Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 34. Педагогические идеи Просвещения во Франции



1. Педагогические суждения Ф. Фенелона

2. "Трактат об образовании" Ш. Роллена

3. "Дух законов"Ш.Л. Монтескье

1. Провозвестниками идей Просвещения во французской педагогике были Франсуа Фенелон и Шарль Роллен.

Ф.Фенелон (1651 - 1715) - один из первых педагогов нового времени. Педагогические суждения:

• отвергал в воспитании авторитарность;

•полагал необходимым обеспечить естественное, свободное развитие ребенка;

• необходимо не только давать женщине некое образование, но и форми­ровать ее нравственно как будущую мать, на которую лягут заботы о воспитании детей. О женском образовании Фенелон размышлял в трак­тате "Воспитание девиц" (1680);

• отвергал жесткое воспитание - в раннем детском возрасте следует уме­ло сочетать нежность и ласку, одновременно приучая детей к терпению;

• в нравственном воспитании выделял прежде всего необходимость при­учения к честности и искренности.

Одним из наибольших недостатков обучения Фенелон считал отсут­ствие в нем привлекательности для детей и предлагал чередовать игру и учебу.

2. Ш.Роллен (1661-1741) придавал особое значение морализаторским беседам с использованием примеров из биографий "великих духом" лю­дей и отводил ведущую роль в воспитании наставнику. Основной труд - "Трактат об образовании" (1728), где кодифицированы современные автору нормы школьного обучения и воспитания:

• совместное воспитание детей до 6 - 7-летнего возраста;

• затем для девочек особая программа занятий: французский язык, четы­ре правила арифметики, домоводство, уроки религии, светских манер и краткий курс отечественной истории.

Обучение в начальных школах бедняков предлагал начинать с уроков род­ного языка и отдавал французскому языку главное место в программе. В коллеже советовал продолжить заниматься французским языком и литературой, изучать античные литературу и языки, начала естествоз­нания и математики.

В программу элементарного обучения включал занятия "физикой" - на­блюдения за природой, знакомство с простейшими предметами (бумага, хлеб, нож и пр.). По его мнению, выпускник коллежа должен при­обрести "способность действовать".

3. Борьба с феодальными идеями и институтами воспитания и образования, бывшая одной из целей представителей французского Просвещения, началась с публикации "Духа законов" (1748) Монтескье.

Ш.Л. Монтескье (1689 - 1755) предложил в своей работе следующую программу:

• формирование подрастающего поколения на идеалах конституционно­го государства;

• неприятие деспотии абсолютной монархии;

• замена сословной школы системой демократического, национального образования, где каждый юный гражданин приобщается к знаниям.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 151 - 153.

Вопрос 35. Педагогические воззрения французских энциклопедистов

1. "Энциклопедия"

2. Педагогические идеи Гельвеция

3. Педагогические идеи Дидро

4. Мысли Вольтера и Копдильяка о воспитании и образовании

1. В 1751 - 1780 гг. во Франции был опубликован коллективный труд - "Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел".

Это был свод знаний эпохи, имевший просветительский, педагогичес­кий смысл и предназначавшийся для воспитания последующих поколе­ний в духе новых идеалов.

Энциклопедисты желали заменить догматическое, оторванное от жиз­ни образование воспитанием нового человека.

На основе идеи о равенстве выходцев из всех слоев они предлагали планы просвещения третьего сословия.

2. Клод Адриан Гельвеции (1715 - 1771) - французский философ-материа­лист, сыгравший вместе с Руссо, Дидро, Гольбахом и другими просве­тителями видную роль в идейной подготовке французской буржуазной революции.

Педагогические идеи Гельвеция изложены в его книгах "Об уме" (1758) и "О человеке, его умственных способностях и его воспитании" (1773). Гельвеции был сенсуалистом и вслед за Локком категорически отрицал наличие у человека каких бы то ни было врожденных идей и способностей. Отстаивая мысль о природном равенстве всех людей, он считал, что все способности и дарования человека, его нравственные качества фор­мируются под влиянием среды, в первую очередь общественной. Отсю­да у Гельвеция происходила известная переоценка роли воспитания. По его мнению, при благоприятных социальных условиях воспитание мо­жет создавать даже гениев.

Гельвеции был последовательным сторонником общественного воспи­тания, которое, будучи организовано государством, может сформиро­вать из детей патриотов, обеспечив их счастье и благополучие нации.

3. Дени Дидро (1713 - 1784) принадлежал к числу наиболее выдающихся французских философов-материалистов. Как и другие просветители, он высоко ценил роль воспитания в формировании человеческой личности и усовершенствовании социального строя. Однако он не был склонен к таким категорическим утверждениям, как Гельвеции. Дидро признавал наличие у людей природных различий и полагал, что они должны учиты­ваться в процессе воспитания, цель которого - развитие всех дарований. Дидро выступал с резкой критикой существовавшей в то время систе­мы воспитания в традиционных школах, пронизанной духом класси­цизма и религии, подавлявшей живую мысль учащихся. Он решительно отстаивал идею всеобщности элементарного образования. Общедоступ­ность школ, по его мнению, позволит выявить множество талантов, которые кроются в народе.

Наиболее известные работы:

• "Систематическое опровержение книги Гельвеция "Человек" (1773 - 1774) -показывает основные отличия взглядов Дидро на задачи и возможности воспитания;

• "План университета для России" (составлен в 1775 году по поручению русской императрицы Екатерины II) - изложено мнение Дидро о струк­туре народного образования, содержании и методах обучения в различ­ных школах.

4. Вольтер (1694 - 1778), как и Гельвеции, критиковал учение о врожден­ном характере результатов воспитания, считая, что человек "всецело определяется воспитанием, примерами, правительством, под власть ко­торого он попадает, наконец, случаем, что направляет его либо в сто­рону добродетели, либо в сторону преступления".

Этьен Кондильяк (1715-1780) полагал, что содержание школьного обра­зования должно следовать "историческому порядку открытий человече­ства", а школьник должен мысленно пройти тот же путь, который про­шло человечество, будучи активным и самостоятельным. Использованные источники:

1. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 153 - 154.

2. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. С. 237,

Вопрос 36. Ж.Ж. Руссо: краткий биографический очерк, основные педагогические идеи

1. Краткий биографический очерк

2. Основные педагогические идеи

1. Ж.Ж.Руссо (1712 - 1778) родился в Женеве в семье часовщика. В жизни переменил много разных профессий: был учеником нотариуса, а потом - гравера; служил лакеем и секретарем; домашним воспитателем и учите­лем музыки. Систематического школьного образования он не получил, немного занимался самообразованием. В 1741 году он поселился в Пари­же, где познакомился со многими выдающимися людьми того времени. По своим воззрениям близок просветителям типа Д.Дидро.

2. Руссо резко критиковал современное ему воспитание, подавлявшее лич­ность ребенка, не учитывавшее ни возрастных и индивидуальных осо­бенностей детей, ни потребностей жизни, и подверг осуждению мно­гие предрассудки, пороки и социальные несправедливости, порожденные феодальным строем, в своих главных произведениях:

• "Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудше­нию нравов?" (1750);

• "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людь­ми" (1755);

• "Общественный договор" (1762);

• "Эмиль, или О воспитании" (1762);

• "Юлия, или Новая Элоиза" (1761).

Он является основоположником теории естественного, свободного воспи­тания, сообразного с законами физического, умственного и нравствен­ного развития детей. Важнейшие положения этой теории:

• человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и назначение воспитания - сохранить и развить природные данные ребенка. Идеалом представляется неиспорченный обществом и воспитанием человек в его естественном состоянии;

• естественное воспитание осуществляется прежде всего природой, при­рода есть лучший учитель, все окружающее ребенка служит ему учебни­ком. Уроки дает природа, а не люди. Чувственный опыт ребенка лежит в основе познания мира, на его основе воспитанник сам создает науку;

• свобода есть условие, естественного воспитания, ребенок делает то, что ему захочется, а не то, что ему предписывают и приказывают. Но хочет он того, чего хочет от него воспитатель;

• воспитатель незаметно для ребенка возбуждает у него интерес к заняти­ям и желание учиться;

• ребенку ничего не навязывается: ни наука, ни правила поведения; но он, движимый интересом, приобретает опыт, из которого и формули­руются выводы; i/ чувственное познание и опыт становятся источниками научного зна­ния, что ведет к развитию мышления. Развить ум ребенка и способность самому приобретать знания, а не вдолбить их готовыми - этой задачей следует руководствоваться в учении; • воспитание есть деликатное, без применения насилия, направление сво­бодной деятельности воспитуемого, развитие у него естественных за­датков и возможностей. Использованные источники:

1. История педагогики и образования. С. 214.

2. Латышина Д. И. История педагогики. С. 55 - 56.

3. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. С. 202.

Вопрос 37. Концепция воспитания Ж.Ж. Руссо

1. Общая характеристика концепции

2. Четыре периода жизни ребенка

3. Религиозное воспитание

4. Руссо о воспитании девочек

1. Основным педагогическим сочинением Руссо является роман-трактат "Эмиль, или О воспитании", целиком посвященный изложению его взгля­дов на воспитание.

В романе действуют два персонажа - Эмиль (от рождения до 25 лет) и воспитатель, выполняющий роль родителей и воспитывающий Эмиля все эти годы вдали от развращающего людей общества, вне социальной среды, на лоне природы.

В современном Руссо обществе бытовало понимание воспитания как пе­ределывание ребенка взрослыми по установленному образцу с помощью литературы, религии и т. п. и превращение его путем обучения в такого человека, который нужен для соответствующего "места" в обществе. Руссо противопоставил такому воспитанию личность, воспитанную сред­ствами природы, с собственными естественными интересами, руководствующуюся в жизни собственными природными способностями. Разумное воспитание понимается Руссо как способ общественного пе­реустройства. По утверждению Руссо, существуют три источника воспитания: приро­да, вещи, люди, но результат в воспитании достигается тогда, когда они не противоречат друг другу:

природа - природные данные ребенка, которые он имеет от рождения. Это развитие мало поддается влиянию воспитателя, но следует воспи­тывать ребенка согласно его природе;

вещи - окружающий мир, от которого ребенок получает много. Ребенок появляется на свет "чувственно восприимчивым" и получает различные впечатления от окружающего; по мере роста у него накапливается все больше знаний, они расширяются и укрепляются;

люди - родители, воспитатели, учителя. От них зависит основное воспи­тание. Им предстоит позаботиться о том, чтобы природа человека прояви­лась наиболее полно.

2. Воспитание детей начинается с их рождения. По мнению Руссо, время воспитания в соответствии с природными особенностями детей делит­ся на 4 периода:

младенчество - от рождения до 2 лет;

детство - от 2 до 12 лет;

отрочество - от 12 до 15 лет;

юношество - от 15 до вступления в брак.

В каждом возрасте природные задатки проявляются по-разному, ме­няются с годами потребности ребенка. На примере взросления Эмиля Ж.Ж. Руссо подробно описывает цели и задачи воспитания в каждом возрасте.

Первые годы жизни - это время физического развития, когда ребенок нуждается в движении, поэтому нельзя стеснять его свободы, нужно позволить ему свободно двигаться, не затягивая его пеленками. В эти годы нужно укреплять физические силы, закаливать ребенка. В детском возрасте (от 2 до 12 лет) происходит накопление чувственного опыта, без которого деятельность ума лишена всякого содержания. Ноги, руки, глаза являются первыми учителями Эмиля, до наступления ра­зумного возраста ребенок воспринимает "не идеи, но образы"; ребенка поражает все, что он видит и слышит, все окружающее его служит ему книгой. Искусство воспитания и состоит в том, чтобы отобрать те пред­меты, которые он может познать благодаря чувствам, а созданный за­пас знаний пополнится впоследствии.

В отроческом возрасте (12 - 15 лет) происходит переход от ощущений ребенка к идеям, знаниям. От чувственно воспринимаемых предметов ребенок переходит к науке. Но особенность ее изучения состоит в том, что он не выучивает науку, а выдумывает ее, открывает ее сам. Задача I воспитателя не в том, чтобы преподать науку Эмилю, а вызвать в нем интерес, дать ему методы изучения.

Юношеский возраст (от 15лет): если до этого укреплялось тело Эмиля, развивались его внешние чувства и мозг, то теперь настало время для воспитания его сердца. В это время особое значение для человека имеют чувства. Ребенок по природе расположен к доброте и благожелательно относится к окружающим. Первое его чувство - любовь к себе, а второе - к тем, кто его окружает. Теперь его воспитание имеет в виду развитие морали и религиозности.

3. Эмиль постепенно и естественно приходит сам к познанию Божествен­ного начала, к мысли о Творце мира.

В рассмотрении религии Руссо выступил скептиком, опровергающим догматы церкви, и обличителем неискренности священников, чем и вызвал гнев церкви, расправу над книгой, свое изгнание.

4. Концепция воспитания девочек раскрыта в пятой книге романа, назван­ной "Софи, или Женщина". Основная функция женщины, по мнению Руссо, быть женой и мате­рью, ей не нужно давать широкого научного образования, но надо за­ботиться о ее физическом развитии, эстетическом воспитании, при­учать к ведению домашнего хозяйства и т. п.

Использованные источники:

Латышина Д.И. История педагогики. С. 48 - 55.

Вопрос 38. Проекты реформ народного образования в эпоху Великой французской революции

1. Доклад об общей организации народного образования

2. План национального воспитания

I. В эпоху Великой французской революции (1789 - 1794) политические и общественные деятели новой, республиканской Франции воспринимали революцию как начало новой эры человечества, большое социальное значение при этом придавая обновлению культуры, в том чи,сле и обра­зования.

Ж.А.Кондорсе в своем "Докладе об общей организации народного образо­вания" (1792) предлагал сделать систему образования независимой от любого политического давления.

В целом проект Ж.А.Кондорсе был весьма прогрессивен:

• преемственность ступеней образования,

• равенство в праве на образование всех людей,

• светскость школы,

•бесплатность обучения,

•усиление роли естественных наук.

Цель образования Ж.А. Кондорсе видел в открытии людям способов удов­летворения своих потребностей, в обеспечении своего благосостояния, познания и использования своих прав и обязанностей, усовершенствования в своей профессии, в выполнении общественных обязанностей. Таким образом, полагал он, каждый человек сможет использовать и развивать свои природные таланты, и в результате будет достигнуто фактическое равенство всех граждан.

Школы должны быть государственными, а обучение - бесплатным и без­религиозным.

Образование должно быть всеобщим, одинаковым для всех, но в то же время должно предоставлять возможность наиболее одаренной части граж­дан получать более высокое образование, углублять и расширять его.

Все образование Ж.А. Кондорсе предлагал разделить на четыре ступени:

начальные школы. На первой ступени детей должны были учить тому, что необходимо для самостоятельной деятельности: чтению, письму, элементам грамматики, правилам арифметики, простым методам из­мерения, сведениям о сельском хозяйстве и ремеслах, первым понятиям о морали, этике и принципах общественного строя. Для развития физических сил ребенка предполагалось использовать гимнастические упражнения. Такую школу и одного учителя должны были иметь каждые 400 жителей;

школы второй ступени. Для детей из более или менее состоятельных се­мей. Здесь дети должны были получать знания, необходимые в ремеслах. При школах второй ступени Кондорсе считал нужным создавать биб­лиотеки и кабинеты, оснащенные оборудованием, необходимым для изучения естественных наук. Такая школа должна была открываться в каждом административном округе и каждом городе с населением свы­ше 4 тысяч жителей;

институты. На третьей ступени обучения должны были преподаваться предметы, связанные с практической деятельностью: сельским хозяй­ством, промышленностью, военным искусством, медициной и т. п. Та­кие учебные заведения должны были быть учреждены в каждом депар­таменте;

лицеи. На четвертой ступени образования должны были готовить ученых. На всю Францию Ж.А. Кондорсе считал достаточным создание девяти лицеев.

Возглавлять всю систему образования, по замыслу Ж.А. Кондорсе, дол­жно было Национальное общество наук и искусств.

2. Л.М. Лепелетье в своем "Плане национального воспитания" полагал, что нужно решить проблему, состоящую из двух частей: народу нужно дать:

• во-первых, воспитание;

• во-вторых, образование.

И если образование, даже и доступное для всех, является собственнос­тью ограниченного числа членов общества, то воспитание должно быть общим для всех.

Цель своего проекта он усматривал в организации воспитания

• действительно национального,

•действительно республиканского,

• действительно доступного для всех.

Для этого, считал Л.М. Лепелетье, необходимо издать декрет, по кото­рому всем мальчикам от 5 до 11 лет, без всякого различия и без всякого исключения, обеспечивалось бы общественное воспитание за счет рес­публики.

Период с 5 до 12 лет Л.М. Лепелетье считал решающим для физического и морального развития человека. Именно поэтому за детьми в этом воз­расте необходимы постоянные наблюдения, оказание им помощи. До пяти лет ребенок должен быть предоставлен заботам матери.

По мнению Л.М. Лепелетье, в пятилетнем возрасте отечество получит ребенка из рук природы, а в двенадцать лет оно сделает его членом общества.

Этот период наиболее подходит для общественного воспитания, наибо­лее пригоден для изучения не только различных ремесел, но и наук. Кроме того, ребенок уже в состоянии выбрать себе будущую профес­сию и начать ее изучение. На этом этапе общее воспитание и образова­ние должно закончиться, так как каждую профессию нужно изучать отдельно.

Л.М. Лепелетье предлагал в городах и сельской местности создавать дома национального воспитания, каждый из которых вмещал бы от 400 до 600 учеников. Эти учреждения должны находиться недалеко от места про­живания детей, с тем чтобы родители могли часто навещать их. На од­ного учителя должно приходиться по 50 учеников, что не будет обреме­нительно для него, если старшие дети будут помогать в воспитании младших.

Задачей таких школ должно было стать "приготовление первичного ве­щества", вооружение детей сведениями, "одинаково полезными граж­данам в любом положении".

После долгих дискуссий Конвент принял решение о создании домов национального воспитания, но спустя несколько месяцев это решение было отменено.

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 221 - 225.





Дата публикования: 2014-10-07; Прочитано: 6739 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...