Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Функции заведующего детским садом и старшего воспитателя



Музыкальное воспитание детей непосредственно осуществля­ется музыкальным руководителем с помощью воспитателей. Ус­пех работы в большей степени зависит и от деятельности руково­дителей дошкольного учреждения — заведующего и старшего воспитателя. В их обязанности входят административно-хозяй­ственные и организационно-методические функции управления дошкольным учреждением— планирование, организация, конт­роль и координация учебно-воспитательного процесса.

Функции заведующего и старшего воспитателя исследовались Л.В. Поздняк. Создана модель деятельности старшего воспита­теля, его профессиограмма—выделены качества личности, зна­ния и умения, которые обеспечивают успех его работы при плани­ровании, организации, контроле и координации педагогическо­го процесса в целом'.

Руководство музыкальным воспитанием детей—одно из на­правлений деятельности заведующего и старшего воспитателя. Личностные качества, знания и умения, необходимые для этого руководителю, специфичны. Прежде всего он должен обладать высоким уровнем общей и музыкальной культуры. Характер дея­тельности руководителя во многом определяется его собствен­ным отношением к музыкальному искусству, пониманием роли музыки в воспитании детей.

Для планирования учебно-воспитательного процес­са в целом, включая раздел «Музыкальное воспитание», руководиггель должен знать задачи музыкального воспитания, основные папы музыкального развития дошкольников, диагностику му-чыкальных способностей, ориентироваться в разнообразных фор­мах организации музыкальной деятельности детей, видах музы­кальных занятий, методах музыкального воспитания, уметь оце­нивать художественные достоинства музыкального репертуара, используемого в работе с детьми, выделять вопросы, требующие наибольшего внимания педагогов, и отражать их в перспектив­ном плане (составляется заведующим совместно с музыкальным руководителем и воспитателями), контролировать их постепен­ную реализацию в календарных планах (составляются музыкаль­ным руководителем совместно с воспитателями).

В годовом перспективном плане задачи по музыкальному вос­питанию можно включать в общие воспитательно-образователь­ные задачи, а затем конкретизировать. На итоговых педсоветах коллектив отчитывается в выполнении работы за полугодие, год.

Руководитель помогает музыкальному руководителю и вос-питателям применять наглядно-доказательные средства музыкаль­ного развития детей: на основе наблюдений, диагностики разви­тия музыкальных способностей детей, могут быть составлены диаграммы, карты выполнения программных требований. Под контролем руководителя проводятся анализ и самооценка дея­тельности музыкального руководителя и воспитателей.

Перспективное планирование осуществляется на основе ана­лиза работы в предыдущем году, определения слабых сторон в музыкальном воспитании детей. Задачи годового планирования определяются на педсовете, при этом учитываются новые формы, методы работы с детьми, новые рекомендации и программы.

Руководитель дошкольного учреждения помогает музыкаль­ному руководителю планировать работу с воспитателями—оп­ределить содержание индивидуальных и групповых консульта­ций, семинаров, практикумов, кружковой работы.

В годовом плане предусматривается работа музыкального руководителя и воспитателей с родителями (индивидуальные и групповые консультации, тематические родительские собрания, беседы).

В нем отражается также оснащение педагогического процесса необходимым оборудованием, техническими средствами обуче­ния, пополнение и систематизация литературы в методкабинете.

Чтобы правильно организовать (ф ункция организации) учебно-воспитательный процесс, руководитель должен знать современный уровень развития теории и методики музыкаль­ного воспитания детей, уметь направлять работу всего педагоги­ческого коллектива на выполнение поставленных задач, поиск творческих форм и методов воспитания, внедрять передовые дос­тижения науки и практики, создавать необходимые условия для работы по музыкальному воспитанию детей, обеспечивать совре­менное оснащение занятий.

Руководитель заботится о том, чтобы педагога имели в зале и группах достаточное количество пианино (обязательно хорошо настроенных), различных детских музыкальных инструментов, детских музыкальных игрушек, игр, музыкально-дидактических пособий, атрибутов, костюмов, а также оборудование для куколь­ного театра.

В зале для проведения музыкальных занятий отводится место для хранения ТСО, музыкальных инструментов, пособий, атри­бутов. В музыкальном кабинете должно быть место для подготов­ки музыкального руководителя к занятиям. Здесь же находятся шкафы для хранения нотной и методической литературы, музы­кальных инструментов, игрушек, музыкально-дидактических игр и пособий, костюмов, декораций, образцов праздничного оформ­ления зала, ТСО, грампластинок, магнитофонных записей, озву­ченных диапозитивов и фильмов и т. д.

В группах оборудуются музыкальные уголки, выделяется мес­то для свободного музицирования детей. В музыкальных уголках периодически обновляются музыкальные инструменты (доступные детям определенной возрастной группы), настольные музыкально-дидактические игры, музыкальные игрушки (в том числе с немой клавиатурой), костюмы для инсценировок. Группы оборудуются ТСО(диапроекторсдиафильмамиидиапозитивами, озвученными музыкой, проигрыватель, магнитофон, грампластинки и магнито­фонные кассеты с записями музыкальных сказок из радиопередач,фрагментов народной и классической музыки и т. д.).

Руководитель дошкольного учреждения организует повыше­ние квалификации музыкального руководителя и воспитателей, направляет на курсы, семинары в институт усовершенствования учителей, проводит обмен опытом между педагогами—откры­тые занятия, выступления на педсоветах, методических объеди­нениях, а также подбирает специальную литературу, системати­зирует ее.

Для успешного контроля за музыкальным воспитанием детей и оказания им методической помощи руководитель дошколь­ного учреждения должен знать теорию и методику музыкального воспитания на современном уровне их развития, уметь выявлять сильные и слабые стороны работы педагогического коллектива.

Руководитель дошкольного учреждения постоянно контроли­рует выполнение задач музыкального воспитания детей, отражен­ных в плане. Контроль может быть фронтальным и тематическим.

Осуществляя фронтальный контроль, руководитель наблюдает <а работой по музыкальному воспитанию детей, анализирует ее в 11елом, в различных организационных формах (на занятиях, в быту, па праздниках и развлечениях). Тематический контроль позволя­ет проверить выполнение наиболее важных задач музыкального воспитания, ранее отстававших разделов работы, внедрение но­вых форм, методов воспитания и др.

Руководитель должен уметь разрабатывать схему наблюде­ний, позволяющую объективно оценивать результаты. При фрон­тальном контроле фиксируется качество выполнения основных задач музыкального воспитания детей. Руководитель посещает несколько занятий в одной возрастной группе, чтобы оценить ва­риативность их структуры, видов, применяемых методов и при­емов, разнообразие репертуара, проследить степень усложнения заданий, динамику работы, полноту использования различных видов музыкальной деятельности.

В схеме наблюдений фиксируется и оценивается деятельность детей, музыкального руководителя, воспитателя на музы­кальном занятии.

При оценке деятельности детей учитывается:

проявление интереса, эмоциональные реакции, предпочтения;

самочувствие, соответствие нагрузок;

степень активности;

желание и умение действовать самостоятельно, творчески;

уровень развития способностей;

качество знаний, умений и навыков.

При оценке деятельности музыкального руково­дителя учитывается:

качество используемого репертуара;

уровень его исполнения (игра на фортепиано, пение и т. д.);

качество пояснений музыки (их образность, знание методики ведения беседы);

эффективность использования разнообразных методов и при­емов;

умение увлечь детей, заинтересовать их;

умение находить индивидуальный подход к детям;

умение использовать творческие задания;

тон речи, доброжелательность общения;

артистизм, изобретательность, находчивость;

умение использовать вариативность структуры занятия, раз­ные его вилы;

контакт с воспитателем;

владение оборудованием.

При оценке деятельности воспитателя учитывается:

заинтересованность, активность;

умение находить индивидуальный подход к детям (помогать овладевать музыкально-ритмическими движениями, действиями в игре и т. д.);

уровень исполнительских умений;

контакте музыкальным руководителем.

При фронтальной (или тематической) проверке использова­ния музыки вне занятий, в б ы т у детского сада оце­нивается деятельность детей, воспитателя, а также согласован­ность работы музыкального руководителя и воспитателя, их вза­имопомощь.

При оценке деятельности детей могут учитываться те же критерии, что и на музыкальных занятиях (с учетом того, что ка­чество их самостоятельной музыкальной деятельности без непос­редственного руководства музыкального руководителя, есте­ственно, снижается).

При оценке деятельности воспитателя учитывается:

умение использовать в работе разнообразный репертуар (от­бор с помощью музыкального руководителя фрагментов произве­дений классической и народной музыки, использование грамза­писи музыкальных сказок, повторное слушание знакомого репер­туара, полюбившегося детям);

умение проводить беседу о музыке;

эффективность использования разнообразных методов и при­емов;

умение увлечь детей, заинтересовать их;

умение находить индивидуальный подход к детям, учитывать их склонности, интересы, руководить различными видами музи-цирования;

умение использовать творческие задания в самостоятельной деятельности детей;

тон речи, доброжелательность общения;

артистизм, изобретательность, находчивость;

использование различных видов музыкальной деятельности детей (слушание музыки, игры, инсценировки и т. д.);

оборудование музыкального уголка;

контакт с музыкальным руководителем.

При фронтальной (или тематической) проверке проведе­ния праздников, развлечений также оценивает­ся деятельность детей, музыкального руководителя, воспитате­ля, согласованность работы педагогического коллектива.

Важнейшими критериями оценки деятельности детей яв­ляются:

интерес, увлеченность, непосредственность исполнения;

самочувствие, настроение, отсутствие перегрузок;

участие всех детей с учетом их индивидуальных склонностей, интересов.

При оценке деятельности музыкального руково­дителя и воспитателя учитывается:

умение увлечь детей, заинтересовать их;

качество используемого репертуара;

уровень исполнения произведений;

умение вести беседу о музыке (при проведении тематических бесед-концертов и т. д.);

тон речи, доброжелательность общения;

артистизм, изобретательность, находчивость;

оформление;организационные моменты;

взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя.

Проанализировав результаты контроля, руководитель оказы­вает музыкальному руководителю, воспитателю методическую и организационную помощь.

Координация работы педагогического коллектива по музыкальному воспитанию предполагает знание руководителем передового опыта науки и практики, обязанностей музыкального руководителя, воспитателя, умение направить и согласовать их работу, регулировать выполнение намеченных задач. Руководи­тель должен уметь координировать общение педагогического кол­лектива с родителями, помогать совершенствовать работу по му­зыкальному воспитанию детей проводить консультации, орга­низовывать изучение и внедрение лучшего опыта дошкольных учреждений.





Дата публикования: 2015-04-07; Прочитано: 1014 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...