Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 9



Сложные знаки.

  1. Производные и сложные знаки
  2. Язык жестов и мимики
  3. Знаки-артефакты и иные предметы особого значения.
  4. Интонационные знаки-образы
  5. Вербальные образы
  6. Символы
  7. Эмблемы
  8. Аллегории и иносказания
  9. Знаки-конструкции

1. Производные знаки – знаки, образующиеся в результате какого-либо изменения или преобразования плана содержания и/или плана выражения элементарного знака.

Сложные знаки – знаки, образующиеся в результате соединения простых знаков и приобретающие новое значение.

Сложные знаки создают многоступенчатую систему в отдельно взятой семиотике, количество уровней зависит от строения семиотики.

Сознание человека, используя сложные знаки, основанные на одной сенсорной модальности, создает новые знаки-аналоги с другой физической природой плана выражения.

Знакообразование имеет лавинообразную природу, когда с ходом истории знаки не сменяют друг друга, а приобретают огромное количество других значений-аналогов.

2. Ритуал, танец, движения актера имеют в своей основе самую древнюю семиотическую систему – язык жестов и мимики.

В ритуале присутствуют три компонента различной семиотической природы:

ü Ритуальное действие;

ü Мифологические представление;

ü Словесные формулы

Движения в танце более функциональны. Древнейшая семиотическая функция танца заключалась в объединении племени, сплочении его в одно тело, послушное единому ритму. В танце наиболее сильно проявлялась эмоциональная жизнь человека, в то же время танец служил средством эмоциональной разрядки.

Основой выразительных средств театра является игра актера.

Основной единицей данной семиотики является сочетание телесного и мимического движения, обладающего относительно законченным значением.

3. К знакам-артефактам относятся:

ü Предметы культа и религии

ü Архитектурные и скульптурные сооружения.

Помимо знаков-артефактов, предметами особого значения могли являться любые предметы живой и неживой природы, которым присваивалось особое значение в силу их культового либо религиозного значения (дерево, валун, камушек сквозным отверстием).

4. К интонационным знакам-образам относятся: относятся:

ü Ритм;

ü Мелодия;

ü Метр.

Ритм – определенная последовательность, чередование каких-то явлений или событий. Ритм присутствует в природе, в том числе в природе человека.

Двигательные ритмы получили свое дальнейшее семиотическое развитие в танце и движениях актеров.

Речевые ритмы образуют интонацию. Интонация является основой таких семиотик, как:

ü Музыка;

ü Поэтическая речь.

5. К вербальным образам относятся следующие:

ü Метафора – уподобление одного предмета другому (перенос по сходству);

ü Олицетворение – придание неживому свойств живого;

ü Метонимия – фиксация близости явлений по смежности;

ü Синекдоха – фиксация близости явлений по связи целого и части.

Метафора и метонимия являются двумя универсальными моделями образной деривации.

6. Символы как производные образы принадлежат коллективному сознанию и характеризуются следующими чертами:

ü Содержание символа менее связано с формой, чем содержание образа;

ü Символ должен быть понятен и престижен;

ü Количество символов в каждой культуре невелико.

Знак и символ имеют следующие различия:

ü Они относятся к разным сферам жизни и типам деятельности;

ü Символ создает общую поведенческую модель, знак регулирует конкретное действие;

ü Символ безадресатен и некоммуникативен.

7. Эмблема – это изображение какого-либо предмета как выражение какого-либо понятия. К эмблемам относятся логотипы, торговые марки и т.п.

Различие эмблемы и символа заключается в следующем:

ü Эмблема – изображение конкретного объекта;

ü Символ – абстрактный знак.

8. Аллегория – иносказательная речь, в которой некоторая отвлеченная идея на основе четкой социальной конвенции воплощается в визуальный или вербальный образ.

Аллегории могут быть выражены:

ü Визуальными знаками;

ü Словесными аналогами визуальных знаков;

ü Независимыми от изображений иносказаниями.

Аллегорическое мышление характерно для искусства Средневековья и эпохи Возраждения и выразилось в таких направлениях как маньеризм, барокко, классицизм.

Аллегории сходны с эмблемами и символами тем, что в них запечатлен важный смысл, который однозначен и включает прямую оценку идеи.

9. К знакам- конструкциям относятся:

ü Фомула;

ü Сюжет;

ü Композиция.

Примерами знаков-конструкций являются:

ü Графы;

ü Деревья зависимостей;

ü Структуры формулы полимеров;

ü Болк-схемы;

ü Матричные модели;

ü Таблицы как средства выявления конфигурации объекта или соотнесенности элементов в некоторой системе;

ü Гистограммы распределения статистических данных;

ü Знаковые средства графического вычисления;

ü Карты, топографические планы, чертежи, схемы и т.д.

Различают 2 типа строения сложных семиотик:

ü Одноуровневые – к таким семиотикам относятся:

· Знаки дорожного движения;

· Семиотика географической карты;

· Семиотика технического и архитектурного рисунка и черчения;

ü Многоуровневые – к таким семиотикам относятся:

· Естественные языки;

· Музыка;

· Все виды искусств, использующих язык;

· Математическая символика;

· Формулы строения веществ в органической химии.

Простые системы – семиотические системы, в которых отсутствуют подсистемы. К таким системам относятся:

ü Синонимический ряд;

ü Минимальная лексико-семантическая группа;

ü Антонимическая пара;

ü Система второстепенных членов предложения;

ü Система артиклей;

ü Система двухсложных размеров (ямб, хорей)

ü Система трехсложных размеров (дактиль, амфибрахий, анапест)

ü Система жанров драматических произведений (трагедия, драма, фарс, комедия, водевиль);

ü Система шрифтовых гарнитур (прямой шрифт, курсив, полужирный курсив);

ü Канонизированная система ордеров архитектуры в классической Греции (дорический, ионический, коринфский).

Сложными семиотиками называют семиотические системы, включающие две и более подсистем. Все культурные семиотики являются сложными системами, при этом их подсистемы в большинстве своем неэлементарны.

Одноуровневые семиотики – системы, в которых невозможно создать новый сложный знак путем комбинирования простых.

Для таких семиотик характерны следующие черты:

ü Стоящие рядом знаки не образуют сложного знака;

ü Элементарный знак выступает в роли самостоятельного сообщения;

ü Количество возможных языковых высказываний равно количеству элементарных знаков, поэтому высказывание является слитным, т.е. нечленораздельным;

ü Топология взаимного расположения знаков не влияет на их содержание; если поменять один знак на другой, то рядом стоящие знаки не поменяют смысла.

Языки жестов, поз и мимики являются одноуровневыми семиотиками.

Многоуровневой семиотикой называют такую систему, в которой существуют отношения иерархии. В этом случае подсистемы семиотики выступают в качестве отдельных уровней. Многоуровневые семиотики имеют свой синтаксис.

В многоуровневых семиотиках знаки подчиненного уровня образуют знаки более высокого уровня.

Примером многоуровневой семиотики может являться язык, в котором каждый последующий уровень подчинен предыдущему, но имеет более сложную структуру.

ü Дифференциальные признаки фонем (твердость/мягкость и т.д.),

ü Фонемы;

ü Слог в качестве реальной произносительной единицы;

ü Морфемы;

ü Лексемы (слова);

ü Единицы «малого синтаксиса» - синтагмы (словосочетания);

ü Единицы «большого синтаксиса» - предложения как синтаксические модели и высказывания как их конкретные реализации в речи;

ü Сверхфразовые единства – сочетания нескольких предложений в тексте, характеризующиеся относительной завершенностью темы, смысловой и синтаксической спаянностью компонентов;

ü Текст.

Количество уровней в семиотике не зависит от её простоты или сложности.

Многоуровневые семиотики имеют неограниченные возможности в передаче информации.

Семиотиками, превышающими язык по количеству уровней, считаются такие семиотики, в которых язык выступает одним из уровней их организации:

ü Религия;

ü Литература;

ü Искусство театра;

ü Искусство кино;

ü Музыка;

ü Символический язык математики;

ü Общественное сознание как социальная форма процесса отражения;

ü В основе взаимосвязей форм движения социальной информации лежит принцип диалогизма.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 2757 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...