Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Семиотика как наука



Предмет семиотики.

Семиотика – наука, изучающая знаки и знаковые системы как средства хранения, передачи и переработки информации в человеческом обществе, в природе и в самом человеке.

Семиотическими являются процессы, связанные:

- с хранением;

- передачей;

- переработкой информации в природе и обществе.

Предметом семиотики является знаковое воплощение процессов коммуникации во всех сферах природной и социальной жизни, где имеют место информационные процессы.

Объекты исследования семиотики.

Объектами исследования семиотики являются интенсивные коммуникативные процессы с активным акцентом на форме.

Существуют следующие процессы коммуникации:

ü сознательные – процессы, находящиеся в поле сознания и характеризующиеся:

- наличием адресанта (отправителя сообщения), и адресата (получателя);

- намерением передать информацию;

- наличием обратной связи.

ü бессознательные – процессы, происходящие вне зависимости от намерения и сознания адресанта;

ü внутри организма, естественного или искусственного интеллекта;

ü «надсознательные» - процессы, происходящие на уровне групп и сообществ.

Когнитивная семиотика.

Когнитивная семиотика – раздел семиотики, занимающийся изучением структурированности содержания с точки зрения переработки информации человеком.

Разнообразие знаковых систем отражает семиотика:

- кино;

- театра;

- живописи;

- социальная и т.д.

Аспекты семиотики.

Семиотика рассматривается с точки зрения трех аспектов:

- структурного – как процесс движения от формы к содержанию;

- коммуникативного – направление движения от содержания к форме;

- социального – разнообразие контекстов функционирования знаков, используемых в обществе.

Отдельная знаковая система (отдельная семиотика) представляет собой модель определенного фрагмента мира, в которой отображены те или иные черты и возможные состояния данного фрагмента.

Назначение семиотики.

Назначение семиотики состоит в том, что она предоставляет возможность:

- увидеть онтологическое единство любых информационных процессов, обусловленное использованием в них знаков;

- открыть единую знаковую основу информационных процессов в природе и обществе;

- осмыслить закономерности познания и общения, обусловленные семиотической природой этих процессов;

- охарактеризовать информационно-семиотическую компоненту в структуре личности и в структуре социума;

- расширить круг гуманитарных исследований;

- использовать в гуманитарных науках наиболее точные методы.

Связь семиотики с другими науками.

Наиболее тесно семиотика связана со следующими науками:

- лингвистика – датский лингвист Луи Ельмслев (1899-1965) обосновывал эту связь тем, что «практический язык является семиотикой, в которую могут быть переведены все другие семиотики – как все другие языки, так и все другие мыслимые семиотические структуры…»;

- зоопсихология (отрасль психологии, изучающая психику животных);

- этология (отрасль биологии, исследующая все виды врожденного поведения – инстинкты);

- информатика;

- математика;

- антропология;

- религиоведение;

- картография;

- искусствознание.

Понятие семиотического анализа.

Семиотический анализ дополняет знание определенного языка следующим:

- общей концепцией, которая принимает во внимание знаковую природу единиц, создающих длинную систему;

- результативным общим методом исследования разных систем;

- сопоставлением различных систем, что позволяет лучше понять своеобразие каждой отдельной семиотики;

- возможностью выявить самые существенные черты каждой отдельно взятой семиотической системы.

В ряду гуманитарных наук семиотика представляет методологическую и инструментальную ценность.

Специфика семиотики.

Специфика семиотики заключается в её особом взгляде на объекты различных гуманитарных наук, который предполагает:

- наличие «семиотического самосознания»;

- использование соответствующих категорий и терминов;

- выход за границы одной знаковой системы – для выяснения своеобразия предмета исследования необходимо сравнить его с какой-либо иной семиотикой.

В кругу гуманитарных наук семиотика важна:

- в силу теоретико-методологических факторов – исследования могут опираться на семиотику:

· биологической коммуникации;

· социальной коммуникации и управления;

· поведения и социальной репрезентации;

· языка;

· искусства;

· религии;

- в качестве объединяющей теоретической науки для ряда вспомогательных исторических дисциплин:

· нумизматика (история монетной чеканки и обращения монет и денежных слитков);

· сфрагистика (изучение печатей);

· геральдика (изучение гербов);

· эмблематика (изучение символов и знаков принадлежности, собственности, исключая гербы и печати);

· фалеристика (изучение орденов, медалей, металлических знаков отличия).

Области гуманитарных знаний, в разработке которых семиотика имеет особое значение:

- зоопсихология и этология;

- социальная психология, этнография, этика, исследования массовой коммуникации;

- психология личности и межличностных отношений, антропология, этнология;

- лингвистика (теория языка, общее и частное синхроническое (которое описывает факты исследуемого языка в какой-либо конкретный момент его истории) и диахроническое (которое описывает развитие языка на протяжении какого-либо отрезка времени) языкознание);

- теория и история искусств, включая теорию и историю литературы, эстетика;

- религиоведение;

- когнитивные науки (междисциплинарный подход, объединяющий исследователей познания, изучающих закономерности приобретения, преобразования, представления, хранения и воспроизведения информации;

- конкретные гуманитарные исследования (современного состояния и его истории) – философия, теория познания, логика, психоаналитика.

Лингвосемиотика – наука о языке, изучающая его свойства, выявляющиеся в сопоставлении языка с другими семиотиками.

Лингвосемиотика позволяет:

- увидеть существенные черты языка в содержательно-функциональном плане;

- выявить основные закономерности в строении языка;

- определить место языка среди природных и социальных семиотик.

К значимым для динамики лингвосемиотики изменениям можно отнести следующие:

- речь стала вестись не об одной, а о нескольких знаковых теориях языка;

- знаковая теория языка больше не ограничивается рамками структурализма;

- предмет лингвосемиотики представлен как более широкий и значительный;

- история лингвосемиотики насчитывает более двух тысячелетий;

- исследователи лингвосемиотики относятся к разнообразным направлениям, изучающим язык – от структурализма до лингвистической типологии и философии языка.

Знаковые теории языка – совокупность теоретических положений о строении языка, рассматриваемого как система знаков.

Понятие знака восходит к стоикам, определение знака как единства звуков и значения прошло через всю средневековую философию; большой вклад в разработку знаковой теории внес немецкий филолог, философ и языковед Вильгельм Гумбольт (1767-1825). Существенное влияние на формирование знаковой теории языка оказала семиотика.

Функции семиотики.

Регулятивная функция — функция, проявляющаяся в воздейст­вии на адресата.

Существует мнение, что регулятивная функция в речи является целью всех видов коммуникации.

В биокоммуникациях, в жестах и мимике, поведении регулятив­ная функция сливается с коммуникативной и экспрессивной. Регулятивная функция присуща таким семиотикам, как:

ü религии;

ü искусства.

В искусственных семиотиках она отсутствует или выступает опосредованно.

Якобсон считал магическую функцию разновидностью регуля­тивной.

Словесная магия адресатом имеет не собеседника, а неодушев­ленное либо неизвестное третье лицо, высшую силу. К языковым проявлениям магической функции можно отнести:

ü табу;

ü табуистические замены;

ü обеты молчания — в некоторых религиозных традициях;

ü заговоры;

ü молитвы;

ü божба и присяга.

Вне языка магической функцией обладают жесты и позы:

ü ритуальные поклоны;

ü поцелуи;

ü коленопреклонение;

ü поза и жест адорации.

Магические действия могут связываться также:

ü с напитками;

ü едой;

ü запахами;

ü тактильными ощущениями;

ü курением;

ü омовениями;

ü помазания особыми маслами, растворами;

ü одеждой;

ü амулетами;

ü ладанками и пр. предметами-оберегами;

ü идеограммами;

ü пиктограммами.

Общей чертой магического отношения к семиотическим феноменам является неконвенциональное восприятие знака, т. е. представление о том, что знак в ритуале — это не условность, а часть, слагаемое важного содержания.

Эмоционально-экспрессивная функция — функция, которая включает самые субъективные и эмоциональные оценки явлений внешнего мира.

Эмоциональная функция присуща всем семиотикам за исключением искусственных.

Самыми сильными средствами трансляции эмоций являются:

ü интонация;

ü мимика;

ü жесты;

ü взгляд.

Эмоциональные знаки сиюминутны, они воспринимаются не в полном объеме, а иногда вообще, не воспринимаются. Значения, воспринятые по каналам паралингвистики, недостаточно поддаются объективной интерпретации. Надежность семиотик при передаче эмоциональной информации ниже, чем при передаче информации научно-логической.

Фатическая функция — функция установления контакта. Фатическая функция является основной:

ü в приветствиях;

ü поздравлениях;

ü "дежурных" разговорах о погоде и т. д.

Содержание и форма контактоустанавливающего общения варьи­руются в зависимости от пола, возраста, социального положения, взаимоотношений говорящих.

Фатические разговоры стандартны и содержат мало информа­ции. Они призваны облегчить установление контакта между людьми. Используемые для этого знаки особо выделяются в таких сложных и содержательных семиотиках, как искусства и религия.

К фатическим знакам могут относиться:

ü особое место расположения храма, театра и т. д.;

ü рамка картины;

ü указание на жанр фильма в афише или рекламе;

ü дизайн книги, позволяющий по обложке определить круг её читателей, общий характер содержания;

ü имя автора и название картины/скульптуры;

ü концертно-театральная программа с указанием номеров, пьес, действующих лиц и исполнителей;

ü вербальное изложение темы музыкального инструментального произведения; либретто оперы или балета;

ü позывные и звуковые заставки радиопередач или радиоролика;

ü логотип и другие элементы фирменного стиля газеты, журнала, телевизионного канала, программы и т.д.

Метаязыковая функция — функция объяснения.

Метаязык — язык, предназначенный для объяснения других языков.

Метаязыковая функция проявляется в случаях, когда говорящий:

ü пытается пояснять какое-либо непонятое для слушающего слово или выражение;

ü не в полной мере владеет используемым языком и вынужден включать в речь комментарии к использованным словам.

В метаязыковых комментариях говорящие могут:

ü оценивать слово или его уместность в речи;

ü мотивировать свой выбор речения;

ü подчеркивать индивидуальность оттенка смысла.

К метаязыковым средствам относятся все те языковые средст­ва, с помощью которых люди говорят и пишут о языке:

ü средства различения прямой и непрямой речи;

ü обозначения процессов и участников речевого общения (гово­рить, болтать);

ü названия проявлений речи (слово, совет);

ü языковедческая терминология — самый весомый компонент метаязыка.

Метаязык является своеобразным результатом рефлексии и контроля языкового сознания.

Метаязыковая функция реализуется во всех устных и письмен­ных высказываниях о языке: на уроках и лекциях по языку и языкознанию; в грамматиках, научной литературе о языке (словарях, учебниках и т. д.).

Метаязыковая функция в онтогенезе формируется позже остальных. В организме человека метаязыковые операции осуществляются на базе деятельности левого полушария. В онтогенезе внимание к языку проявляется в следующих проявлениях:

ü вопросах о словах;

ü исправлении чужой и своей речи;

ü переиначивании слов и форм;

ü языковых играх;

ü комментировании речи.

Формирование способности к метаязыковой рефлексии ведет Я резкому и ускоренному развитию интеллектуально-семиотических возможностей человека.

Эстетическая функция, или так называемая поэтическая функция языка, проявляется в художественных и иных текстах, когда говорящий проявляет интерес к самостоятельной эстетической ценности передаваемой информации: звучанию, словесной фактуре и т.д.

Эстетическая функция, по словам Якобсона, связана с вниманием к "сообщению ради самого сообщения". Эстетическая функция языка обычно связана с такой организацией текста, которая обновляет и преобразует уже устоявшиеся формы:

ü лексической и грамматической семантики;

ü синтаксической структуры высказываний и сверхфразовых единиц;

ü звуковой организации речи (явления ритма, рифмы, аллитерации, звукописи).

Между эстетической и метаязыковой функциями существует родство, заключающееся в том, что обе эти функции возникают в результате рефлексии над языком и обращены в сторону языка.

Этническое самосознание как необходимый и достаточный признак народа всегда имеет определенное знаковое воплощение.

К знакам-символам, представляющим этническое самосознание народа относятся следующие:

ü самоназвание народа и имя своего языка;

ü национальный орнамент, флаг, герб, традиционный националь­ный костюм;

ü главные национальные святыни;

ü имена и образы мифологических, фольклорных и исторических героев, образы знаменитых людей, прославивших народ.

Если государство однонациональное, то в его сознании слива­ется государственная и национальная символика. Национальная символика аккумулирует в себе коллективное самосознание, т. е. представление народа о себе как о едином, отдельном человеческом сообществе.

Информационные процессы: понятие, виды, общение.

Информационные процессы представляют собой переход информации по цепочке, составляющей иерархию кодов данной системы, от отправителя (адресанта) к получателю (адресату) в процессе акта коммуникации.

Информация – любое вербальное (использующее слова и выражения естественного языка) и невербальное послание.

Ситуацию, в которой отсутствует намерение передать сообщение или отсутствует определенный адресат сообщения, называют парасемиотической.

Существуют следующие информационные процессы:

- порождение;

- восприятие;

- переработка информации.

Общение, по мнению Л.С. Выготского, является разновидностью взаимодействия и представляет процесс:

- обмена информацией;

- достижения поставленных целей.

Различают общение:

- с реальным партнером (подлинным субъектом):

· межличностное;

· групповое;

· межкультурное;

- с иллюзорным партнером (субъективированным объектом):

· персонифицированное животное;

· одушевленная вещь;

· компьютерная система;

с воображаемым партнером (квазисубъектом):

· собственное «я»;

· мифологический или художественный образ;

· образ отсутствующего человека.

В общении выделяют три взаимосвязанных процесса:

- коммуникативный – состоит в обмене информацией между общающимися сторонами;

- интерактивный – связан с организацией деятельности, протекающей между общающимися партнерами;

- перцептивный – организует восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Процессы коммуникации: механизм коммуникации; особенности природной коммуникации; средства коммуникации; макрокоммуникация.

В организме существует обмен информацией между различными отделами нервной системы:

- центральной;

- периферийной;

- вегетативной;

- между отделами головного мозга.

Наследственность обусловлена информацией, которая записана путем комбинирования трехчленных химических соединений и реализуется формирующим организмом в процессе своего становления.

В компьютере информацией обмениваются различные «языки», образующие цепочку, т.е. иерархию кодов, по которым переводится информация в процессе выполнения машиной полученного задания.

К коммуникационным процессам у животных можно отнести следующие:

- воспроизведение животными свойственных виду звуков;

- устрашающие позы;

- брачные церемонии и т.д.

В природных коммуникативных процессах:

- общение животных протекает инстинктивно, физиологично и вне связи с ориентированием в окружающей среде;

- не всегда основополагающим в явлении знака является желание передать информацию;

- может отсутствовать адресат сообщения.

В животном мире роль знаков, не имеющих конкретной направленности, выполняют феромоны – химические летучие вещества, вырабатываемые железами секреции животных и служащие средством внутривидовой коммуникации.

Несмотря на физиологичность процесса выделения феромонов, он имеет знаковую природу по следующим причинам:

- химическое явление (запах) выступает как знак, носитель сообщения;

- такой знак действует как команда, меняя поведение или физиологию особи.

В истории развития средств коммуникации человека можно выделить пять основных периодов:

- довербальный – период развития пещерного человека, еще не владеющего речью. В этот период коммуникация осуществлялась с помощью звуков, мимики, жестов, наскальных рисунков;

- устного общения – период становления членораздельного языка и становления его как основного средства коммуникации и передачи знаний;

- появления и развития письменности как средства общения – появление и развитие книгопечатания;

- современный – связан с появлением радио, телевидения, компьютерной сети, кино, системы мультимедиа.

Бессознательные информационно-семиотические процессы (на основе феромонов и генетического кода) являются особым случаем коммуникации: здесь адресат не может ответить отправителю своим сообщением, т.е. это коммуникация без обратной связи.

Макрокоммуникация— взаимодействие культур в сферах:

· технологии и наук;

· коммуникаций;

· искусств;

· управления;

· образования;

· организации быта.

В случае одностороннего движения информационных потоков их результаты приводят к экспансии той или иной культуры в новые регионы.

Уровни исследования знаковых систем

В рамках теории знака были выделены определённые разграничения.

Для семиотического подхода характерно выделение трёх уровней исследования знаковых систем: семантики, синтактики и прагматики.

Семантика – отношение знака к миру внезнаковой реальности, то есть выявление и описание смысла и интерпретация знаков.

Синтактика – отношение знака к другому знаку, то есть структура сочетаний знаков и правил их образования безотносительно к их значениям и функциям.

Прагматика – сфера отношения между знаками и теми, кто знаками пользуется (отношения между знаками и теми, кто их использует).

Эта терминология необходима для понимания семиотики культуры, которая активно развивается в России и в других странах.

Тема 2





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 7642 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.023 с)...