Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Формирование основ музыкальной культуры детей



Понятие культура прошло сложный путь исторического раз­вития. Философы и культуроведы насчитывают до двухсот опре­делений.

В теории культуры выделяются духовный и материальный ее пласты, вводятся понятия культура личности и культура общества. Интерестно в связи с этим высказывание известного немецкого мыслителя и музыковеда XIX —XX вв. Л. Швейцера: «Культура — это итог всех достижений отдельных лиц и всего челове­чества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу».

Художественная культура рассматривается в современной эстетике как самостоятельный, специфический пласт общей куль­туры. Она охватывает определенную часть материальной и ду­ховной культуры общества. Ценностями художественной куль­туры, или художественными ценностями, являются произведения искусства. Им присущи такие особенности, как уникальность, долговечность, коммуникативность и т. д.

Непосредственное участие в художественной деятельности, восприятие произведений искусства развивает человека духов­но, обогащает его чувства, интеллект.

К деятельности людей в области культуры можно отнести со­здание художественных ценностей, их хранение и распростране­ние, критическое осмысленней научное изучение, художествен­ное образование и воспитание.

Могут быть выделены определеные области художественной культуры, соответствующие видам искусства, и среди них м у зыкальная культура. В это понятие входят различные виды музыкальной деятельности и их результат—музыкальные произведения, их восприятие, исполнение, а также сложившееся в процессе этой деятельности музыкально-эстетическое сознание людей (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы, идеалы, взгляды, теории). Кроме того, в структуру музыкальной культуры входит деятель­ность различных учреждений, связанных с хранением и распрост­ранением музыкальных произведений, музыкальным образовани­ем и воспитанием, музыковедческими исследованиями.

Остановимся на характеристике понятия «музыкальная куль­тура детей дошкольного возраста» и проанализируем его струк­туру.

Музыкальную культуру детей можно рассматривать как спе­цифическую субкультуру определенной социальной группы (дети дошкольного возраста). В ней можно выделить два компонента: 1) индивидуальная музыкальная культура ребенка, включающая его музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, уме­ния и навыки, сложившиеся в результате практической музыкаль­ной деятельности; 2) музыкальная культура дошкольников, кото­рая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми, му­зыкально-эстетическое сознание детей и разные институты, регу­лирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания.

Соответствующий дошкольному возрасту объем музыкальной культуры общества ребенок перенимает в семье, детском саду, через средства массовой информации, музыкально-культурные учреждения.

Влияние семьи на формирование начал музыкальной культуры ребенка определяется ее традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству, общей культурой, даже генофондом.

Роль детского сада проявляется через личностные и професси­ональные качества педагога-музыканта, его талант и мастерство, общекультурный уровень воспитателей и всего педагогического коллектива, через созданные ими условия.

Общественные институты (средства массовой информации, творческие музыкальные союзы, музыкально-культурные учреж­дения и т. д.) организуют различную музыкальную деятельность детей, создание, тиражирование и хранение музыкальных произ­ведений, научные исследования.

Основываясь на положениях психологии о роли деятельности в развитии личности, можно выделить несколько компонентов в структуре музыкальной культуры ребенка (схема 1).

Элементы музыкально-эстетического сознания, проявляющи­еся в дошкольном возрасте, носят пока еще ориентировочный характер и по содержанию не соответствуют полностью анало­гичным элементам, которые характерны для музыкально-эстети­ческого сознания взрослого человека. Кроме того, такие элемен­ты сознания, как идеалы, взгляды, теории, недоступны детям дош­кольного возраста.

Музыкально-эстетическое сознание на разных этапах жизни ребенка проявляется и развивается неравномерно. Компоненты его тесно связаны между собой внешними и внутренними связями и составляют единую систему.

Основой индивидуальной музыкальной культуры ребенка мож­но считать его музыкально-эстетическое сознание, которое фор­мируется в процессе музыкальной деятельности.

Термин музыкально-эстетическое сознание взят из эстетики. Сознание, являясь внутренним идеальным планом музыкальной деятельности, образует как бы второй, повторяющий ее по содер­жанию, но отличный по форме (сфера идеального, а не практичес­ки операционного) компонент музыкальной культуры личности.

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РЕБЕНКА  
ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ  
Опыт восприятия
Общие знания о музыке, культурные навыки    
Творческие: восприятие. выразительное исполнение, продуктивное творчество  
Исполнительские:пение, ритмика,игра на музыкальных инструментах
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  
Восприятие музыки
Творчество  
Исполнительство  
Музыкально-образовательная деятельность


МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Эстетическая оценка, вкус  
Эстетические эмоции, переживания, чувства  
Эстетическая потребность, установка, интерес к музыке  


С помощью музыкально-эстетического сознания (эстетическо­го отношения человека к музыке) происходит постижение музы­кальных произведений, своих собственных впечатлений от них. Развиваясь в музыкальной деятельности, оно помогает человеку воспринять содержание музыкального произведения и определить для себя его значение.

Для полноценного восприятия слушателю необходимо пере­живать музыкальное произведение, уметь различать основные средства музыкального выражения, иметь музыкальный опыт, некоторые знания о музыке. Музыкальное сознание постепенно поднимается на более высокий уровень, если у ребенка появился

интерес к музыкальной деятельности, дана установка на воспри­ятие музыки, если произведение исполняется так, что затрагивает чувства, вызывает сопереживание музыки, если ребенок спосо­бен дать оценку прозвучавшему произведению, высказать свое, пусть пока элементарное суждение. Основное средство, при по­мощи которого формируются музыкально-эстетическое сознание и музыкальная культура в целом,—это сама музыка. Только она может вызвать (или не вызвать) эмоциональные реакции ребенка, являющиеся основой музыкально-эстетического сознания. Важ­но, чтобы содержание музыки (чувства, эмоции) было доступно детям, вызывало эмоциональный отклик.

Уровень музыкально-эстетического сознания зависит и от раз­вития музыкальных способностей, а также от общего развития детей.

Первоначальные формы музыкально-эстетического сознания выявляются довольно рано. Примерно до 3 лет формируются му­зыкальные эмоции, потребность в музыке, появляются простей­шие суждения. С 4-го года жизни дети проявляют интерес к музы­ке, к определенным видам музыкальной деятельности. С 6-го года жизни формируются способность мотивированной оценки, нача­ла музыкального вкуса. Дети уже могут более сознательно конт­ролировать свое исполнение, рассуждать о средствах музыкаль­ного выражения, употребляя некоторые музыкальные и эстети­ческие термины. Это создает предпосылки для осознанного вос­приятия музыки.

Охарактеризуем более подробно некоторые элементы музы­кально-эстетического сознания дошкольников.

Потребность в музыке. Потребность как стимулятор активно­сти человека необходима для любой его деятельности. Она явля­ется отправной точкой формирования эстетического отношения ребенка к музыке. Потребность в музыке возникает рано наряду с потребностью общения со взрослым в насыщенной положитель­ными эмоциями музыкальной среде. Она развивается с приобре­тением музыкального опыта.

Потребность в музыке может усиливаться, если имеются для этого соответствующие условия. 3—4-летний ребенок начинает чувствовать музыку не только на фоне общения со взрослым, но и при самостоятельном ее восприятии, слушает музыку более продолжительное время. Это связано с приобретением некото­рого музыкального и жизненного опыта, возросшими исполни­тельскими возможностями. При правильном педагогическом руководстве, продуманной организации музыкальной деятель­ности ребенка к 6 годам у него можно сформировать устойчи­вый интерес к музыке.

Выявлены средства педагогического воздействия, которые способствуют формированию интереса детей к музыке в разнооб­разной музыкальной деятельности. Среди них применение игро­вых приемов, кратких образных рассказов о музыке, наглядных пособий, проблемных ситуаций, выразительное, яркое исполне­ние произведений.

В восприятии музыки главная роль принадлежит эмоциям как специфической реакции слушателя, вызывающей или духовное удовлетворение, или неудовлетворение. Установлено, что у ре­бенка дошкольного возраста при восприятии музыки преоблада­ют эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых. Внешние проявления детей тесно связаны с их внутренними пере­живаниями. Музыкальное произведение может быть оценено на основе одних эмоций без осознания того, что в нем выражено. Но если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления о музыке, он способен глубже ее прочувствовать и познать. Эс­тетическая эмоция объединяет эмоциональное и ин­теллектуальное отношение к музыке. Эстетическая эмоция может стать показателем всей духовной культуры ребенка, если она пе­рерастает в эстетическое переживание. Это достигается при по­буждении детей к эмоциональной отзывчивости на музыку, более глубокому ее познанию.

Эстетическое переживание. Б.М. Теплое, исследуя художе­ственные способности, установил, что в основе восприятия всех искусств лежит эстетическое переживание содержания произве­дения. Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмо­ционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним.

При слушании музыки у ребенка возникают определенной силы положительные или отрицательные эмоции, отражающие его конкретное психическое состояние. В теории эстетики оно назы­вается эстетическим переживанием. Более сложные музыкальные произведения могут пробудить несколько различных эмоций. Однако всегда одна из них бывает более яркой, вызывающей со­ответствующее эстетическое переживание: радость, печаль и т. д. Переживание произведения индивидуально для каждого чело­века и имеет различные эмоциональные оттенки. В сознании ре­бенка идет определенное оценивание музыки, которое может быть положительным и отрицательным. При положительных пе­реживаниях формируется признание ценности музыки, эстети­ческое к ней отношение, происходит духовное обогащение лич-

ности. Повторенное эстетическое переживание особенно значи­мо для личности. Оно не только обновляет, углубляет музыкаль­ные впечатления ребенка, но словно очищает его духовный мир.

Эстетические эмоции и переживания являются основой эстети­ческого восприятия. Эстетическое переживание объединяет эмо­ции, возникшие под влиянием музыки, и специфическое осозна­ние самой музыки. Ребенок, воспринимая музыку, интуитивно или сознательно ее оценивает. На основе эстетического восприятия возникают и формируются эстетические чувства ребенка как ус­тойчивое отношение к музыке, содержащее в себе эмоциональ­ную и познавательную природу. Они имеются у каждого челове­ка от рождения и могут развиваться в эстетической деятельности. И. Кант отнес их к «незаинтересованным» чувствам, выделяю­щимся из всей сферы человеческих чувств. Это такие чувства, когда человек переживает, действует, творит, стремясь не к мате­риальной выгоде, а лишь к красоте, удовлетворяя свои духовные потребности.

Эстетическое чувство, которое возникает при восприятии или исполнении музыки, есть признак формирования музыкального вкуса.

Развитый музыкальный вкус—это способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. О развитости му­зыкального вкуса говорит то, какую музыку и как глубоко вос­принимает человек. Музыкальный вкус формируется в музыкаль­ной деятельности: при восприятии, исполнении, оценке музыки, когда ребенок более или менее мотивированно отдает предпочте­ние тем или иным произведениям. В музыкальном вкусе проявля­ются в единстве эмоциональное и интеллектуальное начала. Он не является врожденным, а приобретается с опытом. В процессе восприятия музыки у ребят возникает интерес к ней, определяют­ся эталоны красоты.

Оценка музыки — сознательное отношение к своим музы­кальным запросам, переживаниям, установкам, вкусу, рассуж­дениям. Эстетически воспринимая музыку, ребенок делает пер­вые обобщения. Возникают сравнения и ассоциации. Желание узнать, что отражено в произведении, побуждает его вслуши­ваться, мобилизует внимание. Таким образом, ребенок сначала интуитивно отмечает некоторые средства музыкального выра­жения, потом замечает, что они повторяются и в других произве­дениях, что эти средства имеют связь с содержанием музыки. Так он учится сравнивать, обобщать произведения по опреде­ленным признакам, высказывать свое мнение, давать оценку. Замечено, что некоторые знания о музыке помогают детям уяс­нить средства музыкального выражения, почувствовать общий мотивированной оценке.

Необходимо с малых лет создать условия для формирования основ музыкальной культуры. Одни дети способны достичь вы­сокого уровня музыкального развития, другие — более скром­ного. Важно, чтобы с раннего детства они учились отношению к музыке не только как к средству увеселения, но и как к привле­кательному и значимому явлению духовной культуры. Пусть это понимание будет пока примитивным, но оно ценно для лично­сти. В работах по эстетике высказывается мысль о том, что ка­чество музыкально-эстетического сознания взрослого человека обусловливают его музыкальная эрудиция, знание элементар­ных средств музыкального выражения, умение их интерпрети­ровать и опознавать.

Дети дошкольного возраста должны знакомиться с музыкаль­ными произведениями, разными по стилям, жанрам, формам, эпо­хам, иметь возможность применять свой опыт восприятия в исполнительстве, творчестве, получать некоторые доступные возрасту знания о музыке. Музыкально-эстетическое сознание у детей про­является через отношение к музыке.

Н.А. Ветлугина подчеркивает, что формирование эстетичес­кого отношения к музыке очень важно для развития личности ре­бенка: «Если у ребенка развито заинтересованное и увлеченное отношение, если он восхищается прекрасным, добрым, выражен­ным в музыке, то этим решается основная задача нравственно-эстетического воспитания и успешно формируются разнообраз­ные музыкальные навыки».

Н.А. Ветлугина вьщеляет этапы развития эстетического отно­шения к музыке, главный из которых — развитие способности эмоционального сопереживания музыке. Только на фоне пережи­ваний музыки у ребенка зарождаются любовь, интерес, потреб­ность в ней.

Среди педагогических рекомендаций следует назвать также артистизм, умение «заразить» детей собственной увлеченностью музыкой, яркость исполнения, профессионализм, умение увлечь образным словом.

Еще одним условием воспитания эстетического отношения детей к музыке являются проблемные ситуации, в которых они могли бы активно приобретать музыкальный опыт, осваивать его творчески, самостоятельно.

Педагогические рекомендации включают и эмоциональную настроенность атмосферы обучения (музыка должна волновать детей, вызывать интерес), кроме того, применение поисковых, творческих заданий, вариативность методов и приемов, видов музыкальных гинятий, форм организации музыкальной деятель­ности; гей.

Следующее условие — развитие специальных художествен­ных способное тей, а также оценки, вкуса как показателей уровня музыкально-эстетического сознания детей.

Психологами Л.С. Выготским, Б.М. Тепловым, П.М. Якобсоном установлено, что, если музыка вызывает эмоции у слуша­теля, она может пробудить соответствующие этим эмоциям мысли, воздействовать им сознание. Когда музыкальное произведе­ние осознается слушателем, его восприятие углубляется.

На раннем этапе жизни ребенка (примерно до 2—3 лет) закла­дывают основы музыкальной культуры. Музыкальная деятель­ность должна быть направлена на накопление музыкальных впе­чатлений и развитие лишь в некоторых навыков. Сознание ребен­ка в этом процессе еще почти не участвует и проявляется только интуативной потребностью в музыкальных звуках, удовлетворе­ние которой выражено эмоциональными реакциями. В этот пери­од пока трудно выделять компоненты музыкально-эстетического сознания. Однако именно в этом возрасте, до 3 лет, важно создать условия лля восгфшп ия детьми художественно ценных образцов музыкального наследия и посильной музыкальной деятельности.

Примерно на 4 —5-м году жизни отчетливее начинают выявлять: некоторые элементы музыкально-эстетического сознания ребенка - интерес к музыке; I музыкальной деятельности, стано-вягея устойчиьъши эмоциональные реакции, переживания, более глубокими -- черничные:, оценки. Ребенок пытается музицировать уке сознательнее Эстетическое начало сознания обнаруживает­ся с первыми опенками музыкального произведения. Оценивание проянляется в ответах на вопросы, например: «Чем эта песенка (танец, пьеса) тебе нравится?», «Какое настроение в ней преобла­дает?», «В чем это выражав гея?» и т. д. Уже в 4 года ребенок может, хотя и наивно, ответить на эти вопросы, 5-летний ребенок способен дать ботее аргументированный ответ.

В процессе воспитания обогащаются знания о музыке, накап­ливаются музыкальные впечатления. При оценке музыкальных произведенийдети опираються на свой опыт. Высказывания о прослушанных произведениях часто свидетельствуют о живости во­ображения, фантики. Дети, которые накопили некоторые музы­кальные впечатления, навыке исполнения, способны вниматель­нее слушать, глубже чувствовать не только общее настроение

произведения, но и отдельные контрастные его части. Обладая некоторым словарем музыкальных и эстетических терминов, дети могут характеризовать смену настроений в произведении, выде­лять его части, сравнивать и сопоставлять несколько произведе­ний по сходству и контрасту и т. д.

Задачи воспитания начал музыкальной культуры решаются через формирование эстетического отношения детей к музыке и музыкальную деятельность. Решающую роль здесь играет репер­туар, который изучают дети.

Общество стремится сохранить и передать будущим поколе­ниям духовные ценности, в том числе музыкальное наследие. На основе переживания, осознания красоты музыкального произве­дения ребенок приближается к эстетическому восприятию. Он развивается через познание культурного наследия и должен вос­питываться так, чтобы быть способным его приумножать.

Степень воздействия музыки на личность ребенка и успешность его приобщения к началам музыкальной культуры зависит от ком­плекса педагогических условий и методов, от педагогического мастерства, внимания родителей и усилий общества.

Вопросы и задания

1. Раскройте содержание понятия музыкальная культура детей.

2. Назовите компоненты музыкально - эстетического сознания ре­бенка.

3. Охарактеризуйте роль музыки (народной и классической) в вос­питании начал музыкальной культуры детсй.

4. При каких условиях музыкальная деятельность является показа­телем развития музыкальной культуры детей?





Дата публикования: 2015-04-07; Прочитано: 2815 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...