Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

История науки о знаках



Зарождение науки о знаках. Концепции происхождения имени вещей в античности.

В европейской античности существовало две концепиии происхо­ждения имени вещей:

- фюсей — имя вещи соответствует её природе — данной точки зрения придерживались:

• Гераклит;

• стоики;

• гностики;

• пифагорейцы;

- тесей — имя вещи сознательно установлено людьми — данной точки зрения придерживались:

• Демокрит;

• Платон;

• Аристотель.

Сторонники теории фюсей объясняли естественную мотивиро­ванность имени следующими факторами:

ü яркостью звуков речи по отношению к неязыковому миру;

ü обусловленностью звуков речи физиологическими ощущениями человека.

Св. Августин поддерживал мнение стоиков и объяс­нял природность названий:

ü явлением звукоподражания;

ü зависимостью ощущения от вещи от характера ее воздействия на человека.

Самое знаменитое сочинение древнегреческой философии о языке — диалог Платона "Кратил, или о правильности имен". В данном произведении Платон высказывает следующие семио­тические идеи:

ü мотивированность слова имеет различную природу;

ü мотивированность в разной степени присуща имени;

ü принятие имени людьми зависит от договоренности между людьми, т.е. от конвенциональности.

Развитие семиотической мысли с древних времен до XIX века.

Развитие семиотической мысли с древних времен до XIX века ха­рактеризуют следующие идеи:

ü древнегреческий спор о природе имени;

ü анализ строения знаков у стоиков;

ü учение Филона Александрийского (ок. 25г. до н.э. — ок. 50г. н.э.) о четырех смыслах текста Писания и разных способах интерпретации текста;

ü неоплатонические идеи Псевдо-Дионисия Ареопагита (V — начало VI в.) о бессилии человеческого языка в познании;

ü средневековый спор номиналистов и реалистов о природе универсалий и их обозначений:

• принципы работы логического автомата, разработанные и отчасти реализованные Раймондом Луллием (ок. 1235 — ок. 1315), испанским поэтом и философом, миссионером и первым европейским арабистом;

• теория познания Джона Локка (1632—1704), английского философа и провозвестника политического либерализма, который в "Опыте о человеческом разуме" (1690) указал на важность проблемы обозначения простых и сложных идей с помощью знаков в процессах означиваний он видел одну из «трех важнейших областей умственной работы» и считал, что знаки и означивание следует рассматривать в специальной теории (Локк назвал её семиотикой);

• семиотический раздел (один из четырех) в двухтомном философско-онтологическом труде немецкого математика, астронома, физика и философа Иоганна Генриха Ламберта (1728-1777) "Новый Органон" (1764). Ламберт рассматривает как языки, так и неязыковые средства коммуникации, видя в них перевод знания о мире на обычный язык, а потом на язык науки.

Научные исследования в области семиотики: теория знаков и знаковых систем Ч.С. Пирса; Ф. де Соссюр о свойствах языкового знака; идеи Г.Г. Шпета; семиотические концепции Р.О. Якобсона.

Американский философ, логик и математик Чарльз Сандерс Пирс (1839—1914) первым разработал целостную теорию знаков и знаковых систем и предложил её основные термины.

Пирс разработал систему классификации знаков, которые он разделил на три основные класса:

ü знаки-индексы;

ü знаки-копии;

ü знаки-символы.

Данные классы отражают ступени семиозиса — "процесса ин­терпретации знака", или процесса порождения значения.

Швейцарский языковед, основатель структурной лингвистики Фердинанд де Соссюр (1857—1913) считал семиологию (предло­женное им название науки о знаках) частью социальной психологии, а лингвистику, в свою очередь, — частью семиологии. Соссюр обозначил три свойства языкового знака:

ü произвольность (абстрактность), т. е. условность, конвенциональность слова;

ü линейность означающего языкового знака;

ü "неизменчивость и изменчивость" знака.

Произвольность знака — его условность, немотивированность. Соссюр выделяет только две группы знаков, в которых присут­ствует мотивированность:

ü звукоподражания;

ü междометия.

Линейный характер знака Соссюр раскрывает как последова­тельность элементов, образующую цепь. При классификации знаковых систем различают следующие виды семиотик:

- линейные:

ü язык;

ü музыка;

ü танец и пр.;

- нелинейные:

ü изобразительное искусство;

ü дорожные знаки;

ü униформа и пр.

Соссюр разделяет знаковые системы на две оппозиции:

- семиотики, способные к изменениям:

ü адаптивные;

ü динамичные;

ü открытые;

- семиотики неизменчивые:

ü неадаптивные;

ü статичные;

ü закрытые.

Русский философ Густав Густавовоич Шпет (1879—1937) характеризовал семиотику как "формальную онтологию".

Ключевыми семиотическими идеями Шпета можно назвать следующие:

ü язык играет двоякую роль в познании гуманитарных наук;

ü аналог прочих средств выражения значений (других языков других знаковых систем);

ü слова являются первым семантическим "слоем", определяющим исходные для герменевтики (от греч. hermeneutike — толкование, наука о понимании и толковании текста) данные, но не все, что подлежит герменевтическом анализу;

ü герменевтические принципы распространяются на вещи, понимаемые как знаки этнической культуры, в том числе духовной;

ü выявление специфики театральной условности и тех функций, которые выполняют различные составляющие театра (актеры пьесы, декорации и т.д.).

Американский философ Чарльз Моррис (1901—1979) видел в семиотике инструмент ("органон") всех наук, ищущий на смену классической логике. Моррис выделил три основные аспекты знака, каждому из которых соответствует следующий раздел семиотики:

ü синтактика — отношение между знаками в знаковых последо­вательностях (соотношение между словами в высказывании, между отдельными мотивами в музыкальном произведении);

ü семантика — отношение между знаками и тем, что они обозначают;

ü прагматика — отношение между знаками и участниками ком­муникации, т.е. отношение людей к тем знакам, которые они используют.

По мнению Морриса, три аспекта знака проявляются в кон­кретных текстах в разных пропорциях. Идеи Морриса изложены им в следующих произведениях.

ü "Основная теория знаков" (30-е годы XX века);

ü "Знаки, языки поведение" (1946);

ü "Разнообразие человеческих ценностей" (1958);

ü "Значение и обозначение. Изучение отношения знаков и цен­ностей" (1964).

Русско-американский языковед, литературовед Роман Осипович Якобсон (1896—1982) выдвинул следующие семиотическая концепции:

- знак не ограничивается такими чертами как:

· мотивированность означающего своим означаемым;

· намерением передать информацию;

· содержательной автономностью означаемого знака;

- среди прочих наук семиотика "занимает положение между лин­гвистикой и "общей науками о коммуникациях", которая включает социальную антропологию, социологию, экономику. Схема коммуникативного акта по Якобсону включает шесть компонентов:

· адресант;

· адресат;

· код;

· сообщение;

· контакт;

- референция (т.е. отнесенность включенных в речь имен к объек­там действительности — денотатам).

Коды с богатыми семантическими возможностями должны со­держать специальные операторы, способные прояснять характер связи порождаемого высказывания с ситуацией речи. Якобсон назвал такие операторы "шифтерами". К ним относятся:

ü показатели лица в местоимениях и глаголах (иду — идешь — идет);

ü показатели модальности (иди - пошел бы ты — идешь);

ü степени отдаленности актантов (речевая конструкция — актив­ный, значимый участник) ситуации от говорящего (тот — этот, там — здесь, тогда — сейчас);

ü знаки-иконы представлены в естественных языках в значи­тельно большей мере.

В любой знаковой системе имеется различие двух видов отно­шений между знаками:

ü метафора — связь элементов по сходству;

ü метонимия — связь элементов по смежности.

Между развитием речи и речевыми расстройствами существует некоторая корреляция — чем раньше формируется то или иное языковое явление, тем оно более устойчиво и дольше coxpaняется при афазиях (т.е. полной или частичной утрате способно­сти понимать чужую речь или пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей) и тем раньше и быстрее восстанавливается в случае выздоровления больного.

Все живое способно считывать генетическую информацию и синтезировать в соответствии с этой программой самое себя, затем формировать внутривидовые коммуникативные системы, в первую очередь язык.

Модель коммуникативного акта по Якобсону имеет особую важность по следующим причинам:

- для изучения языка и прочих семиотик она задает максимально полный набор функций, могущий служить основанием для сопоставления разных семиотик;

- опираясь на данную модель различают:

• кодирование;

• декодирование.

Семиотика и психология: Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин.

Психология близка языкознанию и имеет собственные интересы в области лингвистики и коммуникации. На стыке психологии и наук о языке появились:

ü психолингвистика — наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний;

ü психология речи — наука, изучающая вопросы общей природы речи, ее видов, функций и механизмов, ее роли в общем психическом развитии, особенности овладения речью на иностранном языке;

ü патология речи — научная дисциплина, изучающая болезнен­ные процессы, отклонения от нормы в формировании речи и в речевой деятельности;

ü афазиология — наука, изучающая афазию, т.е. расстройство речи вследствие поражения определённых зон коры головного мозга, проявляющееся в утрате способности пользоваться сло­вами и фразами как средством выражения мысли или неспособность понимать смысл услышанных или прочитанных слов;

ü нейролингвисгика — научная дисциплина, занимающаяся изу­чением и восстановлением нарушенных языковых навыков и умений, т.е. изучающая психолингвистические аспекты афазии.

Семиотика также используется психологами:

ü в инженерной психологии — при разработке средств отображения информации на приборных панелях;

ü в школьной психологии — при разработке систем невербальных средств обучения;

ü при психологических исследованиях массовой коммуникации, искусства, рекламы.

В истории семиотики в сфере психологии можно выделить сле­дующие фазы:

ü публикация труда Ч. Дарвина "Выражение эмоций у человека и животных" (1872);

ü разработка И.П. Павловым концепции второй сигнальной сис­темы (1932).

Основными семиотическими темами в психологии являются сле­дующие:

ü роль знаков в филогенезе (историческом развитии) и онтогенезе (индивидуальном развитии);

ü различие в использовании знаков в человеческом обществе и в мире животных;

ü знаковые аспекты психологии общения и психологии цивили­зации;

ü знаковые аспекты художественного творчества и психологии восприятия искусства.

Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896—1980):

ü изучал развитие интеллекта, речи и речевых функций, разработал клинический метод для изучения развития детского мышления;

ü разработал генетическую этимологию и операциональную концеп­цию интеллекта, базирующиеся на строгой эмпирической ос­нове, включая статистические оценки надежности данных экс­периментов и наблюдений;

ü открыл в речи дошкольников явление, которое назвал эгоцен­трической речью (такая речь, в которой еще отсутствует по­требность либо желание, а отчасти и умение, передать собе­седнику информацию и/или воздействовать на собеседника);

ü определил, что знакообразование возникает раньше языка, при этом, форма знаков может быть любая, таким образом, знакообразование шире языка.

Лев Семенович Выготский (1896—1934) — психолог, литературовед, критик, автор культурно-исторической теории в психологии.

Для семиотики особую важность имеют следующие его работы:

ü "Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок»| (1930);

ü "Мышление и речь" (1934);

ü "Орудие и знак в развитии ребенка" (1930).

Основными идеями Выготского являются:

- концепция "внутренней речи":

• наличие скрытого речемыслительного этапа в порождении речи, который следует другим законам, чем "внешняя речь"

• внутренняя речь неэтнична, т.е. не содержит черт принадлежности к какому-либо этносу;

• в онтогенезе внутренняя речь возникает в результате интериоризации (процесса, в ходе которого индивид изучает и воспринимает как обязательные социальные ценности и нормы, переводя их на "внутренний" уровень) "эгоцентрической речи в её мыслительной функции;

- языковой знак — это "единство обобщения и общения, коммуникации и мышления";

- языковое общение людей имеет тесную связь с познавательными функциями.

Николай Иванович Жинкин (1893—1979) — психолог, гуманитарий-исследователь, лингвист.

Идеи Жинкина заключаются в следующем:

- незнаковое явление в процессе коммуникации становится знаком в результате приобретения знакового значения благодаря двум операциям:

ü участники конкретного коммуникативного акта приписывают некоторому материальному явлению определенной значение и удерживают эту связь в памяти;

ü в последующих актах коммуникации при необходимости выразить то же содержание участники коммуникации усилием своего сознания сохраняют и воспроизводят созданную в предшествующем акте связь данной формы с данным значением;

- управление знаками обеспечивается обратной связью — гово­рящий вслушивается в произносимые звуки и регулирует про­цесс звукообразования, т.е. управляет данным процессом;

- основным отличием коммуникации человека от коммуникации животных является метаязыковая рефлексия человека, т.е. по­стоянный контроль человека за собственной речью;

- фарингс — полость глотки, первый отдел резонатора, в котором образуется вся сложная реальность звучащей речи, является анатомическим органом, регулирующим органом метаязыкового контроля за произношением;

- главное структурное различие между языком людей и звуковыми кодами животных заключается в уровневом строении и языка. Элементарный сигнал у животного совпадает с полным сообщением, при этом количество сообщений совпадает с на­бором элементарных сигналов;

- речемыслительный процесс представляет собой иерархию ко­довых переходов информации, где внутренняя речь осуществ­ляется, основываясь на двух звеньях:

• предметно-изобразительный;

• речедвигательный;

- концепция предметно-схемного кода, имеющего следующие черты:

• является универсальным языком, с которого возможны пе­реводы на все другие языки;

• являясь языком внутренней речи, свободен от избыточности, присущей прочим языкам;

• в коде имеются схематические изображения, образующие либо цепь, либо какую-то группировку, в которой условно и схематически представлена та ситуация, которая в данный момент является предметом мысли;

- формальная логика и математика являются производными на­турального языка, необходимыми для различения тождествен­ных и нетождественных отношений;

- интонация способна абсолютно менять смысл сообщения.

Тема 4





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1489 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...