Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 11,12,13. Литературные роды. Жанры литературы



16 Эпос, лирика, драма

Литературный род — группа жанров, обладающих сходными структурными признаками или Литературные роды – обобщенные типы словесного художественного творчества, основные способы построения произведений, различающиеся соотношением мира и человека в создаваемых художниками картинах жизни.

Традиционное разделение литературы на три рода восходит к «Поэтике» Аристотеля (4 в. до н.э.), где роды различаются по тому, как подражает писатель, т.е. в каком отношении он находится к предмету подражания.

В трудах Г.Гегеля идея трех родов получила философско-логическое обоснование:

в эпических произведениях преобладает событие;

в лирических – переживание;

в драматических – действие.

В России теория трех родов разрабатывались В.Г.Белинским, А.Н.Веселовским и др.

Интенсивный процесс развития и взаимодействия литературных родов продолжается в поэзии, прозе и драматургии – система литературных родов внутренне динамична.

В литературе происходит смена индивидуальных «жанров» или «жанровых форм», «жанровых разновидностей», вызванная тем, что общественное развитие требует от художников слова поисков новых путей эстетического познания действительности.

Художественные произведения очень отличаются по вы­бору изображаемых явлений действительности, по спосо­бам ее изображения, по преобладанию объективного или субъективного начал, по композиции, по формам словес­ного выражения, по изобразительно-выразительным сред­ствам. Но при этом все эти разнообразные литературные произведения можно поделить на три рода — эпос, лирику и драму. Деление на роды обусловлено различными под­ходами к изображению мира и человека: эпос объективно изображает человека, для лирики характерен субъекти­визм, а драма изображает человека в действии.

Эпос (по-гречески означает повествование, рассказ) — повествование о событиях в прошлом, сосредоточен на объ­екте, на изображении внешнего мира. Основными призна­ками эпоса как литературного рода выступают события, действия как предмет изображения (событийность) и повес­твование как типичная, но не единственная форма словес­ного выражения в эпосе, потому что в крупных эпических произведениях присутствуют и описания, и рассуждения, и лирические отступления (что связывает эпос с лирикой), и диалоги (что связывает эпос с драмой). Эпическое про­изведение не ограничено какими-либо пространственными или временными рамками. Оно может охватывать множе­ство событий и большое количество персонажей. В эпосе большую роль играет беспристрастный, объективный по­вествователь (произведения Гончарова, Чехова) или рас­сказчик («Повести Белкина* Пушкина). Иногда повество­ватель передает историю со слов рассказчика («Человек в футляре» Чехова, «Старуха Изергиль» Горького).

Лирика (от греч. lyra — музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи и песни), в отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются законченные ха­рактеры, действующие в различных обстоятельствах, ри­сует отдельные состояния героя в отдельные моменты его жизни. Лирика изображает внутренний мир личности в его становлении и смене впечатлении, настроении, ассо­циаций. Лирика, в отличие от эпоса, субъективна, чувства и переживания лирического героя занимают в ней глав­ное место, отодвигая на второй план жизненные ситуации, поступки, действия. Как правило, в лирике отсутствует событийный сюжет. В лирическом произведении может присутствовать описание какого-либо события, предмета, картин природы, но оно ценно не само по себе, а служит целям самовыражения.

Драма изображает человека в действии, в конфликтной ситуации. Большинство драм построено на внешнем дей­ствии, которое связано с противоборством, противостоянием героев. Но может преобладать и внутреннее действие (герои не столько действуют, сколько переживают и размышляют, как в пьесах Чехова, Горького, Метерлинка, Шоу). Драма­тические произведения, как и эпические, изображают со­бытия, поступки людей и их взаимоотношения, но в драме отсутствует повествователь и описательное изображение. Авторская речь является вспомогательной и образует по­бочный текст произведения, который включает в себя: спи­сок действующих лиц, иногда их краткие характеристики; обозначение времени и места действия, описание сцени­ческой обстановки в начале картин, явлений, актов, дей­ствий; ремарки, в которых даются указания на интонацию, движения, мимику персонажей. Основной текст драмати­ческого произведения составляют монологи и диалоги пер­сонажей, которые создают иллюзию настоящего времени.

Таким образом, эпос рассказывает, закрепляет в слове внешнюю реальность, события и факты, драма делает то же самое, но не от лица автора, а в непосредственной беседе, диалоге самих действующих лиц, лирика же сосредоточи­вает свое внимание не на внешнем, а на внутреннем мире.

всех этих трех видов поэзии, их слияние в одно художе­ственное целое или осуществляется комбинация лирики и эпоса (стихотворения в прозе), эпоса и драмы (эпическая драма), драмы и лирики (лирическая драма). Кроме того, деление литературы на роды не совпадает с ее членением на поэзию и прозу. Каждый из литературных родов вклю­чает в себя и поэтические (стихотворные) и прозаические (нестихотворные) произведения. Например, по своей родо­вой основе эпическими являются роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин», поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Многие драматические произведения написаны в стихах: комедия Грибоедова «Горе от ума», трагедия Пушкина «Борис Годунов» и другие.

Деление на роды — первое деление в классификации литературных произведений. Следующей ступенью явля­ется деление каждого рода на жанры. Жанр — историчес­ки сложившийся тип литературного произведения. Жан­ры бывают: эпические (роман, повесть, рассказ, очерк, притча), лирические (лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет) и драматические (коме­дия, трагедия, драма). Наконец, жанры обычно получа­ют дальнейшие подразделения (например, бытовой роман, авантюрный роман, психологический роман и т. п.). Кро­ме того, все жанры по объему принято делить на крупные (роман, роман-эпопея), средние (повесть, поэма) и малые (рассказ, новелла, очерк).





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 1063 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...