Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Функции музыкального руководителя и воспитателя



Функции музыкального руководителя и воспитателя могут быть рассмотрены в опоре на общепедагогические функции. Пе­дагог, ученый А.И. Щербаков называет восемь функций: инфор­мационную, развивающую, мобилизационную, ориентационную, конструктивную, организаторскую, коммуникативную, исследо­вательскую, разделяя их на две группы. Первые четыре функции педагогические, остальные общетрудовые (относятся к любым видам квалифицированного труда). Выполняя педагогические функции, учитель передает ученикам знания, развивает их спо­собности, мобилизует внимание, формирует систему ценностных ориентации. Общетрудовые функции направлены па создание

материальных и дидактических условий для творческого реше­ния педагогических задач.

Успех учебно-воспитательной деятельности педагога зависит, как подчеркивает А.И Щербаков, от его готовности выполнять свои функции и от умения устанавливать внутренниесвязи между ни­ми, определять содержание своих действий и метода их реализации. Рассмотрим деятельность музыкального руководителя и вос­питателя по музыкальному воспитанию детей, опираясь на во­семь общепедагогических функций.

Чтобы успешно выполнять информационную ф у н к ц и ю, педагог должен иметь глубокие знания своего предмета, уметь преподнести их детям, обладать культурой речи.

В деятельности музыкального руководителя содержание этой функции специфично. Музыкальную информацию педагог пере­дает, прежде всего исполняя музыкальные произведения. Слуша­тель воспринимает музыку, созданную композитором, только че­рез исполнителя. Поэтому исполнение музыкальных произведе­ний для детей—основное умение педагога — должно быть про­фессиональным, ярким. Грамзапись не всегда способна полнос­тью заменить живое звучание инструмента.

Восприятие музыки углубляется при осознании ее эмоциональ­но-образного содержания. Поэтому доступное детям пояснение содержания музыкального произведения также важнейшее уме­ние, необходимое музыкальному руководителю.

Эти творческие умения предполагают высокий уровень испол­нительской и общей музыкальной культуры.

Для накопления дошкольниками полноценных музыкальных впечатлений большое значение имеет качество репертуара, уме­ние педагога отобрать высокохудожественные произведения на­родной и классической музыки.

Музыкальный руководитель должен также знать методиче­ские приемы, эффективные для определенной возрастной груп­пы детей, уметь творчески их применять.

Информационные функции музыкального руководителя и вос­питателя, не имеющего специального музыкального образования, неодинаковы, хотя некоторое сходство имеется.

Воспитатель, как правило, не умеет играть на фортепиано, поэтому он использует грампластинки или магнитофонные запи­си. Своеобразие информационных функций музыкального руко­водителя и воспитателя во многом объясняется также тем, что формы организации музыкальной деятельности, в которых они общаются с детьми, различны.

Музыкальный руководитель (при участии воспитателя) про­водит музыкальные занятия, праздники, развлечения. Воспитатель общается с детьми в быту—руководит самостоятельной де­ятельностью, организует игры, слушание музыки, готовит инсце­нировки и т. д. Большую часть своей работы по музыкальному воспитанию детей он осуществляет под руководством музыкаль­ного руководителя или при его непосредственном участии.

Воспитатель может закрепить музыкальные впечатления де­тей, прослушивая с ними в грамзаписи произведения, звучавшие на занятиях. Такое повторное слушание не требует развернутой беседы о музыке, а предполагает лишь краткое напоминание яр­ких характеристик отдельных тем, музыкальных образов, разли­чение смены настроений, средств музыкальной выразительности.

Воспитатель обогащает музыкальные впечатления, используя игры, инсценировки разучиваемых песен, предлагая детям повто­рить фрагменты праздничных утренников, наиболее понравив­шиеся им. Он может обращаться и к произведениям, не звучав­шим на занятиях. Это музыкальные сказки, диапозитивы и диа­фильмы, озвученные музыкой. Они не требуют развернутой бесе­ды о музыке, а лишь привлечения внимания детей к ее характеру, смене настроений.

Воспитатель слушает с детьми и фрагменты классических про­изведений, народную музыку. Он отбирает эти произведения вме­сте с музыкальным руководителем и согласует с ним методику проведения беседы.

Некоторые музыкальные досуги и развлечения воспитатель проводит самостоятельно или под руководством музыкального руководителя (кукольный театр, инсценировки).

Для того чтобы руководить самостоятельной деятельностью детей — обучать их игре на детских музыкальных инструментах, свободному музицированию в пении, музыкально-ритмическим движениям, воспитатель должен сам владеть исполнительскими навыками и умениями (играть на музыкальных детских инстру­ментах, петь, красиво двигаться), знать методику музыкального воспитания, уметь применять разнообразные методические при­емы для развития у детей исполнительских умений.

Таким образом, для успешного выполнения информационной функции музыкальный руководитель и воспитатель должны об­ладать определенными качествами личности, знаниями и умения­ми.Как видно из приведенной таблицы, в деятельно­сти музыкального руководителя и воспитателя они во многом со­впадают.

Конечно, знания и умения музыкального руководителя, имею­щего специальное музыкальное образование, и воспитателя от­личаются по качественному уровню. Воспитатель должен посто­янно повышать свою музыкальную культуру—слушать музыку,

совершенствовать исполнительские умения, быть в курсе нови­нок методической литературы. Многие знания и умения воспита­тель приобретает с помощью музыкального руководителя.

Развивающая функция. Педагог любого профи­ля, обучая детей, должен развивать их способности, учить само­стоятельно мыслить, стимулировать творческие проявления.

В деятельности муэыхалыюго руководителя эта функция пред­полагает обошцтюдецей музыкальными впечатлениями, раз­витие немузыкальных способностей, творчества. Для ее выпол­нения необхсдашмяпъяштоспасу музыкальных способностей детей, пробммньм метода! обучения, уметь применять их с уче­том возраста доай, индивидуальных качеств личности.

Создание проблемной ситуации побуждающих детей к актив­ному проявлению (сравнивать, обобщать, придумывать вариан­ты), стимулирует их творческую самостоятельную деятельность. Исполняя произведения с различной степенью контрастности, педагог предлагает ребятам сравнить их, высказать свое отно­шение, «порассуждать» о музыке. Музыкальный руководитель должен владеть творческими умениями в различных видах музы­кальной деятельности (показать несколько вариантов танцеваль­ных движений, песенных импровизаций, сочинить попевки на му­зыкальных инструментах).

Для развития у дошкольников музыкальности важно исполь­зовать высокохудожественный репертуар в профессиональном исполнении, уметь ярким образным словом углубить впечатле­ния детей. Педагог должен поощрять и развивать самостоятель­ные и творческие проявления детей в высказываниях о музыке. Одновременно он расширяет представления ребят о чувствах человека, выраженных в произведении и существующих в ре­альной жизни, совершенствует образную речь детей, что спо­собствует взаимосвязи их эстетического, нравственного, ум­ственного развития.

Музыкальный руководитель должен уметь применять индиви­дуально-дифференцированный подход к своим воспитанникам, разные способы педагогического воздействия, учитывая индиви­дуальные качества детей, их склонности, способности. Ориенти­ровка педагога на некий средний уровень губительно сказывает­ся на одаренных детях, а недостаточное внимание к отстающим может навсегда закрыть перед ними дверь в мир музыки. Музы­кальный руководитель должен постоянно диагностировать музы­кальное развитие дошкольников и обучать каждого ребенка, ис­ходя из его возможностей. Для этого применяются различные по степени сложности задания на занятиях фронтальных, по подгруп­пам, а также индивидуальных.

Выполнению развивающей функции мешает любое однообра­зие, в том числе и постоянная, неизменяемая структура музыкаль­ного занятия. Музыкальный руководитель должен творчески от­носиться к построению музыкальных занятий, заранее продумы­вая различные варианты, а также перестраивать структуру заня­тия на ходу в зависимости от самочувствия детей, проявления или угасания интереса, предусматривать смену нагрузок и т. д.

Музыкальное развитие детей будет успешным, если музыкаль­ный руководитель применяет различные виды музыкальных заня­тий (доминантные, тематические, комплексные). Доминантные занятия позволяют ликвидировать отставание детей в формиро­вании какой-либо способности, исполнительских умений, стиму­лируют творчество. Тематические занятия сосредоточивают вни­мание дошкольников на наиболее важных для их музыкального развития темах. Использование необычного сюжета делает такие занятия занимательными, поддерживает интерес ребят к му­зыке, их творческие проявления. Комплексные занятия расширя­ют представления детей о видах искусства, средствах их вырази­тельности, они способствуют развитию основ музыкальной куль­туры. Сравнение выразительных возможностей различных видов искусства активизирует мышление, обогащает эстетические пред­ставления, формирует эталоны красоты.

Музыкальный руководитель должен уметь применять все фор­мы организации музыкальной деятельности детей: разнообразные досуги (в том числе тематические концерты, беседы-концерты), развлечения, праздничные утренники.

В деятельности воспитателя эта функция выполняется в тес­ном контакте с музыкальным руководителем, под его руковод­ством. Воспитатель должен знать методы диагностики, помогать музыкальному руководителю в ее проведении. Воспитатель мо­жет фиксировать некоторые показатели развития музыкальных способностей (например, внешние проявления детей во время слу­шания музыки, продолжительность внимания, высказывания о прослушанных произведениях, желание повторного слушания, соответствие движений ритму и характеру музыки и т. д.). Учас­тие в диагностике позволяет воспитателю узнать сильные и сла­бые стороны развития каждого ребенка и в соответствии с этим строить свою работу.

Реальное участие воспитателя в музыкальном развитии детей определяется уровнем его музыкальной культуры, музыкальны­ми способностями. Если воспитатель имеет слух, хороший голос, красиво двигается, может играть кадетских музыкальных инст­рументах или просто интересуется музыкой и любит ее, знает ме­тодику музыкального воспитания детей, он способен во многом помочь музыкальному руководителю. Чтобы развивать творче­ские проявления детей, воспитатель должен сам уметь импровизи­ровать попевки голосом, на музыкальных инструментах, находить варианты выразительных движений, соответствующих характеру музыки. Наблюдая за детьми в быту, организуя игры, драматиза­ции, прослушивание музыки, направляя самостоятельную музы­кальную деятельность, воспитатель должен обогащать музыкаль­ные впечатления детей, развивать их способности, учитывая воз­можности каждого ребенка. Он поддерживает интерес детей к музыкальной деятельности, создает проблемные ситуации, акти­визирующие их самостоятельность и творческие проявления.

Воспитатель помогает музыкальному руководителю подгото­вить и провести различные виды занятий. Особенно важна его роль на комплексных занятиях. Только воспитатель может под­сказать, на какие знания и умения детей в изобразительной дея­тельности, художественном слове следует опереться.

Возможности воспитателя не ограничиваются слушанием му­зыки в быту, организацией самостоятельной деятельности детей. Он может использовать музыку на других занятиях, особенно по изобразительной деятельности и художественному слову.

Качества личности, необходимые для выполнения этой фун­кции, —способность к творчеству, инициативность, музыкаль­ная культура, увлеченность—сходны у воспитателя и музыкаль­ного руководителя

Мобилизационная функция педагога предпо­лагает умение воздействовать на эмоционально-волевую сферу личности ребенка наиболее рациональным путем. Мобилизовать внимание можно и с помощью строгих указаний, но обучение бу­дет носить развивающий характер только тогда, когда педагог заинтересует детей, увлечет их.

Музыкальный руководитель должен быть сам увлечен музы­кой, которую он исполняет, о которой рассказывает. Педагог должен знать разнообразный репертуар, уметь отбирать яркие фрагменты музыкальных произведений, доступные детям по со­держанию и продолжительности, находить интересные для срав­нения музыкальные пьесы (или их фрагменты), создавая проблем­ную ситуацию уже при восприятии музыки. Важно, чтобы музы­кальный руководитель умел выразительно, ярко исполнять про­изведения, образно пояснять их, использовать игровые методи­ческие приемы, творческие задания, разнообразные увлекатель­ные формы организации музыкальной деятельности — варианты построения занятий и разные их виды, досуги, развлечения. Пе­дагог должен уметь гибко переключать внимание детей (смена музыкальной деятельности, применение игрового приема, увлекательные сведения о музыке и т. д.), учитывая их реакции. Важ­но владеть индивидуально-дифференцированным подходом, учи­тывать качества личности, уровень развития способностей, инте­ресы детей. Для этого на музыкальных занятиях следует предла­гать задания различной степени трудности, проводить индивиду­альные занятия и занятия по подгруппам.

Для выполнения мобилизационной функции музыкальному руководителю необходимы такие качества личности, как артис­тизм, изобретательность, находчивость, способность к творчеству. В деятельности воспитателя эта функция также предполагает увлеченность самого педагога музыкой, знание музыкального репертуара, интересных сведений о музыке, умение в увлекатель­ной форме организовывать слушание произведений, самостоя­тельную музыкальную деятельность детей, находить индивиду­альный подход к каждому ребенку.

Еще одна функция педагогической деятельности—о р и е н тационная. Она предполагает формирование устойчивой системы ценностных ориентации личности. Ориентация человека на определенные ценности может возникнуть только в результате их предварительного признания (положительной оценки—раци­ональной или эмоциональной).

Одна из главных задач в деятельности музыкального руково­дителя —сформировать у детей отношение к музыкальному ис­кусству как к культурной ценности (духовной и интеллектуаль­ной), заинтересовать их музыкой, разбудить и развить эстетиче­ские чувства, ощущение и понимание красоты музыки.

Музыкальный руководитель должен обладать высокой куль­турой, эрудицией, уметь передать воспитанникам свою увлечен­ность музыкой, сформировать в них начала музыкального вку­са и музыкальной культуры. Дети под руководством педагога накапливают разнообразные музыкальные впечатления, воспи­тываются на высокохудожественных образцах музыкального ис­кусства, воспринимают «интонационный словарь» разных эпох и стилей, слушают музыку в профессиональном исполнении (на фортепиано или в грамзаписи). Получить полноцепные музы­кальные впечатления дошкольники могут лишь в том случае, если музыкальный руководитель хорошо знает репертуар, уме­ет отобрать музыкальные произведения (или их фрагменты), до­ступные детям по эмоционально-образному содержанию, увле­кательно преподнести их (ярко исполнить и пояснить, применить приемы контрастных сопоставлений разных видов, проблемные задания и т. д.).

Яркий эмоциональный отклик на музыку рождает у детей положительное отношение к пей, что является непременным условием для формирования ценностных ориентации личности. Большое значение имеет форма преподнесения материала—тон речи, ар­тистизм музыкального руководителя. Важен индивидуальный подход—внимание к склонностям и предпочтениям детей. Педа­гог должен помнить, что дошкольникам необходима новизна впе­чатлений, и уметь применять варйативную структуру занятий, разныеформы организации музыкальнойдеятельности. Формируя способности к восприятию эмоционально-образного содержания музыки и ее элементарной оценке (эмоциональной и рациональной) на высокохудожественных произведениях мировой музыкальной классики и народной музыки, педагог закладывает в детях основы музыкального вкуса, музыкальной культуры. Эмоции включены в систему ценностей личности. Музыка в силу специфики ее содер­жания расширяет представления дошкольников о чувствах, вос­питывает способность к сопереживанию и в жизни.

Воспитатель, чтобы успешно реализовать эту функцию, дол­жен обладать музыкальной культурой, знать разнообразный му­зыкальный репертуар, интересные детям сведения о музыке, уметь передать свое увлечение ею. Поскольку воспитатель общается с детьми в быту в более свободной форме по сравнению с занятия­ми, он может использовать различные методические приемы, в том числе и придающие занимательность обучению. Воспитатель, организовывая самостоятельную музыкальную деятельность де­тей, должен учитывать их желания, склонности, качества лично­сти. Тон речи, стиль общения должны быть доброжелательными. Воспитатель, пользующийся у детей авторитетом, может быстрее добиться успеха.

Для выполнения этой функции тоже необходимы (и музыкаль­ному руководителю, и воспитателю) такие качества личности, как любовь к музыке, артистизм, изобретательность, находчи­вость.

Итак, музыкальный руководитель и воспитатель информирует детей о системе музыкальных ценностей на художественном языке музыкального искусства с помощью образного слова и дру­гих методов и приемов, развивают музыкальные способности, мобилизуют внимание, формируют положительное отношение к музыке, ценностные ориентации личности. Эти педагогические функции музыкальный руководитель и воспитатель могут успеш­но выполнить, если они обладают определенными качествами личности, знаниями и умениями.

Рассмотрим общетрудовые функции применительно к деятель­ности музыкального руководителя и воспитателя — конструк­тивную, организаторскую, коммуникативную и исследователь­скую.

В конструктивной функции педагога выделя­ются три компонента (Н.В. Кузьмина): конструктивно-содержа­тельный (отбор и композиция учебно-воспитательного матери-ила), конструктивно-оперативный (планирование структуры собственных действий и действий детей) и конструктивно-мате­риальный (планирование учебно-материальной базы для прове­дения работы).

Конструктивно-содержательный компонент предполагает зна­ние разнообразного музыкального репертуара, умение его отби­рать и выстраивать с учетом поставленных задач, применяемых методов, приемов, форм организации музыкальнойдеятельности детей, а также умение планировать содержание музыкальных за­нятий, досугов, развлечений, праздников—увлекательное, ори­гинальное —с учетом индивидуального подхода к детям, разви­вающего эффекта обучения.

Конструктивно-оперативный компонент—это умение привле­кать различные способы реализации поставленных задач, приме­нять вариативные методы, приемы, формы организации музыкаль­ной деятельности детей.

Конструктивно-материальный компонент подразумевает уме­лое использование наглядности, ТСО, оформления, атрибутики при проведении занятий, развлечений, праздников.

Музыкальный руководитель и воспитатель составляют перс­пективный план (годовой, квартальный), в котором определяют задачи музыкального воспитания, формы организации музыкаль­ной деятельности детей (виды занятий, праздников, развлечений), намечают основной репертуар, темы бесед с родителями, аспек­ты работы с педагогическим коллективом.

Календарный (на 2—3 занятия) план составляет музыкальный руководитель в собственной тетради или тетради воспитателя.

В календарном плане отражается конкретно, на каком матери­але (репертуар) и как (вид занятия, методические приемы, вариан­ты заданий с учетом индивидуальных особенностей детей) предпо­лагается решить основные задачи музыкального воспитания.

Важно не ориентироваться на абстрактного среднего ребен­ка, а учитывать возможности каждого, уделяя внимание и ода­ренным, и отстающим детям. Как мы помним, индивидуальный подход требует нескольких вариантов заданий разной степени трудности.

На основании полученных результатов (что достигнуто, что не удалось) планируются индивидуальная работа, занятия по подгруппам, работа с родителями, воспитателями.

Календарный план должен быть кратким, четким: задачи, вид занятия, его структура (предусматриваются возможные вариан-

ты в зависимости от самочувствия детей), репертуар, методиче­ские приемы, варианты заданий с учетом особенностей детей.

Для выполнения организаторской функции музыкальный руководитель и воспитатель должны знать теорию и методику музыкального воспитания на современном уровне их развития, внедрять новые достижения науки и практики в педаго­гический процесс, продумывать различные формы включения музыки в деятельность дошкольников, учитывая их индивидуаль­ные проявления, склонности. Музыкальный руководитель про­водит индивидуальные и коллективные консультации для воспи­тателей по отбору репертуара, использованию эффективных методов и приемов работы с детьми, ведет кружковую работу, участвует в педсоветах, организовывает открытые занятия для воспитателей по изучению лучшего опыта работы и т. д., а также работает с родителями—проводит собрания, индивидуальные консультации, беседы.

Для выполнения этой функции музыкальный руководитель и воспитатель должны быть организованными, инициативными, ответственными, способными к творческому поиску.

Коммуникативная функция подразумевает умение общаться, устанавливать доброжелательные отношения с детьми, коллективом педагогов, родителями. Большое значе­ние имеют личностные качества музыкального руководителя (вос­питателя): любовь к детям, терпение, справедливость, доброже­лательность, уравновешенность, а также глубокие профессио­нальные знания, способность творчески применять их в работе. Для осуществления этой функции важно владеть коммуникатив­ными умениями — находить подход к каждому воспитаннику, учитывая его склонности, интересы, уровень развития музыкаль­ных способностей; оказывать внимание каждому ребенку; быть доброжелательным, заботливым; сохранять чувство юмора; уметь переключать внимание детей, когда возникают конфликтные ситуации.

Исследовательская функция предполагает творческое отношение музыкального руководителя и воспитате­ля к своей работе, стремление к самосовершенствованию, посто­янное пополнение профессиональных знаний и умений. Музыкаль­ный руководитель должен следить за специальной литературой, изучать ее, знакомиться с передовым педагогическим опытом, внедряя в практику новейшие методы и приемы обучения, вести собственный творческий поиск новаторских форм и методов ра­боты с детьми. Для повышения своей профессиональной квали­фикации музыкаль квалификации, проблемные семинары, кружки, педагогические чтения и т. д. С помощью заведующего детским садом он занима­ется повышением квалификации воспитателей в области музы­кального воспитания, способствует повышению уровня их музы­кальной культуры.

Таким образом, выполнение общетрудовых функций требует от музыкального руководителя и воспитателя знаний, умений, качеств личности, традиционных для педагогической деятельно­сти и в то же время специфичных.

Вопросы и задания

1. Назовите функции заведующего дошкольным учреждением и старшего воспитателя. Раскройте содержание этих функций.

2. Каковы функции музыкального руководителя и воспитателя (педагогические и общетрудовыс)?

3. Перечислите основные знания, умения, качества личности музы­кального руководителя и воспитателя.

Оглавление





Дата публикования: 2015-04-07; Прочитано: 2490 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...