Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Роль и место музыки в быту детского сада



Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскурси­ях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку. Это еще раз подтверждает большую силу ее воздействия на человека и возла­гает особую ответственность на педагога, родителей за правиль­ную постановку музыкального воспитания детей, организацию музыкальной среды для полноценного развития ребенка, станов­ления его личности.

Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности: музыкальные занятия, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в по­вседневной жизни и на праздниках. Аналогично формам организаций, утвердившимся в школьной практике (урок, внеклассная и внешкольная работа), представляется более правомерным обозначить три формы: музыкальные занятия, музыка в повседнев­ной жизни (быту) детского сада и музыка в семье.

При таком подходе музыка в повседневной жизни (быту) детс­кого сада объединяет в себе все формы музыкальной деятельнос­ти, которые реализуются вне занятий (игры, развлечения, празд­ники, утренняя гимнастика и т. д.).

Если музыкальные занятия, как и занятия вообще, являются основной формой учебной деятельности в детском саду и воспи­тательно-образовательный процесс осуществляется путем прямо­го обучения, то в быту приоритетным становится косвенное руко­водство музыкального руководителя, воспитателя, родителей музыкальным воспитанием детей. Прямое обучение в повседнев­ной жизни не исключается совсем, но оно должно быть ограниче­но. Любое музыкальное общение с ребенком следует строить на совместной деятельности, партнерстве, всячески поощряя его ини­циативу, что особенно важно при самостоятельных музыкальных проявлениях детей.

Итак, форма организации музыкального воспитания в повсед­невной жизни детского сада предусматривает два вида руковод­ства со стороны воспитателя, музыкального руководителя, роди­телей: прямое и косвенное. Во время игр, упражнений обучающе­го характера, прогулок музыка может звучать по желанию и де­тей, и взрослого. Но в развлечениях, праздниках, утренней гим­настике это происходит, как правило, но инициативе педагога; при этом он должен, конечно, учитывать возможности, интересы и пристрастиядетей.

О различных формах организации музыкального воспитания в быту детского сада под прямым руководством педагога речь пойдет ниже. Здесь же мы рассмотрим использование музыки в повседневной жизни детей по их собственной инициативе и дадим характеристику педагогических условий, стимулирующих эти самостоятельные проявления, которые (при их развернутом ха­рактере) называют самостоятельной музыкальной деятельностью (Н.А. Ветлугина).

Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду — один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующегося определенными музыкальными уме­ниями и навыками, способностью переносить разнообразные му­зыкальные действия в повседневную жизнь. Ребенок должен уметь применять накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниями.

Опираясь на многолетние исследования лаборатории эстети­ческого воспитания НИИ дошкольного воспитания, проведен­ные под руководством Н.А. Ветлугиной, можно сделать вывод, что самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников успешно развивается при правильной постановке музыкального воспитания и в детском саду, и в семье. В его организации реко­мендуется придерживаться следующих положений:

—обучение—средство музыкального воспитания, нацеленное на развитие личности ребенка, в частности его музыкальности, учитывающее его возрастные и индивидуальные особенности;

—музыкальные занятия—основная форма организации обу­чения детей; однако обучение следует осуществлять, используя все подходящие жизненные ситуации как в детском саду, так и в семье;

—содержание обучения должно соответствовать целям музы­кального воспитания, обеспечивая перенесение полученных уме­ний и навыков ребенка в повседневную жизнь детского сада и семьи;

— руководство музыкальным воспитанием детей со стороны педагога должно носить характер совместной деятельности (быть рядом, вместе, а не над, сверху), в которой взрослый остается веду­щим, но видит в ребенке равноправного участника, партнера.

Первые два положения были рассмотрены в главах, посвя­щенных целям и задачам музыкального воспитания дошкольни­ков и музыкальным занятиям в детском саду. Остановимся на пос­ледующих двух положениях, отражающих возникновение и раз­витие самостоятельной музыкальной деятельности вдетскомсаду.

Одним из условий, которые обеспечивают самостоятельные музыкальные проявления детей, является умение педагога исполь­зовать музыкальный репертуар в повседневной жизни детского сада. Ведь этот материал по тематике, технике исполнения дол­жен быть доступен и привлекателен для ребенка. Известно, что самостоятельные музыкальные действия детей выражаются в двух основных формах: сюжстно-ролевой игре и упражнениях автоди­дактического типа. Поэтому очень важно предоставить детям необходимые пособия, оборудование, чтобы они могли воплотить свои игровые замыслы.

Ребенок должен прежде всего иметь желание выразить свое отношение к близким людям, окружающей действительности с помощью музыки: напевая, танцуя или подбирая простейшие ме­лодии на детских музыкальных инструментах. Так, малыш, уви­дев бойкого воробья, может вспомнить русскую народную попев-ку «Андрей-воробей» и попытаться передать четкий ритмический рисунок молоточком на металлофоне; ребенок постарше, наблю­дая за кружением осенних листьев, напевает песню об осени.

Таких примеров можно привести множество, но подобное про­исходит только тогда, когда у детей воспитан интерес к музыке, желание музицировать и когда они владеют необходимыми музы­кальными умениями и навыками: чисто интонируют, пластично, выразительно двигаются под музыку, умеют подбирать простей­шие мелодии на детских музыкальных инструментах и т. д. И ко­нечно же, ребенок должен иметь необходимые условия для реали­зации своих замыслов: ему могут понадобиться инструменты, игрушки, различные пособия и, безусловно, помощь-руководство взрослого, педагога. Иначе появившиеся желания тут же могут погаснуть, если малыш забыл слова или мелодию, а их некому напомнить, или под рукой не оказалось нужного музыкального инструмента, или нет желающих его послушать (т. е. нет соответ­ствующей ситуации для выполнения замысла).

Взрослые обязаны поддержать ребенка, создать ему условия для творчества. Музыкальный руководитель, воспитатели долж­ны не только продумывать репертуар и предоставлять детям му­зыкальные инструменты, игрушки, пособия, но и научить спосо­бам самостоятельных действий, чтобы они смогли применить их в дальнейшем. Уже на занятиях необходимо приучать дошкольни­ков к самостоятельности, предлагая спеть песенку, придумать, как пляшут трусливый заяц, косолапый медведь, подобрать по-певку на триоле и т. д. Одновременно нужно побуждать детей к самообучению, предлагая им (с учетом интересов и возможнос­тей) специальные задания типа: «Научись легко прыгать с ноги на ногу», «Научись отбивать ритм песенки на барабане», «Выу­чи колыбельную для куклы» и т. д.

Помимо обучения во всех его видах к важным средствам раз­вития самостоятельности нужно отнести музыкальные впечатле­ния, которые дети получают во время праздников, развлечений, слушания радиопередач и просмотра телепередач, детских мулт и кинофильмов. С детьми необходимо слушать различные по сти­лям, жанрам музыкальные произведения. Так, чтение сказки Ш. Мерро «Золушка» и слушание музыки одноименного балета С.С. Прокофьева, музыкально-литературная композиция по сюи­те К. Сеи-Санса «Карнавал животных» с чарующей пьесой «Ле­бедь», отрывки из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик», «Ле­бединое озеро», «Спящая красавица» помогут заложить в детях основы музыкальной культуры, «интонационного словаря раз­ных эпох». Не менее важно, чтобы постоянно звучали народные напевы и мелодии, «музыка устной традиции» (Б.В. Асафьев). Для этого рекомендуется широко использовать музыкальный фольк­лор, проводить разнообразные игры под его сопровождение (на­стольные, подвижные, считалки и т. д.), а также хороводы и ин­сценировки.

Такая эмоциональная насыщенность жизни ребенка, в кото­рой преобладает добро, хорошее, бодрое настроение, положи­тельно влияет и на его музыкальное развитие, формирование по­требности слушать музыку, петь, танцевать, играть на детских музыкальных инструментах не только на занятиях, но и в само-стоятельнойдеятельности.

Руководство педагога, взрослого (старший дошкольный воз­раст) должно носить косвенный характер, чтобы поддержать ини­циативу детей, подсказать, как лучше выполнить задуманное, но не с помощью инструкций или прямого бесцеремонного вмеша­тельства в их действия. Педагог заботится о развитии самостоя­тельной музыкальной деятельности, используя различные мето­дические приемы, исходя из конкретной ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей детей.





Дата публикования: 2015-04-07; Прочитано: 1943 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...