Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Природа как фактор народного воспитания



Природа является главным фактором, объединяющим в единое целое комбинированные меры воздействия на детей, комплексные формы организации их деятельности, все стороны формирования совершенной личности. Поэтому первоначальным толчком к пробуждению в человеке мысли о совершенстве, впоследствии развившейся в сознательное стремление к самоусовершенствованию, послужило представление о гармоническом характере отношений в природе. Так, совершенство человека связывается с естественностью, природосообразностью, непрерывностью процесса воспитания, с его ранним началом.

Объективная гармония природы несет в себе начатки и субъективной гармонии; уяснение этого способствует укреплению здоровья, благотворно влияет на умственное развитие ребенка. Соприкасаясь с природой и жизнью, протекающей на лоне природы, дети имеют своими педагогами их же, а природа и жизнь признаются лучшими воспитателями.

На лоне природы ребенок побуждается подолгу и нераздельно наблюдать одно какое-нибудь запечатлевшееся явление. Все явления природы ребенком воспринимаются цельными, а поэтому и запечатлеваются в нем гораздо сильнее, в результате чего в нем воспитываются сосредоточенность и глубина мысли.

Природа обогащает детский ум важными знаниями и интересными сведениями и способствует более широкому и всестороннему росту духовных сил. Извечна эстетическая роль природы, что подтверждается высокопоэтичными произведениями, которые создает каждый народ, черпающий свое вдохновение из созерцания красот природы.

С природой как решающим фактором воспитания согласовывается и утверждение о народной педагогике как педагогике свободы и любви. Вспомним «Декларацию прав человека»: «Человек рождается свободным». Эта свобода удивительным образом поддерживается и реализуется в системе народного педагога-новатора Бориса Никитина, главная книга которого называется «Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней».

Природа - это и двор отцовского дома, и Вселенная, и мировое космическое пространство. Даже звезды на небе родины - родные. Вспомним их народные названия: «Медведица» (Большая и Малая), «Млечный путь». По звездам, по их миганию, свечению, цвету предсказывается погода, по их расположению находится дорога к родному дому.

Очеловеченное восприятие природы проявляется даже в наивных проявлениях антропоморфизма. Удивительно отношение к природе представителей так называемых диких и полудиких народов. Их отличает гуманное отношение к каждой букашке, к каждому листку, они очеловечивают все живое и неживое в природе. Ни один северянин напрасно ветки не сломает, листка не сорвет, птичье гнездышко он далеко обойдет, чтобы не потревожить птенцов. Якуты, например, комаров не убивают, а просто отгоняют их, не хотят нарушения гармоний в природе.

Чувашский народ обожествляет, поэтизирует дуб, называет его батюшкой. У него только тело жесткое, а душа мягкая, посидит негодяй в тени дуба - на следующий день померкнет для него свет божий и начнет он сохнуть. Юманкка - дубочком называют сына, на которого делает ставку не только семья, но и род. Часто он оказывается единственным сыном, в семье. И воспитывают, формируют его по примеру дуба: твердым и сильным - в делах, мягким и нежным - в душе.

Г.Н.Волков приводит рассказ этнографа Захария Ефимовича Чернякова об экскурсии по тундре. После длительного перехода ему захотелось прилечь... Саам, провожатый, опередив, предугадав преступный жест, - собрать под себя охапку мха, замахал руками: «Нельзя, невозможно. У нас так не делают. Иначе все исчезнет. А как же олени»... В тундре на сотни верст кругом один мох растет. Однако каждый отросточек мха, с трудом пробивающийся из мерзлой земли, для саама драгоценен, для него родная природа - и символ, и идеал.

У поволжских народов обожествляются озера, реки, овраги, холмы, родники, отдельный деревья, они объявляются местопребыванием вполне определенных богов-покровителей и называются их именами. К каждой травинке здесь - трепетное отношение. Каждый уголок несет свою лирику и функционирует автономно. Однако гармония, нежная, хрупкая, как горный хрусталь, чуть что - и рассыпается на мелкие осколки. Грубое вмешательство в жизнь природы имеет страшные последствия, делая людские души пустыми, холостыми, черствыми, неспособными откликнуться на зов родины. И тогда погибает страна, исчезает народ.

Русский лес, русская природа, русская зима, русское небо - это не эпитеты и не метафоры, а движения души русского человека, примеры-идеалы, примеры-символы, призывающие к гармонии со Вселенной.

Природа содействует формированию различных черт личности: здоровья, развитию ума, нравственности, трудолюбия, чувства прекрасного. Так доминирующее влияние природной среды перерастает, при условии целенаправленной педагогической деятельности взрослых, в способность не только созерцать и объяснять природу, активно ориентироваться в ней, находить средства выживания в экстремальных условиях, но одновременно любоваться ею, помогать ей, улучшать ее. В этом трепетном отношении к окружающей действительности природе и человеческому сообществу как ее части - и состоит смысл исконного совершенства человеческой личности. Системой взаимоотношений человека и природы закладывались зачатки экологической культуры.

Гармония, царящая в природе, накладывала свой отпечаток и на народную педагогику, как на педагогику природную, естественную, несущую на себе величайшую из гуманистических идей вечности воспитания. Педагогические знания находились в тесной связи с житейской философией и моралью, с агрономическими, метеорологическими, астрологическими и другими наблюдениями за окружающей природой. Это значит, что повседневная жизнь человека определяла характер многих воспитательных традиций. С одной стороны, функционировала народная педагогическая идея, и даже концепция воспитания (познание, знание - аспект эпистематический), с другой выявлялось и воспитательное значение народных знаний (значимость, ценность - аспект аксиологический).

Особенности природы, в которой протекает жизнь того или иного народа, влияют и на формирование национальных черт его характера. Именно в этом смысле, конечно же, условно, можно трактовать "педагогику Севера", "педагогику тундры", "педагогику степей", "педагогику гор" и даже "педагогику дуба и дубрав" (обожествление дуба чувашами), "педагогику березки" (высшая степень поэтизации березы русскими - вплоть до образа Родины - "Любовь к родине начинается с березки у крыльца").

Разнородностью природы и деятельностью людей объяснял К.Д.Ушинский разнообразие человеческих характеров: «И в русской равнине есть разнообразие и в природе, и в жителях». Природа, в окружении которой происходит деятельность людей, оказывает непременное воздействие «как на юношеское развитие каждого отдельного человека, так еще гораздо более на развитие целых племен» Природа влияет на душевное и умственное воспитание человека. Жизнедеятельность племени в определенных природных условиях содействует созданию народной индивидуальности, отличной от других.

Экологическое воздействие на традиционную духовную культуру народа явно прослеживается в языке, фольклоре, религиозных верованиях и обрядах. Во всех перечисленных сферах присутствует природа и отношение к ней.

Педагогические требования, как принцип природосообразности, принцип естественных последствий получили отражение - хотя и в самой примитивной форме в произведениях устного творчества задолго до обоснования их в педагогической науке.

Эта взаимосвязь духовной культуры и окружающей действительности обобщенно показана в суждениях Ушинского о поющих сынах природы, о песнях, соответствующих их этническим особенностям, - оссиановская поэзия, родившаяся на обнаженных полянах сурового, отуманенного облаками шотландского высокого побережья, лесная песнь канадца, песня негра на рисовом поле, песнь камчадала про медведя, рыбачья песня островитянина отличаются удивительной точностью наблюдений. Особенное впечатление, конечно же, производит оценка песни камчадала. В связи с нею вспоминается и колыбельная пробудительная песнь ительменов, открытая И.А.Богдановым, цель которой - пробуждение ребенка и встреча наступающего дня в хорошем настроении.

По мнению К.Д.Ушинского, «впечатление из природного быта через высшее духовное посредство может передаваться и в быт образованности отдельного существа или целого народа». (Ушинский К.Д., с. 265)

Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Ее разрушение равносильно разрушению этносферы, следовательно, и самого этноса. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности и человека. Говоря «на лоне природы», русский народ очень легко определил роль природы в жизни человека. Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единстве - высшая гармония жизни на земле.

Настоящий поэт, музыкант, художник, педагог формируется прежде всего и более всего под влиянием природы. Когда у очень самобытного русского художника Тимура Новикова спросили: «Какие впечатления формировали Вас как художника?» - он с любовью поведал о суровой северной природе: «Я три года жил на Новой Земле. Зимой тундра занесена снегом. Белые медведи ходят вдалеке. На Новой Земле дуют настоящие сильные арктические ветры. Они запросто могут унести человека. Там бывает три состояния погоды. Первое - когда никто из живых людей не имеет права выходить на улицу. Ветер такой силы, что человеку с ним не справиться. Второе - когда на улицу не выходят женщины. На улицах могут находиться только военные на бронетранспортерах. Третье - когда детей на улицу не пускают».

О привязанности ненца к Родине сказано: «Лучше гибель, но со славой, чем бесславных дней позор». Лучше пронизывающий, валящий с ног уносящий в мировое пространство ветер на родине, чем покой на печке на чужой стороне.

Природа у чувашей называется «светлая погода», что означает средний мир, ибо есть еще верхний, где обитают боги и души святых, и потусторонний, нижний, темный. Природообразный подход в воспитании обеспечивает гармоничный, комплексный подход к формированию личности, поскольку природа оказывает комбинированное воздействие на чувства, сознание, поведение человека.

Патриотизм - это прежде всего любовь к родной природе. Эта любовь не требует шума, крикливости. Как сказал Булат Окуджава, патриотизм - дело тихое и интимное. Да, настоящее чувство не бывает напоказ, оно сокровенно, т.е. задушевно, свято хранимо. Прекрасный рассказ на эту тему написал Виталий Бианки. Как-то сороку спросили, любит ли она свободу. Она замахала крыльями и сказала: «Конечно! Солнце, воздух, простор, как это прекрасно!» И спросили у волка, а он говорит: «Я что-то об этом не думал». Посадили их в клетки, пришли через год, снова спрашивают. Спросили у сороки - она опять говорит: «Конечно!» Подошли к волку, а он умер...

Природа - великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем незаменимый, фактор многосторонний, многогранный. Народные педагоги по-разному используют природу как фактор воздействия на личность. Вот, например, советы народного литовского врача, педагога, психолога K.B. Динейки:

«Бодро встаньте на коврик лучезарной природы.

Устремитесь мысленно ввысь!

Наслаждайтесь гармонией звездных миров, пребывающих в вечном движении!

Поклонитесь низко предкам! Выпрямитесь со светлыми мыслями о будущем!

Насыщайте мозг и весь организм живительной струёй кислорода!

Выдохните неприязнь и озабоченность! Будьте веселее и активнее!

Уберите с лица пыль уныния! Улыбнитесь всепобеждающей жизни и матери - родине!

А теперь - идите, шагайте смело, радостно и стремительно».

Народным педагогом создана «солнечная тропа», пролегающая по лучшим, самым красивым местам Родины. В его системе воспитания - и поэзия, и нравственность, и физическое и духовное здоровье.

Многое из опыта общения человека с природой духовно обогащает народную педагогику. Этот опыт всегда национален, но он никогда не выпадает из русла общечеловеческих тенденций. Ласточка совьет гнездо на фронтоне дома: «Чело дома приглянулось ласточкам» - счастье семье. Дятла стук услышишь - день предстоит радостный, увидишь дятла - день окажется счастливым: «Родственная птица, родственная душа - вечно в трудах и заботах». Человек без запаха земли долго не проживет. И пусть в высотных домах в центре огромного города будут хотя бы цветы в горшках (Волков Г.Н.).

В лесном ресторанчике «Монашеский дворик» недалеко от Эльгерсбурга в Германии в переднем углу можно прочесть сокровенные слова - посетители читают их про себя и потом повторяют как молитву: «Человек нуждается в каком-либо своем, родном местечке. Это место может быть очень маленьким, но о нем человек может сказать: смотрите вокруг, все это мое. Здесь я живу, здесь я люблю. Здесь я нахожу отдохновение. Здесь моя родина. Здесь я дома». Г.Н.Волков призывает специально подбирать подобные тексты ни разных языках для оформления школьных и классных помещений. Они - как диалоги, как мысли и голова веков.

Природа как макрокосм - великая, огромная Вселенная, природа человека как микрокосм - малая вселенная - и определили принцип природосообразности в качестве высшего, основного принципа воспитания. Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо; что противоречит ее развитию - как зло и извращение. Этот педагогический принцип был глубоко и всесторонне обоснован Я.А. Коменским. В традиционной педагогике слова «хороший», «естественный» и «природосообразный» и, наоборот, «плохой» «злой», «неестественный» или «противоестественный» считаются синонимами. На тех же позициях стояли Руссо, Песталоцци, Ушинский, Толстой. Что же касается системы воспитания В.А. Сухомлинского, то она вся насквозь природосообразна, жизнесообразна, и в этом ее сила. Высочайшая жизненная мудрость состоит в том, чтобы человек вверил себя природе, прошел бы жизнь, опираясь на нее, предоставил бы ей руководить собой. Принцип природосообразности является высшим, основным принципом всего воспитания, всей человеческой жизни.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 5148 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...