Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. Виктор Петрович Острогорский (1840 - 1902) - педагог, литератор, общественный деятель.
Сторонник демократических идеалов "шестидесятников" XIX века, старался воплотить в жизнь идеи Н.И. Пирогова и К.Д. Ушинского:
• рассматривал образование и воспитание как единый процесс,
• особое внимание уделял этико-эстетическому воспитанию, видя в нем могущественный фактор гражданского воспитания;
• средствами эстетического воспитания, в число которых наряду с литературой и искусством включал и воздействие природы, окружающей среды, взаимоотношений между людьми, призывал воспитывать у детей стремление к добру и правде, к служению своему народу;
• выделяя роль семьи в раннем эстетическом развитии ребенка, считал, что главной заботой родителей должна стать высокая духовность семейной атмосферы, нравственная связь между членами семьи;
• основную роль в семейном воспитании отводил матери и в связи с этим особое внимание обращал на необходимость разностороннего образования и эстетической подготовки женщин.
Разработал курс школьного литературного образования, главную цель которого видел в воздействии на духовный мир ребенка средствами самой литературы.
Первым в России разработал методику организации эмоционально-образного восприятия литературы.
2, Николай Федорович Бунаков (1837 - 1905) - педагог, теоретик и практик начального обучения.
Демократический идеал народной школы сформировался у Бунакова под влиянием сочинений Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова; в практической деятельности его учителями были К.Д. Ушинский и Ф.Ф. Резенер. Бунаков исходил из идеи всеобщего бесплатного начального обучения, предлагал вводить его по отдельным районам, а затем распространить на всю страну.
Условиями осуществления всеобщего обучения считал организацию подготовки народных учителей и привлечение широкой земской, общественной и частной инициативы для строительства, оборудования школ и «организации в них учебного процесса на принципах научной педагогики. В школьную программу включал обучение чтению, письму, арифметике, пению и рисованию, элементам природоведения, отечественной истории и географии, а также гимнастические упражнения. В системе учебных занятий выделял 3 решающих элемента:
• обучение грамоте,
• объяснительное чтение,
• письменные упражнения.
Использованные источники:
Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1, с. 121 - 122. Т. 2, с. 96.
Вопрос 69. Педагогические воззрения русских религиозных мыслителей
1. Педагогические воззрения русских философов
2. Педагогическая деятельность Ш.Л.Рачинского
1. Все русские религиозные мыслители высказывались за активный творческий диалог с собственным прошлым, историей, культурой, религией. Их педагогические идеи вписывались в христианский идеал организации духовно-религиозной общественной жизни.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853 - 1900) в ряде своих религиозно-философских произведений рассматривал проблему воспитания и самосозидания личности. Самосозидание человека, с его точки зрения, есть движение личности к возвышающей в нас человеческое, к гуманной и высшей цели.
Константин Николаевич Леонтьев (1831 - 1891) в статье "Грамотность и народность" высказывался против повальной европеизации молодого поколения, стирающей традиционную православную культуру, формирующую русского человека.
Василий Васильевич Розанов (1856 - 1919) опубликовал в 80 - 90-х гг. ряд произведений - "Сумерки просвещения", "Беспочвенность русской школы", "Педагогические трафаретки". В них он утверждал, что по российским школьным программам того времени можно с равным успехом обучать любого иностранца, так как они рассчитаны на некоего абстрактного школьника. В.В. Розанов отстаивал идею гармонического сочетания общечеловеческого, национального и индивидуального в формировании' "цельного" человека.
2. Сергей Александрович Рачинский (1833 - 1902) - педагог-просветитель, деятель народного образования.
На протяжении своей деятельности построил свыше 20 начальных школ, 4 из которых содержал полностью.
Стремясь сблизить школу и семью на основе народной религиозности, ратовал за передачу всего дела начального образования в руки духовенства. Задачу начальной школы видел в формировании у детей целостного и гармоничного мировосприятия, основанного на нравственных идеалах православия.
Школы Рачинского работали круглый год, в их программы входило изучение церковно-славянского и русского языка, закона Божия, церковное пение, чтение русских писателей и некоторых зарубежных классиков, необходимый в крестьянском быту минимум общеобразовательных знаний (по физике, геометрии, географии, истории), черчение, музыка и рисование.
Большое значение Рачинский придавал развитию мышления учащихся с помощью обучения родному языку (главным образом связной речи), устному счету, решению арифметических задач.
Работу школы Рачинский построил на принципе индивидуального воспитания; особое место отводил занятиям с одаренными детьми, которые определялись в общежитие школы и получали стипендию за счет личных средств Рачинского.
Религиозно-нравственное воспитание в школах Рачинского осуществлялось в тесной связи с эстетическим и трудовым. Организация быта, работа по самообслуживанию (на школьном огороде, цветнике, пасеке), занятия рукоделием были направлены на приобретение учащимися культуры сельскохозяйственного и домашнего труда. Весь уклад жизни школы, где старшие ученики помогали и заботились о младших, приближаля к семейному. Занятия продолжались в течение дня, чередуясь с физическим трудом, прогулками и отдыхом.
Опыт работы своих школ Рачинский обобщил в книге "Сельская школа", по выходе которой в 1891 году был избран членом-корреспондентом Академии наук по отделению русской словесности. Среди учителей были популярны созданные Рачинским учебные пособия по математике "1001 задача для умственного счета" (1892), "Геометрические забавы" (1901) и др. Использованные источники: История педагогики и образования. С. 366 - 367.
Российская педагогическая энциклопедия. С. 251.
Вопрос 70. Педагогическая деятельность и концепция Л.Н. Толстого
I. Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого
2. Педагогическая концепция Л.Н. Толстого
1. Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910) - гениальный писатель, мыслитель, педагог.
В первый период педагогической деятельности (1859 - 1862), названный Толстым временем "трехлетнего страстного увлечения педагогическим делом", жил в Ясной Поляне, преподавал в созданной им бесплатной начальной школе для крестьянских детей, способствовал открытию более 20 начальных школ в Тульской губернии, учителям которых всячески помогал.
В 1860 - 1861 гг. предпринял поездку по странам Западной Европы с целью изучения состояния педагогических наук и народного образования. По возвращении из путешествия Толстой писал о своем полном неприятии увиденного.
После завершения работы над романом "Война и мир" (1869) начался второй период педагогической деятельности Толстого, содержанием которого было создание "Азбуки" - комплекса учебных книг для начальной школы с методическими указаниями для учителя (кн. 1 - 4, 1872). При переработке "Азбуки" были изданы как самостоятельные пособия "Арифметика" (1874), "Новая Азбука" (1875), "Русские книги для чтения" (1875). В первой половине 70-х гг. Толстой возобновил работу в Яснополянской школе.
После завершения романа "Анна Каренина" наступил третий период педагогических исканий Толстого (конец 1880-х гг. - 1910), связанный с разработкой религиозно-нравственного учения Толстого.
2. Педагогические идеи Толстого могут быть поняты только в контексте его творчества, стержневой проблемой которого был вопрос о смысле жизни человека и человечества.
Толстой и в своих педагогических сочинениях предстает, с одной стороны, как учитель-новатор, практик: и организатор, с другой - мыслитель, стремящийся решать кардинальные философские и психологические проблемы: единства сознания и жизни, взаимосвязи конечного и бесконечного, развития самосознания, генезиса индивидуального и общественного сознания и ряд других.
Стержнем всего педагогического творчества Толстого стала проблема духовно-нравственных основ развития личности. Становление личности Толстой понимал как формирование ее нравственной сферы в различных видах деятельности.
В статьях Толстого на темы воспитания существенное значение имеют высказывания о методах педагогического исследования. Особо важную роль он придавал изучению опыта, превращению каждой школы в "лабораторию творческого труда учителей и учащихся".
Образование, включающее обучение и воспитание, по мнению Толстого, столь же объективный процесс, как и явления природы. Толстой обратил внимание на то, что обычно "развитие ошибочно принимается за цель", что педагоги содействуют развитию, а не гармонии развития, и в этом заключается "вечная ошибка всех педагогических теорий". Первообразом гармонии, правды, красоты и добра является, по мнению писателя, родившийся ребенок, все его дальнейшее психическое развитие "есть не только не средство для достижения того идеала гармонии, который мы носим в себе, но есть препятствие... к достижению высшего идеала гармонии". Ребенку нужен "только материал для того, чтобы пополняться гармонически и всесторонне". В качестве главной задачи обучения и воспитания Толстой выдвигал развитие творческого мышления, утверждал необходимость полноценного научного образования.
Исходя из своего практического опыта, Толстой подчеркивал роль умелого использования образного, конкретного и отвлеченного в обучении, предупреждал об опасности оперирования терминами до того, как ребенок освоил соответствующие понятия, т. к. это может тормозить его умственное развитие.
Отстаиваемая Толстым идея свободного развития ребенка предполагала формирование нового типа общения учителей и учащихся, который способствовал бы познавательной активности и творчеству детей, определяя стиль школы в целом.
В религиозно-нравственном учении Толстого центральное место заняла идея духовного роста человека.
Обращаясь к таким важнейшим нравственным постулатам, как Бог, добро, вера, душа, совесть, любовь, жизнь, благо, в последней большой работе "Путь жизни" Толстой рассматривал самосознание и духовное совершенствование как те пути, на которых человек реализует свои творческие возможности. Учить воспитанника жизни - значит помогать ему построить себя как личность, в согласии с совестью и разумом. Нравственное воспитание, являющееся, по Толстому, формой духовного саморазвития человека, осуществляется бессознательно и сознательно. Эффективность бессознательного пути зависит от того окружения и атмосферы, в которых ребенок растет и принимает ценностные ориентации. Толстой подчеркивал особую опасность двойной морали в семье и обществе.
Сознательное воспитание раскрывает возможности достижения поставленных целей с помощью волевых усилий и заложенную в каждом человеке способность к самостроительству.
Педагогическое творчество Толстого утверждало идею о том, что воспитание оправдано лишь как самовоспитание, а самовоспитание есть постоянная устремленность, прорыв к новым уровням бытия, этически более значимым горизонтам человеческого существования.
Использованные источники:
Российская педагогическая энциклопедия. С. 441 - 443.
Вопрос 71. Развитие педагогических идей в России (вторая половина XIX века)
1.Мыслители – социалисты о воспитании
2. II. Л. Кропоткин о понятии "взаимопомощь"
3. Педагогические воззрения Д.И.Менделеева
4. Работы по истории педагогики
1. В 60 - 70-е гг. XIX века оригинальные мысли о воспитании были высказаны и профессиональными революционерами. Влияние их на русское учительство эпохи "хождения" в народ и после было довольно значительно.
Среди этих мыслителей прежде всего следует назвать Михаила Александровича Бакунина (1814 - 1876), взгляды которого во многом формировались под влиянием западников 40-х гг. XIX века. В 60-е гг. он возглавил анархическое направление в русской революционно-демократической мысли, а в 70-е гг. - движение революционных народников.
М.А. Бакунин:
• последовательно выступал против идеи религиозного воспитания, объявив себя сторонником рационального образования, дающего людям силу;
• анархическое переустройство общества снизу вверх могло бы создать равные условия для всеобщего образования, ликвидируя гнет "былых авторитетов";
• конечная цель воспитания должна состоять в формировании людей свободных, полных уважения и любви к свободе других;
• выступал за полное разрушение имеющихся в России школ. Вместо них должны быть организованы центры "взаимного обучения", созданные самим народом, так называемые "вольные академии". Близкую позицию занимали и такие мыслители, как Петр Лаврович Лавров (1823 - 1900), Николай Константинович Михайловский (1842 -1904), которые полагали, что человек активен и добр по своей природе и готов действовать на благо людей. Поэтому воспитание должно лишь раскрыть эту заложенную природой особенность человеческой природы, которая станет основой формирования общественно-активной личности, исповедующей рациональную философию действия и постоянного самосовершенствования.
2. Педагогические идеи Петра Алексеевича Кропоткина (1842 - 1921) явились частью его социальной утопии. Центральным понятием в его теории анархического коммунизма явилось понятие "взаимопомощь". По его мысли, чтобы добиться развития взаимопомощи в совместной деятельности, необходимо воспитывать в детях "инстинкт общительности" как основы нравственности. Эта мысль находит последующее развитие в идее коллективизма и коллективного воспитания.
3. Дмитрий Иванович Менделеев (1834 - 1907) в своих педагогических статьях "О направлении русского просвещения и о необходимости подготовки учителей", "О народном просвещении в России" высказал ряд интересных мыслей:
• о высокой роли народного образования в развитии и процветании страны и народа;
• об изучении в средней школе основ наук, прежде всего математики и естествознания;
• о соединении теории с практическими занятиями;
• о включении в содержание образования ручного труда, пения и физического воспитания.
4. В конце XIX века появились крупные работы по истории педагогики.
Зачинателем этого направления в отечественной педагогике был друг и соратник К.Д. Ушинского, учитель и детский поэт Лев Николаевич Модзалевский (1837 - 1896), автор историко-педагогического исследования "Очерки истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен", одного из первых исследователей педагогического наследия Я.А. Коменского.
Вслед за Л.Н. Модзалевским историко-педагогические проблемы исследовали Михаил Иванович Демков (1859 - 1939) и Петр Федорович Каптер ев(1849- 1922).
Использованные источники:
История педагогики и образования. С. 370 - 372.
Дата публикования: 2014-10-07; Прочитано: 3033 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!