Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

12 страница. Вне культуры невозможна жизнь человека и общества



Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении при­роды, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, человечес­кие чувства, умения не передаются новому поколению по наслед­ству, они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры. Без передачи достижений человеческой культуры от одного поко­ления другому немыслима история: ребенок начинает думать и го­ворить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего че­ловека, только приобщаясь к культуре. Если человек создает куль­туру, то культура создает человека. Культура не пассивное хранение материальных и духовных цен­ностей, созданных предшествующими поколениями, а активное творческое их использование человечеством для социального про­гресса. Общество осуществляет воспроизводство и совершенству­ет себя, только наследуя и творчески перерабатывая накопленные богатства культуры. Овладение вещественной и духовной культурой заключается в усвоении приемов оперирования вещами, сло­вами и мыслями. Культура – это материальные и духовные ценности. Под ценностью имеется в виду определение того или иного объекта материальной или духовной реальности, высвечи­вающее его положительное или отрицательное значение для чело­века и человечества. Лишь для человека и общества вещи, явления имеют особый смысл, освященный обычаями, религией, искусст­вом и вообще «лучами культуры». Иначе говоря, реальные факты, события, свойства не только воспринимаются, познаются нами, но и оцениваются, вызывая в нас чувство участия, восхищения, любви или, напротив, чувство ненависти или презрения.Эти всевозмож­ные удовольствия и неудовольствия как раз и составляют то, что именуется вкусом, как-то: хорошее, приятное, прекрасное, дели­катное, нежное, изящное, благородное, величественное, возвы­шенное, сокровенное, священное и т.п.

Та или иная вещь обладает в наших глазах определенной ценностью благодаря не только своим объективным свойствам, но и нашему отношению к ней, которое интегрирует в себе и восприятие этих свойств, и особенности наших вкусов. Таким образом, можно сказать, что ценность – это субъективно-объектная реальность. Вот почему утверж­дая, что о вкусах не спорят, реально о них всю свою жизнь люди спорят, отстаивая право на приоритет и объективность именно своего вкуса. Нечего и говорить о том, насколько зна­чимы оценочные суждения для разумной ориентации человека в жизни. Каждая вещь, вовлеченная в оборот общественной и личной жизни или созданная человеком, имеет, кроме своего физического, еще и общественное бытие: она выполняет исторически закреп­ленную за ней человеческую функцию и поэтому имеет обществен­ную ценность, например стол – это не просто доска, опирающаяся на четыре ножки, а вещь, сидя за которой, люди питаются или ра­ботают. Ценности бывают не только материальные, но и духовные: произведения искусства, достижения науки, философии, нормы нравственности и т.д. Понятие ценности выражает общественную сущность бытия материальной и духовной культуры. Если что-то материальное или духовное выступает как ценность, то это значит, что оно так или иначе включено в условия общественной жизни личности, выполняет определенную функцию в его взаимоотноше­нии с природой и социальной действительностью. Люди постоянно оценивают все, с чем они имеют дело, с точки зрения своих потреб­ностей, интересов. Наше отношение к миру всегда носит оценоч­ный характер. И эта оценка может быть объективной, правильной, прогрессивной или ложной, субъективной, реакционной. В нашем мировоззрении научное познание мира и ценностное отношение к нему находятся в неразрывном единстве. Таким образом, понятие ценности тесно связано с понятием культуры. Культура, трансформируясь, передается, словно по эстафете, от одного поколения другому. История культуры представлялась бы колоссальной нелепостью, если бы каждое следующее поколение полностью отметало достижения предыдущего. В культурном на­следии необходимо разумно отделять то, что принадлежит буду­щему, от всего того, что уже отошло в прошлое.

Постепенный процесс демократизации общественной жизни, достижение высокого материального уровня, техническое оснаще­ние основных производственных процессов и быта привели к формирова­нию массового общества, в котором культурные ценности переста­ли быть элитарным достоянием и получили эгалитарный уравни­тельный характер. Это обусловило появление массовой культуры, т.е. усредненной культуры, создаваемой средствами массовой ин­формации и тиражируемой посредством специальной, технически высокооснащенной индустрии. Массовая культура имеет своей ис­торической целью информирование широких слоев населения о возможностях культуры, о ее языке, о навыках, необходимых для восприятия искусства, но массовая культура не может заменить прикосновения к высокому искусству. Выражение «массовая культура» употребляют обычно с чувст­вом пренебрежения, имея в виду нечто, «растворенное в пресной воде большинства». Но понятие массовой культуры может быть осмыслено и положительно: к культуре тянутся миллионные массы народа. Негативный смысл выражения «массовая культура» за­ключается в том, что часто не массам предоставляется возмож­ность подняться до уровня настоящей культуры; напротив, сама «культура», подделываясь под примитивные вкусы отсталых слоев населения, опускается, упрощаясь и деформируясь, до уровня при­митивизма, шокирующего подлинную воспитанность: умной высо­кообразованной массе преподносится нечто серое, а то и просто глупость.

Наука. Социальные функции науки. Наука является важнейшим видом духовного производства. Она рассматривается и как определённая система знаний, и как особый социальный институт. Наука есть, прежде всего, систематизированное познание действительности, воспроизводящее её существенные стороны в абстрактно-логической форме понятий, суждений, теорий и т.п. Как и другие виды духовного производства, наука создаёт как бы параллельный реальному идеальный мир, в котором отражены основные свойства и закономерности объективного мира. В идеальном мире науки реальность воспроизводится, естественно, не целиком, а лишь в самых существенных чертах. Это своего рода модель мироздания, по которой человечество ориентируется в своей жизнедеятельности. Истоки науки уходят в глубокую древность. В достаточно явном виде, однако, наука возникает в VIвеке до нашей эры в Древней Греции, где сложились соответствующие условия. Формирование науки требовало критики и разрушения мифологического мировоззрения. Для её формирования был необходим также достаточно высокий уровень развития производства и общественных отношений, приводящий к разделению умственного и физического труда и тем самым открывающий возможность для систематических занятий наукой. Научное познание следует отличать от обыденного, т.е. повседневного. Отличительные черты научного познания состоят в следующем:  научное познание характеризуется систематичностью, а также логической выводимостью одних положений из других;  объектами научного познания выступают не только предметы и явления, с которыми мы имеем дело в повседневном опыте, но и объекты микромира, мегамира, а также глубокое прошлое и отдалённое будущее;  важным признаком научного познания является осознанный контроль над самой процедурой познания, над его методами;  высокие требования предъявляются в науке к языку описания исследуемых объектов. Разрабатывается свой специальный язык с чёткой фиксацией содержания понятий;  в науке широко применяется совершенная приборная техника;  научное познание претендует на объективность получаемого знания, которое подвергается строгой проверке на соответствие действительности.

Не трудно убедиться, что научное знание, а также процесс его получения, достаточно сложны. Поэтому деятельность в сфере науки требует особой подготовки, длительного периода ученичества, в ходе которого осваиваются исторически сложившиеся объёмы научных знаний, методы и средства их использования и приращения. А это, в свою очередь, требует наличия особых организаций и учреждений, обеспечивающих подготовку и работу научных кадров. Разумеется, это справедливо в основном для развитой, зрелой науки, оформившейся в устойчивый социальный институт. Процесс этого оформления начался сравнительно недавно – с XVII и XVIII веков. Именно в это время в Европе появляются первые научные общества и академии, начинается издание научных журналов. Конец XIX и начало XX веков ознаменовались появлением новой формы организации науки – крупных научных институтов, лабораторий, исследовательских центров. Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения. По предметному своеобразию все научные дисциплины принято делить на следующие группы: естественные, общественные, гуманитарные и технические. По непосредственному отношению к практике принято выделять науки фундаментальные и прикладные. По глубине постижения действительности в науках различают два уровня: эмпирический и теоретический. Роль науки проявляется в её социальных функциях. Основными из них являются следующие: культурно-мировоззренческая, функция непосредственной производительной силы и функция социальной силы. Первой по времени получила развитие культурно-мировоззренческая функция науки. Она реализуется благодаря тому, что предлагаемые наукой рациональные объяснения тех или иных явлений действительности входят в содержание культуры и мировоззрение общества. С середины XX века осуществляется бурный процесс превращения науки в непосредственную производительную силу, формирования устойчивых взаимосвязей между наукой, техникой и производством. Научный эксперимент и установка для его проведения выступают при этом как модель и прообраз установки для промышленного преобразования естественных веществ и объектов. Сегодня у науки всё более отчётливо обнаруживается ещё одна функция, которую можно назвать функцией социальной силы. Дело в том, что наука всё более включается в процессы социального развития и управления им. Наиболее ярко данная функция проявляется в ситуациях, когда методы науки и её данные используются для разработки масштабных планов и программ экономического и социального развития.

№ 68. Искусство, его виды и функции в обществе. Наряду с наукой важнейшим видом духовного производства является искусство. Оно представляет собой процесс и результат творчества художников, музыкантов и других профессионалов в области эстетического освоения мира. Этот способ духовного освоения действительности опирается на своеобразный феномен социальной реальности, зафиксированный философией в понятии «эстетическое». Эстетическое не является исключительной прерогативой искусства. Оно составляет одну из общих характеристик самого социального бытия и, как бы, присутствует во всей социальной реальности. Эстетическим, т.е. вызывающим у человека соответствующие чувства, может быть всё, что угодно: природные ландшафты, любые предметы материальной и духовной культуры, сами люди и всевозможные проявления их активности – трудовые, спортивные, игровые и другие.

Объективной основой возникновения эстетического являются, очевидно, какие-то фундаментальные закономерности бытия, проявляющиеся в отношениях меры, гармонии, симметрии, целостности, целесообразности и т.д. Конкретно-чувственная, наглядная форма этих отношений в объективном мире порождает своеобразный резонанс в душе человека. В итоге, человек получает специфические переживания, которые мы называем эстетическими. Эстетические переживания способны возникать в любом виде человеческой деятельности. Однако в большинстве из них (труде, науке, спорте, игре) эстетическая сторона является подчинённой, второстепенной. И только в искусстве эстетическое начало приобретает основное и самостоятельное значение. Современные исследователи искусства выделяют следующие его виды: изобразительное, музыкальное, «синтетическое», «техническое», декоративно-прикладное и другие. Изобразительное искусство воздействует на человека визуально, т.е. через зрительное восприятие. К произведениям изобразительных искусств относятся: живопись, скульптура, графика, монументальное искусство и другие. Музыка – вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие и отличающийся прямым и особо активным действием на чувства людей. Главным выразительным средством здесь является звук. Синтетические искусства – это такие виды художественного творчества, которые представляют собой органическое слияние или относительно свободную комбинацию разных видов искусств, образующих качественно новое и единое эстетическое целое. Сюда относятся театр, балет, эстрадное искусство, цирк. «Технические искусства» в своих развитых формах возникли сравнительно недавно. Наиболее распространёнными из них сейчас являются фотоискусство, искусство кино, мультипликация и, в какой-то мере, телевидение.

Декоративно-прикладное искусство является одним из самых древних. Сфера этого искусства весьма широка: от эстетического оформления предметов повседневного пользования до художественной организации целых архитектурно-парковых комплексов. Сюда же относится оформление интерьеров различными росписями, декоративной скульптурой, барельефами, плафонами, вазами и т.п. Ряд очень важных видов декоративно-прикладного искусства связан со стремлением «украсить» самого человека, прежде всего женщину. Это художественно выполненная одежда, ювелирные изделия, искусство макияжа, парикмахерское искусство. Искусство, как и другие виды духовного производства, создаёт свой особый идеальный мир, который, как бы, дублирует объективно реальный мир человека. Стихии природы, общественные установления, душевные страсти, логика мышления – всё подвергается эстетической переработке и образует параллельный реальному миру мир художественного вымысла, который порой бывает убедительней самой реальности. В чём же заключается смысл создания мира искусства? Зачем он нужен человечеству? Потребность в искусстве весьма многогранна. Она заключается в следующем: 1) Идеальный мир искусства есть своеобразный полигон для многочисленных человеческих устремлений, желаний, страстей и т.д. Экспериментировать с живыми людьми морально недопустимо, а вот с художественными образами, символами – сколько душе угодно. Только художественные средства позволяют анализировать любую житейскую ситуацию, поступок, мотив без ущерба для человека. Можно проигрывать любые варианты человеческого поведения, обострять конфликты до предела, доводить до логического конца все мыслимые побуждения человека. Искусство, таким образом, выступает инструментом самопознания общества. 2) Идеальный художественный мир вырабатывает систему эстетических ценностей, эталонов красоты, стимулирующих человека стремиться к совершенству в любой сфере деятельности. 3) Искусство выступает и как своего рода наглядное средство обучения и способ воспитания. Наиболее глубокие и удачные художественные образы вырастают до уровня общечеловеческих символов, в которых воплощена вся гамма человеческих характеров, темпераментов, способов поведения. 4) Эстетический мир является своеобразной памятью человечества. В нём бережно и надёжно в течение тысячелетий сохраняются неповторимые особенности самых разнообразных укладов жизни. Иными словами, искусство выполняет множество практически полезных социальных функцийпознавательную, ценностную, воспитательную, мемориальную (от лат. Memorialis – памятный). Но всё же главная функция искусства – эстетическая. Суть её состоит в том, что искусство призвано доставлять человеку эстетическое удовлетворение и наслаждение.

№ 69. Религия. Мировые религии. Функции религии. Религия – это мировоззрение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил. Верующий убеждён, что сверхъестественное не просто существует, оно выполняет главенствующую роль в мироздании, оно всесильно и может повлиять на его жизнь и судьбу. Поэтому он эмоционально переживает своё отношение к сверхъестественному, верит, что с помощью особых действий можно оказать положительное влияние на него. Таким образом, религиозная вера предполагает, что существуют особые отношения между человеком и сверхъестественным, которые реализуются верующими в культовых действиях. Религия представляет собой сложное общественное образование. В её структуре выделяют три основных элемента: 1) религиозное сознание; 2) религиозный культ, а именно: обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, посты, молитвы. Этому служат такие материальные предметы как храмы, святилища, священные реликвии, утварь, одеяние; 3) религиозные организации (церковь, секты и т.д.). Известно, что религиозные представления людей зародились в глубокой древности. Религия в истории шла от несовершенных верований (например, фетишизма, тотемизма, магии и анимизма) к племенным, а затем национально-государственным религиям. Наиболее совершенными, а потому и наиболее распространёнными, оказались три религии: буддизм, христианство и ислам, приобретшие статус мировых. Главной их особенностью, позволившей перешагнуть рамки одной нации, является космополитизм. Эти религии обращены ко всем народам, в них упрощён культ, отсутствует национальная специфика. Важнейшая идея мировых религий – равенство всех верующих перед Богом независимо от их социального положения, цвета кожи и национальности.

Раньше других мировых религий возник буддизм. Он возник в VI – V веках
до н.э. в Индии. Впоследствии, видоизменяясь, он распространился среди народов Центральной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока. На территории России буддизм исповедуют буряты, монголы, тувинцы, калмыки. Основателем буддизма считается Сиддхартха из рода Гаутамы, которого последователи его учения стали называть Буддой (просветленным, достигшим мудрости). Основные положения этого вероучения изложены в каноническом сборнике «Типитака». Буддизм распространён в виде хинаяны и махаяны. Хинаяна – наиболее древняя форма, а махаяна получила распространение за пределами Индии. Хинаяна, согласно буддизму, – узкая колесница, узкий путь спасения, принципом которого является отказ от участия в мирской жизни, уход в монахи. Махаяна – большая колесница, широкий путь спасения, обеспечивает возможность спасения всем верующим. Христианство возникло в I веке н.э. в Восточной части Римской империи. Из небольших сект оно к началу IV века превратилось в мощное идейное течение. В 325 году в городе Никее под председательством императора Константина состоялся Первый Вселенский собор христианских церквей, на котором христианство было провозглашено официальной религией Римской империи. КXIII веку вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с конца X века. Христианство основывается на вере в Иисуса Христа как богочеловека, Спасителя, являющегося воплощением второго лица триединого божества. Источник вероучения христианства – Священное предание, главное в нём – Священное писание (Библия).

В 1054 году произошёл раскол в христианстве между восточной церковью, которая стала называться Православной, и западной, которая именуется Римско-католической. В XVI веке в результате Реформации от католицизма отделяется новая ветвь в христианстве – протестантизм. Третья мировая религия – ислам. Он возник в Западной Аравии в VII веке и распространился в странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Средней Азии и других местах. Основателем ислама считается пророк Мухаммед. Он вёл свои проповеди в устной форме и только после его смерти со слов людей, знавших эти проповеди наизусть, был составлен Коран. Позднее был создан сборник преданий – Сунна о поступках и изречениях пророка. Основными направлениями в исламе являются суннизм и шиизм. В России ислам получил распространение среди татар, башкир и народов Северного Кавказа. Религия выполняет в обществе целый ряд функций. Главная из них – иллюзорно-компенсаторная. Она состоит в том, что человеческие проблемы, которые не решаются в этом мире, религия обещает компенсировать, восполнять их решение в иллюзорном потустороннем мире. Для этого достаточно благопристойного по отношению к ней поведения, исполнения предписываемых религией установлений. Большое значение имеет мировоззренческая функция религии. Специфически отражая действительность, она создаёт свою картину мироустройства и соответственно мотивирует поведение верующего, его ориентацию в мире. Религия устанавливает также определённые нормы поведения, регулирует отношения верующего в семье, быту, обществе на основе разработанных систем и предписаний. В этом состоит её регулятивная функция.

№ 70. Мораль, её особенности и структура. Мораль представляет собой определённую систему норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов. В моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Нормы и правила морали формируются естественно-историческим путём, по большей части стихийно. Они возникают из многолетней массовой житейской практики поведения людей, выкристаллизовываясь в качестве определённых образцов только в том случае, если общество интуитивно принимает и осознаёт их несомненную пользу общему единству. Таким образом, мораль в принципе можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом. Мораль играет особую роль в жизни общества. Выполняя наряду с появившимся позднее правом роль регулятора поведения людей, мораль в то же время принципиально отличается от права по ряду существенных признаков. 1) Мораль – это такая регулятивная система, которая существовала во всех типах общества, начиная с первобытно-общинного. Право же возникает и получает развитие только в сложных обществах, для которых характерно наличие государства. 2) Нравственные нормы поведения поддерживаются лишь общественным мнением, правовые же нормы – всей силой государственной власти.

3) Принципиально отличаются друг от друга и понятия правовых и моральных систем. Если основными понятиями права выступают законное и незаконное, правомерное и неправомерное, то основными оценочными понятиями морали и этики, т.е. науки, изучающей моральные отношения и моральное сознание, являются: добро, зло, справедливость, долг, совесть, достоинство, честь, счастье, смысл жизни. 4) Моральные нормы распространяются и на такие отношения между людьми, которые не регулируются государственными органами. Имеются в виду такие явления, как дружба, товарищество, любовь и другие. Требования к индивиду в моральном сознании принимают самые разнообразные формы: это могут быть моральные ценности (например, справедливость, гуманизм, честность, скромность и т.д.), прямые нормы поведения (не лги, почитай старших и т.д.), а также морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть). Всё это характеризует структуру морального, нравственного сознания. В классовом обществе мораль принимает во многих своих проявлениях классовый характер. В связи с этим можно выделить, например, мораль буржуазии и мораль рабочего класса. Но в морали заключено и общечеловеческое по своему смыслу ядро. В процессе общественного развития оно впитывает в себя и наследует высокие нравственные общезначимые идеалы и принципы. Подобщечеловеческими имеются в виду, прежде всего, элементарные, т.е. простые нормы нравственности и справедливости, которые являются отражением в сознании людей сложившегося в течение веков и даже тысячелетий порядка во взаимоотношениях между людьми. Социальное назначение этих элементарных правил общежития состоит в том, чтобы охранять членов общества от различных острых конфликтов, угрожающих жизни, здоровью, безопасности, достоинству и благополучию людей. Простые нормы нравственности осуждают как величайшее зло убийство, воровство, насилие, обман, клевету. К элементарным нормам нравственности относятся также забота родителей о воспитании детей, забота детей о родителях, уважение к старшим, вежливость, тактичность и т.д. Во всех языках мира существуют десятки и сотни слов, которыми общество клеймит нарушения простых норм нравственности: низость, подлость, злодейство, лицемерие и т.д. На общечеловеческое ядро морали в разных условиях пространства и времени наслаиваются определённые особенности. Кроме классовых нужно иметь в виду национальные особенности, а также профессиональную мораль. Дело в том, что люди разных профессий трудятся в не совсем одинаковых условиях. Поэтому с полным правом можно говорить об этике шахтёра, строителя, этике военнослужащего, врачебной этике, этике учителя и т.д.

№ 71. Государство, его функции. Формы государства. Государство представляет собой совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом. К числу основных признаков государства относится нали­чие: особой системы органов и учреждений, осуществля­ющих функции государственной власти; определенной тер­ритории, на которую распространяется юрисдикция дан­ного государства; права, закрепляющего систему норм, санкционированных государством. Государство является главным субъектом политической деятельности. В структурном плане государ­ство представляет собой упорядоченную, юридически оформленную иерархическую совокупность институтов власти. Основу функционирования большинства государств составляет принцип разделе­ния властей. Это по­зволяет представить классификацию органов государствен­ной власти в следующем виде: органы законодательной вла­сти. К ним относится, прежде всего, парла­мент, а также законодательные органы на местах;  органы исполнительной власти. К их числу относятся правительственные учреждения, а также органы исполнительной власти на региональном уровне;  органы судебной власти, осуществляющие функ­цию судопроизводства. Подобное разграничение власти служит основой для нормального функционирования политической системы. Государство в целом как сложившийся механизм власти выполняет множество функций. Основные из них состоят в следующем: обеспечение нормального функционирования сложившейся политической системы; регулирование экономических и социальных отношений; правовое регулирование; взимание налогов и сборов; представление инте­ресов своей страны в системе международных интересов. Государство обладает также и принудительной функцией, что особенно наглядно проявляется в случае прямых социальных столкновений, например, подавления групп, находящихся в оппозиции.

В зависимости от структуры, правового положения и соотношения властных полномочий между различными ветвями государственной власти государства различают­ся по формам правления. В настоящее время сложились две основные разновидности организации верховной госу­дарственной власти – республиканская и монархическая. Республика представляет такую форму правления, при которой высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным предста­вительным учреждением. Выделяются три основных раз­новидности республиканской формы правления:  президентская республика – сильная президентская власть, избрание главы государства независимо от парламента пу­тем всеобщего голосования, соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства, назначение правительства президентом, ответственность правительства перед президентом (США и др.);  парламентская республика – избрание президента парламентским путем, решающая роль в управлении главы правительства, премьер-министра, формирование правительства парла­ментским путем, ответственность правительства перед парламентом (Италия, Германия, Швейцария и др.);  полупарламентская республика – избрание президента или гла­вы государства независимо от парламента путем всеобщего голосования, сильная президентская власть, ответствен­ность правительства перед парламентом (Франция, Пор­тугалия, Финляндия и др.). Это означает, что основой вы­деления различных форм правления служит правовое по­ложение и соотношение высших органов государственной власти. В то же время многие государства имеют монархичес­кую форму правления, характеризующуюся наследст­венным принципом замещения поста главы государства. В зависимости от объема полномочий монарха выделяются такие разновидности данной формы правления, как абсо­лютная и конституционная монархия. Причем, если отли­чительным признаком абсолютизма служит практически нелимитированная власть главы государства, то консти­туционная монархия характеризуется ограничением пол­номочий монарха. В настоящее время около 40 государств мира являются монархиями, при этом большинство из них пред­ставляют собой конституционные парламентские монархии (Великобрита­ния, Япония, Швеция, Норвегия и др.).

Государства также различаются и по формам государственного устройства. Под формой государственного устройства понимается территориально-политическая организация государства, определяющая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных государственных органов. С точки зрения государственного устройства различа­ются:  унитарные государства – единые, подразделяющи­еся на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью (Финлян­дия, Швеция, Франция, Япония и др.);  федерации – союзы юридически относительно самостоятельных государствен­ных образований, каждое из которых обладает собствен­ной компетенцией и имеет свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов (США, Индия, Гер­мания, Россия и др.);  конфедерации – союзы, объединения, при которых отношения между входящими в них государ­ствами строятся на взаимной договорной основе при сохра­нении каждым из них своей независимости. Государства различаются по видам политических режимов. Понятие политического режима включает систе­му методов осуществления государственной власти, а также отношение органов государственной власти к правовым основам их деятельности. Существуют демократические и диктаторские (тоталитарный и авторитарный) политические режимы. Признаками демократических режимов яв­ляются: построение государственного аппарата по принци­пу разделения властей, наличие представительных органов, избираемых населением; всеобщее избирательное право, функционирование многопартийной системы и др. Абсолютное большинство экономически развитых стран в настоящее время имеют демократические режимы. Вместе с тем история XX столетия изобилует примерами диктаторских режимов, характеризующихся отсутствием системы разделения властей, монополизацией власти, значительным ограничением гражданского общества, применением репрессий и террора. Причем, если при авторитарных режимах государство в основном контролирует политическую сферу жизни общества, то для тоталитаризма характерен контроль всех сфер социума, наличие единой идеологии и строгая однопартийность, система полицейского контроля. Таким образом, государства различаются по формам правления, формам государственного устройства и видам политических режимов.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 4562 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...