Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

13 страница. № 72. Право. Роль права в жизни общества



№ 72. Право. Роль права в жизни общества. Правовое государство. Право – это система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством и регулирующих действия, поведение и отношения людей, их групп, государственных и общественных органов, организаций и учреждений. Нормы права называются также юридическими законами. Праву принадлежит ведущая роль в социальном регулировании в цивилизованных государствах. Ведь право – это важнейший способ сделать жизнь государства и общества упорядоченной, стабильной, предсказуемой, менее конфликтной. Оно закрепляет отношения собственности, механизм хозяйственных связей, выступает как регулятор распределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право); регламентирует формирование, порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления (конституционное право, административное право); определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное право, процессуальное право); воздействует также на многие формы межличностных отношений (семейное право и др.). Чем ближе к современности, тем важнее становилась роль права. Прежде многие государи заявляли следующее: «Государство – это Я», феодалы творили произвол и не соблюдали часто даже существующие законы, крепостные крестьяне во многом вообще не подпадали под юридическую защиту. В XVIII и XIX веках постепенно жизнь многих стран стала регулироваться Конституцией и ей подобными юридическими документами. Таким образом, власть была ограничена определёнными рамками, нарушать которые ей стало уже трудно. Установленные законы защищают, прежде всего, слабого человека от сильного, мирного от вооружённого, желающего жить честно от склонного к преступлениям и т.д. Законы дают возможность для людей и их организаций уверенно смотреть в будущее, предвидеть ход событий и как-то планировать свой завтрашний день.

Совершенствование права, его демократизация и гуманизация, строгое, неуклонное и действенное применение его норм, признание приоритета закона в любой сфере общественной деятельности представляет собой неотъемлемые условия для утверждения правового государства. Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, прежде всего Конституцией, подчинённое воле суверенного народа и призванное охранять индивидуальную свободу и другие основополагающие права личности. В правовом государстве господствует право, понимаемое в духе естественных прав человека, якобы, присущих каждому индивиду от рождения как разумному и свободному существу. Эти права не должны нарушаться государственными законами. Первые правовые государства сформировались в XVIII и XIX веках в Англии, Франции, США. В основе правового государства лежит стремление оградить граждан от диктата и произвола со стороны власти, обеспечить фундаментальные права личности на жизнь, безопасность, свободу, собственность. Это становится возможным лишь при разграничении государства и гражданского общества. Гражданское общество должно быть автономным по отношению к государству и контролировать его, прежде всего, с помощью Конституции, выступающей своего рода общественным договором между народом и правительством. Можно выделить следующие основные признаки правового государства: 1) законы в таком государстве являются достаточно совершенными и не меняются из-за чьих-то сиюминутных потребностей; 2) законами регулируются практически все стороны жизни государства и общества; 3) существует то или иное разделение властей и поэтому вся власть никак не может сосредоточиться в одних руках и использоваться для установления диктатуры; 4) благодаря тому, что воспитано уважение к закону, люди множество проблем решают через суды и свои организации. Они имеют также возможность контролировать, так или иначе, власть в центре и на местах через средства массовой информации и систему выборов; 5) процедура принятия, изменения, отмены законов (тем более, основных) строго регламентирована; 6) существует убеждение, что закон выше интересов каких-либо лиц или организаций и его никто не может нарушать; 7) существует строгая иерархия законов, поэтому какое-нибудь распоряжение теряет силу, если будет установлено, что оно нарушает более важный закон или, тем более, Конституцию; 8) развиты способы проведения законов в жизнь, чтобы они не оставались лишь на бумаге.

№ 73. Цивилизация как форма существования и развития общества. История общества – это развитие человеческой цивилизации, проходившей определенные этапы и закономерные стадии социального прогресса. Понятие цивилизации формировалось исторически, а философы в разные времена вкладывали в него различное содержание. Впервые оно стало широко употребляться в эпоху Просвещения во Франции и рассматривалось просветителями (Вольтер, Руссо и др.) как близкое по содержанию понятиям духов­ной культуры, разума и справедливости. В XIXвеке в странах Европы в многочисленных фундаментальных трудах цивилизация рассматривалась как комплексное состояние общества, в котором культуре при­надлежало высокое место. В XX веке традиции культурно-исторического подхода к анализу цивилизации развивал английский историк и философ А. Тойнби, определявший ее как особый вид от­дельного конкретного общества. В своем труде «Исследование истории» он пытался дать ответ на вопрос о смысле исторического процесса. На основе систематизации огром­ного фактического материала он рассматривает развитие общества как круговорот локальных цивилизаций, которых он насчитывал 21, а затем сократил их численность до 13. Основой цивилизационного процесса, по Тойнби, являются мировые религии, а его законом – способность общества давать адекватный «ответ на вызов» истории. В связи с этим каждая цивилизация отличается уникаль­ностью своего жизненного пути. В современной философии, основывающейся на позитивных достижениях всей предшествующей теоретической мысли, цивилизация рассматривается как универсальное понятие, определяющее содержание всех общественных процессов и лежащее в основе выделения основных исторических этапов развития общества. Под цивилизацией понимаются не столько результаты материальной и духовной деятельности людей, хотя сами по себе они также важны, сколько способ или технология воспроизводства общественных отношений, социальная организация, которая производит и воспроизводит общественную жизнь. Цивилизация рассматривается как социокультурная общность и её основными критериями являются уровень развития техники, социально-политических институтов и духовной культуры в их системном образовании. Обобщённым показателем выступает технология воспроизводства общественных процессов в единстве их материальных и духовных аспектов, способ реализации законов общественной жизни.

Структурная характеристика цивилизации предполагает выделение реально существующих социальных блоков, которые в их системном взаимодействии образуют механизм цивилизационного процесса. Различные исследователи выделяли разное количество таких блоков. Например, Н.Я. Данилевский отмечал четыре: религию, культуру, государство и социально-экономическую среду. Другие учёные включали в содержание цивилизации земледелие, ремёсла, классы, различные элементы развитой духовной культуры, философию, нравственность, психологию, язык и др. Однако при определении цивилизации решающее значение имеет не количество включаемых в неё созданных человеком сфер деятельности, а характер, способы и особенности взаимодействия материального и духовного факторов в историческом процессе. Цивилизация является обобщающей характеристикой содержания всех остальных социальных общностей, институтов и других элементов способа общественной жизнедеятельности. Она обеспечивает понимание единства исторического процесса, определяет его логику, смысл и направленность развития. Основу такого единства составляет технологи­ческий способ воспроизводства материальной и духовной жизни общества. Общественная технология, включающая в себя не только материальные, но и духовные начала, выступает определяющим способом проявления активности человеческого фактора, показателем степени овладе­ния человеком природными и социальными явлениями. Таким образом, цивилизационный анализ представляет собой одно из средств изучения социальной системы наряду с формационным, социологическим, сравнительно-историческим и другими подходами. Он позволяет ответить на вопрос: каким образом обеспечивается воспроизводство системы общественных отношений. Цивилизация как крупномасштабная социокультурная общность обладает собственной иерархией ценностей и иде­алов, представляющих общество как целостную систему и субъект мировой истории. Каждая цивилизация отличает­ся от другой особыми формами жизнедеятельности, оказы­вающих активное воздействие на содержание всех соци­альных процессов. Совокупность конкретных социокультурных факторов в их взаимодействии образует механизм функционирования цивилизации, особенности которого проявляются в этнонациональных, религиозных, психологических, поведенческих и иных способах жизнедеятель­ности данного человеческого сообщества. В связи с этим в истории существовали и существуют в настоящее время различные типы и формы цивилизаций, суммарную числен­ность которых ученые определяют в пределах тридцати.

Цивилизация – понятие историческое. Она постоянно развивается. Совокупным показателем ее уровня являются характер социальной деятельности индивидов, степень развития духовной культуры и гуманизма. Качество циви­лизации определяется положением человека в обществе, его социальным и духовным благополучием, способностью со­циальной системы к прогрессу. Кризис цивилизации наступает в тех случаях, когда то или иное общество не в состоя­нии дать ответ на вопросы, которые необходимо возникают в процессе исторического развития. Неподготовленность к этому субъективного фактора, неспособность его обеспе­чить переход общественной системы на качественно новый виток общественного развития может определить ситуацию застоя, упадка, социальных потрясений, а длительный пе­риод состояния деградации может привести к гибели циви­лизации. Так, например, глубокие потрясения в своем раз­витии неоднократно испытывали великие цивилизации Египта, Китая, Индии, Персии и др., а некоторые, например, Римская, Ассирийская и другие, в свое время погиб­ли. Кризис цивилизации означает невозможность ее даль­нейшего развития в прежних социокультурных формах, исчерпанность последних для дальнейшего социального прогресса. Цивилизационный подход к анализу общества исключает жесткое разделение объекта и субъекта истории. Лич­ность, коллектив, общество в целом могут выступать одно­временно в качестве того и другого. В цивилизационном конструкте при характеристике его отдельных элементов теряет свою правомерность и вопрос «что первично?», по­скольку в каждом из них одновременно присутствуют как материальные, так и духовные факторы, которые не толь­ко взаимодействуют в процессе развития, но и постоянно меняются местами. Субъект деятельности на любом его уровне сначала формирует цель, затем создает модель ее реализации, а потом воплощает ее в реальной жизни. Первичность социального бытия в цивилизационной теории утверждается лишь как исходная основа социокультурного развития, а в процессе его реализации правомерна постановка вопроса о наличии духовного, этического, политичес­кого и иных видов детерминизма. В настоящее время в содержание цивилизации добав­ляется также способность общества решать глобальные проблемы, в том числе основную из них – выживание че­ловечества. Таким образом, в основе понятия цивилизации лежит деятельностный подход, который решающую роль в цивилизационном процессе отводит субъективному фактору и духовной культуре. Глобальные трансформации в современном обществе во многом по-новому ставят вопросы общественного развития: о качественно новой роли субъективного фактора, содержании социальных общностей и политических институтов, критериях периодизации социальной жизни и др., что определило необходимость нового уровня их философско-методологического осмысления.

Исторические типы цивилизаций. Особенности информационной цивилизации. Цивилизация является формой существования и развития общества. Ее истоки просматриваются уже в первобытном обществе, когда возникают зачатки и отдельные элементы материальной и духовной культуры, происходит постепенное становление цивилизационных основ жизнедеятельности людей. Собственно началом цивилизации является тот период истории, когда общество дикости и варварства сменяется обществом с культурой, развивающейся на профессиональной основе во всем многообразии ее форм. В зависимости от степени технической оснащенности в сфере общественного производства, свободы личности в социальной и духовной сферах, типа культуры опреде­ляются и качественно различныетипы цивилизаций, через которые исторически проходило человечество в своем развитии: - космогенная (охватывающая Древнее общество и эпоху Средневековья); - техногенная или индустриальная (соответствующая капиталистической и социалисти­ческой общественно-экономическим формациям); - формирующаяся в настоящее время антропогенная цивилизация (информационное общество).

Космогенная цивилизация как исторически первый ее тип основывалась на орудийной технике и ручной техно­логии и характеризовалась большой зависимостью обще­ства от природных сил, когда мировой космос определял смысл жизнедеятельности, диктовал законы, устанавли­вал жесткие формы общественной организации, связи индивидов с социальными институтами. Основой следующего – техногенного типа цивилизации явились: машинная техника, широкое развитие науки и постепенное превращение ее в непосредственную производительную силу, наёмный труд, рыночные отно­шения, высокий уровень профессиональной культуры во всех ее формах. Несмотря на глубокие антагонистические противоречия в развитии индустриальной цивилизации, люди на этом этапе овладевают возможностями модификации общества на основе его реформирования, в том числе и в ходе буржуазно-демократических и социалисти­ческих революций. Развитие техногенной цивилизации в XX веке как противоборство капиталистической и социалистической социально-политических систем определило необходимость ее замены более совершенным обществом. К концу 70-х гг. XX века индустриальная технология и основанный на ней техногенный тип цивилизации исчер­пали возможности дальнейшего развития общества, опре­делили его кризисное состояние (возникновение глобаль­ных проблем, потеря духовных идеалов значительным числом граждан, переход к прагматическому и утилитарному способу существования людей и др.). Как свидетель­ствует практика современного цивилизационного процесса, преодоление кризисного состояния, затронувшего в различной степени и многообразных формах все страны и регионы мирового сообщества, может быть обеспечено лишь на путях перехода к новому, более высокому, эффективному и менее расточительному способу воспроизводства самого общества. Материальная основа для этого начала формировать­ся с середины 50-х гг. XX века в связи с развитием информационной технологии. Именно она составляет содержание процесса становления цивилизации нового типа – антропогенной, именуемой в научной литературе информационно-технологическим или постиндустриальным обществом.

Определяя основные тенденции развития обще­ства, связанные с использованием информационной технологии, российские и зарубежные ученые отмечают, что она коренным образом изменяет техническую основу ма­териального и духовного производства, определяет новые организационные формы общественной жизни, приводит к кардинальным изменениям в социальной структуре, пре­вращая значительную часть рабочей силы в новый сред­ний класс, требует постоянного повышения духовной культуры личности и общества. Последнее является осо­бенно важным, поскольку уровень и качество интеллек­туального потенциала общества становятся решающим условием возможности его воспроизводства на информа­ционной основе. В границах конкретных видов деятельно­сти они превращаются в исходный и определяющий фактор развития всей социальной системы. Источником прогресса все в большей степени становя­ся не внешние условия жизнедеятельности человека, а он сам. Особое значение при этом приобретают научно-информационные ресурсы, уровень социально-политического сознания, нравственные критерии, духовно-культурные установки и другие элементы духовной жизни, которые в своей совокупности определяют технологию воспроизводства всего общества и характер общественного прогресса. Формирование и развитие информационной цивилизации с конца XX века превратилось в глобальный мировой про­цесс. По своей сущности формирующаяся ныне общечелове­ческая цивилизация на основе информационной техноло­гии, по мнению многих российских и зарубежных ученых (Н. Моисеев, Р. Дарендорф, М. Бунге и др.), определяется как общество социальной справедливости, которому в на­стоящее время нет альтернативы. Социальная справедливость – один из универсальных общесоциологических и этических принципов организа­ции общественной жизни. Современная философия рассматривает социальную справедливость как сущность идущего на смену индуст­риальной цивилизации информационного общества, выделяя её следующие общезначимые аспекты: 1) наличие многоукладной экономики и регулируемого рынка при ведущей роли государственного сектора; 2) трудовую ос­нову, вознаграждение работников в соответствии с коли­чеством и качеством труда, сильную социальную защиту тех слоев общества, которые по каким-либо причинам не могут трудиться; 3) демократические формы организации во всех сферах общественной жизни; 4) государственное управление всеми социально значимыми процессами; 5) высокий уровень науки и культуры, особенно правовой и нравственной.

Таким образом, общество социальной справедливости – это тип гражданского общества, опре­деляющий положение индивида в зависимости от количества и качества труда. Оно характеризуется более высокими показателями в социально-экономической, политичес­кой и духовной сферах, по сравнению с капитализмом и социализмом, и имеет идентичную направленность с ходом современного общественного развития.Смена цивилизаций – это не прекращение жизни, а продолжение ее в новых социокультурных условиях. Каждый тип цивилизации устанавливает более высокий уровень дифференциации социального бытия и деятельности, усложняет связи между материальными и духовными эле­ментами общественной жизни. В ходе эволюции социокультурных факторов жизнедеятельности (производства, социальных и политических институтов и учреждений, духовных, идеологических отношений и т.д.) цивилиза­ция как целостная и самая широкая по своему содержа­нию общность обеспечивает не только непрерывность общественного процесса, но и его преемственность. Важным признаком цивилизации является наличие духовных традиций, определяющих непрерывность и устойчивость процесса общественного воспроизводства. Цивилизация в процессе своего развития формирует механизм поддержания преемственности между прошлым, настоящим и будущим. Качество механизма воспроизводства и жизнеспособность цивилизации определяются теми главными исходными идеями, на основе которых обеспечивается единство цивилизационного процесса.

№ 75. Многообразие форм цивилизационного процесса в современном мире. Понятие цивилизации как социокультурной общности предполагает определяющую роль в ее развитии духовно-культурного фактора, который формировался и развивался в специфических национально-этнических формах. Каждому историческому типу цивилизации соответствовали и определенные типы национально-этнических общностей: космогенной – народности, техногенной – нации. На этапе становления информационной цивилизации хотя и происходит формирование общей для мирового сообщества технико-технологической базы, но ее развитие также осуществляется в многообразных формах, структуру которых составляют национально-этнические особенности, специфические для каждого народа исторические традиции и обычаи, религиозные ве­рования, национальный язык, уровень духовной культуры в целом. Это относится и к информационной цивилизации, которая также идентифицирует себя в значительной степе­ни в связи с указанными признаками. Однако ее отличие от предшествующей техногенной цивилизации состоит в том, что идентификация осуществляется уже не в национальных границах (хотя они сохраняют свое значение), а на уровне межнациональных образований – суперэтносов (объединения народов в одном государстве) и мегаэтносов (межгосударственные образования). Они представляют собой не просто этнические или национальные общности, а региональные сообщества народов и наций. К общечеловеческой цивилизации современное общество идет через консолидационные процессы народов в рамках отдельных региональных объединений. Так, на сегодняшний день вполне правомерно говорить о российском народе как одной из форм суперэтноса, состоящего из целого ряда далеко не близких по своим этническим характеристикам народов, но, вместе с тем, глубоко осознающих свою причастность к многообразным формам единства в системе сотрудничества с другими народами. В научный оборот входят такие понятия, как «латиноамериканский народ», «арабский народ» и т.д., что свидетельствует о выходе за национальные рамки современных социальных процессов, о наднациональных формах их цивилизационного развития.

Рассматривая многообразие форм современного цивилизационного процесса, ученые часто употребляют понятие множественности цивилизаций, имея в виду национально-этнические особенности народов. Так, например, американский социолог. С. Хантингтон, выделяя в настоящее время в зависимости от культурно-этнической самоидентификации народов 7 – 8 мировых цивилизаций (западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, славяно-православную, латиноамериканскую и африканскую), определяет нынешнее состояние и прогнозирует будущее человечества не как взаимодействие социально-экономических систем, наций, отдельных стран и народов, а как результат взаимоотношений между эти­ми глобальными цивилизациями. Не отрицая технико-технологический аспект при характеристике современ­ного общества, он отдает примат (первенство) духовной культуре, рассматривая цивилизацию «как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культур­ной идентичности людей, шире которой лишь само человечество». Процесс модернизации современного общества происходит не одинаково в странах и регионах с различными национально-культурными особенностями. В русле этой глобальной тенденции находится и Россия, которая в настоящее время должна ответить на вызов истории, определив свои возможности постиндустриального развития. Россия является носителем особой специфической цивилизационной модели развития и ей необходима собственная идентичность, определяющая возможности органического взаимодействия современных социальных процессов со специфическими структурами ее социокультурной жизни, менталитетом и традициями российского народа.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 556 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...