью языка, по-современному точно-
го и экономного в выражениях. И хотя главные темы проповедей Тау-
лера — глубинная жизнь души, внутренний человек, его победы и пора-
жения, наряду с этим он большое внимание уделял повседневной жизни
человека в миру — необходимости добросовестно и неукоснительно
следовать своему земному предназначению, трудиться, заботиться
о семье и детях. Таулер в гораздо большей степени, чем Экхарт и Сузо
может рассматриваться как предтеча протестантизма. Неудиви-
тельно, что именно на него ссылался Лютер, реформируя Церковь.
И главное, чему он учил, — обретение Бога в себе — задача, которая
рано или поздно может встать перед всеми и каждым, независимо от
конфессиональной принадлежности, и потому помощь в этом такого
учителя, как Таулер, бесценна во все времена.

И. М. Прохорова


Проповеди1





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 241 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...