Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

11 страница. Итак, структура творческого процесса является довольно сложной



Итак, структура творческого процесса является довольно сложной. Для харак­теристики этапов (или фаз) научного творчества приведем несколько близких друг к другу трактовок. Д. Маккиннон выделяет пять этапов: 1) накопление знаний, навыков и умений для четкого формулирования проблемы; 2) этап «сосредоточения усилий», который иногда приводит к решению проблемы, а иногда вызывает усталость и разочарование; 3) уход от проблемы, переключение на другие занятия; этот этап называют периодом инкубации; 4) озарение, или «инсайт»; 5) верифи­кация. А.М. Селезнев выделяет в творческом процессе следующие фазы: 1) обнаружение научной проблемы, выбор предмета исследования, фор­мулирование цели и задач исследования; 2) сбор информации и выбор методологии исследования; 3) поиск путей разрешения научной про­блемы, «вынашивание» новой научной идеи; 4) научное открытие, «рождение» научной идеи, создание идеальной модели открытого уче­ным явления; 5) оформление полученных научных данных в логически стройную систему. По мнению И. Тейлора творческий про­цесс имеет этапы: 1) формулирования проблемы; 2) трансформации, когда проблема трансформируется с помощью метафоры, аналогии, «реверсирования» и т.д.; 3) внедрения и использования творческого продукта, т.е. преобразования какой-то части окружающей среды. Что касается технического творчества, то оно имеет следующие звенья: раскрытие технического противоречия, формулировку технической задачи, выработку технической идеи, создание идеальной модели, материали­зацию идеального образа, отработку и внедрение работоспособного технического объекта, его дальнейшее совершенствование. Проблема стимулирования творчества Среди разработок по вопросам творчества большой интерес представляют иссле­дования, посвященные стимулированию процесса творчества вообще и научного творчества в частности. В литературе по творчеству нередки обращения к «синектике Гордона». Сам
У. Гордон определяет теорию синектики как опера­ционную теорию, предназначенную для сознательного использования подсознательных психологических механизмов, действующих в процес­се творчества. Группа ученых, которой предлагают решить задачи, пользуется, по наблюдениям Гордона, аналогиями четырех видов:

 прямой аналогией, когда, например, технический объект сравнивают с биологическим;  символической, когда для предложенной проблемы уда­ется дать общее определение, которое вызывает некоторые необходи­мые ассоциации;  фантастической, когда мысленно создается идеальная ситуация, пусть даже противоречащая законам природы, в которой задача легко решается;  наконец, личной аналогией, когда члены группы воображают себя элементами предложенной ситуации. А. Осборн предложил для стимулирования научного творчества «брейнсторминг» – «мозговой штурм», или «мозговую атаку». Суть его – в особой форме воздействия группы на индивида, решающего проблему. А. Осборн приводит примеры, когда проблемы, не поддававшиеся индивидуальным усилиям, были успешно решены во время сессии «брейнсторминга». Стимулирование творческой активности достигает­ся, по его мнению, благодаря соблюдению четырех принципов: 1) принципа исключения критики; можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают плохой; 2) поощрения самого необузданного ассоциирования: чем более дикой покажется идея, тем лучше; 3) требования, чтобы количество предлагаемых идей было как можно большим; 4) признания, что высказанные идеи не являются ничьей собственностью, никто не вправе монополизировать их; каждый участ­ник вправе комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять их, «улучшать» и совершенствовать. В основе этой методики лежит уверенность в том, что творческое мышление требует свободы, раскрепощенности, устранения всяких внешних торможений. У каждого человека есть способность генерировать идеи и критически оценивать их. Критическая оценка тормозит генерирование идей, сковывает мысль. Поэтому желательно, по А. Осборну, чтобы в момент «рождения» идеи способность к критической оценке была отключена. Критическое рассмотрение и оценка идей должны быть отсрочены, перенесены на будущее; это следующий этап работы.Проблема стимулирования творческого процесса имеет «выход» в широкий спектр социальных факторов. Даже приведенный пример свидетельствует не только о важности сопоставления и столкновения разных идей и установок, но и о внутренней потребности творческого ума в демократизме и свободе обсуждений, толерантном отношении к оппонентам, что неотрывно от демократизма и человеч­ности всей общественной жизни. Изначальной сущностью человека является творчество, или, что то же самое, – творчество в труде. Труд должен быть не самоотчуждением, а самоутверждением человеческой личности. Слишком часто и даже почти для всех в истории труд был преимущественно средством для поддержания элементарного существования, а не проявлением творче­ских способностей человека.

Труд должен быть не только и не столько средством к жизни, сколько ее сущностью, процессом, в котором человек полностью и всесторонне развивает свои склонности и задатки. Стимулом к труду должно быть не внешнее принуждение, в том числе и стремление к заработку, а, прежде всего, глубокая внутренняя потреб­ность в творчестве. При разумной организации общества он может и должен стать первой потребностью личности, источником полнокровной жизни и счастья. В таких условиях творчество становится активным фактором труда и всей человеческой жизни. В обществе будущего мерилом производимого богатства должна стать степень твор­чества, степень развития и применения человеческих способностей, знаний, науки. Формы собственности, с этой точки зрения, есть лишь средство; самоцелью общества становится человек, разностороннее развитие его способностей, свободный труд и творчество, т.е. самоут­верждение человеческой личности, счастье человека. Как видим, творчество является отнюдь не рядовой проблемой философии, а неразрывно связано с судьбами цивилизации, со смыс­лом человеческой истории, это одна из центральных проблем мировоз­зрения; она должна рассматриваться в широком контексте общечеловеческой культуры.

№ 63. Практика, её основные формы. Структура практики. Важнейшими чертами практики являются целенаправленность, предметно-чувственный характер, преобразование материальных систем. Практика – это деятельность, активное взаимодействие человека с материальными системами. Деятельность свойственна и роботам, ее результатом выступают измененные материальные системы. Однако здесь нет целеполагания, а есть лишь целеисполнение; роботы не продуцируют цели, планы, проекты, поэтому их деятельность практикой назвать нельзя. В то же время для инженеров, создающих этот вид технических устройств и их совершенствующих, соответствующая дея­тельность, неотрывная от выдвижения идей и их материализации, есть практика. Нет практики и в животном мире, хотя животные взаимо­действуют с материальными системами, уничтожая, создавая или из­меняя их. Практика неотрывна от человека, его целеполагающей, целенаправленной деятельности, от формирования идеальных моделей и стремления их осуществить. Вторая черта практики – предметно-чувственный характер. По этому признаку она выделяется уже не из материальных взаимодействий вообще, а из совокупной человеческой деятельности, отграничи­ваясь от деятельности познавательной и оценочно-ориентационной. В отличие от мыслительной, духовной деятельности, непосредственно не сталкивающейся с материальным сопротивлением объекта (здесь «со­противление» иного рода, связанное с отражением внешних и внутренних свойств объекта), практическое взаимодействие человека с объектом представляет собой именно преодоление сопротивления материального предмета. При этом человек функционирует физиологически, расходуя силу, энергию подобно взаимодействующей природной системе. Третий признак практики – преобразование материальных систем. Не любые перестановки элементов системы, как и не любые предмет­но-чувственные акции человека, будут практикой, а только такие, которые изменяют качества подсистем и системы в целом, ведут к ликвидации, разрушению системы или, наоборот, к ее развитию, совершенствованию или созданию новой материальной системы. Здесь большое значение имеют возможности предметных систем, умение человека их «нащупать», познать, оценить и использовать; столь же важно создание новых возможностей.

Иногда полагают, что практика есть специфически человеческий способ превращения некоторого предмета из возможности в действительность; но такое определение, пожалуй, было бы неполным, ибо то, что дает практике собственно человеческий характер, есть, прежде всего, создание новых возможно­стей. На основе познания свойств и законов природы человек откры­вает новые возможности и ставит новые цели, в соответствии с которыми создаются новые предметы, не существующие в природе. Человек способен изменять состав элементов и структуру материальных (природных и социальных) систем, поскольку он стремится действовать в соответствии с объективными законами (иначе его деятельность будет бесплодной). Конечный результат практики, находящийся в предметно-объектной сфере, оказывается материализованной целью. Только все три вместе взятых признака – целенаправленность, пред­метно-чувственный характер и преобразование материальных систем – образуют практику как явление. Итак, практикаэто целенаправленная предметно-чувственная де­ятельность человека по преобразованию материальных систем. Во взаимоотношении субъективного и объективного в структуре практики определяющим является объективное. Наличие идеального, субъективного в практике не колеблет того положения, что в своей основе практика есть материальный процесс. Имеются следующие основные формы практики: общественно-производствен­ная (промышленное и сельскохозяйственное производство; изготов­ление продуктов потребления и средств производства), социально-политическая (создание государств, классовая борьба, фор­мирование партий, преобразование социальных структур, органов управления, революционные движения, забастовки, войны, акции, направленные на ликвидацию атомного и химического оружия и т.п.); научно-экспери­ментаторская, связанная с намеренным изменением объекта исследо­вания (физический, химический, генетический, социальный и другие виды эксперимента); врачебная, или медицинская (хирургическая, терапевтическая, стоматологическая и т.п.); семейно-бытовая (строительство и ремонт жилья, садоводство, огородничество, приготовление пищи и т.д.). Эти формы практики являются основными постольку, поскольку охватывают важнейшие сферы жизнедеятельности человека. Помимо них имеются и другие. К ним относятся, например, детская игровая практика (связанная с «преобразованием» предметов) и спортивная практика (ведущая к физическим изменениям людей).

Различные виды практической деятельности неравноценны не только в плане форм жизнедеятельности, но и по отношению к про­грессу; практика может быть либо созидательной (конструктивной), либо разрушительной (деструктивной) по своим результатам (даже вандалистской). По своему содержанию и назначению практика бывает стандарти­зированной (стереотипно-механической), сопряженной с многократ­ным воспроизведением одного и того же результата, без непосредственного выхода на познавательную деятельность (хотя она также включает в себя цель), и поисковой, нацеленной на достижение прироста познавательной информации. Стандартизированную пред­метную деятельность тоже следует считать практикой, ибо она не только создает материальные предпосылки для научных исследований, но и таит в себе возможности для своего совершенствования, т.е. для перехода в творчески-поисковую форму. В зависимости от субъекта деятельности практика подразделяется на такие виды как индивидуальная, микрогрупповая, социального слоя, класса, нации (народности), государства, общества. Знакомство с основными формами и видами практики пока­зывает, что любая практика имеет общественный, социальный харак­тер. В практике человек действует, конечно, как природная сила. Но эта сила наделена, кроме всего прочего, еще и общественной силой, воплощаемой, прежде всего, в духовном, идеальном компоненте прак­тики. Выдвижение цели, идеи сопровождается ориентацией на опре­деленные нормы и ценности общества, группы. Практика выступает как общественный процесс изменения, пре­образования материального мира в мир социальной предметности, культуры, в очеловеченный мир. В практике человек имеет средство для преобразования природы в своих интересах, в интересах человече­ской цивилизации. Если исключить деструктивный, вандалистский тип практики, то последняя выступит в качестве антиэнтропийного про­цесса, способного упорядочивать не только общественную жизнь, но и более масштабные природные структуры. В системно-структурном (а не процессуальном) плане любая прак­тика складывается из следующих элементов: субъекта практики, объекта практики, цели (идеальная модель), средств, предметной деятельности субъекта, результата этой деятельности. Все эти элементы проникают друг в друга так, что их представление в «чистом» виде затруднено. Они образуют целостную систему. Импульс каждому циклу практики задает духовный ее компонент, субъективность, базирующаяся на объектив­ности. Взаимодействие сторон практики, субъективного и объективно­го ее моментов, обеспечивает развитие практики.

№ 64. Особенности философского изучения общества. Общество и природа. Философские учения об обществе появляются уже в Древнем мире. С тех пор философское изучение общества прошло длительный путь развития. Сформировалась особая философская дисциплина, направленная на изучение общества. Её принято называть социальной философией. Она существенно отличается от других дисциплин, входящих в систему современного обществознания. Социальная философия отличается, прежде всего, от истории. История – это наука, изучающая прошлое социальной жизни человечества во всей его конкретности и многообразии. Она исследует события и процессы на основе самых разнообразных исторических источников, в которых сохраняется память о прошлом. Социальная же философия рассматривает развитие общества в теоретическом плане, применяя преимущественно логический метод. Социальная философия обладает довольно явной спецификой в сравнении с социологией. Социология по отношению к социальной философии – более конкретная наука, включающая в себя частные и эмпирические исследования. Она сосредоточивает своё главное внимание на особой социальной сфере, абстрагируясь от других сфер общественной жизни: экономической, политической, духовной. Социальная философия ставит перед собой иную цель. Она изучает общество как целое в широком философском контексте. Социальная философия отличается от целого комплекса специальных общественных наук. К их числу относятся: экономическая наука, политология, правоведение, культурология, науковедение, искусствоведение, религиоведение и другие. Если эти частные научные дисциплины сосредоточивают своё внимание на какой-то одной сфере или области общественной жизни, то социальная философия изучает общество как целостную систему. Социальная философия, вырабатывая самые общие теоретические представления об обществе, оказывает большое мировоззренческое и методологическое влияние на многочисленные общественные науки. В то же время она опирается на эмпирические и частнотеоретические достижения этих наук.

ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА Современная социальная философия опирается в своём понимании общества, прежде всего, на тезис о том, что общество есть часть мира, неразрывно связанная с природой. Этот тезис аргументируется в частности следующими фактами: 1) человек, а также общество происходят из природы; 2) человек – существо не только социальное, но и биологическое, подчиняющееся законам природы; 3) человек является высшей ступенью в развитии живой природы; 4) общество не может функционировать и развиваться вне природы, в отрыве от неё; 5) и природа, и общество подчиняются в своём развитии некоторым общим фундаментальным законам. Однако на основании всего ранее изложенного нельзя чрезмерно отождествлять общество с природой. Общество – это такая часть мира, которая обособилась от природы, приобрела новые качества. Известно, что человек – это не только биологическое существо, но и качественно новое явление с присущими только ему социальными свойствами, вырастающими из взаимодействия людей друг с другом; а жизнь общества – это качественно своеобразная жизнь, которая несводима к биологической жизни, где действуют особи, не обладающие социальным сознанием. Человеческое общество выступает в качестве создателя культуры. Создавая культуру, общество, как бы, творит новую, искусственную среду своей жизни. Следовательно, общество и природа – это две, качественно различные формы проявления единого мира. Им в едином человеческом знании соответствуют две основные области – обществознание и естествознание. Общество и природа находятся во взаимодействии, влияют друг на друга.Невозможно анализировать общество, не принимая во внимание его взаимодействие с природой, поскольку оно живёт в природе. Воздействие общества на природу обусловливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений. При этом в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок географической среды и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойства, всё более отдаляющие её от девственного состояния. Если лишить современную географическую среду её свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать: человек настолько переделал мир планеты, что этот процесс уже необратим.

Но и природа оказывает немаловажное влияние на развитие общества. Человеческая история – наглядный пример того, как условия среды и очертания поверхности планеты способствовали или, напротив, препятствовали развитию человечества. Если на Крайнем Севере человек добывает средства существования ценой мучительных усилий, то в тропиках щедрость расточительной природы облегчает жизнь человеку. Географическая среда как условие хозяйственной деятельности общества может оказывать определённое влияние на хозяйственную специализацию стран и регионов. Известно, что человеческая деятельность является тем каналом, по которому осуществляется постоянный «обмен веществ» между человеком и природой. Любые изменения в характере, направленности и масштабах человеческой деятельности лежат в основе изменений отношения общества и природы. С развитием практической, преобразующей деятельности человека увеличились и масштабы его вмешательства в естественные связи географической среды. В прошлом использование человеком сил природы и её ресурсов носило преимущественно стихийный характер: человек брал у природы столько, сколько позволяли его собственные производительные силы. Но научно-техническая революция столкнула человека с новой проблемой – с проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения динамического равновесия сложившейся системы, а в связи с этим и необходимостью бережного к ней отношения. Нельзя забывать, что мы живём в мире, где царствует закон энтропии, где запасы полезных для нас ресурсов «рассеиваются» или, иначе говоря, исчерпываются невозвратимо. Если, таким образом, прошлый тип отношения общества к природе носил стихийный (безответственный) характер, то новым условиям должен соответствовать и новый тип – отношение глобального, научно обоснованного регулирования, охватывающего как природные, так и социальные процессы, учитывающего характер и границы допустимого воздействия общества на природу с целью не только её сохранения, но и воспроизводства.

Теперь стало ясно, что воздействие человека на природу должно происходить не вопреки её законам, а на основе их познания. Видимое господство над природой, приобретаемое за счёт нарушения её законов, может иметь только временный успех, оборачиваясь в результате непоправимым ущербом и для самой природы, и для человека: не стоит слишком обольщаться нашими победами над природой, за каждую такую победу она нам мстит. Человечество вплотную столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые угрожают его собственному существованию: загрязнение атмосферы, истощение и порча почвенного покрова, химическое заражение водного бассейна. Таким образом, человек в результате собственной же деятельности вступил в опасное противоречие с условиями своего обитания. Мы часто воюем с природой, а нам необходимо мирно сосуществовать с ней. Мы призваны не властвовать над природой (и, безусловно, не покорять её), а, наоборот, должны оберегать её от необдуманных действий и заботиться о ней.можного нарушения динамического равновесия сложившейся системы, а в связи с этим и необходимостью бережного к ней отношения. Нельзя забывать, что мы живём в мире, где царствует закон энтропии, где запасы полезных для нас ресурсов «рассеиваются» или, иначе говоря, исчерпываются невозвратимо. Если, таким образом, прошлый тип отношения общества к природе носил стихийный (безответственный) характер, то новым условиям должен соответствовать и новый тип – отношение глобального, научно обоснованного регулирования, охватывающего как природные, так и социальные процессы, учитывающего характер и границы допустимого воздействия общества на природу с целью не только её сохранения, но и воспроизводства. Теперь стало ясно, что воздействие человека на природу должно происходить не вопреки её законам, а на основе их познания. Видимое господство над природой, приобретаемое за счёт нарушения её законов, может иметь только временный успех, оборачиваясь в результате непоправимым ущербом и для самой природы, и для человека: не стоит слишком обольщаться нашими победами над природой, за каждую такую победу она нам мстит. Человечество вплотную столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые угрожают его собственному существованию: загрязнение атмосферы, истощение и порча почвенного покрова, химическое заражение водного бассейна. Таким образом, человек в результате собственной же деятельности вступил в опасное противоречие с условиями своего обитания. Мы часто воюем с природой, а нам необходимо мирно сосуществовать с ней. Мы призваны не властвовать над природой (и, безусловно, не покорять её), а, наоборот, должны оберегать её от необдуманных действий и заботиться о ней.

№ 65. Понятие общества. Общество как система. Понятие гражданского общества. Слово «общество», как известно, является весьма многозначным. В социальной философии оно употребляется в двух основных значениях: широком и узком. В широком значении общество выступает как социальность вообще, как особый род бытия в мире, т.е. как социум. Моделью социума может быть любое объединение: семья, трудовой коллектив, население того или иного населённого пункта и т.д. В узком значении общество – это уже не любая социальность, а особая строго определённая форма существования социальных явлений. И здесь моделью изучения не может быть любое объединение людей. В дальнейшем мы будем рассматривать общество во втором, т.е. узком значении этого слова, отвлекаясь от других его значений. Рассматривая общество как особую форму существования социальных явлений, мы должны, прежде всего, выделить основной признак (или признаки общества), что позволит нам подойти к определению общества. Таким признаком является свойство самодостаточности. Этим свойством в полной мере не обладают ни семья, ни трудовой коллектив, ни население конкретных населённых пунктов. Поэтому их нельзя называть обществом, они являются только частями общества. Общество – это не любое объединение людей, а объединение самодостаточное. Это определение применимо к таким реальным субъектам мирового исторического процесса как российское, французское или японское общества. Вполне очевидно, что общество не является простым объектом исследования. Это сложное многогранное явление. Поэтому возникает необходимость рассматривать общество как систему и обеспечивать соответствующий подход к его изучению. Системный подход, как известно, нацеливает на выделение в изучаемом целом элементов в качестве далее неделимых и неразложимых единиц, которые выполняют в данном целом те или иные функции.

Применительно к обществу в качестве его системных элементов можно выделить следующие: 1) индивиды. Без активной деятельности конкретных людей никакие процессы в обществе невозможны. Без людей не может быть никаких социальных групп и социальных институтов; 2) предметы, с помощью которых люди осуществляют свою деятельность. Их обычно делят на предметы труда, орудия труда и продукты труда; 3) символы и знаки, с помощью которых осуществляется обмен информацией между людьми, а также хранение этой информации; 4) связи и отношения между элементами конкретной социальной системы. Итак, люди, физические вещи, символы и связи между ними – это основные составляющие общественной системы, элементы, без которых немыслима общественная жизнь. Поэтому, чтобы обеспечить дальнейшее существование общественной системы, необходимо постоянно воспроизводить названные элементы. Необходимость их постоянного воспроизводства порождает основные типы общественной деятельности. К ним относятся: материально-производственная, духовная, регулятивная или управленческая, а также деятельность обслуживания людей, которую часто называют социальной в узком смысле слова. На базе основных типов общественной деятельности, которые в какой-то мере независимы друг от друга, образуются основные подсистемы общества: экономическая, духовная, политическая и социальная. Каждая из этих подсистем может быть, в свою очередь, представлена как особая система, имеющая свои подсистемы и т.д. Рассматривая общество как систему, следует иметь в виду то, что системность общества является своеобразной, специфичной. Общество является, во-первых, целостной системой, так как здесь целое может порождать новые качества, которыми не обладают отдельные элементы общественной системы. Общество, во-вторых, – это органическая целостная система, так как активность структурных связей в ней очень высока, что делает её способной к саморазвитию. Специфика общественной системы заключается также в том, что её элементы могут быть относительно самостоятельны, т.е. иметь собственную логику развития, представляя собой высокоразвитые образования. Поэтому здесь важным фактором выступают принцип целесообразности системы и специфические культурно-человеческие отношения, из которых исходит и на которые ориентируется человек.

Общество как целостный организм характеризуется следующими свойствами: самодеятельностью, самоорганизацией, саморазвитием, самодостаточностью. При этом если первые три свойства присущи не только обществу в целом, но в той или иной степени и составляющим общество частям, то свойство самодостаточности характерно только для общества в целом. В современном обществознании широко употребляется понятие гражданского общества. Гражданское общество – это та часть общества, те сферы его жизнедеятельности, в которых личность и организации свободных и равноправных граждан ограждены законами от прямого вмешательства органов государственной власти. А зрелое гражданское общество – это общество, сумевшее подчинить себе государство и поставить на службу своим интересам государственные органы всех ветвей и всех уровней власти в стране. Теория гражданского общества складывалась в рамках либерализма и связана с творчеством Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других мыслителей. Само гражданское общество – это продукт буржуазной эпохи, рынка и демократии. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуальных устремлений. Оно формируется преимущественно снизу, спонтанно как результат раскрепощения индивидов, превращения их из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством собственного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность. Гражданское общество имеет сложную структуру, включает экономические, правовые, семейно-родственные, культурные, религиозные, нравственные и другие отношения, а также не контролируемые государством проявления политической активности граждан в форме деятельности партий, групп интересов, гражданских инициатив и т.д. В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные (подчинения), а горизонтальные (конкуренции и солидарности) связи между юридически свободными и равноправными партнёрами. Гражданское общество может сложиться только на основах демократизма, гуманизма, развития общественного, в том числе и местного, самоуправления. Оно несовместимо с авторитаризмом и, особенно, с тоталитаризмом, с нарушением прав человека. Становление гражданского общества является социальной основой возникновения и развития правового государства. В настоящее время гражданское общество – это тот идеал, к которому стремятся многие страны мира, и лишь немногие из них добились в этом плане больших успехов.

№ 66. Культура. Массовая культура. Деятельность человека, на какие бы виды она ни подразделя­лась, в конечном счете, сводится к производству либо материаль­ных, либо духовных ценностей. Эти сферы деятельности отличны друг от друга и по способу их осуществления, и по результатам, и по общественному назначению. Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. К культуре относится все то, что противостоит натуре, т.е. девственной природе, как нечто возделанное и созданное трудом человека. Принято различать материальную и духовную культуру. К материальной культуре относятся, прежде всего, средства производства и предметы труда, вовлеченные в процесс общест­венного бытия. Материальная культура, уровень и характер ее развития тесно связаны и определяются производственными отношениями, господствующими в данном обществе. Понятие материаль­ной культуры охватывает широкий круг вещей и процессов, кото­рые служат человеку. Материальная культура является показате­лем уровня практического овладения человеком природой. К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логи­кой мышления и богатством языка, уровень развития материаль­ных и духовных потребностей и интересов людей. Существенной составляющей духовной культуры является религия. Духовная культура существует в «вещной» форме: в книгах, картинах, кино, ар­хитектурных сооружениях, скульптуре и т.д. Все это живет и сотруд­ничает с современным поколением и является культурой только в соотношении с живым разумом. Таким образом, культура охватывает все достижения человече­ства в области как материального, так и духовного производства. Она заключается не только в содержании труда, в его продуктах, не только в знании, но и в навыках, овладение которыми позволяет человеку справиться с практическими и теоретическими задачами. Исходной формой и первоисточником развития культуры являются человеческий труд, способы его осуществления и результаты.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 638 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...