Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Б 28 В № 43. Рифма, классификация рифм. Основные способы рифмовки



Рифма — всякий звуковой повтор, несущий организационную функцию в метрической композиции стихотворения (Жирмунский).

Рифма — явление историческое. Античная поэзия ее чуждалась. В европейской она появилась в средние века. Русская былина и песня не имеют рифмы как постоянного спутника стихов, если не считать молодого жанра, частушки, в который рифма проникла из книжной поэзии. Однако именно из синтаксического параллелизма в песнях и былинах рифма берет свое начало.

Он ведь нивушку свою орати,

Еще белую пшеницу засевати,

Родну матушку хочет кормити

В 17в. Преобладали рифмы грамматические, или суффиксально-флективные, т.е. Образованные созвучием суффиксов и флексий (отлагаем-зачинаем, нехотящий-зрящий).

В 18 веке стали цениться разнородные рифмы. Установилось требование точной рифмы, господствовашей до 19 в и даже до сегодняшнего дня.

Точной рифмой называется такая, в которой звуки совпадают, начиная от ударного гласного и до конца слова (звуки — муки — руки — науки).

Богатой рифмой называется такая, в которой созвучны опорные гласные (гласные перед ударным гласным)(ревновать — изнывать — убивать).

В достаточной рифме созвучны окончания после ударной гласной; опорные согласные различны (лицемерить — верить).

Мужские рифмы с открытым последним слогом должны быть богатыми, иначе созвучен только один гласный звук (она — душа — рука), и такая рифма ощущается как недостаточная.

Также рифмы бывают экзотическими (Рифейский — адмиралтейский), тавтологическими, омонимическими, сквозной (рифмуются все слова рифмующихся строк), панторифмами (седеет к октябрю сова).

Основные способы рифмовки: парная, перекрестная, кольцевая. Если рифмы внутри строки ограничиваются фиксированными, предсказуемыми местами, то они называются внутренними рифмами. Есть также начальные рифмы (начальные слова смежных строк), цепные (последнее слово рифмуется с первым в след. строке)

Кроме стиха рифмованного и нерифмованного возможен стих полурифмованный – такой, в котором часть стихоразделов отмечается рифмами, а часть – нет.

29 Происхождение искусства. Искусство приобрело свои основные черты еще в античности, но там оно не сразу начало мыслиться как особый вид деятельности. Вплоть до Платона «искусством» называлось и умение строить дома, и навыки кораблевождения, и врачевание, и управление государством, и поэзия, и философия, и риторика. Сначала этот процесс обособления собственно эстетической деятельности, то есть искусства в нашем понимании, начался в конкретных ремеслах, а затем был перенесен и в область духовной деятельности, где эстетическое также не было сначала обособлено от утилитарного, этического и познавательного. Никто точно не может сейчас определить время возникновения искусства. Но множество данных свидетельствует о том, что зарождалось искусство в эпоху появления Человека Разумного. Проблема появления искусства неразрывно связана с проблемой возникновения человека. Как существует несколько теорий происхождения человека, так существует и несколько теорий происхождения искусства. Божественная теория происхождения искусства связана с теорией происхождения человека, изложенной в Библии: «человек был создан Богом по его образу и подобию». Именно духовное начало человека предопределило появление искусства. Крупный эстетик и искусствовед Михелес Панаотис так пишет о связи искусства с божественным. «Между человеком и божеством стоит природа, Вселенная, дающая человеку самые простые образы, на тему которых он размышляет, стимулирует простейшие, но сильные эмоции: страх, смятение, покой. Человек, микрокосм, не только противостоит макрокосму, но и связан с ним посредством божественного. Более того, впечатления человека не лишены эстетического характера, и образы природы, питая религиозное воображение, дают мастеру модели и вдохновляют художника на самовыражение посредством этих моделей. С помощью искусства и ремесла (которые вначале не разделялись) примитивный человек не только имитирует и символизирует стихию, но и завоевывает ее, потому что уже конструирует и создает. Он не только властвует над духом дикого животного, изображая его на стенах пещеры; он создает крытые жилища, хранит воду в сосудах, изобретает колесо. Микрокосм, обогащенный искусством и ремеслом, духовным и техническим завоеваниями, смело смотрит в лицо макрокосму».





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 485 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...