Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Этнической социализации



В народной педагогике содержание, методы и средства воспитания во многом определяются требованиями, основанными на религиозных канонах. Религия - стержневой фактор в формировании духовности личности. Духовность человека определяется, конечно, не только религией. Религиозный фанатик, как и воинствующий атеист-экстремист, вызывает в душе неприятие, беспокойство, даже тревогу. Атеист, признающий свободу совести, понимающий общечеловеческие нравственные ценности, может не уступать в духовности любому верующему. Жизнь многосложна, и ни к чему крайности, взаимоисключающие альтернативы.

Обращение к философской, исторической, социальной, педагогической мысли, так или иначе апеллирующей к общечеловеческим ценностям, показывает, что они воплощаются во всех мировых культурах и религиях.

Общечеловеческое значение мировых религий состоит в том, что устанавливаемые ими этические принципы претендуют на универсальность в регулировании человеческих взаимоотношений, отношений человека к природе и обществу. Общечеловеческими ценностями мировых религий в данном контексте выступает универсальный моральный закон. Этические традиции религиозной мысли воплощают универсальные моральные законы, претендующие на общечеловеческую ценность.

Общечеловеческие ценности не конструируются искусственно в историческом процессе развития человечества. Они постепенно, в соответствии со временем и целесообразностью, открываются в этом процессе и органически встраиваются в культуру. Ю.Шрейдер прав в том, что содержание общечеловеческих ценностей не всегда можно выразить во всем рационально, так как постигаются они в глубине своей интуитивно (Шрейдер Ю, с.7.).

Общечеловеческие ценности тесно связаны с породившими их духовными источниками. Во многом их можно соотнести с нравственным законом, «который присущ только человеческой природе и который не распространяется на животных, растения или неорганические тела - такой закон человек может нарушить по собственному выбору» (Лордкипанидзе Д.О.,с.29).

Практически любой человек способен интуитивно отличать доброе поведение от дурного. Нравственным законом внутри нас восхищался И.Кант. Суть этого закона можно передавать только с помощью непрямой коммуникации, но не в виде точного руководства к действию. Он не всегда дает однозначные правила, как следует поступать в любой конкретной ситуации. Этот закон лишь предполагает наличие у человека способности совершать поступки, основанные на свободе выбора.

Есть множество людей, которые лучше других ощущают нравственный закон и чаще применяют его на деле. Но это ни в коей мере не исключает потребность и возможность широкого рассмотрения и поиска общечеловеческих ценностей в самых разнообразных проявлениях культуры. Нравственный закон един, как едина Истина и един Бог, но есть много путей выражения Истины и открытия в мире проявления Бога. Однако все эти пути, связанные с разными культурами и разными человеческими выборами, приводят к единому представлению о нравственности, праведности и святости. Вполне допустимо, что один назовет свое представление связью с Богом, то есть религией, а другой полнотой реализации человечности. Впрочем, полнота человечности есть явление как бы надчеловеческое, включающее нечто трансцендентное отдельному человеку, ибо эта полнота никогда не достигается в эмпирическом бытие человека.

Проблема состоит не в выборе общечеловеческих ценностей. Мы их не выбираем, ибо они есть. Равно как мы не выбираем результат умножения 2´2. Он равен четырем независимо от чьего-либо желания. Проблема состоит в том, сколь адекватно эти ценности воплощены в человеческих культурах. Знание ценностей и умение ориентироваться на них дается каждому из нас в культуре. Это знание может нами не осознаваться, но существовать в психологических архетипах. К.Г.Юнг - подлинный классик теории бессознательного - в своих трудах анализирует проблему постижения общечеловеческих ценностей на самом глубинном уровне сознания (Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности, с.22).

Таким образом, общечеловеческие ценности в современном мире не остаются чистой идеализацией, неосуществимой и не существующей в реальной действительности. Они выступают в виде реальных смыслов и целей жизни человеческого сообщества. Общечеловеческие ценности - это общие для всех исторических эпох условия жизнедеятельности людей и правила человеческого общежития.

Общечеловеческое – это идеальная форма всеобщности, которая реально достигнута человечеством на данной ступени истории и которая непосредственно обнаруживает себя в диалоге культур. Содержание общечеловеческих ценностей органично открывается по мере духовно-нравственной эволюции человека и человечества, ведь общечеловеческие ценности тесно связаны с породившими их духовными источниками.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 634 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...