Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
мире становления и природы, но не смешанного с ним, ведения-пре-
бывания в мире идеальных вечно-сущих прообразов всего видимого.
II. ПРИРОДА, ИСКУССТВО И ТЕХНИКА
Искусство и техника - совершенно разные, с точки зрения совре-
менного мышления, области человеческой деятельности. На взгляд
античный это - одно и то же, ~t`ecnj). "Всякое искусство, - говорит
Аристотель, - имеет дело с возникновением, и быть искусным -
значит разуметь, как возникает нечто из вещей, могущих быть и не
быть и чье начало в творце, а не в творимом. Искусство ведь не отно-
сится к тому, что существует или возникает с необходимостью, ни к
тому, что существует или возникает естественно, ибо это имеет начало
в себе самом" (<Никомахова этика> VI 4, 1140а11-17). Раздельным
сферам бытия и становления соответствуют и различные способы обра-
щения к ним: сущему - нерушимое знание-эпистеме, текучему же -
искусство имитации, мнимого уподобления, лишенного всякой непре-
ложности, воспроизведения того, что могло бы быть, но чего в дейст-
вительности нет. Поэтому философия и наука, имеющие дело с
подлинным знанием, лучше, выше и ценнее техники - производства
приспособлений и орудий. И хотя Сократ многих своих собеседников
отыскивал в среде афинских ремесленников ("демиургов"), человек
для греческой культуры - прежде всего существо разумное, способ-
ное к познанию вечного умопостигаемого, а не к производству текучего
и обреченного смерти. Подобное отношение к науке иллюстрирует из-
вестный анекдот, рассказываемый Витрувием: "Аристипп, сократичес-
кий философ, будучи выброшен после кораблекрушения на берег Ро-
доса и увидев начерченные геометрические фигуры, как передают,
сказал громко своим спутникам: будем надеяться на лучшее, ибо я
вижу следы людей" (<06 архитектуре>. - В кн.: Архимед. Сочине-
ния. М., 1962. С. 57).
Техне - это хитрость, умысел, уловка, близкая к механе (цп^аут),
machina) в ловком замысле сделать то, чего нет. Поэтому техника и
механика противопоставлены естеству, природе (ср. Платон, <Ион>
534с). Природа же есть основание или сущность имеющего начало
движения в самом себе (Аристотель, <Метафизика> V 4, 1015а14-
15), тогда как техника, механика или искусство - лишь подража-
тельны и в этом смысле противоестественны. И если наука о природе
(~fusik`j epist`jmj, изучает само по себе существующее, природу, то ме-
ханическое искусство, ~mjcanjk`j t`ecnj, создает (а подобие всегда хуже
оригинала) то, чего не бывает, и тем самым как бы обманывает природу.
Поэтому-то техника, имея дело с возможным, мнимым, рожденным,
не может давать настоящего знания.
Надо, впрочем, заметить, что и в античности находились ученые -
Архит, Евдокс, Архимед, - порою предварявшие математическое до-
казательство механическими построениями, однако и они понимали
ущербность механики и подчиненность ее строгому умозрению, ее при-
годность лишь к тому, чтобы облегчить усмотрение верного ответа, но
не для его обоснования: ведь механическое представление - еще только
намек, ничего не доказывающий и ни к чему не обязывающий. И Ар-
химед пишет Эратосфену: "...Кое-что из того, что ранее было мною
усмотрено с помощью механики, позднее было также доказано и гео-
метрически, так как рассмотрение при помощи этого [механического]
метода еще не является доказательством; однако получить при помо-
щи этого метода некоторое предварительное представление об иссле-
дуемом, а затем найти и само доказательство гораздо удобнее, чем
производить изыскания, ничего не зная" (Архимед, <Послание к Эра-
тосфену: О механических теоремах>. - Сочинения. С. 299; ср. Диоген
Лаэртий. VIII, 79). А вот еще довольно пространное, но очень важное
свидетельство Плутарха: "Механике - науке, любимой многими и
пользовавшейся широким распространением, - положили начало Ев-
докс и Архит. Они желали сделать геометрию интереснее, менее су-
хой, и наглядными примерами, с помощью механики решали задачи,
которые нелегко получались путем логических доказательств и черте-
жей... Платон был недоволен. Он укорял их в том, что они уничтожа
ют математику и лишают ее достоинств, переходя от предметов умопо-
стигаемых, отвлеченных к реальным, и снова сводят ее к занятию
реальными предметами, требующему продолжительной и трудной ра-
боты ремесленника. Тогда механика отделилась от чистой математи-
ки" (<Жизнеописание Марцелла>). В самом деле, несмотря на на-
глядность рассмотрения предмета, механика все же имеет дело лишь с
телесным, становящимся и, возможно, может дать какой-то намек на
правильное решение, но никогда не может гарантировать истинность
этого решения. Математика же рассматривает предметы умопостигае-
мые, вне становления и потому оказывается отделенной от механики.
Итак, механика и техника суть только некоторые вспомогательные
приспособления для движения к истине; когда же истина достигнута,
их отбрасывают и о них больше не вспоминают.
12. ИЕРАРХИЯ НАУК
Последовательное разделение в античности философии и науки
как точного мышления, с одной стороны, и техники и механики - с
другой, предполагает и разделение в рамках самой науки. Платон
стоит на той точке зрения, что чувственно воспринимаемое, текучее и
становящееся нельзя знать точно - лишь приблизительно, более или
менее. Аристотель же хотя и принимает возможность точного знания о
природе, но относит его к особой, не связанной с математикой нау-
ке - физике, строившейся им из совершенно иных оснований (ср.
Платон, <Филеб> 24Ь; Аристотель, <Метафизика> II 3, 995а15-18).
Таким образом, наука познает свой предмет постольку, поскольку не
имеет дела с эмпирической действительностью (чтобы знать поистине,
говорит Платон, надо всей душой отвратиться от мира, от становяще-
гося, умереть для мира и возродиться для истины, ослепнуть физичес-
ки и возродиться духовно). Чувственно постигаемый мир, хотя и не-
сет в себе черты благости своего творца-демиурга, тем не менее не есть
подлинная реальность но слабый ее отблеск и подражание идеальному
сущему, - подобно тому, как техника есть подражание чувственно
воспринимаемой природе. О природе же нельзя рассуждать при помо-
щи математики - здесь она принципиально не приложима, о ней
может быть лишь более или менее правдоподобное мнение (хотя в
<Тимее> Платон и пытается расширить область применения математи-
ки в физике - космологии, - однако космос как целое, звезды как
предмет изучения астрономии почти бессмертны, принадлежат к сфе-
ре всегда-сущего). Математической же точности можно требовать лишь
в отношении нематериальных предметов, ибо они как предмет научного
рассмотрения сопутствуют и предшествуют созерцанию идей и причаст-
ны "умному миру": таковы числа, изучаемые арифметикой, и таковы
геометрические сригуры, изучаемые геометрией.
Таким образом, механика как техника предшествует познанию при-
роды; познание природы предшествует познанию точных законов и
математических сущностей, а математическое знание предваряет по-
знание идеальных бытийных форм. В таком случае, наукой кат e^o^v,
по преимуществу оказывается математика, поскольку имеет дело с
математическими объектами - числами, пребывающими в идеальном,
умопостигаемом космосе, и с геометрическими фигурами, занимающими
промежуточное положение между эйдосами и телами, т.е. прежде все-
го с самим вечно-сущим равным себе бытием (Платон, <Государство>
VII, 527Ь). Но математика - не просто наука считающая, т.е. позво-
ляющая что-либо вычислить, но прежде всего доказывающая, могущая
дать отчет в основаниях собственных суждений. Математика поэтому
служит образцом строгой и точной (в античном смысле) науки, с не-
преложностью и достоверностью утверждающей знание о своем -
вечном и неизменном предмете. Недаром, как говорят, над вратами
платоновской Академии было начертано: "Не геометр да не войдет";
Ямвлих полагал, что без математики нельзя философствовать, первым
введя жанр (философски-) математического комментария (к <Введе-
нию в арифметику> Никомаха), а Марин, биограф Прокла, восклицал:
"О, если бы все было только математикой!" (Элий, <Комментарии к
"Категориям" Аристотеля> 8Ь23).
Потому античные ученые различают математику как науку познания
вечно-сущего, систему знания, где бесконечное множество возможных
задач (материя) охватывается и укладывается в единое доказательное,
т.е. дающее себе отчет в основаниях собственной правильности (форма)
решение, - и логистику, набор рецептов, особое искусство или техни-
ку счета, направленное на решение узкого класса конкретных задач и
не предполагающее универсальности и доказательности. 06 этом сооб-
щает Прокл в своем комментарии к Евклиду: логистика как искусство
счета и измерения была хорошо известна в Египте и на Востоке задолго
до греков, но только греки превратили ее в подлинную науку - не
только дающую ответ, но и уверяющую в правильности полученного
результата. Как говорит античный схолиаст, "логистика есть рассмот-
рение (Becopiot) объектов, к которым приложимы числа, а не чисел
самих по себе, но единое - как единицу, счисляемое - как число,
как, например, число три - как тройку [любых предметов], десять -
ййЫ
как десятку, применяя теоремы арифметики к подобным случаям"
(Схолии к <Хармиду> Платона, 156е). И хотя как арифметика, так и
логистика направлены на познание чисел, различие меж ними невоз-
можно игнорировать: ведь если первая изучает числа сами по себе как
субстанцию, то вторая - в их отношении к другому, т.е. как функ-
цию (ср. Платон, <Горгий> 451с).
Из античных принципов иерархии и телеологии проистекают важ-
ные следствия для понимания структуры и соотношения различных
наук. Познание истинно сущего для античного мыслителя - прекрас-
ное и достойное (быть может, достойнейшее) дело, однако при этом
одна наука оказывается выше другой по степени точности, совершен-
ства и ценности открываемого ею знания и предмета ее рассмотрения.
Поэтому "низшие науки" - ради высших и подчинены им, и матема-
тика важна не только как наука, при помощи которой постигаются
числа - представители вечного умопостигаемого космоса, но также и
как приуготовление к познанию и созерцанию высших сущностей: мате-
матикой следует заниматься ради диалектики (Платон, <Государство>
VII, 518d слл.; ср.: Аристотель, <Метафизика> 1 9, 992а32). Кроме
того, если иметь в виду превосходство теоретической деятельности
над практической, становится понятным, что науки об умозрительном
отделены от искусств творения, выше и лучше их (Аристотель, <Мета-
физика> 11,98^а1).
Ясно, что в таком случае науки должны образовывать иерархию, и
античные мыслители (с определенного времени) разрабатывают под-
робные классификации наук. Известно аристотелевское деление на-
ук или философии вообще на пойетические - низшие и наименее
ценные, создающие свой предмет с достаточной степенью произвола,
хотя, конечно, в соответствии с изначально данным, открывающимся
через них образцом: таковы риторика и поэтика. Далее следует практи-
ческая философия (и это членение по сей день сохраняется в филосо-
фии): этика и политика. (К ним можно добавить ойкономию - эконо-
мику. Тогда этика может рассматриваться как искусство управления
отдельным человеком или самим собой, экономика - несколькими
людьми, хозяйственной общностью (в античности - семьей, т.к.
ойкос - дом), политика же - многими, - всеми гражданами и поддан-
ными полиса-государства.)
Наконец, высшее, теоретическое умозрение - это физика, мате-
матика и первая философия, или теология, которая и составляет смысл
и цель познания и которую предваряют все другие науки. Известна,
впрочем, и несколько иная, предложенная стоиками и бывшая в ходу
в древней Академии классификация: теоретическая - практическая -
логическая философия, или физика - этика - логика, которую можно
интерпретировать как рассматривающую данное, должное, необходи-
мое. Важно отметить, что разные науки связывают и с разными способ-
ностями души: арифметику - с умом (разумом), геометрию - с рассуд-
ком и воображением (Платон, <Государство> VI, 51 Id).
Из трех высших наук физика занимается изучением существующего
самостоятельно и подвижного, математика рассматривает не сущест-
вующее самостоятельно и неподвижное, первая же философия -
существующее самостоятельно (т.е. субстанцию) и неподвижное (ибо
покой, с точки зрения античной, лучше и выше движения) (Аристо-
тель, <Метафизика> VI 1, 1026а20; XI 7, 1064Ь2-6). (Стоит, впрочем,
заметить, что Аристотель, с его реалистическим устремлением изучать
то, что существует по природе, в более поздних работах ставит физи-
ку выше математики.) Важно отметить, что физика и математика про-
тивопоставлены и никогда не отождествляются ни в предмете, ни в
методе: "Наиболее физические из математических наук, - говорит
Аристотель, - как-то: оптика, учение о гармонии и астрономия... в
некотором отношении обратны геометрии, ибо геометрия рассматри-
вает физическую линию, но не поскольку она физическая, а оптика
же - математическую линию, но не как математическую, а как физичес-
кую" (<Физика> II 2,194а8-13).
Да и сама математика имеет подразделения. "Математика" в пер-
вичном и собственном смысле слова - умозрение или учение о
циЭтщити, предметах точного и строгого умозрения, которые только и
можно знать достоверно (ненаглядно и с непреложностью). Так, Пла-
тон говорит о пяти отраслях или разделах математики, выстроенных и
иерархически упорядоченных по степени точности и истинности: ариф-
метике, геометрии, стереометрии (которая, впрочем, может рассмат-
риваться как часть геометрии), астрономии и гармонике, или музыке
(<Государство> VII, 525а-530<3). Анатолий же, учитель Ямвлиха, утвер-
ждает: "Есть два основных раздела математики, первичные и наиболее
почитаемые <т.е. имеющие дело с чисто мыслимыми, а не чувственно
воспринимаемыми вещами>, а именно, арифметика и геометрия. И
есть шесть разделов математики, рассматривающие чувственно воспри-
нимаемые предметы <т.е. близкие искусству или технике>: логистика,
геодезия <т.е. искусство измерения поверхностей и о6ъемов>, оптика,
каноника <т.е. теория музыкальных интервалов>, механика и астроно-
мия" (Анатолий, Ар. Heron. Def. 164, 9-18).
Но не только науки и разделы науки образуют иерархию - ее
можно обнаружить также и в самих математических задачах: наибо-
лее совершенные и потому ценные задачи - плоские, такие, которые
решаются при помощи простейших и наиболее совершенных линий -
круга и прямой, далее следуют телесные (решаемые при помощи бо-
лее сложных линий).
О разделении наук учили еще пифагорейцы - в средние века
хорошо известно было "четырехпутье" (а если есть путь, то он дол-
жен куда-то вести), по-латински - квадривиум, четыре высшие нау-
ки. Но почему ж"е насчитывается именно четыре первые науки? Ясное
и красивое объяснение пифагорейской классификации дает Прокл в
комментарии к <Началам> Евклида, показывая, что она вовсе не случай-
на и основывается на принципах греческого умозрения. Именно, вся-
кая сущность может рассматриваться либо как качественная, либо как
количественная, что соответствует античному разделению дискретно-
го-бытийного и непрерывного-инакового. И первая может браться сама
по себе, субстанционально - ее изучает арифметика, - либо в отно-
шении к другому, функционально - ее изучает музыка. Вторая же -
либо неподвижна, и тогда она - предмет геометрии, либо подвижна,
и тогда она составляет предмет рассмотрения астрономии, или сфери-
ки. Таким образом, мы видим, что в античности геометрия неизменно
отделяется от арифметики, поскольку существенно разнятся по сво-
ему предмету: первая изучает величину-непрерывное, вторая же -
число-дискретное, не сводимые одно к другому и отличающиеся, как
становление от бытия.
13. КОСМОС И ДВИЖЕНИЕ
Итак, античный космос представляется как иерархическое
конечное живое существо, замысленное и сотворенное демиургом,
гармонически расчисленное и обустроенное. В космосе у каждого
у человека, вещи, события - есть свое место и тем самым - свой
смысл (Платон, <Тимей> 30с-31а, 69с; Аристотель, <Метафизика>
XII 10, 1075а23-24). Космос устроен наилучшим образом и существу-
ет естественно, по природе - и в этом его естестве проявляется логос,
ведь "природа, - замечает Аристотель, - как это видно из ее явле-
ний, не так бессвязна, как плохая трагедия" (<Метафизика> XIV 3,
1090Ы9-20). В космосе находит проявление и отражение, пусть несо-
вершенное, гармония идеального мира: демиург, Творец мира, упоря-
дочил в нем стихии - первичные составляющие космоса - четыре
элемента при помощи идей и чисел (Платон, <Тимей> 53Ь). И гармо-
ничное это уложение космоса проявляется на всех уровнях иерархии,
так что человек - тоже космос, хотя и малый - микрокосм.
Как мы помним, греческая наука считала невозможным изучать
движение средствами математики - нельзя создать математической
теории движения, а в телах нет числа. Покой выше движения (и со-
ставляет цель его), ибо покой соответствует единому, а движение -
множеству. Покой же - это не покой камня, ибо камень на самом
деле текуч. Для греческой мысли покой - это тождественность пребы-
вания, бытия вне течения и изменения, - в вечности единомгновен-
ной собранности момента "теперь". В самом деле, движение прежде
всего связано с неким изменением. Именно поэтому Аристотель раз-
личает четыре различных вида движения (Kivn(7iq): 1) возникновение
и уничтожение, 2) качественное изменение, 3) рост и убыль - количес-
твенное изменение и 4) перемещение (принимаемое новой наукой за
единственный вид движения). По определению Стагирита, "движение
есть действительность существующего в возможности, поскольку [по-
следнее] таково" (Аристотель, <Физика> III 1, 201а11-12). И хотя
Декарт будет жаловаться на туманность и непонятность этого опреде-
ления, смысл его достаточно ясен: движение характеризует переход
движущегося в состояние, являющееся его телосом, целью, и потому
выражает переход от возможного, потенциального, к завершенному,
ставшему.
Поэтому перипатетическая теория движения качественна, а не ко-
личественна (Аристотель, <Категории> 4Ь20 слл.). Надо иметь в виду,
что в античной науке нет понятия переменной величины: в отличие
от представлений нововременной науки и метафизики количество
рассматривается как неделимое (ибо число - дискретно: если лоша-
дей три, то их именно три, а если две, то это уже совсем иное количес-
тво), качество же - как делимое, т.е. имеющее степень (предмет
может быть более или менее холодным, синим и т.д.). Иначе говоря,
количество оказывается близким понятию идеальной формы, тогда
как качество - материи, и потому качественная характеристика лучше
подходит для описания движения.
Основные признаки движения в перипатетической физике тако-
вы: 1) движение совершается всегда ради чего-то, т.е. оно телеоло-
гично, предполагает объективную цель - телос или топос в космосе
(место-тота>; как цель как бы притягивает "по природе" к себе движуще-
еся. - Аристотель, <Физика> VIII 4, 255а3 слл.), где только всякая
вещь, всякое сущее и обретает свое физическое и смысловое заверше-
ние. Место, выступая как граница, т.е. определяющее и ограничиваю-
щее начало, оказывается близким форме - идеальному бытийному и
смысловому принципу вещи и структурно-упорядочивающему началу.
Место при этом отлично от пространства, которое, напротив, рас-
сматривается как близкое небытию материи (Платон, <Тимей> 52Ь).
Движения 2) разделяются на естественные, природные, относитель-
но которых и высказывается физика как наука, и движения искусст-
венные, противоестественные и в этом смысле произвольные, поскольку
они не имеют объективной цели. Далее, 3) движение, проявляющее
стихию становления, непрерывно, а потому 4) связано с неопреде-
ленностью, т.е. бесконечностью. Наконец, 5) движение всегда пред-
полагает дуализм двигателя и движимого, коренящийся в различении
самой вещи, находящейся в переходе, пути, становлении, и предела ее
стремления, цели. По этой причине движение не существует помимо
движущейся вещи, его невозможно рассматривать само по себе, по-
скольку оно представляет' небытийное становление, стремящееся, но
еще не ставшее, у которого нет ни логоса, ни эйдоса, ни смысла, ни
определения.
Какое же движение наилучшее и наиболее совершенное? Это дви-
жение круговое (Аристотель, <Физика> VIII 8, 261b28-29: <Метафизи-
ка> XII 7, 1072а21 слл.). Почему? Потому, что оно проще и в большей
мере представляет единое и тождественное, оно - движение естест-
венное, тогда как непрерывное движение по прямой вовсе невозможно.
В самом деле, господство в античном мышлении конечной определен-
ности не позволяет рассматривать как актуально или же потенциально
бесконечную прямую, поэтому, когда греческий ученый говорит о "пря-
мой", он всегда имеет в виду ограниченный отрезок. Вдоль отрезка
же, очевидно, нельзя двигаться постоянно в одном направлении: неиз-
бежно произойдет остановка и движение обратится вспять. Но подоб-
ное движение не может быть естественным, ибо оно не тождественно
по своей направленности и скорости и потому также и по понятию и
определению.
Есть и еще одна важная причина превосходства кругового движе-
ния над непрерывным. "Почему [небо], - вопрошает Плотин, - дви-
жется по кругу? - Потому, что подражает уму" (<Эннеады> II, 2, 1).
Ум же собран в себе, самосущ и движется неподвижным самотождест-
венным движением-пребыванием вокруг единого, при едином и к еди-
ному. Оставаясь тождественным, неизменно пребывая, он находится в
неизменной энергийной деятельности. Поэтому об уме можно сказать,
что он постоянно, в вечности и от вечности мысля, пребывает в непод-
вижном и вместе с тем находится в своего рода замкнутом и всегда
себе равном движении: "Так движется ум - пребывает неподвижным
и движется, а именно, вокруг себя самого. Так же движется по кругу
и весь космос и одновременно стоит на месте" (Плотин, <Эннеады> II,
2, 3; ср. Платон, <Тимей> Збе).
Потому-то круговое движение, неизменное и самотождественное,
наилучшее и наиболее точное подражание уму. Движение по кругу
как бы и одновременно и движется, и покоится (являя собой аналог
инерционного движения по прямой, в то время как в физике Нового
времени считается, что круговое движение требует приложения си-
лы), - оно есть и состояние, и движение. Как и всякое движение,
будучи причастно инаковости (что обнаруживается в его нескончаемо-
сти, непрерывности и бесконечности, а также в совмещении в нем
противоположных тенденций и начал: в нем есть нечто и только от
числа, и от величины), круговое обращение тем не менее являет (и это
видно в самой форме его - совершеннейшей фигуре круга) также и
постоянность тождественного пребывания.
14. МАТЕРИЯ
Материя как крайняя оконечность иерархии целого представляет
одну из важнейших философских проблем античности. Что же такое
материя? Платон описывает ее как "восприемницу", "кормилицу", пес-
тующую и вынашивающую в себе чистый идеальный образец-эйдос
(<Тимей> 49а-51а; ср. Плотин, <Эннеады> III, 6, 11-13; Плутарх,
<06 Изиде и Осирисе> 56, 373). Материя - это то, что все воспри-
емлет и помещает в себе. Материя - это то, что не имеет ничего
своего - ни положительных свойств, ни определения, но выступает
лишь как чистая отрицательность, как иное, как не то и не это, -
ничто. Там, где форма - свет, материя - тьма, пустота, неисследи-
мая бездна и глубина, образ слабый и бессильный, темный и неясный
и даже - радикальное зло (Плотин, <Эннеады> II, 4, 5; II, 5, 5; ср.
Ориген, <Против Цельса> IV, 63). Материя - ни душа, ни ум, ни
жизнь, ни эйдос, ни логос, ирреальное и нетелесное (ибо тело - все
же нечто определенное), бесформенное, бескачественное и бесколичес-
твенное, не имеющее облика и величины.
К античному (достаточно позднему) "понятию" о материи (насколь-
ко ей вообще может соответствовать понятие) всего ближе платонов-
ско-пифагорейская "неопределенная двоица", представляющая ина-
ковость как "большое и малое", "более или менее", "недостаток и
избыток". Она - не предел, но само беспредельное ((xnelpov): в самом
деле, признак беспредельного - возможность принимать как боль-
шее, так и меньшее (Платон, <Парменид> 157Ь-160Ь; ср. отрывки из
несохранившегося сочинения Платона <О благе>; <Филеб> 24а-Ь;
Аристотель, <Метафизика> 1 6, 987Ы9; Плотин, <Эннеады> II 4, 15;
III 6, 7). Материя также - лишенность, нужда разумения, добродетели,
красоты, силы, формы, вида. Непричастная форме, материя влекома
туда и сюда и входит в любые формы. В материи нет подлинного
различия, которое возможно только в свете и в присутствии чистой
формы-эйдоса, но чисто отрицательно она отделена от всего, как-то
причастного форме и лику, хотя и не остается сама по себе бесфор-
менной, но оформляется в вещах.
Поэтому и всякое определение материи должно быть апофатичес-
ким, т.е. отрицательным (и притом оно не может быть строгим): мате-
рия - это нечто крайне неопределенное, не то и не это, небытие. Как
говорит Порфирий в <Сентенциях>, "согласно древним, свойства ма-
терии таковы: она бестелесна, ибо отлична от тел, лишена жизни, ибо
она - не ум, не душа и не живое само по себе, безвидна, изменчива,
беспредельна, бессильна. И потому она не является сушим, но - аб-
солютно не-сущим (о-ок ov). Она - не то сущее, которое есть [посто-
янное] движение [и изменение], но не-сущее (цп ov)" (21).
В этом смысле материя представляет чистую инаковость. Несмотря
на стоящее несколько особняком мнение античных стоиков, полагав-
ших, что материя - это субстрат телесного, близкий субстанции, Ари-
стотель, по-видимому, выражает общеантичное мнение, когда говорит,
что "иное" Анаксагора соответствует "неопределенному, которое мы при-
знаем до того, как оно стало определенным и причастным какой-нибудь
форме" (<Метафизика> 1 8, 989 b 17-19).
В материи является хаос, а потому также и отсутствие какой-либо
цели, в ней все может быть иначе в отличие от подлинного бытия. В
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 185 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!