Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Теория П.Я.Гальперина



о поэтапном формировании умственных действий и понятий

I. Этап ориентировки. Подготовка к восприятию нового материала, актуализация знаний, умений и навыков.

II.Этап пробуждения интереса. Устанавливаем, какова задача, для чего нужны эти знания, умения. Целеполагание.

III.Этап сообщения новых знаний. Сообщение учителем, через учебник новых теоретических сведений. Выполнение определенных умственных операций, способствующих усвоению материала. Указываются способы, приемы выпол­нения задачи: наблюдения над текстом, определение причинно-следственных связей, сопоставления и т.д.

IV.Этап тренировки, выполнения заданий по аналогии.

V.Выявление уровня восприятия материала и владения прием. Предварительные выводы.

VI.Этап закрепления и обобщения. Перенос навыков в другие условия – другое произведение, другие виды деятельности. Усложнение навыка.

VII.Этап итогов.

При формировании читательских умений соблюдаются принципы:

– доступности,

– последовательности (связь между разными умениями в одном классе в период знакомства и освоения),

–усложнения (внутри умения),

– преемственности (связь умений в разных классах в период закрепления и углубления),

–дополнения (внесение нового навыка).

Самый активный период освоения навыков – 5–7-е классы.

Важнейшие задачи анализа текста – выявление и осмысление идейно-эстетической и нравственной проблематики, образной системы, композиционных особенностей, авторской позиции – решаются при разборе, произведений, изучаемых уже в 5-6 классах. С этой целью необходимо выработать необходимые для анализа важные «стержневые» умения: сравнение, способность видеть, как изменяются герои, оценка персонажа.

Рассмотрим последовательность формирования умения на примере навыка сравнения. Сравнивать и сопоставлять какие-то предметы или явления в жизни, в окружающем мире – одно из главных умений человека, который познает мир, как известно, в сравнении. На уроках литературы часто дается задание на сравнение или сопоставление, например составить сравнительную характеристику образов героев. Однако невозможно сразу научить ученика выполнять эту работу качественно – необходимы определенные этапы:

На сходстве или на контрасте строится система образов многих изучаемых произведений, а также пейзажные, портретные, бытовые описания, речевые характеристики. Вот почему в среднем звене школы так важно уделить внимание обучению школьников умению сравнивать характеры персонажей. Очень важно также, чтобы учащихся овладели умением видеть, как изменяются герои (по внешности, характеру, поведению), т.е. целенаправленно следить за становлением и развитием личности персонажа литературного произведения. Формирование умения оценивать литературного героя позволяет нам говорить об уровне понимания художественного произведения, его эмоциональном и рациональном восприятии, обогащении чувств и мыслей учащихся.

В начале пятого класса литературный герой воспринимается школьниками как характер, не изменяющийся в изменяющихся событиях и обстоятельствах (сказки). Но уже к концу пятого класса детям под силу уяснить движение, развития характера литературного героя. Постепенно умение сравнивать у пятиклассников становится все более глубоким.

Формирование умения сравнивать целесообразно начать с наиболее легкого вида сравнения – с противопоставления: царица-мачеха и царевна («Сказка о мертвой царевне…») Герасим и дворня («Муму»), Жилин и Костылин («Кавказский пленник»). Затем сравнение становится сложнее, тоньше: надо сопоставить героев, которые во многом сходны: Настя и Митраша («Кладовая солнца»), Илюша и Павлуша («Бежин луг».

Если в пятом классе сравнение направлено в основном на выявление различия (противопоставление), а в шестом классе – на сходство, то в седьмом классе одинаково часто требуется и умение противопоставлять, и умение находить общее, похожее. Для правильного руководства ученической деятельности нужно не только обозначить комплекс умений, какие должны быть сформированы при анализе того или иного произведения, но и программирую роль каждого урока в овладении новыми умениями.

Для того чтобы помочь ученику освоить тот или иной навык, нужно создать механизм его формирования. Эту функцию выполняют различные памятки, рекомендации, алгоритмы. Например, целенаправленно следить за становлением и развитием личности персонажа поможет обобщенный план.

Формирование характера героя

1. Каков герой в начале повествования? Кто он? Как выглядит? Какова его семья, окружение? Что его больше всего занимает, к чему он стремится, как относится к людям?

2. Какие события окружающей жизни производят на него наибольшее впечатление и вызывают изменения во взглядах, поведении, в характере героя? Как эти изменения проявляются во внешнем облике, речи?

3. Чьи влияния испытывает герой? Как они сказываются на отношении героя к жизни? На его поведении?

4. Какие поступки, суждения, чувства раскрывают нам новые черты в характере героя, изменение его отношения к жизни, к людям?

5. Какой из моментов жизни героя можно считать наиболее важным, определяющим его будущее.

Этим планом как основой класс будет пользоваться при анализе различных произведений, но каждый раз задача будет корректироваться так, чтобы раскрыть индивидуальность авторской позиции и средств ее выражения. Писатель показывает развитие каждого персонажа как индивидуальный, неповторимый, обусловленный массой различных факторов процесс, и показывает по-своему, присущими только ему художественными средствами.

План – примерный ориентир в обучении умению видеть духовное развитие героя. В каждом конкретном случае какие-то его пункты будут дополнены, какие-то освещены мало или даже вовсе опущены.

Его назначение – доказать подросткам, что развитие каждого характера, каждой личности при всех их индивидуальных особенностях обусловлено общими закономерностями, отражающими закономерности жизни, и они должны быть осознаны читателями.

Самостоятельные поиски ответа на вопросы плана «Формирование характера героя» побуждают учащихся ежеурочно подумывать и запоминать самые важные обстоятельства, влияющие на героя.

Анализ художественного текста требует определенных умений, которым необходимо обучать. Эти умения формируются в процессе рассмотрения художественного произведения. Непременными условиями такого формирования в средних классах являются, во-первых, обязательная повторяемость одних и тех же действий, во-вторых, способность переносить их на новый материал (другое художественное произведение). Способность наблюдать развитие героев, сравнивать их и оценивать формируется только при условии, если на каждом уроке мы будем целенаправленно предлагать задания и вопросы, требующие применения этих умений.

Учащиеся старших классов постепенно овладевают частными приемами анализа произведений разных литературных родов и жанров, то есть получают литературное образование. Через сотрудничество с учителем при анализе произведений и самостоятельную работу по вхождению в текст они в итоге осознают, что эта деятельность необходима им, прежде всего, для самосозидания, самосовершенствования личности.





Дата публикования: 2015-04-09; Прочитано: 640 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...