Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Классы знаковых систем



Формы символов

Символ может выражаться в слове, в образе, звуке, движении, линии, рисунке. Стали символичными и язык жестов – мудры, и магическая формула взаимосвязи человека с божеством, выраженная через мантру, и изображение метафизических структур Вселенной в виде мандалы, и даже сама идея может служить символом.

Но какой бы формой не был представлен символ, он всегда является специфическим языком перевода реальности в тот мир, каким его человек воспринимает. Например, композитор использует язык нот (графический символ), становящихся музыкой (звуком); художник должен уметь выразить на плоскости пространственно-временные структуры; писатель использует язык образов для передачи чувств и эмоций.

Символы в зависимости от способа выражения и классификационного подхода разделяются на несколько групп:

Звуковые символы – звучащая нота, слово, произнесённое заклинание.

Графические символы – живут отличной от звуковых самостоятельной жизнью – они не требуют посредника для передачи информации, они сами – источник информации, который можно передавать, распространять, сохранять. Формы графических символов: петрограмма – рисунок или надпись на скале, петроглиф – высеченные на скалах или на камнях изображения животных, птиц, сцен войны, охоты и т.п.; пиктограмма – изображение, используемое в качестве символа в ранних системах письма, например, изображение волнистых линий для обозначения воды, полумесяца для обозначения луны. Пиктография – это форма письма, запись событий или идей рисунками, а также изображение статистических данных графиками, диаграммами; иероглиф – фигурный знак, обозначающий слово, целое понятие, слог, звук речи; алфавит – совокупность букв, принятых в письменности какого-либо языка и расположенных в определённом порядке; геометрическая фигура – например, квадрат символизирует земное существование, статичную безупречность, равносторонний треугольник, обращённый вершиной вниз, – воду, матку, женское начало, прямоугольный треугольник – огонь, жизнь, пламя жара, круг – целостность, непрерывность, динамизм, совершенство, ромб – женский творческий символ богини плодовитости; запечатлённое число – например, число 9 – символ всеобщего успеха, всеобщего совершенства, энергии, амбиции, дела, которое не может быть разрушено никогда, посвящение в тайны жизни, смерти и перерождения; рисунок, живопись – рисунок женщины с завязанными глазами был символом беспристрастного правосудия – в одной руке меч как символ власти, в другой – весы. Рисунок сложного переплетения узлов – символ верности двух людей, объединённых супружеством в единое целое. Рисунок сатира с хвостом козла, раздвоенными копытами, туловищем человека с бородатым лицом и с кувшином с вином обозначал в эпоху Возрождения и средневековья сатану, зло. Рисунок сердца, простейший символ любви, обозначал страстное желание, верность, любовь, но не только возвышенную, но и порочную любовь. Рисунок песочных часов – символ скоротечности времени, означал преходящую природу жизни и неизбежность смерти.

Отдельные группы образуют конкретные и абстрактные символы.

Конкретные символы первоначально были упрощёнными схематическими изображениями определённых предметов или явлений реального мира, переданных посредством чертежей, картин, геометрических фигур и т.д. Это конкретные символы, которые могут существовать в форме символов-понятий и символов-образов.

Символы-понятия – это числа или геометрические фигуры, отражающие идеи, чувства, качества чего-либо, непосредственно связанного с внутренним миром человека.

Символы-образы – это предметы или графические изображения, имитирующие форму того существа или предмета, с которым они связаны (скала – стойкость, лиса – хитрость, лев – храбрость).

Абстрактные символы существуют или в незапечатлённой форме или в какой-то произвольно смешанной форме. Одним из символов первого типа стало понятие философского камня – самого таинственного и загадочного, давшего толчок новым открытиям в философии и различных научных областях. Вторые – это какой-то ритуальный обряд или какое-то таинственное действо, часто основанное на чём-либо совершенно невообразимом, например, на фонетических ассоциациях, что характерно, например, для китайской культуры. Подобные символы могут включать слова, ритуальные жесты, графические символы, геометрические фигуры.

Различают также простые и сложные символы.

К простым относят простейшие геометрически фигуры (треугольник, квадрат, круг) и их элементы (точку, линию, дугу). Но даже такие простые символы могут метафизически связывать большой круг явлений и понятий чрезвычайной сложности, так как они раскрывают как содержание различных уровней реальности, так и их взаимосвязи.

Сложные символы представляют собой композиционные группы.

Известна классификация символов, в основу которой положена деятельность субъекта, её три сферы: бессознательная, подсознательная и сознательная. В соответствии с этим по природе своего возникновения символы подразделяют на символы, возникшие бессознательно, - это мифологические символы; подсознательнорелигиозные символы, сознательнонаучные символы. Термины «сознательная символика» и «бессознательная символика» использовались Гегелем при анализе искусства. Символы, происхождение которых сознательно обосновано, есть знаки-символы. А основным источником символов, возникающих подсознательно, является литература, и в особенности поэзия. Французский литературовед Р. Барт, рассматривая литературное произведение как знаковую систему, предположил, что на базе самого естественного языка, на базе литературного текста, могут возникать вторичные знаковые системы. Есть денотатированный смысл, это элементарный непосредственный смысл текста, его фабула, социальное значение, когда в результате денотации возникает вторичный язык, представляющий собой метаязык. При коннотации текста также возникает вторичный язык, из которого образуется новое вторичное значение текста. В этом новом тексте означающими являются знаки естественного языка (слова), а означаемое - нечто новое. И хотя писатель сознательно использует слова естественного языка, но это «нечто новое» возникает подсознательно, ибо его нельзя представить как фабулу текста, как сумму значений отдельных слов. Это нечто, возникшее как коннотированное значение литературного текста, и считают символом, имеющим подсознательную природу; иными словами, то, что возникло подсознательно и имеет коннотированный смысл, есть символ. По мнению А. Барта, сущность литературы состоит именно в коннотации. Коннотированный смысл, то есть символическое значение текста, состоит в его многозначности. Термин коннотация может быть раскрыт как «языковое значение» и как «смысловое значение». То, что узнаётся, есть смысловое значение, а то, что ускользает, является смысловым значением. То же самое происходит, когда мы имеем дело с символом. Символ имеет своим результатом некое смысловое значение, о наличии которого мы можем судить по его структуре. Структуру символа можно понять, рассмотрев поэтические символы. «Всё искусство в своём существе есть поэзия», - писал Мартин Хайдеггер. Основным и существенным признаком поэзии является её символичность. Символичность – признак поэтического произведения, а признаком поэтической речи (поэтического контекста) вообще – является её тропичность (от греч. тропос – образ). В тропе осуществляется изменение, перенос прямого значения слова. Речь, оснащённая тропами, называется «металогической» в отличие от «автологической», в которой все слова используются лишь в прямом значении. В тропе прослеживается связь означаемого (значения) и означающего (образа), то есть обозначение. В тропе эта связь может быть представлена в виде аллегории и в виде перифразы. Аллегорией называется выражение отвлечённых понятий в конкретных художественных образах, например, понятие глупость воплощено в образе осла, старость – в выражении пришла осень. В аллегории означающее (образ) связано со своим означаемым условно. Так, выражение пришла осень может обозначать не старость, а плодоносящую зрелость. Для того, чтобы исключить неопределённость значения образа, оно (значение) должно быть дано эксплицитно. Эксплицитность условия, при котором происходит обозначение условного значения, выявляется в контексте, например, в нравоучительной басне. Получается, что отвлечённое значение не связано с образом, а привязано к нему. То есть условность связи между означающим и означаемым отчётливо осознаётся.

Аллегорию, в которой значение образа должно быть разгадано, называют загадкой. Здесь словесный контекст создаёт эксплицитность условия, при котором рассудок устанавливает значение созданного образа.

Перифразой называется описательное выражение, употреблённое вместо того или иного слова. Примером служит известная пушкинская строка «Унылая пора, очей очарованье». Эта перифраза заменяет слово осень. Здесь осуществляется «свободный выбор» образа (означающего) для описания заведомо определённого значения (означаемого). Таким образом, в аллегории означаемое неопределённо, оно как бы растворено в означающем и может быть выявлено только посредством рассудка, а в перифразе означаемое однозначно и определённо. Связь между означаемым и означающим обусловлена. Хотя в аллегории означаемое непределённо, но оно должно быть эксплицитно высказано, т.е. должно быть указано, что А – это либо В, либо С, либо Д и т.д. В то время как в перифразе означаемое хотя однозначно определено, но тем не менее оно выражено имплицитно, то есть непосредственно само значение отсутствует. Это обстоятельство делает перифразу схожей с загадкой, но всё же ею не является, ибо перифраза имеет одно единственное значение, а загадка несколько, из которых разгадкой будет самое оригинальное или оптимальное значение, соответствующее общему контексту загадки.

Если же в некотором объёме текста получат равноправное сосуществование аллегория и перифраза, то в этом случае произойдёт их взаимопроникновение и возникнет нечто новое, третье. Полученный образ будет иметь множество неопределённых идей (от аллегории), объединённых одной общей, определённой идеей (от перифразы). Понятие, возникшее в результате двух начал, можно назвать символом, вернее поэтическим символом, в соответствии с древнегреческим пониманием символа как слияния двух начал. Признаком поэтичности речи является её тропичность, а признаком совершенства – символичность. Разница состоит в том, что тропичность предполагает множество значений со смысловой неопределённостью, либо одно единственное значение, которое реально применимо для данного контекста, в то время как символичность предполагает множество смыслов, обрамлённых общей идеей. Исходя их данной общей идеи, каждый человек может открыть для себя в символе новый смысл. Следовательно, символ в своей потенции обладает бесконечным числом смыслов, то есть символ обладает свойством трасфинитности.

Тема 6





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 877 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...