Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Изречения мастера Экхарта



1. Мастер Экхарт сказал: «Есть люди на земле, они рождают
Господа духовно, как родила Его телесно Мать Его». Его спроси-
ли: «Что это за люди?» Он сказал: «Это те, что свободны от вещей

Печатается по изданию: Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения.
М., 1912,


и созерцают образ правды, и пришли к тому в неведении; они на
земле, но обитель их на небе, и они погружены в покой. Они про-
ходят здесь, как маленькие дети».

2. Смерть, которой умирают в любви и в познании, благород-
нее и ценнее всех дел, что от начала и до сей поры в любви и же-
лании совершало святая христианская Церковь и совершать бу-
дет до конца мира. Все сии дела служат лишь этой смерти, ибо из
этой смерти рождается вечная жизнь.

3. Кто хочет стать тем, чем он должен быть, тот должен перестать
быть тем, что он есть. Когда Бог создал ангелов, они узрели сущест-
во Отца; это было первое дело их. И они узрели Сына, растущего из
сердца Отца точь-в-точь как растет зеленая ветка на дереве. Более
шести тысяч лет созерцают они это радостное зрелище, а как сие
происходит, о том знают они так же мало сегодня, как тогда, когда
были созданы впервые. И это оттого, что так велико то познание: чем
больше познаешь, тем меньше понимаешь.

4. Кто вожделеет высокого, тот высок. Кто вожделеет видеть
Бога, тот должен быть человеком высокого вожделения. Я гово-
рю, что Бог может все, лишь в этом не может Он отказать челове-
ку великого смирения и вожделения, и если человек не находит
Бога, ему недостает или смирения, или вожделения.

5. Кто делает доброе дело, но не делает его исключительно ради
Бога, а имеет при этом еще другие помыслы, кроме Бога, тот уни-
жает достоинство Бога. Ибо все добрые дела — Божьи дела. Когда
же человек в добром деле имеет в виду что-либо иное, кроме Бога,
то честь дела приписывает он иному и тем самым отымает у Бога
Его честь, и все такие дела неплодотворны и ненужны.

6. То, что зажигает сердце человека благоговением и скорее все-
го приводит его к Богу, — для человека самое лучшее во времени.
Но кто хочет стать сыном Отца, тот должен стать чужим всем лю-
дям и себе самому, и быть чистым внутри и иметь просветленную
душу. Человек, оставь самого себя и твори добро без усилия, и при-
ди к наилучшему; или сохрани себя самого, твори с усилием добро
и не приходи к наилучшему никогда.

7. Священное Писание всегда призывает человека к тому, чтобы
он освободился от самого себя. Поскольку ты свободен от себя, по-
стольку ты властен над собой, а поскольку ты властен над собой, по-
стольку ты принадлежишь себе, а поскольку ты принадлежишь се-
бе, постольку принадлежит тебе Бог и все, что Он когда-либо
создал. Поистине, говорю тебе: как Бог — Бог, а я — человек, если бы
ты был так же мало занят самим собой, как мало ты сейчас занят
верховным ангелом, то верховный ангел принадлежал бы тебе, как
ты сам — себе.

8. То, что Бог недвижим, делает все вещи бегущими. Есть не-
что до того резвое, что оно-то и делает все вещи бегущими, так что
они возвращаются туда, откуда изошли; и все же — в себе самом


 



оно неподвижно. И чем благороднее какая-нибудь вещь, тем быс-
трее она бежит.

9. Что есть глагол Божий? Отец взирает на Себя Самого в про-
стом познании и взирает в простую ясность Своего существа; там
видит Он создание всех тварей. Там высказывает Он Себя Само-
го. Слово это ясно, вразумительно и это — Сын.

10. Я говорю: Христос — первый человек. Как так? Первое в мысли
есть последнее в деле. Как крыша — последняя при постройке дома.

11. Если какой-нибудь человек предпочитает одну вещь дру-
гой и если ему милее Бог в одном, чем в другом, то такой человек
груб и незрел, он еще ребенок. Лишь тот стал мужем, для которо-
го Бог равен во всех вещах. Благо тому человеку, для которого все
творения — скорбь и падение.

Его спросили еще: если кто-нибудь хочет забыть себя, должен
ли он заботиться о том, что естественно?

Он сказал: бремя Господне легко и иго Его сладко: Он не хочет
ничего, что не было бы добровольным; то, что тяжело первобытно-
му человеку, умудренному — сердечная радость. Только тому при-
надлежит Царствие Небесное, кто мертв до конца.

Благодать приходит лишь с Духом Святым. Благодать не есть
нечто застывшее, она — вечно становящееся. Истекает она только
из самого сердца Отца без всякого посредства. Благодать сверша-
ет преображение и возвращение в Бога. Она делает душу подобной
Богу. Бог, основа души, и Благодать — едины.

12. Один человек, умудренный в жизни, лучше ста книжных
мудрецов. А жить и читать в Боге — этого достичь никто не может.
Если бы я должен был найти умудренного в Писании, я искал бы
его в Париже и высоких школах высокого искусства. Но если бы
я захотел спросить его о совершенной жизни, то он не мог бы мне
ничего об этом сказать. Куда же мне идти? Только в чистую, сво-
бодную от всего природу; она могла бы сказать мне то, о чем я
с трепетом спросил бы ее. Люди, что ищете вы Живого среди мерт-
вых останков? Отчего не ищете вы живого спасения, которое мо-
жет дать вам вечную жизнь? Ибо мертвому нечего ни дать,
ни взять. И если бы ангел искал Бога в Боге, он не искал бы Его
в другом месте, а только в свободном, чистом, отрешенном от все-
го творения. Совершенство заключается в том, чтобы всякое бед-
ствие, нищету, страдание, злосчастие и позор, всей тяжестью сва-
лившиеся на тебя, переносить добровольно, радостно, свободно,
как желанное, сознательно и спокойно, и так оставаться до смер-
ти без всякого «почему».

13. Бог — нигде. Самым малым Его полно все творение. Самая
сущность Его — нигде.

14. Если бы Бог не был во всех вещах, природа не действовала
бы и не вожделела бы ни в какой вещи. Ибо любо тебе это или нет,
желаешь ли ты это знать или нет, природа в своем сокровеннейшем


ищет и мыслит Бога. Никогда человек не жаждал бы пития, если
бы в этом питии не было бы чего-нибудь от Бога. Природа не пред-
полагала бы ни питья, ни еды, ни отдыха, ни удобства и ничего ино-
го, если бы не было в этом Бога. И она все больше спешит и стре-
мится найти в этом Бога.

15. Когда душа приходит в безымянную обитель, там отдыхает
она, где все вещи — Бог в Боге, там покоится она. Обитель души, ко-
торая есть Бог — безымянна. Я говорю, что Бог неизречен. Одному
из древнейших учителей, нашедшему истину задолго до рождения
Бога, до того как стала христианская вера такой, какова она теперь, —
казалось, что все, что бы он ни сказал о вещах, будет заключать в се-
бе нечто чуждое и ложное, поэтому он хотел молчать. Он не хотел го-
ворить: дай мне хлеба или дай мне пить. Потому не хотел он гово-
рить о вещах, что не мог говорить о них в той чистоте, в которой они
впервые возникли из первопричины. Оттого предпочитал он мол-
чать и выражал просьбу знаками пальцев. И если он не мог говорить
о вещах, то нам подобает хранить полное молчание о Том, Кто пер-
вопричина всех вещей. Мы говорим Бог — Дух. Но это не так: если
бы Бог был Духом, Он был бы изречен. Св. Григорий говорит: «В сущ-
ности мы не можем говорить о Боге. То, что мы говорим о Нем, мы
должны лепетать».

16. Один великий проповедник рассказал в высоком собрании
следующую историю: был однажды человек (о нем можно про-
честь в писаниях святых), целых восемь лет просивший у Бога по-
слать ему человека, который мог бы указать ему путь к правде. Од-
нажды, когда его охватило особенно сильное желание найти
такого человека, был ему голос от Бога, который сказал: «Ступай
к церкви, там найдешь человека, который укажет тебе путь к прав-
де». И он пошел; и увидал бедного человека с ногами израненны-
ми и покрытыми грязью, вся одежда его не стоила трех грошей. Он
поклонился ему и сказал: «Да пошлет тебе Бог доброе утро», а тот
возразил: «У меня никогда не было худого утра!» Он сказал: «Да
пошлет тебе Бог счастья! Почему ты так отвечаешь мне?» Тот воз-
разил: «Никогда не было у меня несчастья». И опять он сказал:
«Ради блаженства твоего, скажи, почему ты мне так отвечаешь?»
Тот возразил: «Я никогда не был неблаженным». Тогда он сказал:
«Да пошлет тебе Бог спасенье! Разъясни мне свои слова, потому
что я не могу их понять». Тот молвил: «Хорошо. Ты мне сказал:
Да пошлет мне Бог доброе утро, а я возразил: у меня никогда не
было плохого утра. Случится мне голодать, я хвалю Бога; терплю
ли скорбь или позор, я хвалю Бога, и потому у меня никогда не бы-
ло плохого утра. Когда ты сказал: да пошлет мне Бог счастья, я
возразил, что у меня никогда не было несчастья. Ибо, что бы ни
послал и ни назначил мне Бог, будь то радость или страданье, кис-
лое или сладкое, я все принимал от Бога как наилучшее — поэто-
му никогда не было у меня несчастья. Ты сказал: «Ради блаженства



моего», тогда я заметил: я никогда не был неблаженным, потому
что всецело отдал свою волю воле Божьей. Чего хочет Бог, того хо-
чу и я, потому никогда я не был неблаженным, ибо только и хотел
одного — Божьей воли». — «Ну, милый человек, а если б Бог захо-
тел бросить тебя в ад, что бы тогда сказал?» Тот отвечал: «Меня!
бросить в ад? Посмотрел бы я, как бы Он это сделал! Но, даже
и тогда, даже если б Он и бросил меня в ад, у меня нашлись бы две
руки, которыми я бы ухватился за Него. Одна, это — истинное
смирение, и им я обвился бы вокруг Него; моя другая рука — лю-
бовь, и ею я обхватил бы Его». Потом он сказал еще: «Я хочу луч-
ше быть в аду с Богом, чем в Царствии Небесном без Него».





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 236 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...