Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 19. Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения



1. Педагоги-просветители эпохи Возрождения

2. Школы гуманистического образованйя

1. Эпохе Возрождения, охватывавшей три с лишним столетия (XIV - XVI) человечество обязано признанием самоценности личности.

Педагоги-просветители эпохи Возрождения подвергли критике пороки воспитания и определили новый, гуманный принцип воспитания.

Франсуа Рабле (1494 - 1553) - французский писатель, в своем романе "Гаргантюа и Пантагрюэль" дал типичную картину воспитания того времени - отказ от физических и умственных нагрузок, порождающий лень, болезни, скуку. В романе представлен и идеал гуманистического воспитания, заключающийся в заботе о подготовке к жизни сильного физически, образованного и хорошо воспитанного юноши.

Эразм Роттердамский (1469 - 1536) в сатирическом произведении "По­хвала Глупости" высмеял невежество, тщеславие, лицемерие. Провозгласив природное равенство людей, он в своих педагогических сочинениях зая­вил о необходимости развития активности и врожденных способностей ребенка через трудовую деятельность, призывал учитывать силы и воз­можности ребенка при обучении, заинтересовать его учением.

Томмазо Кампанелла (1568 - 1639) написал трактат-утопию "Город Сол­нца" (1602), где дал образец общества, основанного на равенстве. В трак­тате описаны те педагогические принципы, на которых строится вос­питание: изучение наук, истории, традиций и обычаев; занятия искусством, ремеслами, общественно-полезным трудом; физическое развитие путем занятий гимнастикой, бегом, играми. Томас Мор (1478 - 1535) - английский мыслитель, в своем труде "Зо­лотая книжка, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устрой­стве государства и о новом острове Утопия" (1516) изложил свои взгля­ды на воспитание. Первостепенной задачей он считает воспитание высокой нравственности, в духе той морали, которая отвечает интере­сам общества и каждого человека. Скромность, добродетель, трудолю­бие, доброта - важнейшие нравственные черты, отличающие гармо­нично развитого человека. Государственные школы призваны развить в учениках духовные силы, предоставив возможность заниматься наука­ми, искусствами, соединив обучение с трудом. Обучать нужно на род­ном языке всех: и мальчиков, и девочек. Главными идеями педагогов-гуманистов являлись:

• забота о гармоничном развитии ребенка, основанном на его активности;

• стремление к нравственному, физическому, умственному совершенство­ванию детей;

• любовь к детям;

• отказ от физических наказаний;

• приобщение к труду.

Педагогика гуманизма смогла реализоваться лишь спустя несколько сто­летий, а в XV - XVI вв. школы продолжали оставаться схоластическими, типично средневековыми.

2. В практике нескольких педагогов гуманистические идеи нашли свое воп­лощение. Такими школами гуманистического образования стали:

гимназия в Страсбурге, созданная Иоганном Штурмом (нач. XVI в.), где изучались латинские и греческие языки,

• Лондонская публичная школа, созданная при участии Эразма Роттер­дамского.

В Северной Италии, в Мантуе была известна школа под руководством Витторжо да Фельтре (XV в.). Он был приглашен для воспитания детей герцога Гонзага; с ними вместе оказались еще 80 воспитанников - детей аристократов и одаренных детей незнатного происхождения, содержав­шихся за счет самого да Фельтре. Учебно-воспитательное учреждение,

названное "Дом радости", стремилось развить "ум, тело и сердце". Глав­ные предметы программы - классические (латинский и греческий) языки и литература, сопровождаемые историческими комментариями, логи­ка, математика, живопись, музыка. Воспитанники много упражнялись физически, занимаясь верховой ездой, борьбой, бегом, военизирован­ными играми. Обучались совместно мальчики и девочки, что было ново­введением. Телесных наказаний не было, порядок поддерживался с по­мощью надзора и личного примера воспитателей. Большое внимание уделялось религиозному воспитанию.

Использованные источники:

Латышина Д. И. История педагогики. С. 19 - 20.

Вопрос 20. Влияние Реформации и Контрреформации на образование и воспитание

1. Реформация и ее влияние на образование и воспитание

2. Формирование иезуитской системы воспитания

1. Движение Реформации связано прежде всего с именами Мартина Лю­тера (1483 - 1546) в Германии, Жана Кальвина (1509 - 1564) во Франции и Ульриха Цвингли (1484 - 1532) в Швейцарии.

Реформация, выступавшая против средневековой католической церк­ви, стремилась к перестройке религиозного сознания людей в духе ра­циональной трактовки христианского вероучения.

В целях распространения своего учения деятели Реформации широко использовали воспитание и образование, выдвинув лозунг всеобщего образования детей всех сословий на родном языке, что должно было в значительной степени.облегчить усвоение и осмысление знаний. Изменения в организации школьного дела в эпоху Реформации были учтены последователями Лютера - Филиппом Мвланхтоном (1497 - 1560) и Иоганном Штурмом (1507 - 1587).

Главная цель этих преобразований состояла в разработке рационально­го содержания образования и воспитания, предусматривавшего преем­ственную связь между средней школой и университетом. Изданный Ф. Меланхтоном в 1528 году учебный план для средней школы "Еванге­лический церковный и школьный порядок, с предисловием доктора Мартина Лютера" предусматривал:

разделение детей на классы,

Усиление обучения латинскому языку, с особым вниманием к грамма­тике, римской поэтике и прозе,

• обязательное знание Закона Божьего,

• пение.

Первым учебным заведением, ставшим эталоном европейской школы, стала гимназия, основанная И. Штурмом в 1538 году в Страсбурге на базе латинской средней школы. Система обучения и воспитания в этой гимназии вобрала в себя многие черты гуманистической педагогики. Она строилась на трех принципах:

• благочестии,

• красноречии,

• знании.

2. С конца 50-х гг. XVI века в качестве противостоящей лютеранству силы выступила Контрреформация, которая была не только католической реак­цией на реформаторское религиозное движение, но и противостояла гуманистической культуре.

Основатель католического ордена иезуитов, хорошо образованный ис­панский религиозный деятель, бывший офицер Игнатий Лопола (1491 -1556), исходя из уже имеющейся в истории практики, полагал, что успехов в отстаиваемом им деле можно добиться через широко органи­зованную воспитательную деятельность.

Деятели Контрреформаций стали создавать в европейских странах обще­доступные бесплатные начальные школы. С целью привлечения к себе господствующих классов они старались активизировать свое влияние как на среднюю, так и на высшую школу.

Иезуитская система воспитания, завоевав большую популярность, просуществовала довольно длительное время. Многие ее элементы со­хранились в школах западных стран и сегодня.

Интерес в этой системе обучения и воспитания представляли такие методы, как:

• межклассное и внутриклассное состязание,

• конкурсы,

• театрализованные представления,

• школьное самоуправление.

Развивая фанатическую преданность римско-католической церкви, иезу­итская система воспитания, несмотря на определенные достижения в области практики обучения, была по сути своей реакционной, уводив­шей человека от саморазвития. Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 123 - 126.

Вопрос 21. Воспитание и обучение у древних славян

1. Воспитательно-образовательная культура восточных славян

2. Воспитание детей в семье

3. Мировоззрения древних славян

I. На Руси сформировалась специфическая воспитательно-образователь­ная культура, принципиально отличавшаяся от западноевропейской.

В сочинениях Прокопия Кесарийского (VI в.) и в других источниках отмечались типичные для "славян и антов":

обостренное чувство общности и справедливости,

устойчивая вера в существование верховного существа,

вера в магию,

• добронравие,

• воинская обученность,

• свободолюбие,

• мужественность,

• физическая развитость и закаленность.

Как воспитывались дети у древних славян, известно лишь в самых об­щих чертах, и только в контексте осмысления жизни людей того време­ни в целом. В практике воспитания и обучения можно обнаружить сохра­нение традиций первобытно-общинной эпохи:

• включение детей в различные виды деятельности в достаточно раннем возрасте;

различие в воспитании мальчиков и девочек;

обряды инициации.

Однако развитие внутриобщинных экономических процессов постепенно привело к выделению семьи как самостоятельной хозяйственной ячейки и к обособлению различных социальных слоев - земледельцев, ремесленни­ков, общинной знати, жречества. Воспитание и обучение в каждом из этих слоев начало приобретать свои специфические черты, ориентиро­ваться на свой идеал.

2. Воспитание детей осуществлялось прежде всего в семье.

Роль родителей в это время значительно возросла, особенно существенно было влияние матери. Не случайно, что впоследствии на Руси человека, достигшего полной зрелости, стали называть словом "матерый", т. е. вос­питанный матерью. В обиходной речи появились слова, обозначавшие различные возрастные группы:

"дитя", т. е. ребенок, который вскармливается грудью;

• "молодой" - до 3 - 6 лет, воспитываемый матерью;

"чадо" - до 7 - 12 лет, начавший обучаться;

• "отрок" - подросток 12-15 лет, проходивший специальное ученичество перед посвящением во взрослые члены общины или рода.

Большое значение в этот период придавалось военному обучению. Эко­номически общины уже могли позволить себе содержать дружины - про-фессионалъных воинов.

Последовательно развивался и процесс разделения видов труда, обо­собления ремесел и их усложнения, в связи с чем возрастала длитель­ность подготовки к профессиональной деятельности. В результате в VI -IX вв. у восточных славян уже обозначилась такая форма обучения, как ученичество. Нужно отметить, что мастер должен был не только обучать ученика специальным умениям и навыкам, но и знакомить его с определенными культовыми знаниями, а сами ремесленники считались у восточных славян чародеями.

3. Воспитание осуществлялось в соответствии с языческим мировоззрением древних славян.

Как и другие народы, славяне поклонялись разнообразным богам и боги­ням. Были среди них главные и второстепенные, могучие и слабые.

Во главе стоял великий Сварог - бог Вселенной. Весьма почитались бог солнца - Даждьбог (Ярила) и бог грозы - Перун. Молились славяне Роду и Рожаницам - богу и богиням плодородия. Бог Белее являлся покрови­телем скотоводства или, иначе, богатства. Стрибог повелевал ветрами, как древнегреческий Эол.

Помимо богов были и другие сверхъестественные существа. Многие из них связывались с представлениями славян о загробном царстве: злыми духами потустороннего мира являлись упыри, а добрыми, охранявши­ми человека, - берегини. В лесу обитал леший, а в поле и у воды жили русалки. Славяне считали, что каждый дом находится под покровитель­ством домового, которого отождествляли с духом своего пращура - чура, или щура.

Таким образом, вся жизнь древнего славянина была органично связана с добрыми и злыми силами природы.

Под влиянием языческого мироощущения формировались все бытовые обряды - коляды, Масленица, день Ивана Купалы, рождения, свадь­бы, похороны, праздники года.

Оно же сказалось на развитии традиций в воспитании детей, которые сохраняются в той или иной степени и поныне, особенно вне городс­кой среды.

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 146 - 148.

Вопрос 22. Воспитание и обучение в Киевской Руси

1. Роль христианства

2. Педагогические идеи

3. Семейное воспитание

4. Обучение

1. Киевский период (X - ХШ вв.) занял особое место в истории восточных славян. В эту эпоху произошло становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные изменения в воспитание и обучение.

Характер образования и воспитания оказался в прямой зависимости от византийского влияния, прежде всего от православия, которое с 988 года сделалось официальной религией Киевской Руси. Педагогическая мысль и школа древней Руси, зародившись при взаимо­действии славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранили самобытность, чему способствовало то, что языком богослу­жения, литературы и обучения оказался славянский язык со славянс­ким алфавитом (азбука-кириллица).

Христианская идея Единого Бога, Отца и Заступника соответствовала родоплеменному устройству восточных славян. Христианские нравствен­ные заповеди оказались созвучны духовным и нравственным идеалам языческой Руси.

Христианское мировоззрение постепенно проникало в языческое со­знание, не только не разрушая его, но и взаимодействуя с ним.

2. Элементы византийской культуры перешли в культуру и образование Киевской Руси.

Идеалы и программа воспитания черпались из "житий святых", поуче­ний и проповедей, жанр и стилистика-которых были заимствованы у византийцев.

В качестве образца поучений можно указать "Изборник Святослава" (1076), материал которого взят из ряда религиозных источников ("Притчи Со­ломона", "Премудрости Иисуса - сына Сирахова" и др.). Во многих списках были распространены поучения византийца Иоанна Златоуста (344 - 407). Выдержки и пересказ этих поучений послужили основой для многих сборников, имевших педагогическую направлен­ность: " Измарагды" (изумруды), "Златоусты", "Пчелы". Педагогические идеи Златоуста были развиты Кириллом Туровским (ум. 1182). Его сочинения предназначались высокообразованным людям. Рассуж­дая о сущности воспитания, Туровский утверждал, что его успех осно­ван на вере в Бога. Будучи сенсуалистом, Туровский говорил о том, что человек приобретает знания прежде всего с помощью органов чувств.

Важные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит "Поучение Владимира Мономаха детям" (1096). "Поучение" требует вос­питания любви к Богу и страха Божьего, строгого выполнения церков­ных обрядов. В этом памятнике Киевской Руси подтверждается патриар­хально-родовой характер воспитания (совет почитать старших, оценка отца как наивысшего авторитета для детей). Главным способом воспи­тания объявлялось подражание детей отцу.

Педагогическая мысль Киевской Руси нашла свое письменное выражение в различных документах XI - XIII вв., в том числе и юридических. "Рус­ская Правда" - важнейший памятник древнерусского права - представ­ляет собой законодательный свод, составленный из княжеских уставов и частично из византийских рукописных источников.'

3. Главным очагом воспитания и обучения для всех сословий в Киевской Руси была семья.

Дети знати и горожан могли получить элементарное образование в се­мье. Так, княгиня Ольга (ум. 969) сама воспитала сына Святослава.

Семья обучала праведному житию посредством религиозного воспита­ния, преподавания правил общежития.

В семье передавались и наследственные знания, навыки ремесел и про­мыслов.

Церковь видела свою задачу в контроле за семейным воспитанием. В се­мьи бояр приглашались домашние учителя-священники.

Один из наиболее ранних памятников древнерусской письменности - Устав Ярослава Мудрого, составленный в 1051 - 1053 гг. первый кодекс семейного права.

Он сыграл большую роль в регулировании семейно-брачных отношений на Руси. Статьи Устава охватывают широкий круг социальных вопросов:

• охрана чести и достоинства женщины-матери,

• повышение ответственности обоих родителей за воспитание своих де­тей и установление гуманных отношений в семье,

• создание юридических механизмов защиты сиротства и предупрежде­ния полусиротства.

Большинство статей разработано одним из образованнейших людей сво­его времени - митрополитом киевским Илларионом.

4. Появление первых школ в Киевской Руси было вызвано потребностями духовенства, а также увеличением числа грамотных людей.

Первым книжным центром обучения на Руси могла быть первая хрис­тианская церковь Св. Ильи на Подоле в Киеве (X в.).

Первая школа учения книжного открылась при князе Владимире Святос­лавиче (ум. 1015) в Киеве в 988 году. Это событие предваряло быстрый расцвет школьного дела, религиозной педагогической мысли в Киеве, Новгороде и центрах других древнерусских княжеств.

Щкола, открытая Владимиром Святославичем, была учебным заведе­нием повышенного типа. Ее ученики уже владели начальным образова­нием, т. е. умели писать и читать. Это позволяет предполагать существо-вание к тому времени элементарного обучения.

На протяжении периода X - XIII вв. школы возникли не только в Киеве ц Новгороде, но и других городах (Переяславль, Суздаль, Чернигов, Полоцк, Муром, Владимир-Волынский, Владимир на Клязьме, Туров, Галич, Ростов и др.).

Училища создавались на княжеских, церковных и монастырских подво­рьях. Обучали церковному чтению, письму, пению, занимались нрав­ственным воспитанием ("учили чести"). На первых порах устройство школ брали на себя князья, затем это стала делать по преимуществу церковь. Обучение велось в индивидуальной форме. Дети сидели вместе, но с каж­дым учеником учитель занимался отдельно. Как правило, ребенок начи­нал учиться с 7 лет. Родители платили за обучение (давали "мзду"). Школы учения книжного носили элитарный характер: учениками обычно были дети представителей высших сословий.

"Учение книжное" давало элементарное и повышенное образование. Наряду с чтением, письмом и счетом ученики получали некоторые све­дения из математики, истории различных стран, а также сведения о природе.

Система начального обучения в Древней Руси выглядела не как сово­купность регулярных учебных заведений, а как определенные формы общественно-педагогической практики.

Начальное обучение осуществляли мастера грамоты. Мастера грамоты занимались с детьми всех сословий. Они обучали чтению, письму и сче­ту подобно тому, как мастера учили подмастерьев профессии. При этом ' использовались особые дощечки, на которых была вырезана азбука. Та­кие учебные пособия были доступны всем слоям общества. Сначала учили писать и произносить буквы, потом - читать молитвы по Псалтырю. В каче­стве писчего материала использовали бересту.

На протяжении X - XI вв. письменность проникла во все слои населения Руси. Киевская Русь не уступала по уровню образованности Централь­ной и Западной Европе.

Фонд хранившихся в княжеских дворцах, боярских домах и монастырях рукописей предположительно составлял около 140 тыс. книг. Так, Ярос­лав Мудрый организовал библиотеку при киевском Софийском соборе. Дошедшие до нас около 500 рукописей XI - XIII вв. - лишь малая толика богатства, которым располагали древнерусские книжники. Грамотность в раннесредневековой Руси была распространена повсеме­стно. Об этом свидетельствуют найденные в различных городах и дати­руемые XI веком приблизительно 700 берестяных грамот.

В результате нашествия монголо-татар (1237 - 1241) уровень образова­ния на Руси резко снизился.

Использованные источники:

1. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педву­зов. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. С. 147 - 153.

2. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. / Сост. СВ. Лы­ков., Л.М. Волобуева. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. С. 27, 35.

Вопрос 23. Воспитание и обучение на Руси в XIV - XVI вв.

1. Подготовка ребенка к жизни

2. Первые печатные учебники

3. Ре.шгиозное воспитание

4. Содержание образования

5. Монастыри

1. На Руси государственно-экономическое развитие не оказывало суще­ственного влияния на систему образования, не требовало введения школьного обучения.

Подготовка ребенка к взрослой, самостоятельной жизни осуществлялась вне школы.

Основу такой подготовки составляло овладение трудовыми навыками. Поэтому в каждом сословии продолжали существовать свои традиции профессионального обучения. Чаще всего ремесло передавалось от отца к сыну, но иногда детей отдавали на выучку к мастеру-профессионалу, который принадлежал к тому же сословию.

Обучение грамоте, чтению, счету могло также происходить в семье, у грамотного родственника либо на дому у "мастера грамоты".

2. В конце XVI века на Руси появились первые печатные учебники - азбуки. Основоположником отечественного книгопечатания считается Иван Федоров (ок. 1510-1583).

В 1574 году во Львове и в 1580-1581 гг. в Остроге он издал знаменитые буквари, впитавшие опыт учительской работы мастеров грамоты пред­шествующих веков. В послесловии к "Букварю" (1574) Иван Федоров изложил некоторые методические требования к использованию этих изданий. Само название послесловия - "Обращение к детям и родите­лям" - говорит о том, что букварем могли пользоваться и дети, и роди­тели, а обучение грамоте рассматривалось как дело семейное.

3. За религиозное воспитание детей отвечала церковь. В обязанности свя­щенников входило обучение основным догматам христианского вероу­чения, воспитание уважения к церковным и светским властям.

Религиозно-нравственное воздействие сочеталось с элементарным обу­чением - большая часть училищ находилась при приходских храмах. Связь между образованием и церковью все более укреплялась. Грамота по-прежнему изучалась ради возможности читать одобренные церковью книги, чтению и письму обучали, как и раньше, по Псалтыри, Часос­лову, Евангелию. Формировалось представление о том, что школа есть "церковный угол".

4. Существовавшие тогда способы обучения вполне отвечали потребнос­тям государства и общества, какая-либо новая организация образова­ния казалась ненужной, и до XVII века государственных школ грамоты в России не было.

Главное внимание уделялось усвоению детьми житейских правил, а не научных знаний.

Кодекс сведений, которые считались необходимыми для усвоения этих правил, состоял из трех частей:

• учение о спасении души,

• наука о гражданском общежитии,

• усвоение правил ведения домашнего хозяйства.

5. Самым образованным сословием было духовенство.

В монастырях можно было получить широкое по тем временам образо­вание. Конечно, акцент традиционно делался не столько на усвоении суммы знаний, сколько на нравственно-религиозном воспитании, духов­ном самосовершенствовании.

По принятым и сохранившимся на Руси византийским правилам мона­хи были обязаны часть времени, свободного от церковной службы, уде­лять чтению и переписке книг.

Среди монастырей того времени выдающимися образовательными и книгописными центрами были Чудов, Спасо-Андрониковский, Трои-це-Сергиев, Кирилло-Белозерский и некоторые другие, поддерживав­шие и развивавшие книжные традиции.

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 155 - 158.

Вопрос 24. Образование в Русском государстве в XVII веке

1. Начальное обучение

2. Школы братств

3. Киевская академия

4. Школы при Андреевском монастыре

5. Типографская школа

6. Открытие школы в Богоявленском монастыре

7. Московская академия

1. Начавшиеся в XVII веке позитивные социально-экономические про­цессы стимулировали развитие просвещения.

В целом в начальном обучении не произошло каких-либо значительных перемен. Обучение грамоте традиционно осуществлялось в семье, у до­машнего учителя, в училище или индивидуально у "мастера грамоты", при монастырях и церквях.

2. Западные православные братства (Львовское, Виленское, Могилевское, Луцкое и др.) понимали основную функцию просвещения: служить укреп­лению православной веры и церкви.

В братствах создавались сначала элементарные школы, затем средние и даже высшие, такие как Киево-Могилянская академия. Средние школы имели богословский характер и исполняли роль духовных семинарий.

Школы братств являлись общественными, а не частными или семей­ными.

Жизнь братских школ была религиозно-церковной. Обязательно соблю­дались все посты, праздники, весь день сопровождался молитвами. В школах основательно изучали церковный устав, церковное чтение, пе­ние, Священное писание, к этому добавлялось изучение греческого и латинского языков и "семи свободных искусств", трактовавшихся с по­зиций православия.

Заботясь о повышении образованности своих членов, братства приоб­ретали книги.

3. Наибольшего развития достигла школа Львовского братства, которое в пору своего расцвета снабжало учителями другие братские школы. Ее выпускником был и Петр Могила, основавший в 1615 году школу в Киеве и впоследствии преобразовавший ее по типу иезуитских колле­гий в Киево-Могилянский коллегиум, а затем в академию. Для препо­давания различных наук в академии он вызвал из львовской школы православных учителей. Это было первое высшее учебное заведение на. Руси, в котором учились 1200 человек и было 3 отделения: младшее, среднее и старшее. Много внимания уделялось философии, богосло­вию, юридическим наукам. Выпускники получали образование на уров­не западноевропейских схоластических стандартов.

4. В 40-х гг. XVII века Ф.М. Ртищеву было поручено основать при Андре­евском монастыре школу по типу украинских училищ.

Школа ориентировалась в образовании на греческую школьную тради­цию. В содержание обучения входили греческий, польский, латинский языки, грамматика, риторика, богословие.

5. Первым учебным заведением со значительным числом учащихся была Типографская школа, основанная в 1681 году иеромонахом Тимофеем. Ей были отданы палаты при Печатном дворе. В младшем классе учились по азбуке (50 человек в первый год работы), в старшем - по Псалтыри (10 человек в первый год работы). Постепенно количество учеников уве­личивалось, расширялась программа: изучали уже не только славянс­кий, но и греческий языки. Со временем школа превратилась в своеоб­разное учебное заведение, которое одновременно было и начальной школой, и училищем для подготовки переводчиков Печатного двора.

6. Следующим шагом стало открытие школы в Богоявленском монастыре в

Москве в 1685 году греческмми монахами братьями Иоанникием и Со-фронием Лихудами. Эта школа повышенного уровня уже приближалась по типу к западноевропейским университетам. Первыми посещать ее на­чали старшие ученики Типографской школы и школы Чудова монастыря. Братьям Лихудам было разрешено преподавать все свободные науки на греческом и латинском языках. Учителем греческого языка был Карион Истомин, учитель царевича Петра Алексеевича и автор многих учебников.

7. Границы между средними и высшими школами в России в XVII веке были размыты. Все зависело от уровня образованности преподавателей и целей учебного заведения.

В 1687 году в Москве было открыто первое собственно высшее учебное заведение - Эллино-греческая, впоследствии Славяно-греко-латинская ака­демия.

Московская академия была организована по образцу Киевской. Инициатором ее создания был Симеон Полоцкий. Учреждение ее как бы заканчивало первый, церковно-религиозный период отечественно­го образования. В этом учебном заведении серьезно изучались не только богословие, но и светские науки.

Обучение начиналось с подготовительного класса - славяно-российс­кой школы, где учили азбуке, Часослову, Псалтыри и письму. После этого ученики переходили в "школу греческого книжного уче­ния", затем приступали к изучению грамматики.

Риторику, логику, физику, пиитику изучали и на греческом, и на ла­тинском языках. Учебники по этим предметам были составлены братья­ми Лихудами, которые следовали западноевропейским образцам. Главным в преподавании было то, что все светские науки подчинялись богословию. Весь учебный материал трактовался с позиций православия.

Московская академия долгое время являлась единственным высшим учебным заведением, и лишь к концу XVIII века она стала постепенно превращаться в исключительно духовное учреждение - духовную семи, нарию.

Многие из выпускников академии стали выдающимися деятелями про­свещения уже в петровскую эпоху - поэты Антиох Кантемир (1708 - 1744) и Карион Истомин (конец 40-х гг. XVII в. - не ранее 1718), математик Леонтий Магницкий (1669 - 1739). Учился в ней и М.В. Ломоносов.

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 159 - 163.

Вопрос 25. Основные подходы к воспитанию и обучению во 2-рой половине XVIIв.

1. Виды основных подходов к воспитанию и обучению

2. Характеристика основных подходов к воспитанию и обучению

3. "Домострой"

1. Во второй половине XVII века определились четыре основных подхода к воспитанию и обучению:

"латинофильский";

• византийско-русский;

• славяно-греко-латинский;

• старообрядческо-начетнический.

По сути, эти подходы были порождены двумя взглядами на будущее России, сторонники которых в дальнейшем (XIX в.) получили назва­ния западников и славянофилов.

2. Сторонники "латинофильского" подхода - Симеон Полоцкий (1629- 1680) и Сильвестр Медведев (1641 - 1691).

С. Полоцкий оставил несколько учебных книг: "Псалтырь рифмотвор-ная", "Вертоград многоцветный", "Букварь языка славенска" и др. Мир видится Полоцкому книгой, написанной Богом. Задача наставника -научить читать эту книгу. Вступив в извечный спор о природе ребенка, Полоцкий характеризует ее как "скрижаль ненаписанную", изображе­ние на которой во многом зависит от учителя. Полноценное обучение, по Полоцкому, следует осуществлять на латинском, греческом и род­ном языках.

Византийско-русский - Епифаний Славинецкий (1600- 1675), Федор Рти­щев (1625 - 1673), Карион Истомин (1650 - 1717). Епифаний Славинец-

кий стремился уйти от крайностей "латинофилов" и православно-старо­обрядческого направления. В своих сочинениях "Рассуждение об учении греческому языку" и особенно "Гражданство обычаев детских" (после­днее создано с опорой на идеи представителя европейского Возрождения Эразма Роттердамского) Славинецкий настаивал на сочетании умствен­ного и нравственного воспитания с опытом учения книжного.

Славяно-греко-латинский - Иоанникий (1639 - 1717) и Софроний (1652 -1730) Лихуды. Греческие монахи братья Лихуды следовали западноевро­пейским образцам.

Старообрядческо-начетнический - протопоп Аввакум (1621 - 1682).

Аввакум осуждал приоритет изучения мирских наук, призывал отка­заться от греко-латинского образования. Достоинствами русской педа­гогической традиции Аввакум считал обращение к духовности, внима­ние к воспитанию "мужества, мудрости, правды и целомудрия".

3. Одной из вершин педагогической мысли того времени, несомненно, был "Домострой", написанный живым и образным разговорным язы­ком, обработанный и дополненный известным деятелем из ближайше­го окружения Ивана Грозного - Сильвестром.

В "Домострое" три основные части:

• в первой содержатся назидания относительно религиозной жизни. Зада­ча нравственно-религиозного воспитания должна была являться главной для родителей, заботившихся о развитии своих детей;

• вторая часть, посвященная семейным отношениям, включает специаль­ные наставления о необходимости обучения детей тому, что нужно в домашнем обиходе, и только затем ставится задача об обучении грамо­те, книжным наукам;

• третья часть "Домостроя" посвящена устройству дома, содержит хозяй­ственные рекомендации.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История педагогики. С. 159 - 160.

История педагогики и образования. С. 171 - 172.

Вопрос 26. Педагогические идеи Нового времени

1. Ф. Бэкон о познании и воспитании

2. Общие принципы обучениея В. Ратке

3. Новый взгляд на природу и человека Р. Декарта

1. Английский ученый Френсис Бэкон (1561 - 1626) целью научного позна­ния считал освоение сил природы путем последовательных экспери­ментов.

Провозгласив власть человека над природой, Ф. Бэкон вместе с тем видел его частью окружающего природного мира, т. е. фактически при­знавал принцип природосообразного познания и воспитания.

2. Одним из основоположников педагогики Нового времени в Германии был, несомненно, Вольфганг Ратке (1571 - 1635), известный также под латинизированным именем Ратихий, или Ратихиус.

Он стремился сделать обучение иностранным языкам легким и приятным для учащихся. От методов обучения иностранным языкам В. Ратке перешел к общим вопросам организации школьного дела и дидактики, высказывая нередко соображения социально-политического характера.

Поставив вопрос о приоритете в школах родного языка, В. Ратке предложил методику одновременного обучения чтению и письму, что было для того времени большим новшеством.

В. Ратке настоятельно предлагал сделать основой всей школьной системы "немецкую школу" - школу родного языка.

В своей работе "Мемориал" В. Ратке затронул вопросы взаимоотношений школы и общества и набросал в общих чертах программу достижения национального, политического, культурного и религиозного объединения Германии.

В книге "Всеобщее обучение по способу Ратихия" (1619) и дополнениях к ней, а также в ряде учебников (новых языков, логики, метафизики, Священного писания и др.) он изложил свои общедидактические и методические идеи, а также предложения относительно как содержания образования с акцентом на реальные знания, так и новых методов обучения, новой организации школы в целом.

В. Ратке сумел вывести важнейшие общедидактические принципы, которые практически одновременно с ним, но гораздо обоснованнее сформулировал великий чешский педагог Ян Амос Коменский.

Эти общие принципы обучения В. Ратке сводятся к следующим основным положениям, которыми должен руководствоваться каждый учитель:

• обучение должно протекать в соответствии с ходом природы, не нарушая его;

• обучение должно быть последовательным, нельзя изучать одновременно разные вещи;

• в обучении следует постоянно использовать повторение;

• первоначальное обучение должно обязательно вестись на родном языке учащихся;

• обучение должно вестись без принуждения;

• заучивать ученики должны только то, что ими понято;

• в обучении следует идти от частного к общему, от известного к неизвестному;

• в ходе обучения всегда нужно опираться на индукцию и опыт.

3. Новый взгляд на природу и человека с особой силой выразил француз­ский философ Рене Декарт (1596 - 1650). В отличие от сенсуализма

ф. Бэкона и Я.А. Коменского, Р. Декарт воспринимал природу как не­кий механизм, законы которого можно постичь лишь разумом. Он считал, что в процессе воспитания необходимо преодолевать издерж­ки детского воображения, при котором предметы и явления видятся не такими, какие они есть на самом деле.

Будучи убежденным в нравственном и интеллектуальном вреде детско­го эгоцентризма, Декарт советовал прилагать максимум усилий для раз­вития у учащихся способности к суждениям - самостоятельному и вер­ному осмыслению собственных поступков и окружающего мира.

Использованные источники:

1. Джуринский А.Н. История педагогики. С. 170- 172.

2. История педагогики и образования. С. 179 - 181.

Вопрос 27. Теоретические основы педагогики Я.А. Коменского

1. Краткий биографический очерк

2. Взгляд на человека

3. Этапы познания

4. Принцип природосообразности

I. Ян Амос Коменский (1592 - 1670) - крупнейший педагог-демократ, вы­дающийся общественный деятель XVII века.

Он родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Образование получил традиционное для того времени - окончил латинскую школу, учился в Гернборнском и Гейдельбергс-ком университетах в Германии. После этого Коменский был проповед­ником, а потом и главой своей религиозной общины, занимался педа­гогической деятельностью в различных странах Европы - в Чехии, Польше, Венгрии, писал учебники для Швеции.

Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира, включая Россию. Последние издания его иллюстрированного учебника латинского языка, дававше­го одновременно сведения об окружающем мире, относятся ко второй половине XIX века

Коменский был основоположником педагогики Нового времени. В его теорети­ческих трудах по вопросам обучения и воспитания детей - "Материнс­кая школа", "Великая дидактика", "Новейший метод языков", "Пансофическая школа" и др. - рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.

2. Коменский признает божественное происхождение природы и чело­века и приписывает им божественные атрибуты.

Вершина божественного творения, "чистейший образец своего создателя" - человек. Он есть "самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение" ("Великая дидактика"), это микрокосмос в макрокосмосе. Он создан для познания предметов, нравственной гармонии и любви к Богу, Человек, созданный Богом по своему образу и подобию, обладает его каче­ствами, в нем заложены исключительные и безграничные возможности и задатки. В этом утверждении Коменского содержится новый, передо­вой и смелый взгляд по сравнению со средневековым, когда человек объявлялся порочным и греховным от рождения. От рождения человек не имеет никаких знаний и идей. Врожденным является стремление человека к знанию. Душа, как часть божественного духа, способна к познанию.

3. Ступени познания:

чувственное познание;

обобщение, абстракция, научное знание;

• осмысление, проверка практикой, мудрость.

Характеризуя познание ми￿а в его еди￿￿тве, Коменский намечает такую последовательность:

• человек, прежде всего, должен знать, что что-либо существует (ознакомление),

• далее - что это такое по своим свойствам и причинам (понимание),

• и, наконец, знать, как использовать свое знание.

Отсюда вытекает представление Коменского о том, чему должны учить школы:

• во-первых, теории,

• во-вторых, практике.

Этим путем можно воспитать пансофа-мудреца, а мудрость есть искусство жизни, т. е. знания нужны не для созерцания мира, а для того, чтобы служить человеку, достигать с их помощью благосостояния и счастья.

4. В основу педагогики Коменским положен принцип природосообразности:

природа едина,

• в ней все происходит целесообразно,

• царят гармония и порядок,

все протекает постепенно,

• природа не терпит ничего бесполезного.

Человек, являющийся частицей природы, подчиняется ее общим зако­нам и развивается по естественным законам. У каждого периода жизни ребенка имеются свои природные закономерности. Воспитание ребенка должно идти сообразно с его, ребенка, природой. "Нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять, что он имеет заложенным в себе самом".

Важнейшие черты педагогической теории Я.А. Коменского:

демократизм,

гуманизм,

народность.

Использованные источники:

1. Латышина Д. И. История педагогики. С. 26 - 27.

2. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1981. С. 79.

Вопрос 28. Школа и ее назначение по Я.А. Коменскому

1. "Великая дидактика"

2. Школа - мастерская гуманизма

1. "Великая дидактика" Коменского выходит за рамки теории обучения, это, по сути, есть вся педагогика, включающая и образование, и воспи­тание.

В отличие от дидактики как теории обучения, свою "Великую дидак­тику" Коменский определяет как универсальное искусство всех учить все­му, учить с верным успехом, быстро, основательно, приводя учащихся к добрым нравам и глубокому благочестию.

2. Коменский называет школу мастерской человечности, мастерской гума­низма.

С его точки зрения,

обучать детей целесообразнее в школах, а не в семье;

основное назначение школы состоит в том, чтобы распространить все­общую мудрость;

в школе всеобщей мудрости обучаются все всему, что нужно для насто­ящей и будущей жизни;

в школе молодежь совершенствуется нравственно, поэтому школа яв­ляется мастерской гуманности и истинной человечности. Это учреждения, где учащиеся готовятся к труду, к жизни, это "мастерские трудолюбия".

В "Великой дидактике" (гл. XII) Ян Амос Коменский определил те кон­кретные принципы, которые нужно учесть при создании школ: образование должно получить все юношество, за исключением разве тех, кому Бог отказал в разуме;

юношество обучалось бы всему тому, что может сделать человека мудрым, добродетельным, благочестивым;

образование должно быть закончено еще до наступления зрелости; • образование должно происходить весьма легко и мягко, как бы само собою - без побоев и суровости или какого-либо принуждения;

юношество должно получить образование не кажущееся, а истинное,

не поверхностное, а основательное;

образование не должно требовать больших усилий, а должно быть чрез­вычайно легким.

3. Весь цикл воспитания и образования человека, по замыслу Коменского, должен распределяться на четыре периода по шесть лет каждый. Ступени школьной системы:

материнская школа - для детства (до 6 лет); должна быть в каждом доме. Для нее Коменский составил методическое руководство "Материнская школа" - наглядное наставление о том, как благочестивые родители частью сами, частью с помощью нянек должны заботиться о детях;

школа родного языка, элементарная школа - для отрочества (до 12 лет); должна быть в каждой общине, обязательна для всех детей. В школе род­ного языка каждого нужно учить тому, без чего нельзя обойтись в жизни;

латинская школа - для юношества (до 18 лет); должна быть в каждом городе. Здесь обучение следует начать также с родного языка, затем еще какие-либо иностранные языки, физика, география, естествознание, математика. Традиционные "семь свободных искусств", мораль состав­ляют программу латинской школы. Каждый из шести классов имеет свое название: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический;

академия - для зрелости (до 24 лет). Самые одаренные из кончающих латинскую школу завершают свое образование в академии, которая имеет обычные для того времени три факультета: богословский, юридический и медицинский.

Использованные источники:

Латышина Д.И. История педагогики. С. 28 - 29.

Вопрос 29. Дидактические идеи Я.А. Коменского

1. Классно-урочная система

2. Общие требования к обучению

3. Дидактические принципы

4. Роль учителя

1. Новое решение предложил Коменский для организации обучения. Это классно-урочная система, которая предполагает:

• неизменный состав учащихся одного возраста;

• проведение занятий в точно определенное время по расписанию;

одновременную работу учителя со всем классом по одному предмету.

Занятия необходимо проводить ежедневно по 4 - 6 часов, после каждо­го часа перерыв.

Начинать обучение нужно в детстве: "образование человека нужно на­чинать в весну, т. е. в детстве, ибо детство изображает собой весну, юность -лето..." и т. д.

Коменский рекомендует заниматься только в школе. "На дом ничего не следует задавать, кроме того, что имеет отношение к развлечениям". Так как школа называется учебной мастерской, именно здесь и следует добиваться успехов в науке.

2, В "Великой дидактике" определены четыре основных общих требования к обучению.

успешность обучения достигается при условии, если учить вещам раньше слов; учить от простейших начал, доходя до сложных; учить по кни­гам, предназначенным для данного возраста;

легкость обучения достигается, если обучение начнется в раннем возрас­те; учитель в преподавании следует от более легкого к более трудному, от более общего к более частному; ученики не перегружаются знаниями, продвигаясь вперед не спеша; изучаемое в школе увязывается с жизнью;

основательность обучения предполагает, что ученики станут заниматься действительно полезными вещами; последующее будет основываться на предыдущем; все материалы изучения должны быть взаимосвязаны, и все изученное будет закрепляться постепенными упражнениями;

быстрота обучения возможна тогда, когда все преподается основательно, кратко и ясно; все происходит в неразрывной последовательности, ког­да сегодняшнее закрепляет вчерашнее, а занятия в классе ведет со всеми один учитель.

3, Одним из важнейших звеньев дидактики Коменского являются ди­дактические принципы, т. е. положения общего характера, на которые опираются обучение и учение и которые диктуют применение в обучении конкретных приемов и методов:

наглядность - предполагает усвоение учащимися знаний путем наблюденийза предметами и явлениями, т. е. благодаря чувственному восприятию;

последовательность и систематичность. "Ум в познании вещей идет по­степенно", поэтому "обучение должно вестись последовательно". Это значит, что все последующее в обучении необходимо основывать напредыдущем, соединяя эти части раскрытием причины;

прочность усвоения учебного материала. Этот принцип не является но­вым в педагогике, еще Конфуций и древние греки считали необходи­мым добиваться прочности изучаемого в школе, для чего нужны постоян­ные упражнения и повторения. Коменский считает упражнения полезными тогда, когда материал понят учеником. Добиваясь прочности знаний, учителю прежде всего нужно обеспечить возможность чувственного восприятия. Следующим условием, обеспечивающим проч­ность усвоения, являются упражнения в практической деятельности;

самостоятельность и активность. Обучать юношество не значит вбивать в головы учеников знания, но раскрывать способности понимать вещи. Нужно, чтобы "каждый ученик все изучал сам, собственными чувства­ми", обдумывал самостоятельно и применял знания на практике.

3. Оценивая назначение, роль учителей, Коменский пишет: они "постав­лены на высоко почетном месте", "им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем". Учитель, по утверждению Коменского, сравним с садовником, акуше­ром, пастухом, полководцем, и счастливы те школы, которые имеют настоящих учителей.

Использованные источники:

Латышина Д.И. История педагогики. С. 30 - 33.

Вопрос 30. Школа и педагогическая мысль в Североамериканских Штатах

1. Развитие школы

2. Педагогическая мысль американского Просвещения

1. В эпоху Просвещения (последняя треть XVII - конец XVIII в.) в Североамериканских Штатах в результате просветительской деятельности об­щин появились в значительном количестве воспитательные учреждения:

• для маленьких детей,

• приходские школы,

• грамматические школы,

• благотворительные заведения, основанные миссионерами, и т. д. Огромное влияние на развитие школ в Америке оказала ставшая популярной в то время идея видного английского экономиста Уильяма Петти (1623 - 1687) о создании образовательных трудовых домов для детей всех сословий, в которых помимо элементарного образования учащимся давались бы специальные знания, полезные с экономической точки зрения, и предусматривалось их участие в производительном труде.

К началу XVIII века в штатах Пенсильвания и Нью-Джерси стали открываться школы, учебная программа которых приближалась к требованиям жизни. В них предусматривались 4 часа учебных занятий в день и 4 часа работы в мастерских.

Начало среднему образованию в США было положено еще в 1635 году открытием церковной общиной в Бостоне латинской грамматической школы европейского типа. Идея создания таких школ быстро распространилась и в других городах.

Гордостью поселенцев Новой Англии стал Гарвардский колледж, от­крытый в 1636 году и получивший свое название в честь английского министра Дж. Гарварда, эмигрировавшего в Америку и завещавшего кол­леджу половину своего имущества и библиотеку. Программа обучения в нем в основном соответствовала европейскому образованию. Позже сам Гарвардский колледж приобрел статус университета.

По проекту Б. Франклина, в 1751 году в Филадельфии была открыта Академия - общеобразовательная школа, состоявшая из трех отделений: латинского, дававшего строго классическое образование, английской грамматической школы, имевшей филологическую направленность, и математического. Таким образом, учащимся предоставлялась возмож­ность выбора интересующего их типа образования.

Эти школы были частными, в них учились как мальчики, так и девочки. Школы такого типа стали быстро распространяться по всей Америке, позднее их ученики стали готовиться к работе учителями в начальной школе.

С целью создания условий для развития просвещения и стимулирова­ния самообразования широких народных масс по инициативе Т. Джефферсона в штате Виргиния была открыта первая публичная библиотека. Позже в этом же штате был основан университет, ректором которого стал сам Т. Джефферсон.

К концу XVIII века в американских штатах сложилась общеобразова­тельная школа с бесплатным девяти или двенадцатилетним сроком обу­чения, состоявшая из:

• начальной школы, в программу которой входили чтение, письмо, ариф­метика, пение и труд;

• школы средней ступени, где преподавались грамматика, литература, языки, естественная история, география;

• старшей школы, называвшейся по-разному - дополнительной, избран­ной, соединительной и т. д. Изучались геометрия, химия, всеобщая ис­тория, риторика и другие предметы. Она готовила к поступлению в выс­шую школу.

2. Одной из самых оригинальных и самобытных фигур раннего периода американского Просвещения был Бенджамин Франклин (1706 - 1790).

Б. Франклин обосновывал необходимость такого образования, которое научило бы самостоятельно учиться, способствовало бы приобретению нужных в дальнейшем знаний. Он решительно критиковал схоластичес­кую систему образования, требуя, чтобы школа обучала учащихся на­укам, а не теологии, и разработал проект школы, в котором не только обосновывались структура и содержание образования, но и давались подробные рекомендации по организации и методике обучения, орга­низации физических упражнений учащихся:

в I классе дети должны изучать грамматику родного языка, обращая особое внимание на правописание, а для чтения использовать не тексты Священного писания, а нравоучительного и занимательного со­держания рассказы;

• II класс должен быть посвящен более глубокому изучению грамматики и ознакомлению с лучшими произведениями мировой литературы, с тем, чтобы дети смогли излагать прочитанное с пониманием его смысла;

• в III классе уже возможно изучение риторики, древней истории, есте­ствознания;

• в IV классе ученики должны приобрести познания из довольно широ­кого круга различных наук;

V класс отводился на прохождение курсов логики, философии и натур­философии;

• в VI классе, наконец, все время обучения должно быть посвящено толкованию произведений выдающихся классиков литературы антич­ного периода.

Видным деятелем американского Просвещения был третий по счету президент Америки, автор проекта Декларации независимости Томас Джеферсон (1743 - 1826). Он утверждал, что если неграмотная нация мечтает быть свободной, то она мечтает о том, чего никогда не было и никогда не будет.

Т. Джефферсон выдвинул идею создания такой системы образования и воспитания, которая помогла бы решить многие насущные проблемы страны. При его активном участии была разработана модель трехступен­чатой общеобразовательной школы:

• первая ступень представляла собой начальную трехлетнюю школу, имев­шую своей задачей научить детей чтению, письму и арифметике, а так­же познакомить с ремеслами, необходимыми им в обиходе;

• на второй ступени обучения школьники должны были получать знания, нужные для развивавшихся сельского хозяйства и промышленности;

• третья ступень являлась школой с трехгодичным сроком обучения для совершенствования знаний и практических умений по выбранному в школе второй ступени направлению.

Эта модель была первой попыткой освободиться от укоренившейся к тому времени в американских штатах европейской системы образования.

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 227 - 231.

Вопрос 31. Педагогические идеи Просвещения в Англии

1. Общая характеристика

2. Педагогические идеи Дж. Локка

1. В Англии педагогические идеи Просвещения были развиты плеядой мыслителей: Дж.Мильтоном (1608-1674), У.Петти (1623-1687), Дж.Локком (1632-1704), Д.Беллерсом (1654-1725), Т.Пейном (1737-1809), Дж.Пристли (1733-1804) и др.

Многие из них настаивали на ликвидации сословной школы и создании демократической системы образования.

Джон Беллерс разработал проект изменения общества путем трудового воспитания всего народа, предложив для этого учреждать колледжи, в которых подростки и юноши - выходцы из всех социальных слоев – воспитывались бы в духе трудолюбия. Соответствующий план изложен в сочинении Беллерса "Предложения об учреждении трудового колледжа".

Демократическую идею бесплатного всеобщего обучения выдвинул То­мас Пейн в работе "Права человека". Главной задачей школы он считал нравственное воспитание молодежи.

Томас Пейн сыграл видную роль и в американском Просвещении. Его философский трактат "Век разума" дал название всей эпохе - оно на­столько емко определяло суть и своеобразие того времени, что с тех пор век Просвещения называется веком разума.

2. Джон Локк (1632 - 1704) - выдающийся английский философ-материа­лист и педагог. Он жил в ту историческую эпоху, когда борьба между молодой буржуазией и старым дворянством завершилась в Англии клас­совым компромиссом - установлением конституционной монархии, сторонником которой был Локк.

Большой заслугой Локка как философа была разработка идеи опытного происхождения человеческого знания.

Категорический отказ от традиционной точки зрения на врожденность человеческих идей и представлений, защита сенсуалистической теории познания, большое внимание к эмпирической психологии позволили Локку разработать интересную педагогическую систему, оказавшую очень большое влияние на дальнейшее развитие педагогики.

Педагогические идеи Дж. Локка можно кратко представить следующим образом:

ребенок от рождения не несет в себе никаких врожденных идей и поро­ков;

• все, что есть в сознании человека, получено им благодаря ощущениям и собственному опыту;

• воспитание всесильно, только от него зависит, каким вырастет ребенок;

• основная цель воспитания - счастье человека, опирающееся на добро­детель;

• здоровье ребенка - первая задача воспитания;

• пример окружающих, упражнения ребенка действеннее всяких слов;

• следует отказаться от принуждения в воспитании;

• польза - вот принцип, которым следует руководствоваться в воспитании и обучении.

Локк внес в педагогику новые принципы:

опыт как основа воспитания,

• практицизм,

• рационализм.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История педагогики. С. 179.

Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. С. 162.

Вопрос 32. Школы пиетистов

1. Педагогическая деятельность А.Г.Франке

2. Последователи А.Г.Франке

1. Возникнув в Германии во второй половине XVII века как реакция на окостенение лютеранского богословия, пиетизм (от лат. pietas - благо­честие) стремился к пробуждению, обновлению религиозного чувства, достижению личности с учетом ее индивидуальности. Наибольшую известность приобрели школы пиетистов, группировав­шихся вокруг Августа Германа Франке (1663 - 1727). Они вошли в число первых школ, деятельность которых была связана с усилением практи­ческой направленности школьного образования и наглядности обучения в духе идей ЯЛ. Коменского.

В педагогической деятельности Франке и его последователей прояви­лась демократическая сторона пиетизма.

Педагогические воззрения А.Г. Франке изложены в его сочинении "Крат­кое элементарное руководство как воспитывать детей к истинному бла­гочестию и христианской мудрости", в котором популяризировались многие идеи ЯЛ. Коменского.

В "учреждениях Франке" большое место отводилось обучению родному языку, сообщению реальных знаний, изучению детьми живой природы с целью подготовки воспитанников к практической жизни. Необычны­ми для того времени являлись систематические экскурсии учащихся. Учащиеся средних школ изучали родной и латинский языки, историю, географию, математику, физику, естествознание и ряд других общеобразовательных предметов. При одной из средних школ был даже устро­ен естественно-исторический музей. В свободное время воспитанники помимо физического труда в саду и во дворе занимались различными видами ремесленного труда.

2. С деятельностью "учреждений Франке" связано возникновение в Герма­нии первых реальных школ.

В 1708 году К. Землер учредил училище, названное им "Математичес­кой реальной школой". О латыни здесь уже не было и речи. Учебный план включал лишь предметы, изучение которых могло служить учащимся для лучшей подготовки к практической деятельности:

• математику,

• физику,

• астрономию,

•рисование,

• черчение,

• географию,

• правоведение,

• агрономию,

• отечественную историю,

• родиноведение,

• экономику и т. д.

В 1747 году Иоганн Геккер, ученик А.Г. Франке, бывший учителем од­ной из его средних школ, основал в Берлине Экономически-математи­ческую реальную школу, которая вскоре приобрела широкую известность. Она состояла из народной школы, игравшей роль подготовительного отделения, собственно реальной школы, дававшей повышенное образо­вание с профессиональным уклоном, а также средней школы - педагогиума, готовившей к поступлению в университет.

По образцу школ И. Геккера и К. Землера в ряде немецких городов были также открыты реальные школы.

Однако уже во второй половине XVIII века пиетизм утратил свое пер­воначальное влияние в значительной степени ввиду появления идей новых педагогических течений.

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 200 - 202.

Вопрос 33. Педагогические идеи неогуманизма и филантропинизма

1. Идеи неогуманизма

2. Педагогическое течение филантропинизма

1. Создания единой светской школы, общественно полезного обучения граждан требовали увлеченные идеями Просвещения теоретики национального воспитания и неогуманизма - Ф.А.Вольф, В.Гумбольдт и др., а также представители педагогического движения филантропинизма - И. Б.Базедов, Х.Г.Зальцман, И.Г.Кампе и др.

Ф.А.Вольф (1759-1824) уделял особое внимание реорганизации гимназии как типа среднего учебного заведения, считая, что гимназия должна одновременно давать:

• "современное" образование - практически полезные и необходимые знания,

• и "классическое" образование - знание древних языков и литературы.

2. Иоганн Бернгард Базедов (1724-1790), основатель педагогического течения филантропинизма полагал, что:

• общественные изменения тесно связаны с переменами в школьном деле;

• главный порок традиционной школы - в недоступности детскому сознанию значительной части учебного материала, в авторитарно-жестоком отношении к детям;

• школ





Дата публикования: 2014-10-07; Прочитано: 2918 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.097 с)...