Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория



К изобразительно-выразительным средствам языка ху­дожественного произведения относятся: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, гипербола, аллегория и другие.

37 Сравнение — изобразительный прием, в котором одно явление или понятие проясняется путем сопоставления с другим явлением. Синтаксически сравнение выражается при помощи сравнительных союзов как, будто, словно, точно, похож, ровно, как будто, что. Например,

И непохожа на полет Походка медленная эта, Как будто под ногами плот, А не квадратики паркета.

Заплаканная осень, как вдова

В одеждах черных, все сердца туманит...

Ты рванулась движеньем испуганной птицы, Ты прошла, словно сон мой легка... И вздохнули духи, задремали ресницы, Зашептались тревожно шелка.

Есть и бессоюзные сравнения: «У меня ли молодца куд­ри — чистый лен» (Некрасов); «И песня и стих — это бом­ба и знамя» (Маяковский). Сравнение также может быть выражено в форме творительного падежа: «Словно крош­кой в руках улеглось» (Безыменский); «Соловьем залет­ным юность пролетела» (Кольцов); «Лежал закат костром багровым» (Ахматова).

Сближение разных предметов помогает раскрыть в объ­екте сравнения, кроме основного признака, также ряд до­полнительных.

По своей форме сравнения бывают прямыми и отрица­тельными. Прямое сравнение — сопоставление предметов или явлений в прямой, утвердительной форме. В отрица­тельных сравнениях внешне явления отдельны, но внут­ренне сближены:

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Сравнение может проходить через все произведение. Например, в лермонтовском стихотворении «Поэт» творче­ство поэта сравнивается с кинжалом, который из грозного оружия превратился в украшение, висящее на ковре, а по­эт «утратил свое назначенье».

Эпитет — художественное, образное определение; сло­во, определяющее предмет или явление, подчеркивающее какие-либо его качества, свойства, признаки. Чаще всего эпитет имеет метафорическую форму, то есть имеет пере­носный смысл (в отличие от обычного определения): золо­тые руки, золотая роща, железная хватка и т. д.

Эпитеты бывают простыми и сложными. Простые эпи­теты выражаются одним словом (тяжелозмейные волосы). В состав сложных эпитетов может входить целая фраза. Например:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя,

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

В этой строфе Пушкина первые две строки — сложный эпитет к местоимению «ты».

Эпитетами могут быть различные части речи:

— прилагательные (глухая ночь);

— существительные (волшебница-зима);

— наречия (волны ласково катились на берег);

— деепричастия (играючи расходится ветер).
Метафора — перенос по сходству; вид тропа (троп -— слово в иносказательном значении), в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений в языке. Метафора, как и сравнение, переносит свойства одного предмета или явления на другой. Но, в отличие от сравнения, где присутствуют оба компонента (то, что срав­нивают, и то, с чем сравнивают), в метафоре присутствует только один. Второй как бы скрыт, он только подразуме­вается. Надо уметь видеть второй, скрытый план метафо­ры. Метафора заставляет работать мысль и воображение. Например:

Багровый и белый отброшен и скомкан,

в зеленый бросали горстями дукаты,

а черным ладоням сбежавшихся окон

раздали горящие желтые карты.

Эта строфа стихотворения Маяковского «Багровый и бе­лый» буквально пронизана метафорами. «Багровый», «бе­лый» и «зеленый», в который «бросали» горстями дука­ты — краски заката, дукаты — звезды, высыпавшие на ночное небо. «Горящие желтые карты» — свет, зажегший­ся в окнах с наступлением темноты.

Метафора — самый емкий троп. Она способна высветить предмет или явление с совершенно новой, необычной сторо­ны, сделать тест неповторимо поэтичным. Метафоры бывают простыми и развернутыми. Развернутыми называются те ме­тафоры, в которых метафорический образ охватывает, напри­мер, несколько фраз. Развернутой метафорой является, на­пример, образ «птицы-тройки» в «Мертвых душах» Гоголя.

10 Метонимия перенос по смежности. В этом случае яв­ления находятся в какой-либо связи друг с другом: «всю ночь глаз не смыкал», то есть не спал (смыкание глаз — это внешнее выражение покоя). Виды метонимии:

— уподобление внешнего выражения внутреннему состо­янию («сидеть сложа руки»);

— метонимия места, уподобление того, что где-либо поме­щается с тем, что его вмещает («аудитория ведет себя хо­рошо»). Часто в двух или нескольких словах содержится одновременно и метафора, и метонимия: «зал кипит»;

- метонимия принадлежности, когда предмет уподобля­ется тому, кому он принадлежит: «ехать на извозчи­ке», «люблю читать Шекспира»;

— уподобление действия его орудию: «предать огню
и мечу», «бойкое перо».

Гипербола — художественный прием, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого пред­мета или явления. С помощью гиперболы писатель может усилить впечатление от достоинств или недостатков своих героев, свойств предметов и явлений. Например, знамени­тое гоголевское выражение «Редкая птица долетит до сере­дины Днепра» — явное преувеличение размеров реки.

Аллегория — изображение отвлеченного (абстрактного) понятия через конкретный образ, когда одно явление изоб­ражается и характеризуется через другое. Аллегория со­стоит из двух элементов:

1) смыслового — это какое-либо понятие или явление
(мудрость, хитрость, доброта, детство, природа и др.), ко­торое стремится изобразить автор, не называя его;

2) образно-предметного — это конкретный предмет, су­щество, изображенное в художественном произведении и представляющее названное понятие или явление.

Связь аллегории с обозначаемым понятием более прямая и однозначная, чем, например, у символа. В основном ал­легория выражает строго определенный предмет или поня­тие (связь между образом и понятием, изображением и его смыслом устанавливается по аналогии). Традиционно алле­гория используется в басне, притче. Классический пример аллегории — женщина с завязанными глазами и с весами в руках, богиня Фемида, аллегория правосудия.





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 1956 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...