Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
и новые типы учебных заведений
1. Общая характеристика
2. Развитие учреждений начального обучения
3. Полное общее образование
1. В период с середины XVII до конца XVIII вв. масштабы образования расширялись - для дворянства и духовенства, а также для верхов третьего сословия.
Принцип сословности образования делался все более ощутимым фактором ослабления интеллектуального потенциала наций, так как наилучшие школы предназначались лишь первым двум сословиям. Духовным и организационным центром школьного дела оставалась церковь, которая препятствовала попыткам реформировать школу на светских началах.
Соперничество католической и протестантской ветвей христианства вело к усложнению задач и программ обучения, к повышению результативности деятельности учебных заведений. Школа классического типа становилась основным типом школьного образования.
2. Развитие учреждений начального обучения в Западной Европе и США во второй половине XVIII века представляло собой сложную картину борьбы нового со старым.
Несмотря на то, что масштабы и результативность начального обучения быстро увеличивались, начальная школа не справлялась со своими задачами - основная масса населения (в первую очередь крестьяне) оставалась неграмотной. Главная причина - острая нехватка профессиональных преподавателей: количество учебных заведений для подготовки преподавателей элементарной школы исчислялось единицами. Представители движения Реформации в Германии, Англии и Франции внесли живительную струю в организацию школ начального обучения:
• в Германии для многих соответствующих учебных заведений каноном сделался яркий образец программы элементарных школ, создававшихся деятелями Реформации - Готский школьный устав (1642). В этом документе явственно ощущается воздействие педагогических идей Я.А. Коменского и В. Ратке. Планировалось обучение в трех классах: низшем, среднем и старшем. В первых двух классах обучали по Катехизису; предметы - родной язык (чтение и письмо), счет, церковное пение. В старшем классе добавлялись изучение обычаев, начала естествознания, местной географии - "мирские предметы". Начальный возраст ученика определялся в 5 лет; учиться школьник мог до тех пор, пока не сдавал экзамен, но не дольше чем до 14 лет. Все предметы, кроме "мирских", преподавал один учитель - шульмейстер. "Мирским предметам" обучали специальные учителя;
•в Англии на протяжении XVII - XVIII вв. под эгидой англиканской церкви создавались благотворительные и воскресные школы для бедняков.
Стремление римско-католической церкви и католических монархий противостоять влиянию Реформации в сфере элементарного образования привело к распространению католических начальных школ.
Во Франции в XVII - XVIII вв.:
• активную деятельность развернула католическая конгрегация "Братьев христианских школ", основанная Ж.Б. Лассалем (1651 - 1719);
• появились первые уставы католических начальных школ - Шалон-на-Марне (1676), Отона (1685), Аксерра (1695). Эти документы сочетали в себе авторитарный и консервативный дух - запрет смешанных школ, необходимость телесных наказаний ("розга необходима, ибо рождает мудрость") - с влиянием новых дидактических идей ("дети усвоят хорошо текст лишь тогда, когда прочтут его самостоятельно").
3. Полное общее образование в Западной Европе и США в XVII - XVIII вв. существенно видоизменилось.
На первый план выдвигаются учреждения классического типа, предназначенные для имущих слоев общества:
• в Германии - городская (латинская) школа и гимназия. В течение XVII века было учреждено свыше ста городских школ (многие из которых впоследствии были преобразованы в гимназии), а в конце XVIII века в одной лишь Пруссии насчитывалось до 380 городских школ и гимназий;
• в Англии и США - грамматическая школа;
• во Франции - коллеж.
В деятельности этих учебных заведений просматриваются как прогрессивные традиции Возрождения, Реформации и Просвещения, так и консервативные традиции.
В Германии необходимо отметить заслуги в развитии современного образования и в создании учебно-воспитательных учреждений нового типа:
• сторонников неогуманизма (Ф.А. Вольф и др.);
• педагогов-филантропинистов, деятельность которых проходила под заметным влиянием руссоизма. Первое учебное заведение - филантропин, основанное И.Б. Базедовом в 1774 году в Дессау, отличалось межконфессиональной терпимостью.
В Англии грамматические школы создавались по образцам германских городских школ и гимназий, в том числе девять больших публичных школ -Винчестер, Вестминстер, Итон, Борроу, Лондон и др. В больших публичных школах получали знания представители аристократии, поэтому здесь в общем насчитывалось не более трех тысяч учащихся.
Во Франции в конце XVIII века было 562 коллежа с 73 тыс. учащихся - коллеж стал основным типом общеобразовательного учреждения еще на рубеже XVII - XVIII вв. Наиболее интересны с точки зрения педагогического опыта:
• школы Пор-Рояля - были учреждены группой педагогов, получившей наименование "кружка Пор-Рояля", в который входили П. Николь (1625/28 -1695), К. Лансело (1615 - 1695), А. Арно (1612 - 1694) и др. Названы по предместью Парижа, где в 1637 году была открыта первая такая школа. Давали элементарное, общее и частично высшее образование. В курс входили французский язык, древние и новые языки, история, география, математика, риторика, философия. Школьные классы были небольшими - 5 - 6 учеников на 1 - 2 учителей. Педагоги Пор-Рояля ставили цель формирования прежде всего рассудочного мышления; были против оценок, полагая, что это побуждает учащихся к нездоровому соперничеству; особое внимание уделяли религиозному воспитанию;
• заведения католического ордена "Оратория '. Возникли одновременно с орденом того же названия, основанным в 1611 году кардиналом П. де Берюлем. Ораторианцы готовили по преимуществу приходских кюре. В 1719 году насчитывалось уже свыше двадцати таких школ. Особым влиянием они пользовались в 60-е гт. XVIII века. Затем, однако, конгрегация была распущена, а ее школы влились в разряд остальных коллежей. В Северной Америке в XVII - XVIII вв. школьное образование развивалось под сильным воздействием европейского опыта, в первую очередь английского.
Использованные источники:
Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 167 - 176.
История педагогики и образования. С. 205.
Вопрос 40. Просвещение в России в начале XVIII века
1. Общая характеристика
2. Развитие Киевской и Московской академий
3. Реформаторские идеи деятелей того времени
1. Серьезные изменения в политической, экономической, культурной жизни России, начавшиеся еще в середине XVII века и связанные с ее постепенным выходом из средневековой изоляции по отношению к Европе, продолжились и усилились в петровскую эпоху.
Экономические и политические преобразования в России сразу же потребовали большого количества специально обученных людей - профессионалов: офицеров, моряков, артиллеристов, инженеров, врачей, ученых, государственных служащих, учителей. Это, в свою очередь, потребовало проведения реформы просвещения.
Петр I подчинил русскую церковь светской власти, превратил ее в свое послушное орудие. Одновременно церковь потеряла контроль над образованием, которое перешло в руки государства. Таким образом, начался новый, "государственный", период в отечественном просвещении, когда все, что происходило в области образования, стало подчиняться государству и служить его интересам.
Этот процесс "огосударствления" способствовал новому пониманию образования, проникновению в отечественное педагогическое самосознание новых начал.
2. История просветительской педагогики в России начинается с деятельности двух академий - Могилянской в Киеве и Славяно-греко-латинской в Москве:
• Киево-Могилянская коллегия, основанная еще в 1632 году, получила в 1701 году название академии и стала оплотом сохранения и дальнейшего развития славянской культуры там, где принудительно шел процесс ее ка-толизации;
• Московская Славяно-греко-латшская академия была пронизана атмосферой западноевропейской образованности. Преподавание греческого языка было прекращено, резко ослаблено внимание к церковнославянскому и русскому. Их место занял латинский язык, в школьный обиход были введены схоластические учебники и учебные пособия европейского типа на латинском языке.
3. И. Т. Посошков изложил свои реформаторские философско-педагоги-ческие идеи в сочинении "Книга о скудости и богатстве" (1724), в частности, мысль о том, что основным путем к просвещению народа и к общему подъему русской православной культуры являются:
• распространение грамотности среди населения;
• создание профессиональных и общеобразовательных учебных заведений. Идея организации общедоступных школ для крестьянства нашла отражение в тех проектах, которые были представлены И.Т. Посошковым Петру I. Однако его предложения не были приняты во внимание при осуществлении реформ просвещения.
3. И.Т. Посошков, как и многие мыслители того времени, пытался соединить традицию старинного благочестия и воспитания с таким новым для Руси явлением, как государственная школа. Это отчетливо видно в его сочинении "Завещание отеческое к сыну своему" (1705), которое даже названо в духе древнерусской традиции, идущей от Владимира Мономаха.
Ф. Салтыков исходил из того, что дело организации сети просветительских учреждений должно быть обязанностью царя и все должны руководствоваться его указами. В каждой губернии он предлагал открыть одну или две "академии". Содержание обучения мыслилось им достаточно широко:
• языки - латинский, греческий, немецкий, английский, французский;
• грамматика русского языка, риторика, поэтика;
• философия, богословие, общая история;
•арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, фортификация, артиллерия, механика, статистика, оптика, музыка, скульптура, рисование.
Обучение родному языку Ф. Салтыков советовал проводить не по церковным книгам, а используя светскую литературу. Ф. Салтыков считал необходимым развивать и женское образование. Кроме того, он предлагал учреждать ремесленные и торговые училища.
Феофан Прокопович по поручению Петра I и при личном его участии в 1721 году составил "Духовный регламент".
Утверждая главенство государства над церковью, Ф. Прокопович признавал необходимость образования для духовенства и нравственных наставлений для народа. В его трактовке государственная, светская идея преобладала над религиозной.
Ф. Прокопович хотел придать новой школе научный характер и считал необходимым:
• одновременное изучение различных предметов,
• наглядность при обучении,
• наличие библиотеки, ибо "без библиотеки как без души академия". По его предложению учебный план академии включал:
• грамматику с историей и географией;
• арифметику и геометрию;
• логику и диалектику;
• риторику с учением о стихосложении;
• физику с краткой метафизикой;
• краткую политику;
• богословие (время на его изучение сокращалось с 4 до 2 лет).
Иностранные языки (латынь - обязательно; греческий и еврейский - если будут учителя) предполагалось преподавать в урочное время между другими предметами.
Главную обеспокоенность вызывали у Ф. Прокоповича количество и качество преподавателей.
Всего на учение отводилось 8 лет. По окончании курса выпускники могли поступать как на духовную, так и на гражданскую службу.
Кроме академии и духовной семинарии, в "Регламенте" говорилось и об элементарной школе, которую каждый епископ должен иметь при своем доме для детей священников, чтобы готовить из них также священнослужителей.
Однако в целом идеи и замыслы Ф. Прокоповича не находили поддержки у большей части духовенства, препятствовавшей петровским реформам.
Использованные источники:
История педагогики и образования. С. 233 - 240.
Вопрос 41. Школьное дело при Петре I
1. Общая характеристика
2. Цифирные школы
3. Другие типы школ профессиональной подготовки
4. Духовные учебные заведения
1. Все представленные на рассмотрение Петру I проекты организации образования в полной мере реализованы не были. Однако под влиянием этих проектов единый тип образования, характерный для допетровского времени, разделился на два направления - церковное и светское, причем в
рамках последнего возникли различные профессиональные школы.
Главные характеристики новой организации образования:
• профессиональная направленность,
• преобладание сословности - внутренняя политика Петра I характеризовалась стремлением к возвышению дворянского сословия.
2. Первой попыткой петровского правительства создать в России сеть государственных начальных школ, доступных достаточно широким народным слоям, было открытие цифирных школ. Они учреждались согласно указу царя от 1714 года для детей от 10 до 15 лет с целью подготовки части народа к государственной светской и военной службе в качестве низшего обслуживающего персонала, для работы на заводах, верфях. Цифирные школы рассматривались также как подготовительный этап для последующей профессиональной подготовки.
В содержание обучения входили грамота, арифметика, начальная геометрия.
В качестве учителей использовались ученики московской Школы математических и навигацких наук.
Цифирные школы не получили поддержки практически среди всех сословий и не могли стать базовым типом новой русской школы. Трудности материального плана постепенно привели к почти повсеместному их закрытию. Однако опыт их создания, безусловно, обогатил отечественную педагогическую практику.
3. Для обучения детей солдат и матросов в начале XVIII века открывались гарнизонные и адмиралтейские школы, цель которых состояла в подготовке младшего командного состава армии и флота, мастеров по строительству, обслуживанию кораблей. Первая гарнизонная школа начала работу еще в 1698 году при артиллерийской школе Преображенского полка. В ней обучали грамоте, счету, бомбардирскому (артиллерийскому) делу, а в 1721 году вышел указ о создании такого рода школ при каждом полку.
В это же время создавались горнозаводские школы, в которых готовили квалифицированных рабочих и мастеров. Первая была открыта в 1716 году на Петровском заводе в Карелии, куда собрали 20 детей из бедных дворянских семей и стали обучать их чтению-письму, геометрии, арифметике, артиллерии, горному делу.
В 1701 году в Москве под руководством Якова Вилимовича Брюса (1670 -1735) начала работу государственная артиллерийско-инженерная школа для обучения "пушкарских и иных посторонних чинов людей детей их словесной письменной грамоте, цифири и иным инженерным наукам". Однако постепенно школу стали посещать почти исключительно дворянские дети. Школа делилась на две ступени: нижняя, или "русская", учила письму, чтению, счету; верхняя - арифметике, геометрии, тригонометрии, черчению, фортификации и артиллерии.
В начале XVIII века преимущественно для дворянских детей последовательно открывались новые учебные заведения - Московская инженерная школа (1703), Петербургская инженерная школа (1719), Петербургская артиллерийская школа и др.
В 1707 году в Москве при военном госпитале была открыта школа для подготовки врачей - Хирургическая школа. В содержание обучения входили анатомия, хирургия, фармакология, латынь, рисование; обучение велось преимущественно на латинском языке. Теоретическая подготовка сочеталась с практической работой в госпитале. При школе имелся "аптекарский огород", на котором учащиеся выращивали лекарственные растения. Был свой анатомический театр.
Проблема профессиональной подготовки коснулась и государственного аппарата. Для удовлетворения этой потребности открывались школы, где готовились канцелярские служащие (1721).
Образцом служила Школа математических и навигацких наук, открытая в Москве в помещении Сухаревой башни. Личным указом Петра I в 1707 году здесь была введена жесткая система наказаний учащихся за провинности разного рода. В 1715 году школа была переведена в Петербург и переименована в Морскую академию.
4. Значительные преобразования произошли в петровское время и в традиционных для России духовных учебных заведениях, через которые
еше в XVII веке в страну стало проникать западноевропейское образовательное влияние.
Сначала доступ в епархиальные школы и духовные семинарии был достаточно открытым. Однако по мере возникновения светских, профессиональных школ эти учебные заведения стали восприниматься как профессиональные.
В первой четверти XVIII века была создана сеть новых духовных школ. Они получили название архиерейских, были только начальными и открывались по инициативе тех духовных служителей, которые поддерживали преобразования в государстве. Такие школы были созданы в Чернигове, Тобольске, Ростове, Смоленске. Вскоре епископов обязали открывать школы для подготовки священников при всех архиерейских домах. Предполагалось, что в них будут обучать детей чтению, письму, славянской грамматике, арифметике и геометрии.
Наиболее значительной была деятельность Новгородской архиерейской школы.
Использованные источники:
История педагогики и образования. С. 240 - 245.
Вопрос 42. Педагогическая деятельность Л.Ф. Магницкого и дальнейшее развитие школ
1. Л.Ф.Магницкий
2. Навигащая и Пушкарская школы
3. Частные школы
1. Выдающимся деятелем просвещения в петровскую эпоху был видный математик, преподаватель Школы математических и навигацких наук в Москве Леонтий Филиппович Магницкий (1669 - 1739). Он внес огромный вклад в методику светского школьного обучения своего времени и в дело развития профессионального образования.
По традиции, шедшей еще от мастеров грамоты Московской Руси, он создал собственный учебник - "Арифметика, сиречь наука числительная".
Труд Магницкого - это солидный том в 360 страниц, содержащий полный курс арифметики, основ алгебры и геометрии, а также необходимые сведения для навигатора (приложение математики к навигации).
Автор (исходя из положений науки и методики обучения начала XVIII века) тесно связывает теорию с практикой. Он учит, главным образом, как производить действия, а не объясняет причины того или иного математического закона, приводит множество "прикладов" (примеров).
Математические знания изучались последовательно по принципу от простого к сложному; математические расчеты были тесно связаны с профессиональной подготовкой.
Учебник Магницкого был крупным вкладом в учебную и научную ли-тературу того времени, и его появление было событием выдающимся. В процессе обучения Л.Ф. Магницким широко применялись разнообразные средства наглядности - различные таблицы и макеты, наглядные пособия.
Л.Ф. Магницкий осуществлял руководство всей учебной работой Нави-гацкой школы с первой ее ступени.
2. Для подготовки учеников к обучению в собственно Навигацкой школе при ней были организованы два начальных класса, носивших название "русской школы", где учили чтению и письму по-русски, и "цифирной школы", где детей знакомили с началами арифметики, а для желающих преподавали еще фехтование.
Все учебные предметы изучались в Навигацкой школе последовательно, переводных и выпускных экзаменов не было, ученики переводились из класса в класс по мере выучки, а само понятие "класс" означало не элемент классно-урочной системы, которой в России еще не было, а содержание обучения: класс навигации, класс геометрии и т. п. Учение в Навигацкой школе приравнивалось к службе. Одновременно с Навигацкой школой, в том же 1701 году, по ее образцу в Москве была открыта Артиллерийская, или Пушкарская, школа, которая должна была готовить специалистов для армии и флота. Учащихся в нее набирали в возрасте от 7 до 25 лет, обучали русской грамоте, счету и сразу же начинали готовить к профессии инженера. Преподавателей и для Навигацкой, и для Пушкарской школ готовили прямо на месте из наиболее способных и соответствующих этой функции учеников.
3. При достаточно поспешном учреждении школ в петровскую эпоху организация их зачастую не была удовлетворительна.
Акцент на профессиональную подготовку в начале XVIII века привел к тому, что государственных школ действительно общеобразовательного характера в России долго не создавалось.
Эту задачу пытались решить школы частные. Пользовавшиеся в то время субсидиями от государства, именно они во многом послужили основой для последующего развития школьного дела в России.
В 1705 году в Москве была открыта собственная школа Э. Глюка. В ней должны были учиться дети бояр, чиновников, купцов..В школе обучали географии, этике, политике, истории, поэтике, философии; латинскому, французскому и немецкому языкам. Уделялось внимание и "светским наукам" - танцам, светским манерам, верховой езде. Желающие могли изучать шведский и итальянский языки.
Занятия в школе начинались в 8 часов утра и заканчивались в 6 часов вечера для младших классов и в 8 часов вечера для старших.
Распорядок дня школы позволяет сделать вывод, что здесь применялись элементы новой для российских школ формы организации обучения - классно-урочной, при которой дети одной возрастной группы объединялись для изучения того или иного предмета; практиковались уроки для повторения и запоминания уже изученного материала, являвшиеся обязательной формой учебной работы для учителей и учеников.
Использованные источники:
История педагогики и образования. С. 245 - 250.
Латышина Д.И. История педагогики. С. 226 - 227.
Вопрос 43. В.Н. Татищев и начало профессионального образования
1. Педагогическая деятельность В.Н. Татищева
2. Санкт-Петербургская академия наук
3. Создание российских учебных книг
I. Василий Никитич Татищев (1686 - 1750) - создатель многотомной "Истории Российской", философ, составитель энциклопедического словаря "Лексикон Российский", был автором и ряда интереснейших педагогических сочинений - "Записка об учащихся и расходах на просвещение России", "Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ", "Духовная моему сыну", "О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах" и др.
В 1721 году по его инициативе была открыта первая профессиональная горнозаводская школа, а затем возникла целая сеть подобных училищ. В Екатеринбурге, возникшем на базе основанного В.Н. Татищевым металлургического завода, была организована центральная горнозаводская школа, явившаяся своеобразным административным и методическим центром для всех подобных школ.
В.Н. Татищев был представителем светского направления в русской педагогике XVIII века.
Он считал, что уже с 10 лет ребенка необходимо обучать ремеслу, что является основной задачей второго этапа обучения - собственно профессионального.
Науки Татищев разделяет на нужные, полезные, щегольские, любопытные и вредные:
• нужные - домоводство, врачество, Закон Божий, умение владеть оружием, логика, богословие;
• полезные - письмо, грамматика, красноречие или витийство, изучение иностранных языков, история, генеалогия, география, ботаника, анатомия, физика, химия;
• щегольские, или увеселяющие - стихотворство (поэзия), музыка, танцы, живопись;
• любопытные, или тщетные - астрология, физиогномия, хиромантия, алхимия;
• вредные - гадания и волшебства разного рода, некромантия (через мертвых провещание) и др.
Педагогика Татищева была не только утилитарна, но и сословна. В "Духовной моему сыну" Татищев заявляет, что главнейшее в жизни есть вера, что в Законе Божием от юности до старости нужно поучаться и день и ночь, и ревностно познавать волю Творца. Самое главное в светском или научном образовании - умение правильно и складно писать; затем должны следовать арифметика, немецкий язык, русская история и география, законы гражданские и воинские своего отечества и многое другое.
Татищев не против просвещения народных масс: по его мнению, крестьянских детей обоего пола от 5 до 10 лет нужно обучать грамоте и письму, а от 10 до 15 лет - ремеслам.
2. Самым ярким детищем Петра I в области науки и просвещения, появившимся уже после его смерти, но по его проекту, явилась Санкт-Петербургская академия наук (1725) с подчиненными ей академическими университетом и гимназией (1726).
Необходимо подчеркнуть, что это было не учебное, а научное учреждение, хотя при нем по обыкновению того времени и осуществлялась onределенная педагогическая деятельность.
Академическую гимназию можно считать первой в России государственной светской общеобразовательной школой, имеющей своей целью подготовку молодежи к поступлению в университет, к карьере ученого. Гимназия состояла из двух отделений: немецкая школа (3 года обучения) и латинская школа (2 года обучения). Основными учебными предметами были языки, словесность, история, география, математика и естествознание. В 1726 году к обучению в ней приступило 112 человек, дети из знатных семей.
Из-за границы в Академию наук были приглашены 16 известных европейских ученых, преимущественно из германских университетских центров.
3. Развитие просвещения в России потребовало создания новых собственно российских учебных книг. С 1708 года книги стали печатать новым шрифтом, сменившим прежний церковнославянский.
Новым шрифтом были напечатаны первые книги, ставшие учебниками:
• "Геометрия, славенски землемерие";
•"Приклады, како пишутся комплименты разные на немецком языке, то есть писания патентантов к патентантам поздравительные и сожалительные и иные, такожде между сродников и приятелев";
•в 1708 году была переиздана учебная книга "Букварь языка славепска, сиречь начало учениям детям, хотящим учитися чтения писаний";
•в том же году появилось печатное руководство по правилам этикета - "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное из разных авторов".
Использованные источники:
История педагогики и образования. С. 253 - 254.
Латышина Д.И. История педагогики. С. 233 - 236.
Вопрос 44, Просвещение и школа после Петра I
1. Учебные заведения
2. Домашнее воспитание
3. Ступени обучения
1. Преемники Петра I - Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, отчасти Елизавета Петровна - лишь декларировали продолжение образовательной политики своего великого предшественника.
Петровские школы, за редким исключением, во второй четверти XVIII века стали закрываться, акцент был перенесен на развитие сословных, прежде всего дворянских, учебно-воспитательных учреждений. Школы, созданные при Петре I, после его смерти подверглись серьезным преобразованиям. Так, цифирные школы с 1744 года слились с гарнизонными, архиерейскими школами, что далеко не походило на образовательные центры, какими они мыслились ранее.
2. В это время в России постепенно складывался идеал особого дворянского воспитания.
Накапливался уникальный российский опыт домашнего образования детей в дворянских усадьбах, превращавшихся порой в своеобразные воспитательно-образовательные, культурные центры, например, усадьба вице-канцлера елизаветинской России графа М.И. Воронцова, известного покровителя М.В. Ломоносова, который выписывал из-за границы подготовленных учителей.
Домашнее воспитание зависело от множества факторов: благосостояния родителей, их социальной ориентации, характера деятельности главы дома, возможности приглашать действительно образованных гувернеров и учителей.
3. Всех дворянских детей в 7 лет должны были привозить в Петербург на так называемый смотр и записать у герольдмейстера, а в Москве или в губернских городах - у губернатора.
Второй смотр проводился через 5 лет. К этому времени подросток, или, как тогда называли, "недоросле, должен был уметь хорошо читать и писать. Следующая ступень обучения, дома или в государственных школах предполагала изучение арифметики, геометрии, Закона Божьего. Эти учебные предметы охватывали все содержание обучения дворянских детей в возрасте от 7 до 16 лет. В 16 лет знания юношей проверял сенат.
Содержание дальнейшего обучения, как домашнего, так и школьного, составляли география, фортификация, история.
Учащиеся инженерной, артиллерийской, гарнизонной школ и кадетских корпусов в этом возрасте держали экзамен в Петербурге перед членами Военной коллегии или в гарнизонах и городах перед губернаторами, комендантами и другими "учеными людьми".
Использованные источники:
История педагогики и образования. С. 256 - 257.
Вопрос 45. Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова
1. Ломоносов - выдающийся ученыи и просветитель
2. Создание Московского университета
3. Ученики Ломоносова
4. Методическая деятельность Ломоносова
1. В историю мировой науки вписано имя русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова (1711 - 1765) - первого отечественного академика. Он оказал влияние на развитие науки и культуры России во всех областях человеческого знания: он был литератором, поэтом, языковедом, историком, географом, геологом, металлургом, физиком, химиком, художником, педагогом, стремившимся использовать науку для развития производительных сил, поднятия благосостояния страны. Ломоносова-просветителя характеризуют защита интересов отечества, борьба за развитие науки и просвещения.
2. С именем М.В. Ломоносова связано создание Московского университета (1755) - в настоящее время одного из ведущих университетов мира. Ломоносов говорил о себе в официальном документе, что он был не только участником учреждения, но и "...первую причину подал к основанию помянутого корпуса".
Ему удалось воодушевить идеей создания нового университета графа И.И. Шувалова, фаворита императрицы Елизаветы Петровны, покро-вителя и просвещения, и самого Ломоносова, и дело стало быстро продвигаться.
Ломоносов составил и разработал план университета и даже программу преподавания.
Сенат утвердил представление И.И. Шувалова, и 12 января 1755 года, в Татьянин день, "Указ об учреждении в Москве Университета" был подписан Елизаветой. 24 января того же года опубликовано "Положение об Университете".
Тогда же стала работать гимназия при университете (существовала до 1812 года).
Открытие Московского университета стало воплощением мечты Ломоносова о демократической высшей школе, доступ к которой был открыт для представителей разных сословий.
В 60-е гг. М.В. Ломоносов возглавлял руководство академическими гимназиями и университетом в Санкт-Петербурге. Он определил общие правила их работы, разработал учебный план гимназии и распорядок учебной работы в ней, составил "Регламент академической гимназии".
Ломоносов первый стал читать лекции студентам на русском языке еще в Санкт-Петербургском университете в то время, когда в качестве языка науки в Европе и в России использовалась латынь.
Несмотря на все трудности развития, Московский университет постепенно расширял сферу своей деятельности, при нем были созданы литературные и научные общества, в том числе "Типографическое общество", открыта типография и книжная лавка.
3. Николай Никитич Поповский, поэт и ученый, наиболее даровитый ученик Ломоносова, являлся первым профессором, читавшим лекции в Московском университете на русском языке.
Вместе с Поповским в Московский университет и гимназию пришла группа молодых педагогов. Среди них три ученых магистра, воспитанных академическим университетом под непосредственным руководством Ломоносова:
• Антон Алексеевич Барсов, преподававший вначале математику, после смерти Поповского занял его кафедру; впервые в 1766 году начал комментировать на лекциях сочинения Ломоносова, причислив его, таким образом, к классикам;
• Филипп Яремский, магистр философии и свободных наук, преподаватель русской и латинской риторики в университетской гимназии;
• Алексей Константинов, преподаватель русской грамматики в университетской гимназии.
4. Еще одна грань просветительской деятельности М.В. Ломоносова - создание им так необходимых для обучения учебников и методических материалов, которых на русском языке вообще не было.
Им были написаны:
• руководство "Первые основания горной науки, или Горная книжица";
• "Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное";
• учебник "Российская грамматика", который в течение полувека был лучшим учебником для школ;
• книга по истории;
а также переведен с латинского учебник "Экспериментальная физика для студентов".
Одной из крупнейших педагогических заслуг Ломоносова является популяризация сочинений замечательного чешского педагога Яна Амоса Коменского, книгу которого "Мир в картинках" он считал необходимым учебным пособием в гимназии.
Ломоносов стал первопроходцем в России и в решении вопросов содержания, методов и организации обучения. По его мнению,
• для того чтобы добиться основательности знаний у учащихся, необходим постоянный контроль;
• необходимо в обучении привлекать конкретный, фактический материал, исходя из убеждения, что "легче можно с примеров научиться, нежели по правилам";
• способ обучения должен соответствовать возрасту ребенка, его развитию, а учебный материал необходимо соразмерять с силами учащихся.
Большой заслугой Ломоносова является то, что в России была введена классно-урочная система - впервые в академической и университетских гимназиях, а по их примеру и в кадетском корпусе.
М.В. Ломоносов обладал редким даром не только формулировать новые педагогические идеи, но и претворять их в жизнь. В своей педагогической деятельности в академическом университете и гимназиях он осуществлял реформы в соответствии со своими глубоко продуманными программами.
Использованные источники:
Латышина Д.И. История педагогики. С. 237 - 242.
Вопрос 46. Система воспитания и образования, созданная Екатериной II
1. Наказ императрицы Екатерины II
2. Педагогическая деятельность И. И. Бецкого
1. В 60 - 80-е гг. XVIII века, во время правления Екатерины II, программным документом, определившим направление государственной политики в области образования и просвещения, стал так называемый "Наказ императрицы Екатерины II.
Согласно этому документу:
• за каждым сословием закреплялось строго отведенное ему место в общественной жизни: каждый человек должен был осознавать себя гражданином, преданным самодержавию, законопослушным. Задача формирования так понимаемого гражданина возлагалась на правильное воспитание'.
• воспитание должно начинаться с детства, с внушения "страха Божия" как основы приучения детей к выполнению функций, соответствующих его сословию;
• надо прививать детям любовь к Отечеству, уважение к законам и правительству;
• детей с раннего возраста необходимо приучать к трудолюбию, поскольку праздность является источником зла;
• особое внимание Екатерина II обращала на качества личности воспитателя, который сам должен быть образцом истинной гражданственности. Российская система воспитания и образования создавалась Екатериной II не без влияния западноевропейских просветителей:
• Дж. Локка, чей педагогический трактат "Мысли о воспитании" в русском переводе стал ее настольной книгой;
• Ж. Ж. Руссо, у которого Екатерина II заимствовала идею создания, по ее выражению, "новой породы людей";
• идеи французского Просвещения об изоляции ребенка от общества в период его обучения, на основе которых Екатерина II применила сословный принцип.
Окончательно оформляется идея создания общеобразовательной школы для широких слоев населения, исключая крепостное сословие.
В 1783 году по приказанию Екатерины II была издана книга "О должностях человека и гражданина", являвшаяся переводом труда австрийского педагога Иоганна Фельбигера. Перевод был отредактирован самой Екатериной II и рекомендован в качестве обязательного учебного пособия для всех создаваемых в России учебных заведений.
Эта учебная книга стала манифестом педагогических воззрений самодержавия. В основе концепции лежал тезис о богоустановленности существующих общественных отношений, поэтому основой воспитания должно было стать воспитание религиозное, в духе повиновения монарху и законам, даже тогда, когда человек в них сомневается.
О повороте к православному религиозному воспитанию, сочетающемуся с рациональным обучением, говорят и написанные самой Екатериной произведения, носящие педагогическую направленность: "Выбранные российские пословицы", "Продолжение начального учения".
2. В 1763 году Екатерина II назначила своим главным советником по вопросам образования Ивана Ивановича Бецкого (1704 - 1795), хорошо знакомого с педагогическими идеями Запада.
И. И. Бецкой составил доклады и уставы, в том числе "Генеральный план воспитательного дома" (1764) и "Краткое наставление о воспитании детей", где в трактовке вопросов физического, умственного и нравственного воспитания идет вслед за Руссо и Локком. Бецкому принадлежат проекты воспитания "идеальных дворян". По предложениям Бецкого были открыты следующие учебно-воспитательные учреждения:
• воспитательные училища для мальчиков при Академии художеств (1764) и Академии наук (1765);
• Институт благородных девиц при Воскресенском монастыре - Смольный институт (1764);
• Коммерческое училище в Москве (1772).
При основании Смольного института для девушек из дворянских семей был использован французский культурно-просветительский опыт. В институте существовали
• общая программа - русский язык, география, история, арифметика, иностранные языки,
• курсы политеса для смолянок из знатных семей,
• курсы домоводства для менее родовитых учениц.
Смольный институт оказался первым государственным средним женским учебным заведением в Европе.
Использованные источники:
Джуринский А.Н. История педагогики. С. 221.
История педагогики и образования. С. 262 - 264.
Вопрос 47. Образовательные проекты второй половины XVIII века
1. Проекты 60-х гг. XVIII века
2. Народные училища
1. В 1760-х гг. было выдвинуто несколько образовательных проектов, в том числе:
• об учреждении разных училищ (1764),
• организации государственных гимназий (1767),
• комиссии об училищах (1768).
Профессор Московского университета Ф.Г. Дильтей также составил план учреждения системы начальных (тривиальных) училищ, гимназий, университетов и заведений для подготовки из представителей крепостного сословия воспитателей для дворянских детей ("рабские", или "дядские" школы). Предусматривалось создать две "дядские школы" - в Москве и Петербурге, более 20 "тривиальных школ" для дворянства и свободных сословий, где готовили бы для поступления в гимназию, 9 четырехлетних гимназий для дворян и свободных разночинцев, 2 новых университета.
В проекте "государственных гимназий", или "детских воспитательных академий", представленном в 1767 году Комиссией для составления плана учебной реформы, предусматривалась организация закрытых казенных учебных заведений для детей с 5 - 6-летнего возраста до 18 лет "без различия звания" (исключая крепостных). Задумывалось открыть гимназии 4-х типов: общеобразовательные, гражданские, военные и купеческие. Во всех типах гимназий предлагалось обращать особое внимание на изучение торговли и промышленности, иностранных языков. Предусматривалось также введение для мальчиков обязательного начального обучения.
Несколько проектов подготовила созданная в 1768 году "Частная комиссия об училищах":
• о низших деревенских училищах - планировалось в селах и больших деревнях повсеместно учреждать начальные школы;
• о низших городских училищах, %/ о средних училищах,
•об училищах для иноверцев.
Проекты 1760-х гг. об общественной системе образования, об учреждении и государственной поддержке городских и сельских школ остались неосуществленными из-за отсутствия средств.
2. В 1782 году Екатерина назначила "Комиссию по учреждению народных училищ". В том же году Комиссия предложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений, который был использован в "Уставе народным училищам Российской империи" (1786).
Согласно "Уставу" 1786 года в городах открывались малые и главные народные училища. Это были бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, находившиеся вне контроля церкви. Ими могли пользоваться средние слои городского населения. Школы содержались на средства городских самоуправлений.
Малые училища были рассчитаны на два года обучения и должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать людей, знающих основы православия и правила поведения.
Здесь обучались чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, начаткам граждановедения, арифметике, русской грамматике, чистописанию и рисованию.
Главные училища обязаны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе.
Обучение в главных народных училищах длилось пять лет. Помимо программы малого училища, в курс обучения входили евангелие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура; для желающих - латинский и живые иностранные языки: татарский, персидский, китайский (преподавание западноевропейских языков не предусматривалось). В главных училищах можно было приобрести педагогическое образование.
Из училищ были устранены официальные представители церкви. Преподавание (в том числе катехизиса и священной истории) поручалось гражданским учителям. Устав утвердил классно-урочную систему.
Реформа, предпринятая согласно Уставу 1786 года, была важным этапом в развитии школьного дела. Число народных училищ быстро росло: к концу XVIII века из 500 городов училища были в 254. Их посещали 22 тыс. учащихся, в том числе 1800 девочек. Это составляло третью часть от всех обучающихся в учебных заведениях России. Однако дети крестьян фактически не могли пользоваться этими школами.
Использованные источники:
Джуринский А.Н. История педагогики. С. 221 - 224.
Вопрос 48. Русские просветители о воспитании
1. Воспитательная программа И.И. Новикова
2. А.Н. Радищев о воспитании
1. Н.И. Новиков, будучи по своему мировоззрению просветителем европейского типа, полагал, что процветание государства, благополучие народа зависят от нравственности, которая дается воспитанием и образованием.
Идея воспитания добрых граждан, счастливых и полезных Отечеству, патриотов, борцов против "рабского состояния" в воспитательной программе Н.И. Новикова была центральной. Он полагал, что люди всех сословий при правильном воспитании будут успешно выполнять свои обязанности, станут трудолюбивыми, рачительными хозяевами. Поэтому воспитание юношества - необходимая и первейшая обязанность как правителя страны, так и каждого родителя.
Свои педагогические воззрения Н.И. Новиков изложил наиболее полно в трактате "О воспитании и наставлении детей" (1783). Воспитание, по его мнению, должно включать в себя три основные части:
• физическое воспитание, осуществляемое с целью достижения телесного здоровья детей;
• нравственное, без которого ни один человек не может быть внутренне счастлив, душевен с близкими, в полной мере не станет хорошим гражданином;
• образование разума, которое необходимо человеку и гражданину для исполнения всех своих обязанностей.
Справедливой критике Н.И. Новиков подвергал тогдашнюю систему дворянского воспитания. Он считал неправильным воспитание в закрытых учебных заведениях и отдавал предпочтение общественному воспитанию и собственно школьному образованию, которые могут значительно лучше подготавливать подрастающее поколение к жизни и деятельности в обществе. Важную роль в развитии человека Н.И. Новиков отводил разумно организованному домашнему образованию и семейному воспитанию, называя семью в числе важнейших факторов формирования человеческой личности.
2. А.Н. Радищев - человек эпохи, шедшей на смену веку Просвещения, -требовал широкого и полноценного образования для детей всех россиян независимо от их сословной принадлежности, так как "истинные сыны Отечества" должны быть и среди дворян, и среди крестьян, а для этого и те, и другие должны получать соответствующее воспитание и образование. С его точки зрения, требуется не просто воспитание, а политическое воспитание человека, всесторонне подготовленного к переустройству общества на основе идеала справедливости.
Его педагогические идеи не получили отражения в каком-либо специальном трактате - они рассеяны по его произведениям "Слово о Ломоносове", "Вольность", главы в "Путешествии из Петербурга в Москву", "Беседа о том, что есть сын отечества" и "Рассуждение о труде и праздности".
Использованные источники:
История педагогики и образования. С. 268 - 269, 274 - 275.
Вопрос 49. Педагогические идеи в философии XIX века
1. Немецкая классическая философия
2. Идеи утопического социализма и коммунизма
3. Философия позитивизма
4. Философия иррационализма
1. Классики немецкой философии повлияли на педагогику своими статьями и выступлениями по проблемам воспитания и своими философскими теориями.
Педагогические идеи Иманнуила Канта (1724 - 1804) складывались под влиянием руссоизма.
Кант рассматривал воспитание как "величайшую и самую сложную задачу, стоящую перед человечеством", поскольку "в воспитании заклю чена величайшая тайна усовершенствования природы". Он подчеркивал социальную необходимость воспитания как способа выведения ребенка из животно-дикого состояния, расценивая воспитание как одну из важнейших сфер человеческой деятельности: "Человек может стать человеком только через воспитание. Он - то, что делает из него воспитание".
Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814) считал, что воспитание должно помочь немцам осознать себя единой нацией, что образование является прежде всего способом овладения национальной культурой и через нее
- культурой общечеловеческой.
Учение "Я" Фихте с точки зрения педагогики особенно важно своим акцентом на независимость и активность человеческой личности.
Фридрих Шлейермахер (1768 - 1834) говорил, что теория и практика воспитания являются историческими феноменами. Воспитание, по Шлейермахеру, - важнейший способ снимать конфликт между старшим и младшим поколениями, устанавливать между ними преемственную связь.
Шлейермахер считал педагогику "искусством", вкладывая в это понятие согласование содержания воспитания и обучения с этикой и политикой при определенном общественном и государственном устройстве.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) утверждал, что человек -это продукт истории и что разум и самопознание - результаты деятельности человеческой цивилизации. Он очень высоко оценивал преобразующую роль воспитания ("Человек есть то, чем он должен быть, только благодаря воспитанию"). Воспитание, по сути, рождает разумное, "духовное существо". Таковым человек становится "из самого себя", т. е. формируется сам.
Гегель попытался диалектически совместить историю развития воспитания и историю человеческой цивилизации.
2. На протяжении XIX столетия в европейской философской мысли получили развитие идеи утопического социализма и коммунизма.
Социалисты-утописты Ф.М.Ш.Фурье (1772 - 1837), К.А.Сен-Симон (1760-1825) (Франция), Р.Оуэн (1771 - 1858) (Англия) отвергали эксплуатацию детского труда как серьезнейшую социальную преграду для получения значительной частью населения необходимых воспитания и образования. Вслед за многими деятелями Просвещения социалисты-утописты признавали решающую роль среды и воспитания в становлении человеческой личности. Социалисты-утописты считали, что у классического образования нет исторической перспективы и предлагали реформировать программы учебных заведений с учетом развития наук и промышленности, ввести трудовое обучение. Как прекрасную и идеальную цель они рассматривали всестороннее развитие личности.
Авторы коммунистической доктрины, немецкие философы Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895) рассматривали вопросы
воспитания и образования в контексте необходимой классовой борьбы, в процессе которой должно происходить становление нового человека. Они поддержали высказанную социалистами-утопистами идею о гармоническом развитии личности.
3. Один из основателей философии позитивизма, француз Огюст Конт (1798 - 1857) считал, что по мере развития общества социальный фактор воспитания приобретает все более значимый вес. Воспитание и образование, по Конту, являются, прежде всего "совокупностью объективной жизни, осмысленной как постепенная подготовка к жизни субъективной".
Джон Стюарт Миллъ (1806 - 1873) сч-итал, что воспитание преодолевает эгоцентризм обыденной жизни, формирует общественных людей, объединенные усилия которых являются гарантией демократии и свободы в обществе.
Значительной популярностью в педагогических кругах Запада во второй половине XIX века пользовались сочинения Герберта Спенсера (1820 -1903).
Воспитание он рассматривал как одно из наиболее значимых общественных явлений.
В статьях о воспитании Спенсер настаивал на приоритете естественнонаучного образования как наиболее полезного для нужд каждого человека.
4. Индивидуалистическое целеполагание в воспитании ярко выразили представители философии иррационализма.
Датский мыслитель Серен Къеркегор (1813 - 1855) помышлял, прежде всего, о воспитании "отдельных живых людей" с независимыми суждениями и собственной нравственной позицией. В понятие независимости вкладывалась в первую очередь способность выбора.
Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) отрицал возможность изменений в природной сущности человеческой личности в результате внешнего воздействия - воспитания. Желания человека не подвластны ему, и потому их нельзя переменить. Перемены в поведении человека - это, прежде всего показатель его воли и страстей. Внешнее воздействие, воспитание, следовательно, подводят лишь к сокрытию человеческих воли и страстей.
Едва ли не главным злом образования Шопенгауэр считал то, что, окружающий мир представлен в идеальном свете - таким, каким он должен быть, а не каков он на самом деле.
Немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844 - 1900) специально занимался вопросами воспитания и оставил после себя сборник докладов "О будущем наших образовательных учреждений". Недостатки образования Ницше видел, прежде всего, в пренебрежении задачами нравственного воспитания.
Он упрекал гимназии в излишней специализации, которая приводит к снижению общей культуры, порождает эгоизм у учащихся.
Причину падения нравов Ницше усматривал и в том, что гимназическое образование уделяло недостаточно внимания изучению родного языка, истории как ретрансляторов духовной культуры.
Ницше выделял проблему элитарного воспитания талантов и гениев. Он считал такое воспитание необходимым.
Использованные источники:
Джуринский А.Н. История педагогики. С. 227 - 232.
Вопрос 50. Педагогическая теория И.Г. Песталоцци
1. Краткий биографический очерк
2. Основы педагогической теории Песталоцци
I. В истории мировой педагогики Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827) известен как один из великих и благородных подвижников дела воспитания униженных и оскорбленных. За ним справедливо укрепилась слава "народного проповедника", "отца сирот", создателя подлинно народной школы.
И.Г. Песталоцци родился в Цюрихе в семье врача. Рано лишившись отца, он вместе с двумя сестрами был воспитан в дружной семье, постоянно терпевшей жизненные невзгоды.
Воспитательной деятельностью Песталоцци занялся под сильным влиянием идей Руссо после прочтения "Эмиля".
В 1774 году Песталоцци учредил свой первый приют для бедных детей в Нейгофе. В планы Песталоцци входило научить крестьянских детей рациональным приемам сельскохозяйственного труда.
Воспитанники Нейгофа работали в поле и прядильно-ткацких мастерских. Они приобретали также минимальное общее образование (учились письму, счету, чтению, пению). В сущности, это была попытка соединить обучение с производственной деятельностью. В 1780 году школа в Нейгофе разорилась и была закрыта.
Отойдя на время от практической деятельности, Песталоцци пишет педагогический роман "Лингард и Гертруда".
В 1789 году у Песталоцци появилась возможность вернуться к любимым занятиям. Он открывает воспитательное учреждение для сирот и нищих в Станце.
Приют в Станце просуществовал недолго. Детей и воспитателя выгоняют на улицу. Но и это не сломило Песталоцци. Он вновь и вновь возобновлял педагогическую работу сначала в Бургдорфе (1800 - 1804), затем в приюте для бедных в Ивердоне (1805 - 1826).
На закате жизни Песталоцци пишет ряд сочинений, в которых обобщает свой опыт. Среди них - знаменитая "Лебединая песня".
2. Цель школы, с точки зрения Песталоцци, - всестороннее гармоничное развитие; оно предполагает обеспечение единства умственного, нравственного и физического развития и подготовку к труду.
Песталоцци выделяет и характеризует составные части элементарного образования:
• интеллектуальное, целью которого является всестороннее развитие умственных задатков, самостоятельности суждений и владения навыками интеллектуальной работы;
• физическое - всестороннее развитие физических задатков человека, что нужно для "физической самостоятельности" и владения "физическими навыками";
• нравственное - всестороннее развитие нравственных задатков, необходимых для "обеспечения самостоятельности нравственных суждений и привития определенных нравственных навыков". Оно предполагает умение и желание творить добро.
Только единство всех частей образования обеспечивает гармоничное развитие природных задатков человека.
Идея природосообразности в понимании Песталоцци - это развитие "сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений". Сама человеческая природа определяет естественный ход развития. Каждая из природных сил развивается благодаря упражнению "внешних чувств", органов тела, актов мышления. Потребность в упражнениях заложена в самом человеке.
Моральные, умственные и практические силы человека "должны воспитываться внутри его". Так, вера укрепляется благодаря собственному убеждению, а не благодаря размышлениям о ней, любовь опирается на поступки, исполненные любви, а не на высокие слова о ней, мысль -на собственное мышление, а не на усвоение чужих мыслей.
Началом развития каждой из сторон личности выступает самопроизвольное желание индивидуумом деятельности.
Школа, учитель стоят перед задачей обеспечения детей соответствующими средствами и материалами для их деятельности.
Методы обучения Песталоцци вытекают из понимания им воспитания как последовательного развития ребенка путем соответствующих упражнений, подобранных так, чтобы обеспечить гармонию в проявлении его природных задатков.
Дитя учится, развивается благодаря чувственному восприятию и собственному опыту деятельности, "получая впечатления и обогащаясь опытом". Его опыт должен найти ясное выражение в словах.
Одной из важных задач педагогики Песталоцци является трудовое воспитание.
Педагогические идеи Песталоцци нашли поддержку и дальнейшее развитие в западноевропейской педагогике, а опыт их проведения в жизнь в учреждениях, руководимых им, способствовал распространению и школь-ной практики знаменитого педагога.
Использованные источники:
Джуринский А.Н. История педагогики. С. 232 - 234.
Латышина Д. И. История педагогики. С. 60 - 62.
Вопрос 51. Педагогические воззрения Ф. Фребеля
1. Философские основы педагогических воззрений
2. Основы щдагмгичесщйщсргемы
1. Фридрих Фребель (1782 - 1852) предлагал организовать воспитание и обучение в виде единой системы педагогических учреждений для всех возрастов. В своих педагогических воззрениях он исходил из всеобщности законов бытия: "Во всем присутствует, действует и царит вечный закон... и во внешнем мире, в природе, и во внутреннем мире, духе". Назначение человека, по Фребелю, - включиться в осеняемый этим законом "божественный порядок", развивать "свою сущность" и "свое божественное начало".
Внутренний мир человека в процессе воспитания диалектически переливается во внешний.
В основном педагогическом сочинении Фребеля "Воспитание человека" (1826) подчеркнуто, что человек по своей сути - творец.
2. Фребель, отстаивая принцип доступности образования для всех детей, поддерживал демократический подход к образовательной политике и пришел к убеждению, что он соответствует общественным потребностям в более высоком уровне образования населения, вызванным быстрым промышленным и научным развитием Германии.
Всеобщее образование рассматривал как альтернативу традиционно-элитарному образованию. С точки зрения Фребеля, цель всеобщего образования состоит в том, чтобы дать возможность каждому ребенку стать развитой личностью.
Согласно Фребелю, всестороннее развитие личности возможно лишь в том случае, если педагогический процесс сможет "выковать неразрывные связи между мышлением и действием, познанием и поступками, знанием и умением" и даст "как телу, так и уму человека всестороннее, всеохватывающее образование в соответствии с его внутренней природой". Содержание образования должно отражать разнообразие человеческих сил и способностей.
Разработанный Фребелем учебный план включал все основные области общественной и культурной жизни того времени.
Педагогические взгляды Фребеля были построены на убеждении, что возможности человека развиваются в процессе его деятельности и что в соответствии с этим педагогический процесс должен быть основан на "действии, работе и мышлении", а вся система образования Фребеля, включая и дошкольное воспитание, - на деятельности детей под руководством педагога.
фребель рассматривал воспитание как двусторонний, затрагивающий ученика и учителя процесс, в котором учитель, руководствуясь педагогическими принципами, воздействует на развитие личности главным образом с помощью множества различных видов деятельности. Понимание Фребелем значения деятельности для формирования личности привело его к выводу: виды деятельности (игра, учеба и труд) имеют особое значение для воспитания.
Игру Фребель характеризовал как "высшую ступень детского развития". Он разработал теорию игры, собрал и методически прокомментировал подвижные игры.
Фребель вел изобразительные и трудовые занятия по определенной, строго регламентированной системе. Он создал знаменитые "Дары" -пособие для развития навыков конструирования в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространств, отношений. Своими трудами Фребель способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания и впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащенную практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания. Использованные источники:
Джуринский А.Н. История педагогики. С. 235 - 236.
Российская педагогическая энциклопедия. С. 258.
Вoпpoc 52. Педагогические идеи И.Ф. Гербарта
1. Краткий очерк
2. Основы теории И.Ф. Гербарта
3. Главная цель воспитания
4. Воспитывающее обучение
5. Учение Гербарта о ступенях обучения
6. Нравственное воспитание
7. Понятие управления
Дата публикования: 2014-10-07; Прочитано: 2850 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!