Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Принципы классификации знаков



Единой классификации знаков не существует.

В зависимости от области применения знаки подразделяются на группы: дорожные, топографические, картографические, математические, маркировочные, денежные, товарные, бытовые и т.д. знаки.

Моррис и Пирс делят знаки на три типа по связям между означающим и означаемым:

В иконических (характеризующих) - это взаимодействие основано на фактическом подобии означающего и означаемого. Примером является рисунок животного, подобный самому животному.

В индексальных – на их смежности. Отпечаток ноги на песке или дым, указывающий на наличие огня.

В знаках-символах – на установленной по соглашению усвоенной смежности означающего и означаемого. Пример: математический знак интеграла, обозначает операцию непрерывного суммирования.

Известна классификация знаков на языковые и неязыковые:

Неязыковые – это знаки -указатели, которые указывают на нечто или замещают его.

Языковые знаки – это знаки- выражения, они имеют значение и выражают мысль.

Виды знаковых систем

К числу знаковых систем относятся:

ü Естественные знаки, или знаки-признаки, они сообщают информацию для ориентировки в природе: для определения

погоды, времени суток, созревания урожая и т.д.

ü Функциональные знаки тоже относятся к категории знаков-признаков. Но этими свойствами их наделяютлюди определённой культуры. Военная форма – функциональный знак принадлежности к армии, паспорт – знак гражданства. Эти знаки могут иметь первичные и вторичные значения. Например, приметы и суеверия основаны на придании значений предметам, которые сами по себе нейтральны: пустые вёдра навстречу, подкова на дверях.

ü Условные знаки (конвенциональные) – это сигналы извещения или предупреждения: индексы; условные обозначения в текстах, на картах; знаки-образы и знаки-рисунки, похожие на оригинал; знаки-символы, в наглядной форме передающие идеи и понятия - к ним относятся эмблемы, гербы, ордена, знамёна, крест, денежные знаки. Это наиболее многочисленные знаки, для изучения которых возникают особые отрасли знаний: геральдика, нумизматика, религиозная семантика, этикет.

ü Вербальные знаковые системы – естественные языки. Это те многочисленные национально-этнические языки общения, на которых говорят люди. Их насчитывается от 2 500 до 5 000, включая «мёртвые» языки и диалекты. Достоинством языка является надёжность как средства хранения и передачи информации. Это достигается за счёт избыточности и специфической структурной организации. Фонетика, лексика, грамматика, стилистика – такова полиструктурная, разветвлённая, иерархическая, многоуровневая система знаков естественного языка.

ü Искусственные знаковые системы – языки науки, формулы, условные обозначения химических элементов, графики, таблицы, программ и алгоритмы в системе человек-машина.

ü Знаковые системы записи – пиктография, иероглифы, алфавит, нотная запись, кинетография (запись движений), цифровые коды, запись на различных носителях.

Знаково-символические языки искусства – живопись, скульптура, танец, театр, кино, фотография, архитектура, музыка и другие виды и жанры. К числу вторичных моделирующих систем относятся символические системы мифов, ритуалов, запретов и предписаний.

Приведённая классификация знаковых систем не является исчерпывающей и может стать предметом самостоятельного исследования. Она лишь подтверждает положение о том, что человек живёт в огромном мире знаков, значений и символов, которые он осваивает в течение всей жизни. Это позволило немецкому философу Э. Кассиреру назвать культуру «символической Вселенной», а человека – полиглотом, владеющим множеством

Семиотика как наука. Значение семиотики как языка культуры

Культура имеет знаково-символическую природу. Механизмы её трансляции можно проследить на основе применения семиотического метода и теории информации.

Слово семиотика образовано от греческого semeion, что означает «знак». Так же, как понятие знак, термин семиотика был переняту греческих стоиков (Ю. Локком) и получил широкое распространение благодаря работам Чарльза Пирса и др. В широком смысле семиотика определяется как наука о знаковых системах в природе и обществе и представляет собой общую теорию или комплекс научных теорий, исследующих свойства систем знаков и их значений. Это относительно современная наука о семиозисе культуры (то есть процессах порождения знака), и знаковой – лингвистической и нелингвистической - коммуникации. Рассматривая субстанциональную основу изначального образования символов в смысле наличия в нём рационального начала необходимо рассматривать символ как лингвистический языковой объект. Семиотика занимаетсяизучением символа как объектаязыковой знаковой системы. Следовательно, дальнейший анализ понятия символ предполагает рассмотрение его как объекта семиотики, где символ выступает в качестве знака-символа.Универсальные формы осмысления реальности – это средства, знаки, формы, символы, тексты, в которые организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые носители (носители смысла) – позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Поэтому все эти формы в широком смысле называются языком культуры.

В истории человечества случаются периоды, когда «распадается связь времён». В такие времена всегда актуализируется проблема понимания. Эта проблема встаёт всякий раз, когда терпят крах попытки установить взаимопонимание между регионами, нациями, блоками и поколениями, когда обнаруживается отсутствие общего языка и вошедшие в привычку ключевые понятия начинают действовать как раздражители, лишь укрепляющие и усиливающие противоположности напряжения. Ускорение истории к началу ХХ1 века, а следовательно, и более быстрое обновление языка - также помехи во взаимопонимании поколений (понимание имеется в виду и интеллектуальное, познавательное, и как сопереживание, вчувствование). Сложность понимания обусловлена тем, что восприятие и поведение детерминированы стереотипами – идеологическими, национальными, сословными, половыми, сформированными у человека с детства. Понимание апперцептивно, то есть новая информация ассимилируется путём соотнесения с тем, что уже известно, новое знание и новый опыт включаются в систему знания уже имеющегося, на этой основе происходит отбор, обогащение и классификация материала. Проблема понимания – это проблема эффективности культурного диалога как «по вертикали», то есть диалога между культурами разных эпох, так и «по горизонтали», то есть диалога разных культур, существующих одновременно, между собой.

Самая серьёзная трудность заключена в переводе смыслов с одного языка на другой, каждый из которых имеет множество семантических и грамматических особенностей. Не случайно в науке сформировалась крайняя точка зрения, в соответствии с которой смыслы настолько специфичны для каждой культуры, что вообще не могут быть адекватно переведены с одного языка на другой. Конечно, трудно иногда действительно передать смысл, особенно если речь идёт об уникальных произведениях культуры, но всё-таки не столь уж безрезультатны попытки выявить универсальные человеческие концепты, представляющие собой психический феномен внутреннего мира человеческой мысли. Эти попытки предпринимали ещё Декарт, Паскаль, Лейбниц – великие философы-рационалисты 17 века. Они называли эти элементарные смыслы, генетически передающиеся от поколения к поколению, «алфавитом человеческих мыслей». Описание этих значений, закодированных в языке, систематизация, анализ – это задачи многих наук: логики, философии, герменевтики, культурологии, акустики, лингвистики, феноменологии, антропологии, физиологии, нейрофизиологии, прикладной психологии, теории бессознательного.

Один из основоположников семиотики Ч.С. Пирс (1834 – 1914) ввёл в научное знание представление о динамичности семиозиса, показав, что этот процесс включает в себя не только

производство знаков, но и их интерпретацию, влияющую на первоначальный образ объекта.

Ч. Моррис (1834 – 1896) – другой американский философ и социальный психолог - полагал, что понятие знака может оказаться столь же фундаментальным для науки о человеке, как понятие атома для физики и клетки для биологии.

Основатель Парижской школы семиотики Фердинанд де Соссюр (1857 – 1913) считал семиологию частью социальной психологии и аргументировал возможность научного изучения культуры общества через язык как важнейшую из знаковых систем. Он полагал при этом, что законы функционирования знака в языке надо исследовать в рамках общей системы структурных закономерностей, отвлекаясь при этом от анализа его эволюционных изменений. Этот подход имел ряд последователей, а модель Соссюра была распространена позже на всю сферу знаковых систем в культуре.

Известный французский структуралист К. Леви-Строс (1908) предполагал, что явления социальной жизни, искусство, религия и другие имеют природу, аналогичную природе языка, а следовательно, они могут изучаться теми же методами.

А.Р. Барт продемонстрировал этот подход на анализе знаковых аспектов культуры повседневности: пищи, одежды, интерьера и т.п.

Русская семиотика восходит к трудам Ю. Лотмана, А. Потебни, В. Проппа, Г. Шпета и московско-тартуской школы, возникшей в начале 60-х годов. Потебня и Шпет рассматривали семиотику как сферу этнической психологии, одними из первых выделяя её особую роль для гуманитарных наук. Лотман по

аналогии с ноосферой ввёл понятие семиосферы – универсального семиотического пространства, существующего по определённым закономерностям. Семиотические методы стали называть точными в противовес субъективно-вкусовому интерпретационному.

Среди семиотических школ и направлений в Европе наиболее известными являются: польская, представленная работами А. Тарского к. Айдукевича, Т. Котарбиньского, а также чешская. Связанная с традициями Пражского лингвистического кружка и работами Я. Мукаржевского.

Считается, что в настоящее время идёт перерождение (или деградация) символа как знака мифа в иконический знак, но с увеличением ионическими знаками своего смыслового наполнения, увеличением смысловых комбинаций по принципу «2 в 1» или «3 в 1».

Иконический знак: 1) знак, имеющий прямое сходство с объектом (по Аристотелю – естественное); 2) знак, обладающий способностью передавать какое-либо специфическое сообщение, жест, команду.

Символ: 1) изображение, которое выступает от имени какого-либо предмета, возможно совершенно иной формы; 2) абстрактное понятие, например, изображение совы – символ мудрости; 3) эквивалент иконографического знака (по Аристотелю – произвольного) (с. 177, Пименов).

Для лучшего понимания природы знака обратимся к систематизации знаков «отцом» семиологии американским философом Ч.С. Пирсом. Он пишет о том, что структура и форма любого визуального знака детерминирована природой того объекта, который он отображает. Иконический знак, по Пирсу, это знак, имеющий просто «какие-то из характеров своего объекта». Знак-индекс – это знак, который напрямую, «в своём индивидуальном существовании» связан со своим объектом. Символ – знак, который может интерпретироваться зрителем в силу привычки и своей естественной расположенности. При этом символы в отличие от других категорий знаков, предоставляют зрителю (читателю) возможность «мыслить о мыслях», создавая, например, абстракции.»Во многих аспектах Символы суть сама подоснова ткани нашего разума» - пишет Пирс (Пирс Ч.С. Начала прагматизма. СПб.: Лаборатория метафизических исследований философского факультета СПбГУ; Алетейя, 2000. С. 223). Знаки-индексы, наоборот, дают зрителя уверенность в том, что отражаемый ими объект реален и близок (как во времени, так и в пространстве). Например, отпечаток босой ноги, увиденный Робинзоном Крузо на морском песке, послужил ему индексом того, что он не один на острове, следовательно, остров уже нельзя назвать необитаемым. Иконические знаки наиболее близки к «живому характеру истины» и в наибольшей степени обладают характером своего объекта. «Икона не замещает (stands for) именно ту или иную вещь, как то делают Индексы. Её объект в аспекте своего существования может быть чистой фикцией. Ещё менее её Объект необходимо есть одна из тех вещей, что встречаются нам привычно (habitually). Но одну уверенность на самом деле икона даёт нам, причём уверенность самой высокой степени. Речь идёт о том, что данное умственному взору (that which is displayed before the mind s gaze) – Форма иконы, которая также есть и её объект, - должно быть логически возможно…» (Пирс, там же).

Так как пирсовский индекс как физический отпечаток владельца, и не более того, для рекламы неактуален, рассмотрим природу постепенного перерождения произвольных значений символа в естественные значения иконического знака. Для этого проанализируем два наиболее исторически популярных символических мотива: спираль и глаз. Спираль принадлежит к числу универсальных сюжетов. Несмотря на свойственную этому символу полисемантичность, можно выделить некоторые наиболее устойчивые его значения. В их числе – связь с культом плодородия, с символикой луны – воды – грозы – молнии. Амбивалентные свойства спирали: рождение – смерть – определяются двойственным характером движения по убывающей, сворачивающегося, идущего извне внутрь, и по возрастающей, разворачивающегося вовне. У народов Тропической Африки спираль, символизируя динамику жизни, может иметь локальные значения. Примечательно, что спираль у древних народов являлась символом оплодотворяющего начала и движения душ, тогда как в современном постмодернистском обществе она ассоциируется (как отражение прямой информации) с механическим средством контрацепции – спиралью. Также спираль у современного человека связана с целым спектром разнообразных представлений – от галактических форм и спирали ДНК до спирали электрообогревательного прибора, резьбы винта или шнека мясорубки. А из представленных на лотках рыночных «развалов» номенклатур спиралей можно составить целую книгу. Непроизвольно возникают мысли: -

о единстве универсальных смыслов (оплодотворяющее начало и символ фаро) в подсознании информационного общества;

- о деградации древнейшего полисемантического символа и мифологии, которую он отражал.

В современных товарных знаках спираль – это не символ, а тоже прямое отражение объекта, например, водоворота на товарном знаке фирмы, выпускающей стиральные машины. Но самое интересное, что всё это спиралевидное многообразие ассоциируется у современного обывателя только с прямым отражением формы объекта, но не с философским символом или метафорой.

Ещё более наглядный пример, иллюстрирующий тенденцию кризиса символа в постмодернизме, являет собой архаический символ глаза. Сложно сказать, когда зародился этот символ, но наибольшую известность получил амулет древних египтян, известный как «Глаз Гора». По древнеегипетскому мифу, бог утреннего солнца Гор, сын Исиды и Осириса, в борьбе со своим противником Сетом потерял левый глаз, но бог Тот вернул ему глаз. С тех пор «Глаз Гора» символизирует преодоление смерти и возрождение. Примечательно, что именно характерное древнеегипетское начертание глаза до сих пор довлеет практически над всеми товарными знаками, отражающими тему «глаз». Здесь, так же, как и со спиралью, мифологический символ деградировал в общественном сознании до простой, правда, несколько канонизированной формы человеческого глаза, символ превратился в утилитарный знак. Вообще, если проанализировать подобным образом все известные древние символы, то везде будет наблюдаться примерно одна и та же картина. Даже свастика со своим сложнейшим многообразием смыслов и историй, уходящей в неведомые архаические глубины, ассоциируется у большинства современных жителей планеты (за исключением адептов дальневосточных религий и учёных этнографов, археологов и антропологов) с нацистской Германией. Но это уже не символ, а для людей, не заставших Вторую мировую войну, простое прямое знаковое отражение периода мировой истории ХХ в., или его иконический знак.

Семиотику (семиологию) вслед за её основателем Ч.У. Моррисом, принято делить на синтактику, которая изучает отношения между знаками, семантику, изучает отношения между знаками и обозначаемыми ими предметами, и прагматику, изучает отношения между знаками и человеком. Также необходимо отметить, что понятие семиотики как абстрактной науки о знаках устарело. Сейчас науку о знаках принято называть семиологией, тогда как общее понятие «семиотика» трансформировалось в многочисленные семиотики как отдельные прикладные знаковые системы (например, рекламные). При этом несколько изменились и сами формулировки синтактики, семантики и прагматики. Российский семиолог Ю.С. Степанов трактует разделы семиологии как синтактику (объективные законы устройства знаковых систем); прагматику (законы, зависящие от позиции наблюдателя) и семантику (законы смысла) (с. 125, Пименов), (Степанов Ю.С. Семиотика. М.: Наука, 1971. С. 81). Под «законами смысла», или семантическими универсалиями, сегодня (в продолжение средневековых схоластических споров) понимаются «основы для сравнения» (Г.В. Лейбниц), используемые для сопоставления смыслов различных семантических систем. Именно Лейбниц рекомендовал сопоставительное изучение различных языков как инструмент обнаружения «внутренней сущности человека» и универсальной основы познания (с. 125, Пименов). Ведь мы можем добраться до мыслей или влиять на мысли человека только через слова – другого способа не существует. Любое визуальное отражение информации есть всего лишь визуальное отражение слова, слов, речи. В рекламном креативе всё равно сначала придумывается идея, затем она объясняется словами и только потом эти слова как набор универсальных смыслов визуализируются, превращаясь в визуальное отражение или знак/знаки. А визуальное отражение речи как коммуникативной деятельности человека являет собой письменность. Поэтому в поисках ответа на вопрос, есть ли смысл у «языка вещей» или это всего лишь набор «условных рефлексов управляемой аффективности» (Ж. Бодрийяр), необходимо обратиться к поиску универсальных смыслов в языке. В «языке вещей» наличествует система кодов универсальных элементарных смыслов, которые если и не имеют глубокого символического значения (тем более что символические значения в информационный век всё более деградируют, уступая место прямым сообщениям), то, во всяком случае, всё же не бессмысленны. При этом универсальные элементарные смыслы вкупе дают цельное рекламное сообщение как, в данном случае, анекдотичное повествование. Следовательно, «знаки вещей» всё-таки несут в себе смысл (с. 129).

Ж. Бодрийяр говорит о «скудости знакового кода, свойственного архаическим системам» (Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1995. С. 153, с. 151), Пименов, с. 120). Многие смыслы, «созданные самой природой», тесно переплетены с тотемизмом, табуизмом и ритуалом как составляющими мифологии и определяющими жизненный уклад и средства коммуникаций как древних первобытных племён, так и современных обществ, находящихся приблизительно на той же стадии развития (племена Африки, Новой Гвинеи, Океании, Австралии, дельты Амазонки и т.д.). В этом контексте, согласно знаменитому французскому этнографу, антропологу и семиологу-структуралисту К. Леви-Стросу, «бессознательная умственная деятельность» состоит в наделении содержания формой… эти формы в основном одинаковы для всех типов мышления, древнего и современного, первобытного и цивилизованного…» (Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985, с. 181) (Пименов, с. 118). Таким образом, продолжает свою мысль Леви-Строс, структуры, заложенные в деятельности мозга, исторически неизменны, ибо даны человеку самой природой (с. 118, Пименов).

Отличия знака от символа

Общим является то, что и знак и символ относятся к архетипичным значениям и базируются на неизменных свойствах природы и человека. Отличия связаны со следующими моментами: как считается, по происхождению знак из животного мира, символ возникает с развитием психики, когда осознано разделение на разум и чувство, различается реальный мир и его отражение в искусственных формах; с точки зрения цели применения знак служит для информирования, коммуникации, символ – для репрезентации объектов, событий или идей; место бытования знака - в животном мире, в разных сферах жизни общества (науке, религии, искусстве, в коммуникациях), символа - в культуре в целом, когда сформировано её единство, через формы искусства, науки, религии, а также в личной жизни, в социуме, государственной, этнической и т.п. общности; черты знака - адресность, инструментальность, прямая связь между знаком и обозначаемым, стремление к классификации, символ же обозначает не себя, а нечто другое, открывает доступ к сознанию, выражает общие идеи, экстралингвистичен, императивен. Образ – обобщение. Стабилизирует форму. Легко преодолевает «земное тяготение», стремясь обозначить вечное и ускользающее, уводит за пределы реальности, раскладывая образ на символические элементы, превращая его в текст.

Процесс формирования символических структур

Психология воображения может быть полезна при попытке классифицировать процесс формирования символических структур, связанных с воображением глубинно. Сначала видение, сопровождающееся мышлением, при этом происходит структурирование семантического поля. Затем включается образное измерение, когда граничат вербальное и невербальное, мышление при этом носит предикативный характер. Схватывается не сам предмет, а его предикаты, в логических формулах обозначающиеся буквой Р. Такое мышление рационально, но сам предмет как бы прячется за высказывание о нём, и пока мы рассматриваем образ как точную копию замещённого предмета, загадка разгадана быть не может. И лишь на третьем этапе, являющемся следствием работы воображения, воссоздаётся реальность с помощью знаково-символических систем. При этом нельзя провести абсолютной границы между знаково-символическими формами и смыслом. Смысл обретается внутри, он не принадлежит внешнему миру и может быть передан лишь иносказательно. Понимание (или прозрение) приходит тогда, когда содержание оказывается заключённым в одной точке, но такой, через которую, как через призму, отразился весь мир. Символизация – результат воздействия когнитивного процесса на семантические структуры.

Знаково-символические структуры имеют место на всех уровнях познания: первичном, или поверхностном, семантическом и смысловом – как посредники между человеком и культурой. Однако новый опыт и приращённое знание могут менять способы восприятия и постижения мира. Первый уровень задаётся социокультурным контекстом, это уровень обыденной коммуникации (например, отношение к ядерной энергии до и после Хиросимы, до и после Чернобыля). Восприятие символа обусловливается и культурными ценностями (например, свастика, обозначающая в древнеиндийской традиции единство всех начал, с изменением культурного контекста приобрела иной смысл – изъятие знака из определённой культурной традиции привело к конфликту между знаком и обозначаемым, на знак в этом случае как бы «налипает» новое символическое содержание, в результате для послевоенных поколений европейцев он символизирует не изначальное, а приданное ему смысловое содержание). Второй уровень познания требует теоретического объяснения в рамках семантических правил формирования смысла высказывания. И лишь на третьем, глубинном, уровне происходит раскодирование смысла (под смыслом понимается объективное содержание выражения в дихотомии с представлением, как ментальной актуализации в форме образа и ощущения).

Структура символа

Структуру символа можно представить как некую целеполагающую идею, состоящую из ряда смыслов, объединённых этой идеей. Символ можно разложить на составляющие части и рационально их описать, но сам символ возник бессознательно, ибо явление символизации, символического представления и описания мира генетически заложено в бессознательных структурах мозга (Абдуллин).

Символ и текст

Культура – это коллективная память. Но чтобы событие стало явлением культуры, она должно быть выражено в тесте. Только тогда культура может выполнять функцию хранения и передачи информации о т поколения к поколению. В истории человеческого рода сформировалось два канала передачи информации. Один из них, как у всей живой природы – генетический, по другому каналу сведения передаются от поколения к поколению через разнообразные знаковые системы, выраженные в текстах. При этом в современной европейской традиции принято рассматривать как текст всё, что создано искусственно, не только книги и рукописи, но и картины, здания, интерьер, одежду и многое другое, что ещё иначе называется артефактами. Р. Барт так сформулировал понятие текста: «Текст принципиально отличается от литературного произведения, это не эстетический продукт, а знаковая деятельность; это не структура, а структурообразующий процесс; это не пассивный объект, а работ а и игра; это не совокупность замкнутых в себе знаков, наделённая смыслом, которые можно восстановить, а пространство где прочерчены линии смысловых сдвигов. Уровнем текста является не значение, но означающее в семиотическом и психоаналитическом смысле этого понятия… бывает, к примеру, текст жизни, в который я попытался проникнуть» (Барт Р. Семиотика как приключение, Мировое древо. 1993. № 2. С. 81 –82).

Текст не сводим к речевому акту, в этом качестве могут рассматриваться любые знаковые системы: иконографические, вещные, деятельностные. В любой знаковой системе заключены противоречивые основания, которые не позволяют адекватно и исчерпывающе описывать реальность. Для этого необходим метаязык. Часто эту функцию выполняет язык из другой знаковой системы, хотя для культуры 20 века характерно стремление к языку интегративному.

Таким образом, именно в семантическом поле языка культуры происходит накопление, оформление в текст, а затем с помощью методов разных наук дешифровка или раскодирование информации, заложенной в глубинных структурах культуры и сознания.

Изучение текста связано с наукой герменевтикой. Это одна из древних наук, она появилась в раннем христианстве и занималась тогда трактованием религиозных текстов. Современная философская герменевтика, основателем которой считается Г. Гадамер, занимается интерпретацией текста, не только реконструируя, но и конструируя смысл. Смысл чаще всего не детерминирован жёстко словом или знаком, а может быть придан вещи или явлению в зависимости от культурного контекста, наследственной информации, времени произнесения или написания, субъективного опыта. Французский исследователь Ф. Полан, введший различение между значением слова и его смыслом, утверждал, что смысл определяется контекстом, в котором то или иное слово произнесено. А.Л. Выгодский ввёл в науку понятие подтекста, автором которого был

К.С. Станиславский, понимавший подтекст как генератор смысла слова в театре, как указание на мотив поступка. По Выгодскому, именно из подтекста, а не из контекста выводится смысл. Установление смысловых связей между элементами знаково-символической системы, дающими представление об универсальной модели мира, возможно только при подходе к языку культуры как к тексту, обладающему некоторым внутренним единством. При этом следует иметь в виду его принципиальную многозначность.

Тема 7

Знаки-символы

  1. знаки-символы в культурных семиотиках
  2. Конвенциональность
  3. Вторичныя мотивированность знаков-символов
  4. Вторичная мотивированность неязыковых знаков

1. Знаки-символы – знаки, у которых отсутствует мотивированность. Знаки-символы отсутствуют у животных.

В семиотиках жестов и мимики к знакам-символам можно отнести следующее:

ü Этикетное обнажение головы;

ü Вставание, поцелуй в знак приветствия;

ü Аплодисменты и свист.

2. Конвенция – негласная договоренность между носителями языка о принятии значения данного языка.

Знаки-символы, не являясь подобием или сиптомом каких-либо явлений мироустройства, считаются конвенциональными.

Звук становится звуком благодаря двум операциям:

ü Участники данного коммуникативного акта придают некому знаку определенное значение и удерживают эту новую связь в своей памяти;

ü Воспроизводят созданную ранее связь данного звука с приписанным ему значением.

Языковые знаки имеют конвенциональную природу, что подтверждает факт преобладания в естественных языках знаков-символов.

3. В языках существует два вида мотивированности:

ü Первичная (естественная);

ü Вторичная.

Большинство языков не обладает природной, т.е. первичной, мотивированностью.

К знакам с первичной мотивированностью относятся:

ü Знаки-индексы;

ü Знаки-иконы.

К знакам с вторичной мотивированностью относятся знаки-символы.

Знаки со вторичной мотивированностью входят в класс мотивированных знаков. В мотивации производных слов, образованных от знаков-индексов, имеется как первичная, так и вторичная мотивация. Это проявляется следующим образом:

ü Производные слова частично сохраняют первичную мотивацию индексальных и иконических знаков;

ü Являясь производными словами, они обладают словообразовательной мотивированностью.

4. Вторичная мотивированность знаков характерна как для языков этнических, так и для прочих культурных семиотик искусственного и естественного происхождения.

Вторичная мотивированность особенно характерна для следующих видов искусственных семиотик:

ü Гербы;

ü Эмблемы;

ü Ордена;

ü Медали;

ü Знаки принадлежности и отличий;

ü Государственные флаги.

Вторичная мотивированность может быть двух видов:

ü Внутрисистемная – знаки, сохраняя общую форму, имеют отличия в количестве элементов, цвете и т.д. (форма родов войск, различных чинов, иерархия погон);

ü Межсистемная – мотивированность, в которой для получения целостности знака одной семиотикой заимствуются знаки или части знаков другой (в обозначении элементов таблицы Менделеева названия элементов заменены буквами, совпадающими с началом латинского названия данного элемента).

Символическая деятельность.

  1. Понятие символической деятельности
  2. Законы символической деятельности
  3. Необходимость символа

1. Современный мир представляет собой символическую действительность, потому что каждое реальное физическое действие может иметь символическое значение.

В современной действительности все большее применение находит закон присоединения символов – перенесение значения одного символа на другой.

Символ идеализирует ситуацию. При отсутствии своего символа пытаются изобрести либо позаимствовать.

К географическим символам можно отнести:

ü Уолл-Стрит;

ü Белый дом;

ü Красная площадь;

ü Кремль;

ü Елисейские поля;

ü Сохо.

К графическим символам можно отнести следующие:

ü Пятиконечная звезда;

ü Свастика;

ü Трезубец.

2. К законам символической деятельности относятся:

ü Закон присоединения символов;

ü Закон фетишизации символов.

3. Символ необходим по следующим причинам:

ü Символ без затруднения проходит по коммуникативным сетям любого вида;

ü Должен быть привлекательным для того чтобы преодолеть недоверие в любом человеке;

ü Имеет больше шансов закрепиться в долговременной памяти.

Границы мотивированности.

  1. Преимущества конвенциональности
  2. Различия между семиотиками в характере и степени мотивированности

1. Мотивированный знак характеризуется следующими чертами:

ü Понятность;

ü «Вписанность» в представлении о нем;

ü Объяснение знака содержится в нем самом.

Знаки с первичной мотивированностью не могут образовать семиотику, которая была бы сопоставима с естественным языком в двух аспектах:

ü Информационной емкости;

ü Доступности для всех членов языковых сообществ процессов отправления и восприятия знаков и знаковых последовательностей.

Для разных видов знаков в естественных языках характерны следующие закономерности:

ü В каждом языке:

· Есть знаки, характеризующиеся первичной мотивированностью означающего (знаки-индексы, знаки-иконы);

· Преобладают знаки, для которых характерно отсутствие первичной мотивированности (знаки-символы). Преобладание в языке знаков-символов способствовало тому, что человеческая деятельность направлена на обобщение и выработку абстрактного знания о мире;

· Имеются знаки, характеризующиеся вторичной (внутрисистемной) мотивированностью (морфемные и семантические дериваты);

ü В некоторых языках большинство слов являются:

· Производными, т.е. представляют собой знаки вторичной внутрисистемной мотивированности;

· Непроизводными, т.е. представляют собой знаки, для которых характерно отсутствие всякой мотивированности.

2. По степени мотивированности семиотики разной природы имеются следующие различия:

ü В биокоммуникациях подавляющее большинство знаков имеет индексальную природу;

ü В искусственных семиотиках большинство знаков конвенциональны;

ü Универсальными семиотиками по составу знаков с разной мотивированностью являются:

· Естественные знаки;

· Ритуально-религиознае семиотики;

· Языки поведения.

От паралингвистики язык отличается следующими факторами:

ü Функционально-семантическим богатством;

ü Большей точностью в передаче информации.

Семиотика художественного изображения.

  1. Изобразительное искусство как семиотическая система
  2. семиотика в архитектуре

1. Изобразительное искусство имеет следующие семиотические черты:

ü является искусством в пространстве;

ü олицетворяет состояние людей и вещей;

ü произведение изобразительного искусства продолжает жить независимо от времени;

ü потребитель – свидетель творческого результата;

ü результат не изменяется с течением времени;

ü как правило, произведение изобразительного искусства является произведением одного художника;

ü основной единицей является целостное (законченное) изображение, т.е. основная знаковая единица языка изобразительного искусства и все произведение принадлежат к одному иерархическому уровню.

К иконическим знакам относятся произведения визуальных искусств (изобразительные):

ü живопись;

ü скульптура;

ü графика.

К конвенциональным знакам относятся произведения следующих визуальных искусств (неизобразительные):

ü декоративно-прикладное искусство;

ü архитектура;

ü художественное конструирование;

ü «абстрактное» искусство.

У визуальных искусств – как изобразительных, так и неизобразительных, имеется одна общая сенсорно-материальная основа:

ü Цвет;

ü Линия;

ü Форма.

Визуальные искусства с точки зрения семиотики образуют один большой класс изобразительных семиотик, различающихся между собой мерой изобразительности.

2. В архитектуре семиотика представляет собой один из методов исследования или склад мышления исследователя.

Рассмотрение архитектуры как знаковой системы, имеющей определенные формальные свойства, не имело особой продуктивности, т.к. доказывало подвижность, изменчивость синтаксических правил и их значений и, соответственно, невозможность моделирования архитектурного языка с точки зрения полноценной системы знакового общения.

Семиотика в архитектуре генетически связана с развитием композиционных представлений.

Композиция – это психологическая обусловленность восприятия связи отдельных элементов в эстетически целостную форму, связь человека и формы.

Семиотическими методами анализа композиции считаются следующие:

ü Рассмотрение композиционных приемов и средств формообразования в логическом аппарате семиотики;

ü Дополнение ядра композиционных представлений о форме содержательным уровнем;

ü Анализ и структурирование «языка архитектуры»;

ü Обращение к композиционно-типологическим закономерностям;

ü Рассмотрение смыслообразующего потенциала архитектурной среды, соединяющей в себе бесконечные разнообразие форм, пространств.

Выделяют следующие стадии внедрения семиотики в теорию композиции:

ü Формальныя семиотика – внешняя структура, способ упорядочивая формально-композиционных представлений;

ü Дополнительная семиотика – средство связи формально-композиционных представлений с содержательным уровнем (историей, религией, культурой);

ü Типологическая семиотика – средство анализа значений традиционных типологических элементов, связи функционального и культурно значимого аспектов формообразования;

ü Средовая семиотика – метод анализа смыслообразующего потенциала архитектурной среды;

ü Бытийно-осмысляющая семиотика – один из методов рассмотрения взаимосвязи архитектурной пространственной формы с бытийными значениями и смыслами, философского осмысления композиционно-средового подхода в архитектуре.

Выделяют три различных подхода к семиотрическим исследованиям:

ü Лингвистический – основан на заимствовании традиционных для гуманитарных наук семиотических методов. Данные методы в архитектуре применяются следующим образом:

· Архитектура как «язык» - композиционно семиотические исследования теоретического характера;

· Архитектура «текст» - семиотические исследования проектов, семиотико-герменевтические интерпретации архитектуры («чтение города» и «архитектурная герменевтика»), историческо-семиотический анализ формирования города и архитектурных процессов, философская трактовка пространства как смыслообразующей формы;

· Архитектура как «знак» – знаково-символическая деятельность в архитектурной педагогике, историко-семиотический анализ традиционных элементов и форм, памятников архитектуры;

ü Образно-ассоциативная – основан на исследовании метафорического и ассоциативного метода композиционного моделирования на начальных этапах архитектурного проектирования, что существенно ограничивает его применение, этот подход более самобытен и связан с характером архитектурной деятельности;

ü Экзистенциальный – основан на трактовке архитектурного объекта (пространства) как условия и формы бытия человека в мире, являющегося порождением значений и смыслов. На него опираются немногочисленные работы по социо-семиотике зодчества.

Основной проблемой архитектурной семиотики является её зависимость от лингвистических и культурологических аналогов.

Семиотика искусственного слова.

  1. семиотическое разнообразие вербальных искусств
  2. уровни семиотики

1. Своеобразие литературы по отношению к другим искусствам связано с тем, что материальный носитель семиотики – это речь, т.е. проявление языка.

Семиотическими факторами, определяющими своеобразие вербальных искусств, являются следующие:

ü метериально-физическая общедоступность – объясняется тем, что из всех семиотик, используемых людьми, вербальная является самой массовой, доступной и при этом с самыми большими содержательными возможностями. Так, литература является самым общедоступным искусством по следующим причинам:

· не теряет подлинности при тиражировании;

· литературное произведение может быть отдельно от своего создателя;

· возможность восприятия как слуховым, так и визуальным каналами;

· основой литературы является этнический язык;

ü интеллектуально-образная и синтагматическая доступность – в уровневом строении литературы язык автора является вспомогательным уровнем литературной семиотики. На основе понимая заложенных изначально языком в сознание читателей значений выстраиваются более сложные, но доступные для понимания образы. Литература близка к бытовой «рассказывательной» практике. Навыки речевого общения подготавливают адекватное восприятие литературы – её более сложных знаков и их комбинации, построенных из языкового материала, но выходящих за пределы языковой семантики;

ü интеллектуально-информационная содержательность – литература имеет большую возможность рассказать об историческом контексте времени, чем какое-либо из прочих искусств. В литературе отмечается больше объективности, рациональности и рефлексии, чем у всех остальных искусств вместе взятых. Относительно высокая информативность и интеллектуализм литературы обусловлены характером семантики языковых знаков и многоуровневым строением литературы как знаковой системы.

2. Картина уровневого строения семиотики важна для понимания:

ü процессов порождения и восприятия художественного текста;

ü механизмов создания разнопорядковых смыслов, образующих содержание.

В литературе выделяют три основные семиотические системы:

ü лирика;

ü эпос;

ü драма.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 7687 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.051 с)...