Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. Взгляды па вопросы просвещения и воспитания
2. Западники и славянофилы
3. Педагогические взгляды А.И.Герцена и Н.П.Огарева
1. В первой половине 1800-х гг. вопросы просвещения и воспитания приобрели заметное общественное звучание.
В значительной части образованных кругов воспитание и обучение рассматривались как непременные условия умственного и нравственного формирования гражданского общества:
• оппозиционные политическому режиму декабристы, воспитанные на идеях Французской революции и Просвещения, предложили в первой трети XIX века проекты широкого образования народа, поставив знак равенства между грамотностью и приобретением политических прав ("Конституция" СП. Трубецкого);
• М.Н. Муравьев, воспитатель будущего императора Александра I, полагал, что "воспитание приготовляет души будущих граждан к исполнению законов";
• видный законотворец М.М. Сперанский, убежденный сторонник повсеместного образования, исходил из того, что правление на правовой основе возможно лишь в просвещенной стране.
2. В середине 1800-х гг. в просвещенном русском обществе развернулась острая полемика между так называемыми западниками и славянофилами, которая коснулась образования и воспитания. Западники (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин,. В.Ф. Одоевский, П.Г. Редкий, Н.В. Станкевич и др.) представляли разнородное общественное явление, но их и многое объединяло:
• они горячо приветствовали западноевропейскую образованность,
• возмущались сословно-крепостническими традициями воспитания и обучения,
• защищали права личности на самореализацию.
В.Ф. Одоевский (1803 - 1869) в "Опыте о педагогических способах при первоначальном образовании детей" (1845) подчеркивал первостепенную роль просвещения и науки в общественной жизни и жизни отдельного человека. Предназначение воспитания Одоевский видел прежде всего в достижении нравственной гармонии. Он ставил на первое место при достижении такой гармонии самодеятельность ребенка, разделяя в этом вопросе взгляды немецкого педагога Фребеля. В.Г. Белинский (1811 - 1848) во множестве статей и других работ, в том числе педагогического характера, определил гуманистические и демократические подходы к воспитанию и образованию. Он был поборником просвещения, отвечающего национальным традициям. Белинский критиковал сословные традиции "первоначального воспитания" за то, что они шли вразрез с "подлинным, настоящим воспитанием". В противовес сословно-профессиональному обучению он выдвигал идеалы общечеловеческого воспитания.
Обосновывая идею человечности воспитания, Белинский повторяет почти слово в слово высказывания Руссо: "Первоначальное воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека". Белинский выступил против упрощенно-материалистического взгляда на социальный фактор в воспитании. Он уподоблял воспитателей садовникам, которые ухаживают не только за растением, но и почвой, на которой оно произрастает.
Славянофилы способствовали пробуждению интереса к русской православной традиции воспитания, обратив внимание на его самобытность.
СП. Шевырев, став во главе кафедры педагогики в Московском университете, основной задачей и семейного, и школьного воспитания считал "возвышение духовное". Он отстаивал идею развития в. российских детях "внутреннего человека", в котором существует единство общечеловеческого и национального русского начал. Засилие западноевропейских идей в педагогике, по его мнению, грозило потерей народности.
3. Педагогические взгляды А.И. Герцена (1812 - 1870) и Н.П. Огарева (1813 - 1877) складывались под влиянием отечественной вольнолюбивой мысли (А.Н. Радищев, декабристы, А.С. Пушкин), европейского Просвещения, немецкой классической философии.
Герцен и Огарев выдвигали планы национального перевоспитания народа и отдельных сословий в духе общинности, который, по их суждениям, исторически присущ русскому человеку.
Н.П. Огарев в "Плане народной школы" (1847) подчеркивал, что важнейшей целью педагогических преобразований в России должно стать развитие у народа чести, права и гражданства.
Использованные источники:
Джуринский А.Н. История педагогики. С. 274 - 277.
История педагогики и образования. С. 351.
Вопрос 61. Развитие российской школы во второй половине XIX века
1. Школьные реформы 1860-х гг.
2. Законодательные акты в области образования 1870-х гг.
1. С начала 60-х гг. XIX века началась подготовка новой школьной реформы. Один из первых документов - Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения (утв. 10 мая 1860 года). Устанавливалось два типа женских училищ:
• училища первого разряда, со сроком обучения 6 лет, где обучали Закону Божьему, русскому языку и словесности, арифметике и началам геометрии, географии, всеобщей и русской истории, естествознанию, физике и рукоделию;
• училища второго разряда, со сроком обучения 3 года, содержание обучения ограничивалось Законом Божьим, русским языком, географией, русской историей, арифметикой и рукоделием.
Согласно новому Университетскому уставу (утв. 18 июня 1868 года) университеты получали некоторую самостоятельность. Кроме того, был окончательно утвержден статус других высших учебных заведений:
• Петербургского технологического института, • Горного института,
• Института путей сообщения,
• Московского высшего технического училища,
• Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии в Москве.
В 1864 году была проведена реформа системы начального и среднего образования.
19 июля 1864 года вышло Положение о начальных народных училищах:
• начальные народные училища были внесословными учебными заведениями;
• цель усматривалась в утверждении в народе религиозных и нравственных понятий и распространении первоначальных полезных знаний;
• допускалось совместное обучение мальчиков и девочек;
• обучение было бесплатным;
• содержание обучения было крайне скудным;
• особо подчеркивалось, что обучение ведется на русском языке;
• право преподавания в училищах получали как лица духовного звания, так и светские лица.
19 ноября 1864 года был утвержден новый Устав гимназий и прогимназий, согласно которому устанавливались два типа гимназий (классическая и реальная) и прогимназий:
• особенностью классических гимназий было то, что около 40% всего учебного времени отводилось на изучение древних языков - латинского и греческого;
• в реальных гимназиях содержание обучения отличалось от классических в первую очередь отсутствием в учебных планах древних языков, что соответствовало цели этих учебных заведений - подготовке к поступлению в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения;
• прогимназии по своему содержанию обучения соответствовали первым четырем классам гимназий. В их учебный план входили арифметика, Закон Божий, грамматика русского, латинского и греческого языка, природоведение, часто в форме бесед на уроках русского языка. Прогимназии открывались чаще всего в маленьких городах и давали возможность подготовиться к поступлению в старшие классы гимназии.
В соответствии с Положением о земских учреждениях от 1 января 1864 года в ведение уездных и губернских земств переходили учреждения, тесно связанные с хозяйствованием, в том числе и учебные заведения. Земства должны были материально поддерживать начальные школы. Учебно-воспитательная работа в них находилась в ведении училищных советов. 2. В 1870 году было издано Положение о женских гимназиях, согласно которому все женские гимназии стали подразделяться на гимназии ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны и гимназии Министерства народного просвещения. Учреждались четырехклассные женские прогимназии, обучение в которых соответствовало младшим классам гимназий. Программа обучения для обоих типов гимназий практически ничем не различалась. Новым было создание в женских гимназиях дополнительного, восьмого класса - педагогического.
В 1871 году был издан новый Устав гимназий и прогимназий, в соответствии с которым название "гимназия" сохранялось лишь за классическими гимназиями, реальные гимназии ликвидировались. Содержание обучения в классических гимназиях осталось традиционным. Право приоритетного поступления в университеты по-прежнему сохранялось за выпускниками гимназий.
В 1872 году вышел Устав реальных училищ, которые стали новым типом учебного заведения, дававшего общее и специальное образование. Весь курс обучения был рассчитан на 7 лет. Содержание обучения в реальных училищах отличалось от гимназического отсутствием в учебном плане древних языков, значительно большим количеством часов, отводимых на изучение математики, физики, химии, естествознания, новых языков.
В 1872 году было издано Положение, согласно которому преобразовывались уездные училища - на их базе создавались:
• двухклассные начальные училища, с пятилетним сроком обучения;
• городские училища, с шестилетним курсом обучения.
Самым распространенным типом начальной школы оставались церковно-приходские школы, курс обучения в которых был, как правило, рассчитан на два года.
Бурная общественно-педагогическая жизнь 40 - 60-х гг. стимулировала процесс создания специальных учебных заведений, готовящих учителей.
Еще в 1861 году на базе разработанного К.Д. Ушинским проекта учительской семинарии на средства земств стали открываться земские учительские семинарии и учительские школы, среди которых наиболее известны Санкт-Петербургская земская учительская школа и Тверская земская учительская школа П.П. Максимовича.
В 1870 году вышло Положение об учительских семинариях, дополненное в 1875 году инструкцией. Учащимся семинарий предписывалось неуклонно исполнять установления Русской Православной Церкви, посещать богослужения, читать книги религиозного содержания.
Использованные источники:
История педагогики и образования. С. 344 - 349.
Вопрос 62. Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов о воспитании и образовании
1 Педагогические идеи Д.И. Писарева
2. Педагогические воззрения Н.П.Чернышевского и Н.А.Добролюбова
1. Дмитрий Иванович Писарев (1841 - 1868) в статьях "О журнале для воспитания", v0 Русском педагогическом вестнике", "Наша университетская наука", "Педагогические софизмы", "Школа и жизнь" и др. настаивал на изучении ребенка и защите его прав.
Писарев
• склонялся к идеям "свободного воспитания", считая, что традиционная педагогика и школа поощряют насилие над личностью ребенка;
• отвергал профессионализацию, утилитаризм общеобразовательной школы;
• полагал, что женщине должны быть открыты дороги к образованию наравне с мужчиной.
2. Николай Гаврилович Чернышевский (1828 - 1889) и Николай Александрович Добролюбов (1836 - 1861) сходились во взглядах на воспитание и образование.
Н.Г. Чернышевский
• вскрывал диалектическую взаимосвязь между политическим режимом, материальным достатком и образованием;
• недостатки школы видел в низком научном уровне обучения, схоластических методах преподавания, перенасыщенности учебников деталями и подробностями, а также в неравенстве женского образования по сравнению с мужским и в казарменном духе воспитания;
• говоря о воспитательных идеалах, вставал на позиции революционной переделки общества и человека. Новый человек, по Чернышевскому, должен быть всесторонне развитым преобразователем мира, исполненным высоких стремлений, готовым на жертвы во имя общественного блага;
• руководствовался антропологическим подходом к человеку и воспитанию -считал человека высшим созданием природы, изменчивым существом, деятельность и воспитание которого обусловлены прежде всего социальной средой. Личность формируется под воздействием разнообразных общественных факторов и институтов, под влиянием искусства и литературы, семьи и школы;
• полагал, что нравственные свойства невозможно наследовать. Каждому человеку природа дает особый темперамент, что сказывается на особенностях его поведения, не обусловливая, однако, самый характер;
• одним из ведущих свойств человека считал активность, а важными источниками активности - потребность в ней и осознание этой потребности. Отсюда он выводил необходимость воспитания разнообразных познавательных, умственных, эстетических, трудовых и иных потребностей. Таким образом, развитие потребностей - важнейшее условие становления личности.
Н.А. Добролюбов
• написал несколько специальных работ по вопросам образования и воспитания ("О значении авторитета в воспитании", "О народном воспитании" и др.);
• критиковал ущемление права на образование в тогдашней России из-за сословных, религиозных, национальных ограничений. Полноценное образование, замечал он, остается в русском обществе "монополией" богатых;
• стоял на демократической позиции и видел идеал воспитания в удовлетворении "естественных стремлений" человека, которые "могут быть выражены в двух словах: чтобы всем было хорошо";
• полагал, исходя из принципа антропологизма (человек - "целое, нераздельное существо"), что умственное, физическое и нравственное воспитание никоим образом не следует обособлять друг от друга;
• указывал на необходимость воспитания активного общественного человека, который осознает собственные разнообразные потребности в деятельности. При этом делались радикальные, далеко идущие выводы;
• в центр воспитания помещал заботу о личности ребенка, о ее разностороннем развитии, о подготовке юного человека к активной и счастливой жизни.
Использованные источники:
Джуринский А.Н. История педагогики. С. 285 - 288.
Дата публикования: 2014-10-07; Прочитано: 2592 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!