Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Этнокультурная вариативность социализации



Наиболее традиционным является взгляд на этническую социализацию как на инкультурацию, то есть социализацию в конкретных этнокультурных условиях. Проблема социализации детей, подростков, юношей в различных этнокультурных условиях (в отличие от социализации взрослых) довольно давно исследуется за рубежом.

Детство как самостоятельный аспект культуры было выделено в качестве «некоего мира, обладающего некоторой автономией и психологической ценностью», в романтическо-просветительской литературе. Значительную роль в восприятии этого феномена сыграло произведение Ж.Ж. Руссо «О воспитании» (1762). Долгое время в XIX в. детство было предметом детального анализа именно в художественных произведениях классиков литературы. Образы детства, часто автобиографические, однако имевшие и историко-культурную ценность, создали Л. Н. Толстой, Ч. Диккенс и М. Твен.

В культурологических исследованиях детство стало самостоятельным объектом анализа под влиянием распространения психоаналитического подхода, в котором оно является одной из центральных тем изучения. С 30-х годов XX в. детство становится важнейшей функциональной частью в исследовании культурных систем самых различных народов. Детство рассматривалось в качестве феномена, изучая который в упрощенном виде, но со специфическими культурными особенностями, можно было увидеть мир «взрослой» культуры. Особенности процессов, происходящих в детстве, имеют фундаментальное значение для воспроизводства культур.

В то же время детство - это особый мир, своеобразная культура в культуре, область, полная загадок и непознанных явлений. Это мир со своими правилами поведения, мир фантазии и игр, воспринимаемый как реальность. Ребенок одушевляет окружающий его мир, вносит в него эмоциональную окраску. Он преобразует в своем воображении предметы действительности, например, палка становится у него самолетом или лошадкой, а взаимодействия со сверстниками драматизируются. Таким образом, преобразуя окружающую действительность, ребенок тем самым формирует и воспроизводит важнейшее культурное качество человека в создании идеальных сущностей.

Изучая процессы, происходящие в детстве в самых различных формах, мы каждый раз присутствуем при индивидуальном акте рождения культуры. Ученые имеют возможность непосредственно наблюдать этот процесс, но тем не менее до сих пор не ясно, как же ребенок овладевает речью, почему дети обладают громадным творческим потенциалом и чем вызвано угасание способностей человека впоследствии. Детство представляет собой, если использовать теорию А.Крёбера, своеобразный культурный взрыв, период бурного роста и овладения культурными навыками, приносящий непосредственную радость маленькому человеку, входящему в безбрежный мир культуры.

Нередко факт из жизни ребенка объяснить труднее, чем совершить очередной этап технологической революции. Приведем всего один пример, касающийся «детских обычаев», особенностей их игр. Абсолютное большинство детей, принадлежащих к самым разнообразным культурам, играют в секреты, тайники, в которые закапывают «сокровища» в виде цветных стеклышек, камешков и других предметов. Каким-то образом эта игра или обряд воспроизводится в бесконечной цепи поколений, причем как в традиционных культурах, так и в современных индустриально-урбанизированных. Единственное, весьма посредственное объяснение этого явления состоит в уподоблении действий детей действиям животных, запасающих пищу впрок.

Существенное, даже определяющее, значение для культурологической концепции в целом является то, как понимается воспроизводство культуры. Этот аспект изучения детства анализируется с двух позиций. Одна заключается в том, что становление культурного человека состоит лишь в развертывании генетической программы, созревании (подобно плодам) навыков, умений и проявлении их в определенные периоды или в связи с соответствующей жизненной ситуацией, или благодаря каким-нибудь пусковым событиям. Такой взгляд на детство получил название «нативизм». Подобные воззрения связаны с пониманием культуры лишь как формы существования генетических задатков индивидов.

Другой подход, более распространенный и более обоснованный, рассматривает детство как форму усвоения культурных стереотипов, подчеркивая существенную роль внешних воздействий. В особенностях детства проявляется влияние культурной традиции, навыки формируются в процессе деятельности. Эта позиция в интерпретации детства как культурного феномена получила название «эмпиризм».

Значительное влияние, в том числе и на межкультурное изучение детства, оказала культурно-историческая теория российского психолога Л.С. Выготского. Рассматривая процессы, происходящие в детстве, он отмечал их особенность в том, что «врастание нормального ребенка в цивилизацию представляет собой единый сплав с процессами его органического развития. Культурное развитие приобретает совершенно своеобразный характер, поскольку носителем его является растущий, изменяющийся организм ребенка» (Выготский Л.С.). Само культурное развитие ребенка осуществляется, согласно Л.С. Выготскому, «путем врастания речевых форм общения людей во внутренний план индивидуального сознания и превращения их через промежуточную форму «общения с самим собой» в собственно человеческие формы психической деятельности» ( Выготский Л.С.).

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и его гипотеза интериоризации культуры (внесение в индивидуальное сознание) использовались в качестве интерпретирующей теории в межкультурном изучении детства.

Наибольшие достижения в изучении проблем социализации детей разных народов, в разных культурах достигнуты психологической антропологией. Детство, в первую очередь раннее, в условиях различных культур исследовали такие ученые, как Р.Бенедикт, М.Мид, К.Дюбуа, Дж. и Б. Уайтинги. Они изучали особенности кормления детей, пеленания, приучения к горшку, чередования периодов сна и активности. Безусловно, этим объекты их исследования не исчерпывались. Ученых-антропологов интересовало отношение к личности ребенка в раннем детстве в различных культурах, взаимоотношения типа «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослые», система поощрений и наказаний, распространенная в данной культуре. Европейцев удивляло отсутствие наказаний детей в одних культурах и, наоборот, существование наказаний вплоть до 20 лет - в других.

Важное значение в изучении «образа детства» играют обряды и ритуалы, связанные с рождением ребенка, наречением его и инициациями - посвящениями во взрослое состояние. Определенное воздействие на исследования оказывали психоаналитические понятия, описывающие коренные качества ребенка: желание быть любимым, потребность в общении (с рождения!), в нежности и избегание тревоги.

Особую область образует этологическое изучение детства, акцент в котором делается на анализе эмоционально-психологических состояний (радость, печаль, агрессивность, любовь, привязанность). Ключевое понятие здесь - "привязанность" (attachment), выражающее формирование особого качества, возникающего в тесном контакте между ребенком и взрослым на ранних этапах младенчества. Оно есть основа социального взаимодействия в культурах, и возникает оно аналогично импринтингу (запечатлеванию) у животных. Благодаря импринтингу образуются родственные чувства к детенышам не своего вида (утята у курицы и т. д.). Интересным аспектом в изучении детства как феномена культуры является отношение к незнакомому и отражение его в этнокультурных стереотипах поведения.

Впрочем, это не единственный предмет этнопсихологического изучения детства. В психологии развития широкое распространение получили сравнительно-культурные исследования. Все основные теории (теория интеллектуального развития ребенка Ж.Пиаже, теория морального развития Л.Колберга, «эпигенетическая концепция жизненного пути человека» Э.Эриксона) до наших дней подвергаются проверке все в новых и новых культурах (Matsumoto, 1996). Некоторые теоретики даже выделяют этнографию детства в качестве самостоятельной субдисциплины, имеющей свои теории и методы исследования.

Современные сравнительно-культурные исследования социализации детей охватывают широкий круг тем, которые условно можно разделить на четыре группы:

1. Изучение процесса социализации, её средств, методов и специфических способов освоения детьми культуры своего народа.

2. Исследование взаимосвязи между воспитанием детей и другими аспектами жизнедеятельности общества. Особое внимание уделяется социальным институтам, определяющим цели и средства воспитания и контролирующим его результаты.

3. Сравнение обусловленных культурой непосредственных результатов социализации. В этом случае исследователей интересует, чем отличаются дети, выросшие в разных социокультурных средах, каковы их ценности, идеалы, стереотипы поведения.

4. Изучение отдаленных результатов социализации, то есть присущей культуре взаимосвязи между методами воспитания ребенка и характером взрослого человека.

У нас в стране до 30-х годов также велись соответствующие исследования. Затем они были прекращены, и сейчас начинают возрождаться. В советской педагогике собран большой фактический материал о педагогической теории и практике различных народов: армян, грузин, казахов, узбеков, адыгейцев, якутов, чувашей и др. Есть и фундаментальный труд “Этнопедагогика”, автор которого Г.Н. Волков предложил и обосновал создание особой отрасли знания, предметом которой, по его мнению, должна стать народная педагогика как совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в обычаях, обрядах, детских играх, игрушках и т.д. (Волков Г.Н.).

Но, как отмечает И.С.Кон (Кон И.С.) почти все этнопедагогические исследования, во-первых, описательны, и, во-вторых, как правило, посвящены педагогическому опыту какого-либо одного народа. А поскольку сравнительные исследования отсутствуют, педагогика разных народов выглядит очень похожей, а то и одинаковой. Так, в 70-е годы были защищены диссертации по воспитанию юношей и девушек в Таджикистане, Узбекистане и у некоторых народов Кавказа, при чтении которых очень трудно выделить то, что характерно именно для того или иного народа, а порой создавалось впечатление, что, убрав название народа, получишь почти идентичные тексты.

Кроме того, в педагогических исследованиях не различаются социально-нравственные идеалы, нормативные представления народа в сфере воспитания и его реальная воспитательная практика. В них нет анализа того, как дифференцируется та или иная норма или обычай в зависимости от социально-профессиональной принадлежности семьи, пола ребенка, разделения мужских и женских функций в семье и т.д. А без такого анализа понять особенности социализации подрастающих поколений того или иного народа практически нельзя. Ведь все народы во все времена хотят воспитывать своих детей хорошими, трудолюбивыми. Но смысл в эти понятия может вкладываться разный. А главное, вопрос состоит в том, какими средствами добивается эффективности воспитания тот или иной народ, а в его рамках те или иные социально-профессиональные слои, какие конкретные способы дисциплинирования, поощрения, наказания и т.д. для этого используются.

Изучение этнокультурных особенностей социализации, присущих тому или иному народу, эффективно лишь на стыке различных научных дисциплин. Так, этнографы наблюдают и сравнивают образ жизни, нравы, формы семьи, особенности воспитания детей в различных этносах. Психологи сопоставляют показания различных тестов и результаты экспериментов с людьми, входящими в различные этнические группы. Историки и искусствоведы анализируют различные формы культуры, произведения народного творчества и т.п. Социологи выявляют типичные для данного этноса формы деятельности, ценностные ориентации.

Современная психология развития, признает, что развитие в равной степени является и процессом биологического роста, и процессом присвоения ребенком культурных ценностей (Баттерворт Дж., Харрис М., 2000, с.21). «Процессы развития, которые изучают психологи - это не просто взросление, развертывание человеческой натуры, но и приобретение ребенком культуры - тема, которую антропологи и психологи должны изучать совместно», - писал Теодор Шварц (Thedore Schwartz, p. 329).

Существует огромная литература по психологии развития, но она до недавнего времени не ставила своей специальной целью вопрос о том, как человек усваивает культуру, а тем более вопрос о трансмиссии культуры от поколения к поколению. Только в последние годы появились работы, главным образом на базе когнитивной психологии и культурной психологии, где поднимаются вопросы о вхождении человека в культуру. По проблемам социализации существует огромная антропологическая литература, но и она не могла дать достаточно убедительного ответа о том, как человек осваивает культуру. Только сотрудничество антропологов с психологами-когнитивистами и культурными психологами сделало возможным ряд позитивных шагов в этом направлении. Но это не означает, что все предшествующие работы в области социализации должны быть отброшены. В них было много плодотворных идей и главная задача заключается в том, чтобы учесть все ценные разработки минувших лет и синтезировать их в целостную теорию социализации.

Какие бы проблемы ни изучались исследователями различных научных школ, все они связаны с вхождением индивида, в частности, ребенка в культуру своего народа – инкультурацией, если воспользоваться термином, который ввел американский культурантрополог М.Херсковиц.

1.3. Понятие «инкультурации»





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 2695 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...