Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Бытие как философская проблема



Понятие онтологии

Рассмотрение основных философских проблем в учебных курсах обычно начинают с онтологии — особой области философских знаний, где рассматривается широкий круг вопросов, касающихся проблем бытия и небытия, существования и несуществования, а также выявляется сущность всего того, что обладает этим качеством, т.е. качеством быть, существовать. Термин «онтология» стал употребляться в философии только с XVII в., но имеет греческие корни (ontos — сущее, logos — слово, учение) и означает учение о сущем.

Онтологии принадлежит особое место в философии. Две с половиной тысячи лет активных философских поисков сформировали и выделили в системе философского знания помимо онтологии и такие его составные части, как гносеология, аксиология, социальная философия, этика, эстетика, логика и другие разделы, имеющие важное философское содержание. Однако все они, так или иначе, имеют своим основанием онтологию, которая в свою очередь составляет основу любого философского мировоззрения и тем самым во многом предопределяет понимание и интерпретацию других, не входящих в онтологию философских и мировоззренческих проблем.

Проблема бытия в истории философии

Первые попытки философски осмыслить проблему бытия можно обнаружить уже в древнейндийской и древнекитайской философиях, берущих свое начало в первой половине первого тысячелетия до н.э. В них содержатся идеи о целостной духовной субстанции, о бессмертной душе, а также материалистические и атеистические представления о мире, в соответствии с которыми основу всего сущего составляют такие естественные начала как огонь, воздух, вода, земля, свет, пространство, время, дерево, металл.

Истоками мироздания были озабочены и древнегреческие мыслители, которые также искали первопричину всего сущего в самой реальной действительности, определяя ее то как воду или воздух, землю или огонь, а то и вовсе как некое вечное неосязаемое начало, например, число, «апейрон», «гомеомерии» и т.п. Первым же, кто выделил бытие как категорию и сделал ее предметом специального философского анализа, был Парменид (540—480 гг. до н.э.), который выдвинул идею о неизменной сущности истинного бытия. Истинное бытие, по его мнению, противостоит небытию; при этом «... бытие не возникло и оно не подвержено гибели, так как помимо него ничего нет и быть не может. Бытие едино (непрерывно), неподвижно и совершенно».

Учение Парменида получило широкую известность в эллинском мире и оказало значительное влияние на дальнейшее развитие философии: практически все наиболее яркие философы того времени прямо или косвенно рассматривали проблему бытия, соотнося ее, как правило, с вечным и совершенным космосом, «единой природой», т.е. отождествляли бытие с предметно-чувственным миром.

В тот же период впервые проявляется диалектический подход к пониманию бытия, выраженный наиболее ярко у Гераклита(544—483 гг. до н.э.), который рассматривал весь мир в постоянном становлении и изменении, отмечая в этой связи, что «одна и та же вещь существует и не существует». Основу мироздания, считал он, составляет космос, который «один и тот же для всех, [его] не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий».

Значительно расширил понимание бытия один из самых ярких философов античности Платон (427—347 гг. до н.э.). Он впервые в истории философии указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное. Платон выделял «истинное бытие» — «мир объективно существующих идей», противопоставляя его «чувственному бытию» – миру реальных вещей. При этом он указывал и на бытие понятий, самостоятельно существующих в человеческом сознании, впервые включив, таким образом, в содержание категории «бытие» практически все сущее.

В дальнейшем в истории философии мы найдем множество различных подходов к пониманию бытия, но так или иначе все они выстраиваются вокруг чувственных и рациональных представлений о сущем.

Так, в средневековой христианской философии выделяется «истинное бытие — «бытие Бога» и «неистинное», т.е. сотворенное Богом бытие. Другая крайность обнаруживается у философов-материалистов XVII—XVIII вв., которые нередко связывали понимание бытия с физической реальностью. Натуралистические взгляды этих философов были обусловлены бурным развитием механики и отражали их естественнонаучные представления о природе, которую они понимали как некий заведенный и самостоятельно действующий механизм, где человек оказывался лишь одним из ее винтиков. Отсюда проистекала и «натурализация» бытия, наиболее ярко проявившаяся в мировоззрении французских философов-материалистов (Гольбах, Гельвеций, Ламетри).

Новое время, а затем эпоха немецкой классической философии (XIX в.) привнесли более глубокое содержание в понимание проблемы бытия, выделив, например, такие философские категории, как «субстанция» (некая сущность, которая для своего существования ни в ком и ни в чем не нуждается), «объективно развивающаяся идея» (Гегель) и т.п.

ХХ в. предельно расширил трактовку бытия, связав его понимание с историзмом, человеческим существованием, ценностями и языком. А такая философская школа, как неопозитивизм, и вовсе объявила проблему бытия в философии псевдопроблемой, полагая, что это дело частных наук, но не философии.

Наконец, в XXI веке философское содержание бытия дополнилось новыми темами, в частности, за счет появления новой междисциплинарной сферы научного знания – глобалистики (мировое человечество, глобальная экология, планетарное сознание) и современной космологии («темная материя», «темная энергия», таинственный бозон Хиггса, именуемый «частицей Бога») и т.п.

Задачи философии

Проблемы онтологии в значительной степени составляют предмет естествознания и, прежде всего физики, астрономии, биологии. Именно к этим областям науки мы обращаемся, желая получить современные представления о строении мира, материи, о пространстве, времени, движении, жизни, сознании и т.п. Но значит ли это, что философия, обратившаяся к проблемам бытия еще на заре своего существования, должна исключить их теперь из своего рассмотрения?

Вовсе нет. Сегодня ученые – представители специальных областей знания, несомненно, значительно продвинулись в понимании того, что являет собой мир неживой, живой и мир социальный. Они имеют о нем более полные и глубокие представления, чем их коллеги, жившие, казалось бы, совсем недавно — в начале нашего столетия. Однако, как и в прошлые времена, начиная с первых философов, задумавшихся над сущностью мироздания, так и теперь нет точных и однозначных ответов на многие принципиальные вопросы. В частности, и сегодня физика не может даст точного (тем более, экспериментально подтверждаемого) определения таких, например, понятий как «материя», «сознание», «пространство», «время», или «гравитация».

Отсюда всегда была и теперь остается настоятельная потребность в философском осмыслении тех проблем, которые не получили строго доказанного, научного решения, но играют важную роль во взглядах человека на мир. И философия здесь обладает определенным преимуществом, поскольку в отличие от естествознания, ориентированного на строгие доказательства и выработку на этой основе единства взглядов, она не стремится к единомыслию и по поводу одних и тех же проблем дает подчас противоречивые, взаимоисключающие ответы. Тем самым она расширяет кругозор, меняет привычное видение старых проблем, побуждая к творческому поиску новых решений, которые реализуются уже методами точных наук.

Выполняя таким образом эвристическую и методологическую роль, философия в то же время сама нуждается в достоверных результатах, получаемых естествознанием, и использует их как основание, трамплин для построения новых теорий. Поэтому, рассматривая с позиции философии основные формы и фундаментальные основы бытия, мы должны опираться на естественнонаучный материал и фактические данные, достоверность которых или не вызывает сомнения, или они принимаются потому, что в сравнении со всеми остальными лучше объясняют действительность.

Категория «бытие»

В ряду многочисленных философских категорий, составляющих категориальный аппарат большинства философских систем, категория «бытие» неизменно занимает центральное место. Она по праву считается исходной и наиболее общей категорией философии, так как выражает самую главную, сущностную характеристику любого предмета, явления, события и т.п., а именно — их способность быть, являться, существовать, прямо или косвенно проявляться, взаимодействовать и т.п.

При этом глагол «быть» оказывается ключевым, поскольку помимо собственного непосредственного значения, он активно употребляется и в качестве вспомогательного, намного превосходя по частоте употребления все остальные глаголы. Объяснение этому следует искать в природе человеческого мышления, логика и законы которого не зависят от языковой формы изложения мысли, но обязательно должны опираться на нечто, что можно было бы помыслить (хотя бы в принципе), что выступало бы как нечто универсальное и неизменное и потому могло бы служить отправной точкой всякого рассуждения. Именно этот факт существования (или несуществования) того, на что направлена мысль, и отражается в первых же фразах любого языка поистине универсальным глаголом (и его модификациями): «быть», «есть» — в русском языке, is — в английском, ist — в немецком и т.д.

Иными словами, бытие не отождествляется с тем, что в естественных языках обозначается существительными, местоимениями или их признаками, т.е. с тем, что в познании выступает или может выступать объектом или субъектом познания. Оно выражает лишь факт наличия или отсутствия чего-то. К бытию, следовательно, неприменимы прилагательные типа: хорошее, плохое, правильное, неправильное, веселое, соленое, белое, большое, красное и т.д., и т.п. Его нельзя поместить в какую бы то ни было систему координат, его можно только помыслить во времени. Если кратко суммировать, то бытиеможно определить как всеобщую, универсальную и единственную в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность.

Диалектика бытия и небытия

Приведенное рассуждение позволяет сделать вывод, что о бытии имеет смысл говорить тогда и только тогда, когда дело касается чего-то конкретного, т.е. бытием может обладать только что-то, нечто. Противоположным понятием для «бытия» является «небытие», которое в любом языке отождествляется с «ничто» и никаким образом не может быть помыслимо. Иначе говоря, небытие отрицает бытие, и именно в этом смысле употребляют данный термин, если вещь, тело, явление, сознание... (т.е. то, что может существовать) перестают быть самими собой. Тогда о них говорят, что они «ушли в небытие», не существуют.

Однако в строгом философском смысле это не совсем так. Между бытием и небытием имеется диалектическая взаимосвязь. Так, нечто, обладавшее бытием уходит в небытие в полном смысле этого слова лишь в том случае, если оно никогда не отражалось в сознании и никаким другим образом не оставило о себе информацию. В противном случае, оно определенным образом мыслится как нечто конкретное и, таким образом, опять-таки существует, но уже в сознании, сохраняя свое «второе» бытие и оставаясь в этом случае копией первоначального объекта, в виде идеального образа.

Именно в этом смысле мы говорим о «бессмертии» идей, вещей, событий, исторических личностей или близких нам людей, имея в виду, что они не превратились в ничто, а обрели новое существование, иное бытие в виде памяти, запечатленной в носителях информации любым из возможных способов.

Многообразие форм бытия

Задумываясь о себе и о мире в целом, человек, как правило, имеет дело с конкретными вещами и отдельными явлениями природы. Но на этом первом шаге познания он не останавливается и стремится выделить из множества различных состояний окружающей его действительности то, что имеет существенное отличие от всего остального, что отличает эту и именно эту форму бытия от других форм и состояний реальности. В итоге к настоящему времени накопился огромный опыт и знания, позволяющие из множества различных форм бытия выделить несколько наиболее очевидных из них.

Прежде всего, обращает на себя внимание принципиальное отличие всего живого от неживого. В свою очередь в мире живого особое положение занимает человек. Он принципиально отличается от всего, что обладает жизнью, и это его главное отличие заключено в его сознании, в умении оперировать идеальными образами, т.е. мыслить абстрактно и осознавать себя мыслящим существом.

Таким образом, в построении общей картины бытия получается как бы пирамида, в основании которой находится неживая природа. Над ней, включая и ее, надстраивается живая природа, а еще выше — человек как единство духа, живой и неживой природы.

Выделяя эти наиболее общие формы бытия, отметим, что каждая из них обладает своей спецификой, неповторимой сущностью.

Бытие вещей и процессов неживой природы — это весь естественный и искусственный мир, а также все состояния и явления природы (звезды, планеты, земля, вода, воздух, здания, машины, эхо, радуга, отражение в зеркале и т.п.). Собственно, это вся первая (естественная) и вторая (созданная или преобразованная человеком) природа, лишенная жизни.

Бытие живой природы включает в себя два уровня.

Первый из них представлен живыми неодухотворенными телами, т.е. всем тем, что имеет способность к размножению и осуществляет обмен веществ и энергии с окружающей средой, но не обладает сознанием (вся биосфера во всем ее многообразии, представленная фауной и флорой планеты).

Второй — это бытие человека и его сознания, где в свою очередь можно выделить:

а) бытие конкретных людей;

б) общественное (социальное) бытие;

в) бытие идеального (духовного).

Перечисленные выше различные формы бытия включают в себя все то, что сегодня известно науке достоверно, что может быть предметом наблюдения, исследования, анализа, контроля и т.п. В то же время мир полон загадок и чудес, недоступных пока науке, а, может быть, человеческому сознанию вообще. Но у нас нет достаточных оснований утверждать (если не подменять рационально обоснованные и подтверждаемые наукой взгляды религией, мистикой, гаданием), что это свидетельствует о существовании каких-то иных миров, поскольку современные, основанные на достоверных знаниях представления о бытии подобного рода отсутствуют.

С учетом сказанного теперь следовало бы остановиться на различных формах бытия, начав с неживой природы, так как она, с точки зрения современной науки, составляет основу и первоначало как живой, так и социальной природы, а также предшествует сознанию, которое обнаруживает себя на уровне бытия и является конкретным предметом всевозможных исследований.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 2672 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...