Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Великого княжества Литовского 4 страница



Однако нападение 1258 г. кажется сомнительным. Согласно Ипать­евской летописи, нападение татар на Литву впервые произошло не в 1258 г., а в 1260 г. Идя в поход, командующий татарской армией Бурундай сказал Даниилу Романовичу: «Иду на Литву, оже если мирен, пойди со мною» 37. На помощь Бурундаю сперва отправился Василь-ко, Даниил же только проводил брата до Бересгья, где, судя по тек­сту летописи, и начинались военные действия. Василько, встречая литву, избивал ее и привел Бурундаю «сайгат» (добычу), за что пол­ководец похвалил его. Затем они вместе начали завоевывать земли Литовскую и Нальшанскую 38. Нальшанская земля — это современ­ная юго-западная часть Витебской обл. Географические пункты, кото­рые упоминаются в летописи (город Волковыск, река Зельва, города Гродно, Мельник), находятся в западной Белоруссии. Это район дей­ствия волынских сил. Значит, в 1260г. татары повоевали лишь окраину Литвы, основные же военные действия происходили в Белоруссии и земле ятвягов.

В 1274 г. князь Лев Даниилович обратился к хану Менгу-Темиру, «прося себе помочи у него на Литву» 39. Хан послал не только свои войска, но также Романа брянского с сыном Олегом, Глеба смолен­ского и еще несколько русских князей. Поход происходил зимой. Союзная армия, к которой присоединились князья пинские и туровские, двинулась от Турова к Слуцку и далее к Новогрудку. Продви­гаясь в этом направлении, армия остановилась, немного не дойдя до реки «Сырьвяче», т. е. Сервачи, притока Немана. Расстояние от Сер-вачи до Новогрудка в направлении с юга на север — примерно 15— 20 км. Если же считать, что войска стали, «не дошедше реки», то мож­но думать, что армия остановилась примерно в 25—30 км от Ново­грудка. Для нас существенно то, что объединенные силы татар и рус­ских, направляясь «на Литву», двигались к Новогрудку и едва ли не

--------------

85 Батура Р. Борьба Литовского великого княжества против Золотой орды: Авто реф. дис.... канд. ист. наук. Вильнюс, 1972, с. 15.

36 Там же, с. 16.

37 ПСРЛ, т. II, стб. 846.

38 Там же, стб. 846—847.

39 Там же, стб. 871—872.


Новогрудок и был главной целью похода; во всяком случае, не взяв этого города, коалиция распалась. Причиной распада называется то обстоятельство, что окольный город Новогрудка, а вместе с тем добы­ча были взяты силами татар и Льва, остальные князья отсутствовали, т. е. не участвовали в разграблении города, чем и были очень недо­вольны («гневахуся вси князи на Лва») 40; результатом был распад союза и прекращение похода.

В 1277 г. Ногай потребовал у галицко-волынских князей Льва, Мстислава и Владимира помощи против Литвы. Целью похода было опять взятие Новогрудка. Армия выступила зимой, но, придя к Берестью, русские князья узнали, что татары опередили их. Тогда, решив, что татары захватили уже всю добычу у Новогрудка (опять у Новогрудка), волынские князья повернули к Гродно. Беспечно ус­нувшее войско подверглось нападению прусов и бортев, было разбито, и князь Мстислав спасся «наг и бос» 41.

Неудачный поход к Новогрудку в 1274 г. и поражение волынских сил в 1277 г. вполне могли стать основой для версии о разгроме тэта-ро-волынских сил с переносом места битвы на Неман у Могильно.

Новогрудок в середине XIII в. был самым крупным экономическим и культурным центром как западной Белоруссии, так и Литвы и Жемайтии, т. е. того района, который, согласно сказанию, после смерти Рынгольта объединился в одно государство — Великое княжество Литовское, Жемайтское и Русское Новогрудское. Вместе с тем Ново­грудок был и самой мощной крепостью этого района и, должно быть, самым богатым городом, захват которого сулил большую добычу. Естественно, что при таком положении Новогрудок должен был стать центром, к которому в первую очередь стремились вражеские армии, а в то же время около него должны были собираться силы как Западной Белоруссии, так и Литвы.

По народному преданию, существовавшему у жителей Койданова еще в середине XIX в. (сейчас Дзержинска), татарская армия, кото­рой командовал Койдан, была разбита около их города, называвшегося в то время Крутогорьем. В память об этой победе город и был переиме­нован на Койданово 42. Сказание во всех шести летописях, содержа­щих легенду, не знает, однако, Койдана; по их версии, поход на Но­вогрудок был организован ханом Заволжской орды Балаклаем или Булаклаем; в битве у Койданова этот хан был убит (т. XXXV, с. 91, 130, 148, 175, 196, 216). О Койдане упоминают как Ипатьевская, так и старейшие белорусско-литовские — Супрасльская, Никифоровская и Слуцкая — летописи, называющие его при перечислении самых видных татарских полководцев, но все они не ставят его в связь с бит­вой у Койданова (т. XXXV, с. 26, 44, 84). Хроника Литовская и Жмойтская знает Койдана, называя его внуком Батыя и крупнейшим татар­ским полководцем, который «окрутне сплендровал» земли «Поль­скую, Куявскую, Шлионскую», а также «панства Муравское и Венгер-

-----------

40 Там же, стб. 872.

41 Там же, стб. 876—877.

42 Шпилевский П. Путешествие по Полесью и Белорусскому краю. СПб., 1854, с. 79,


ское» (т. XXXII, с. 26); что же касается битвы у Койданова, то и этот источник утверждает, что там татарами командовал Балаклай (т. XXXII, с. 23—24).

Русским летописям неизвестна и битва на реке Окуневке, в кото­рой действовал, с одной стороны, «з многими ратми татарскими...цар заволгский Курдас», а с другой — новогрудский князь Скиргайло или Тройнат — Тронята в союзе со своими братьями Любартом карачевским и Писимонтом туровским, а также с Семеном Михайловичем друцким, Давыдом Мстиславичем луцким и Святославом киевским. Татарская армия и на этот раз была разбита. Согласно хронике Ли­товской и Жмойтской, «Тройнята Скирмонтовичь новгородский, подляский и Литвы Повилской князь» привел с собой «ридерство» «новгородское, подляское, литовское, стародубское, чернеговское и туровское» (т. XXXII, с. 24—25, 132; т. XXXV, с. 92, 131, 148, 176, 196, 217).Это единственный случай, описанный в белорусско-литовских летописях и хрониках, когда против татар выступают совместные силы новогрудские и литовские в союзе с князьями волынскими, друцким и киевским. Отрицать возможность битвы именно на Окуневке едва ли стоит, но, вероятнее всего, битва там произошла значительно позже и едва ли в ней участвовали все антитатарские силы, которые указаны в наших источниках.

В заключение можно сказать, что походы татар на Белоруссию и Литву в XIII в. направлялись в первую очередь к Новогрудку, что и отразилось в летописании. Данные, которыми мы располагаем, дают основание утверждать, что татары (или татары совместно с галицко-волынскими силами) едва ли достигали когда-либо даже Нальшанской земли и никогда не доходили до собственно Литвы. Походы татар от­дельно или вместе с союзниками разоряли край (почти исключительно Белоруссию), но они не сопровождались крупными военными успеха­ми, что дало основание летописцам изобразить битвы с татарами как победы своей стороны. В то же время не исключена возможность и по­ражения татарского отряда у Койданова, а также на Окуневке.

Учитывая важнейшее значение Новогрудка, необходимо попытаться уяснить положение этого города и княжества: какими были его отно­шения с Литвой и Волынью, насколько, наконец, реально отражало обстановку сказание?

Данные, содержащиеся по этому вопросу в Ипатьевской летописи, неясны, местами противоречивы, что, вероятнее всего, отражает не­устойчивость положения Новогрудка в начале второй половины XIII в. В хронологическом порядке летопись сообщает следующее. В 1255 г. Даниил Романович пошел «на войну на Литву на Новъгородок» 43. Это сообщение состоит из одной фразы, вставленной в рассказ о борьбе волынских князей с татарами за Подолию, и поэтому пред­ставляется вставкой в основной текст. Но значит ли это, что Даниил пошел и на Литву и на Новогрудок, т. е. были ли Литва и Новогрудрк отдельными политическими единицами или Новогрудок был частью (в подчинении) Литвы?

-------------

43 ПСРЛ, т. II, стб. 828—829.


В самом конце записей за 1255 г. сообщается, что Войшелк, заклю­чив мир с Даниилом, выдал сестру замуж за Шварна, отдал ему Новогрудское княжество, а сам стал монахом 44. Выше отмечалось, что это вставка, отражающая более позднюю обстановку, и что, следо­вательно, судить о положении Новогрудка в том году на основании отмеченных записей невозможно, говоря точнее, содержание вставки сомнительно.

В 1256 г. Даниил Романович отправился в поход против ятвягов и потребовал, чтобы Роман, который в то время был новогрудским князем, присоединился к нему. «И приде к нему Роман со всими новгородци и со тцем своим Глебом и со Изяславом со вислочьскымь» 15. Роману Даниловичу в то время были нереданы, кроме Новогрудка, Слоним, Волковыск и еще что-то. Тот факт, что с ним пришел Изяслав свислочьский, может свидетельствовать о зависимости Изяслава от князя новогрудского 46. Эти данные говорят о том, что, во-первых, власть новогрудского князя действительно, как говорится в сказа­нии, распространялась далеко на юго-запад, но о зависимости Ново­грудка от Волыни легенда не говорит нигде, во-вторых, в зависимости от литовского князя (Миндовга) Новогрудок не был, и поэтому можно предположить, что поход 1255 г. был направлен на Новогрудок и Лит­ву как на отдельные объекты.

Несколько по-иному рисуется обстановка в 1257 г., когда Миндовг обещал Даниилу, собиравшемуся в поход к Возвяглю, прислать «Ро­мана и новогородце» 47. В J258 г. Даниил пошел походом к Возвяг­лю, «ждя вести от Романа и Литвы»48. Здесь Новогрудок (князь Ро­ман) и Литва — понятия разные, разным было и их участие б походе, вернее, их поведение после окончания похода: «Роман еха по отци, поемь со собою мало людии, а прочий пусти домовь», литовцы же за­нялись грабежом 49.

Граница между Новогрудским княжеством и Литвой в то время определялась очень четко — это Неман. В 1262 г. Войшелк основал Лаврышевский монастырь «на реце на Немне межи Литвою и Новымъ-городком» 50. Лаврышево находится на левом берегу Немана недалеко от Новогрудка. В 1268 г. Шварн, в то время князь новогрудский, объяснял полякам, что войну с ними вел не он, а Литва 51. В 1263 г. Войшелк с жителями Пинска прибыл в Новогрудок и оттуда, взяв с собой новогрудчан, двинулся в Литву 52. Войшелк установил свою власть в Литве, опираясь на силы Новогрудка и Пинска.

-----------

44 Там же, стб. 830—831.

45 Там же, стб. 831.

46 Свислочь — городок, расположенный на реке Свислочи к юго-западу от Волковыска; есть и другая река Свислочь, приток Березины, и при ее устье тоже есть го­родок Свислочь.

47 Там же, стб. 838.

48 Там же.

48 Там же, стб. 839.

50 Там же, стб. 859.

51 Там же, стб. 864.

52 Там же, стб. 861.


Сказание, утверждая, что Новогрудку подчинялось все Белорус­ское Полесье, Подляшье и часть Украины, преувеличивало его зна­чение, но политическая значимость Новогрудка в то время была очень велика.

Легендарная часть летописей в литературе

Выше отмечалось, что до выхода в свет хроники Быховца в 1846 г. читатели были уверены, что легенду сочинил М. Стрыйковский, но уже В. Н. Татищев отметил, что сообщения о прибытии предков ли­товской знати имеются в трудах Кадлубека, Длугоша и Меховского.

Говоря об исходном положении легенды, т. е. о переезде «римлян» из Италии в Литву морем, Татищев пишет, что «Стрыковский, или прежде всего Кадлубек, не токмо из Прусов, но из Италии их немалым, чаю, трудом на кораблях перевезли». И далее: «Прежде его (т. е. Стрыйковского.— Я. У.) Длугош и Меховий, от Дизбурка взяв, яко­бы Палемон или Публиус Ливанов римлянин, пришед, в Прусах посе­лились, есть явная басня» 53. В самом общем виде содержание легенды изложено Татищевым 54.

Несколько раз к сказанию (в изложении Стрыйковского) обращал­ся Н. М. Карамзин. По его мнению, Стрыйковский написал историю Литвы, «выбрав оную из летописей польских, отчасти из наших, ли­вонских, прусских, из песен и сказок. Мнимые древние известия о про­исхождении великого герцогства (!) Литовского баснословны и явно основаны на догадках... История Палемонова,— продолжает он,— есть сказка, основанная единственно на сходстве некоторых слов язы­ка литовского с латинским» 55. В другом месте Карамзин в самой крат­кой форме излагает основные положения легенды, отмечая, что об­становка в Литве в XIII в. была неясной и эта неясность «еще более затмилась от пустых догадок историка Стриковского. Он рассказы­вает, что во времена нашествия Батыева господствовал в Литве Зивибунт, зять и наследник Керна, внука Палемопа» и т. д.56

Сообщения о переезде морем 500 семей из Италии в Литву, а затем о смене десятка поколений в течение тысячи лет, конечно, настолько фантастичны, что иначе как «басней» уже в XVIII в. назвать их было невозможно. Однако, уяснив это, названные авторы не пошли дальше, т. е. не сделали попытки хотя бы предположить, с какой целью и кем была создана легенда.

Весьма иронически отнесся к легенде польский историк И. Лелевель, знакомый с ней по хронике Стрыйковского (как и многие дру­гие, не знавшие летописей, Лелевель считал, что все это выдумки Стрыйковского). О приезде «римлян» морем из Италии в Литву Леле­вель даже не упоминает. Очевидно, переезд морем как часть самая фантастическая вообще истребовала опровержения, и он только ука-

---------------

53 Татищев В. Н. История российская. М.; Л., 1962, т. I, с. 290.

54 Там же. М.; Л., 1964, т. III, с. 268.

55 Карамзин Н. М. История государства Российского. СПб., 1842, кн. 1, т. I—IV, примеч. к т. II, гл. II, № 35, с. 17.

56 Там же, примеч. к т. IV, гл. II, № 103, с. 38.


зал, что смена четырех-пяти поколений за срок более чем в тысячу лет произойти не могла 57.

Исследователем, впервые ознакомившимся со сказанием не в пере­даче Стрыйковского, а непосредственно по летописям, когда была най­дена хроника Быховца, является Нарбут. Он был уверен в достовер­ности сказания. Однако некоторые места сказания показались ему сомнительными, и он постарался как бы «исправить» их. Полностью принимая версию о прибытии в Литву Палемона во главе 500 рыцарей с их семействами, Нарбут считал, что Палемон привел не римлян, а потомков тех герулов, которые раньше жили в Нижней Саксонии и потом двинулись на северо-восток, но в IX в. осели среди славян на левом берегу Вислы. Таким образом, Нарбут относит прибытие Пале­мона в Литву не к I в. и не к началу V в., а к IX в.58 Кроме того, Нар­бут отвергает версию, будто название «Литва» происходит отсоедине­ния слов «Литус» и «Туба» 59. По его мнению, версия о том, что князь Скирмунт приказал отрезать татарским послам носы, губы и уши, неправильна 60. Он отрицает наличие татар — союзников русских князей в битве у Могилыю, так как, по его расчетам, битва произошла в 1235 г., когда татар на Руси еще не было. Нарбут предполагает, что там были не татары, а половцы81.

По сказанию, Палемон прибыл в страну пустынную, Нарбут же утверждает, что литовский народ жил на этой территории и до прибы­тия Палемона, притом жил не только на правом берегу Вилии, но и на левом (впрочем, в этом вопросе у него нет полной ясности, так как тут же им сказано, что на левом берегу той же реки жили «русины») 03. В соответствии с положением, что Литва была заселена до прихода Палемона, Нарбут построил свою схему о том, как (частично) приобре­ли б Литве и Жемайтии целые княжества сыновья Палемона, женив­шись на дочерях местных крупных владельцев 82.

Не согласен Нарбут и с тем, что Новогрудок был основан Ердивилом — Скирмунтом на пустом месте. По его мнению, Новогрудок су­ществовал задолго до появления там упомянутых князей. Начальная история Новогрудка излагается им так. Минский князь Глеб напа­дал на Завилейскую Литву, доходя до реки Дитвы, в ответ на что литовский князь Живинбуд совершил налет на Минское княжество, причем сжег самый Минск. Далее события переносятся в Друцк, который в те времена был «главным центром торговцев невольни­ками». Князь Ярополк Владимирович при участии Живинбуда напал на Друцк, разгромил дручан, но не истребил их, а приказал перейти на новое место и там построить город. Этим городом и был

-----------------

57 Lelewel J. Dzieje Litwy i Rusi az do unii z Polskа w Lublinie 1569 zawartej. Poznan, 1844. Мы пользовались этой работой в издании 1863 г. (Lelewel J. Polska, dzieje i rzeczy jej. Poznati, 1863, t. V, s. 4—8).

58 Narbutt T. Dzieje starozytne narodu litewskiego. Wilno, 1838, t. Ill, s. 571.

59 Ibid., s. 230.

60 Ibid. Wilno, 1838, t. IV, s. 118.

61 Ibid., s. 75.

62 Ibid., t. Ill, s. 218, 221.

63 Ibid., s. 216.


Новгородок — Новогрудок. Произошло это в 1116 г.64 Позже, после захвата Новгородка литовскими князьями, Мингайло завоевал и По­лоцк, образовав княжество Литовское — Полоцкое65.

В общем, разных замечаний относительно данных, имеющихся в хронике, у Нарбута немало, но это только поправки к хронике. Что же касается общего хода событий, изложенных в сказании, то он не вызывал у Нарбута сомнений. Весьма показательно в этом плане его отношение к работе Стрыйковского. Поскольку хроника Быховца, которой он доверял почти безоговорочно, местами дословно совпадает с хроникой Стрыйковского, то он счел нужным выступить в защиту Стрыйковского от нападок разных лиц, ставивших под сомнение ряд фактов, содержащихся в хронике. Защищая репутацию Стрыйковского Нарбут указывал, что тот использовал для своей работы огромный круг источников, находившихся в собраниях Острожских, Радзивил-лов, Пацов, Тышкевичей, Дорогостайских, Пронских, Полубинских и других магнатов 66.

И. Ярошевич издал вторую сводную работу по истории Литвы — свой трехтомник 67 — после выхода всех девяти томов работы Нарбу­та 68. Поэтому Ярошевич мог использовать не только Супрасльскую летопись (которую Ярошевич, как и Нарбут, называл летописью Да­ниловича) и хронику Стрыйковского, но и хронику Быховца (те ме­ста, которые имелись в «Истории» Нарбута, в частности разделы, где Нарбут говорил о религии древних литовцев). Поэтому и раздел, по­священный религии, Ярошевич написал, в основном следуя за Нарбутом («кто же не пользовался бы такими богатыми материалами, кото­рые при образцовом увлечении и неутомимой работе уважаемый автор собрал в своих трудах»,— замечает Ярошевич) G9.

Однако, высказав в столь лестных выражениях свое уважение к предшественнику, Ярошевич очень осторожно отнесся к тем сведе­ниям, которые находятся в сказании и которые Нарбут принимал. Так, о Палемоне, его сыновьях и внуках у Ярошевича нет ничего. Очевидно, приезд их из Италии он тоже считал «сущей басней». По­бедоносные битвы с татарами Ярошевич признает, но, по его сообра­жениям, эти битвы проводил Миндовг и не в тех местах, которые ука­заны в летописях (и у Стрыйковского) 70. Совсем скептически отнесся Ярошевич к изображению польскими хронистами (Кадлубеком, Длугошем, Меховским и Стрыйковским) литовцев как народа настолько примитивного, что он платил русским дань березовыми вениками 71.

Своеобразно интерпретировал данные летописей Я. Якубовский 72.

------------

64 Ibid., s. 272—273.

65 Ibid., s. 307—308.

56 Ibid., s. 234.

67 Jaroszewicz J. Obraz Litwy pod wzgledem jej cywilizacyi od czascw najdawniejszych

do konca wieku XVIII. Wilno, 1844—1845. T. I—III.

66 Narbutt T. Op. cit. Wilno, 1835—1841. T. I—IX.

69 Jaroszewicz J. Obraz Lit^y..., t. I, s. 111.

70 Ibid., s. 39.

71 Ibid., s. 66—67.

72 Jakubowski J. Studya nad stosunkami narodowsciowemi na Litwie przed Uniq Lubelska. Warszawa, 1912.


Он рассматривал историю летописания в связи с развитием культуры в Великом княжестве, в частности с развитием образования в среде верхушки литовских феодалов. Согласно его схеме, молодые литовцы, изучившие в университетах (прежде всего в Краковском) латынь, пришли к убеждению, что литовский язык имеет много общего с ла­тинским, и постарались объяснить, как это получилось. По предпо­ложению Якубовского, в результате возникла легенда, причем основ­ным действующим лицом ее был один из Гаштольдов (поскольку роль Гаштольдов в истории Литвы по сказанию подчеркивается сильнее всего73). Велико, по мнению Якубовского, значение в распростране­нии версии о римском происхождении литовской шляхты «Истории» Яна Длугоша, который первоначально принял сообщение о приезде римской знати в Литву как неясное предположение и которое он поз­же принял как нечто действительное 74. В ход рассуждений Якубов­ского путаница вносится из-за того, что он верил в существование Рауданской хроники, откуда Нарбут будто бы заимствовал ряд важ­ных данных 75. Правда, Якубовский высказал недоумение по поводу того, где же все-таки находится (или находилась) хроника, которая в изложении Нарбута исчезает неизвестно куда. Лишь Ходыницкий много лет спустя доказал, что подобной хроники не существовало и что все это выдумка Нарбута 79.

Выход в свет в 1966 г. русского перевода хроники Выховца вы­звал большой интерес к этому памятнику. В рецензиях и статьях разных авторов был поднят ряд вопросов, связанных с авторством и временем создания хроники. Б. Н. Флоря весьма определенно, хотя и в осторожной форме, высказался за то, что основная часть хроники, в том числе легендарная часть, была создана по инициативе Гаштольда 7S. Дважды обращался к легендарной части летописей В. А. Чемерицкий. В первой работе он с большой полнотой изложил взгляды Длугоша о происхождении литовцев от римлян 79. Вторично Чемерицкий обратился к легенде, излагая историю белорусско-литовского летописания. С его точки зрения, основная идея легенды заключается в желании доказать превосходство Литвы над Русью 80. Выдвижение на первый план Новогрудского княжества, т. е. Руси, не подтверждает этого тезиса.

---------------

73 Ibid., s. 34.

74 Ibid., s. 33.

75! Ibid., s. 38—39 I inne.

76 Chodynicki K. Ze studjow nad dziejopisarstwem rusko-litewskim.— In: Ateneum Wilenskie. Wilno, 1926, zesz. 10/11, s. 387—401.

77 Хроника Быховца, М., 1966.

78 Флоря Б. Н, О «Летописце Быховца».— В кн.: Источники и историография сла­вянского средневековья. М., 1967, с. 135—144. О легендарной части на с. 144.

78 Чамярыцкі В. Л. Беларусюя леташсы як пoмнікі Літаратуры. Мінск, 1969, с. 144—148.

80 История белорусской дооктябрьской литературы. Минск, 1977, с. 64.


Глава пятая

ГОРОДСКИЕ ХРОНИКИ И ЛЕТОПИСИ

Особый вид белорусского летописания представляют собой городские хроники и летописи, составителями которых были жители городов, преимущественно мещане. Известные в настоящее время хроники по­явились в первой половине XVII в., последняя же отметка сделана в 1867 г. (в Могилевской хронике).

Из ряда городов Белоруссии, часть которых известна с IX—XII вв. (Полоцк, Витебск, Брест, Туров, Минск, Гродно и др.), в XVI в. на­чал выделяться стремительным ростом «молодой» Могилев, данные о котором, да и то весьма малодостоверные, имеются лишь с 1267 г. К. началу XVII в. Могилев, опередив все остальные города Белорус­сии, вышел на первое место и стал вторым по величине городом в Ве­ликом княжестве Литовском. Видимо, это обстоятельство вызвало у жителей Могилева желание увековечить историю своего города, что и было сделано. Созданию хроник и летописей благоприятствова­ло наличие высокообразованных для своего времени людей, хорошо знавших архивы города и владевших рядом языков.

Наиболее пространной и содержательной из всех городских хро­ник и летописей Белоруссии является хроника Могилева, составлен­ная Т. Р. Суртой и рядом членов семьи Трубницких.

Могилевская хроника Т. Р. Сурты и Трубницких

Родоначальником могилевского летописания является Трофим Ро­манович Сурта, продолжали его дело четыре поколения Трубницких. Ряд сообщений с 80-х годов XVIII в. до 1810 г. написан еще кем-то, чьи фамилии неизвестны.

Сколько-нибудь определенных данных о начальном периоде су­ществования Могилева нет. Известно лишь, что в конце XV в. Моги­лев был небольшим поселением, но уже в 1561 г. Могилев получил малое магдебургское право, в 1577 г. большое 1, а это означало, что город достиг высокого уровня развития. По инвентарю 1577 г., в Мо­гилеве значился 1261 дом 2, а в 1604 г. домов было уже 22113. Темпы

---------------

1 Wyslouch S. Uwagi о przyczynach rozwoju Mohylowa w XVI—XVII wieku.— In: Wiadomosd. Studium historii prawa Hlewskiego. Wilno, 1938, t. 1, s. 331.

2Беларускі apxiy. Менск, 1927, т. 1, с. 32—34.

3 WyslouchS. Op. cit., s. 332; КопысскийЗ. Ю. Экономическое развитие городов Белоруссии (XVI—XVII вв.). Минск, 1966, с. 31.


роста числа домов, даже и не для того времени, очень высокие. По мне­нию 3. Ю. Копысского, в 1604 г. только плательщиков в городе было более 10 тыс. Общее же число жителей было значительно больше4.

Чтобы определить число жителей, нужно знать, сколько (в сред­нем) находилось человек в доме.

По данным Губернского статистического комитета, в Могилеве в 1836 г. было 2014 домов и в них жило 17 166 человек 5. Значит, к тому времени Могилев вновь стал таким же по размерам, каким он был в начале XVII в., причем на дом приходилось в среднем по 8 че­ловек. Эту цифру и следует использовать при определении числа жи­телей города на все указанные годы. Тогда окажется, что в 1577 г. в Могилеве жило около 10 тыс. человек, в 1604 г.— около 17 тыс. че­ловек. За все остальное время XVII в. мы не располагаем полным описанием города, т. е. указанием числа его домов. Однако имеются свидетельства современников — А. Мейерберга и П. А. Толстого.

А. Мейерберг, возвращаясь в 1662 г. из Москвы, проезжал через Могилев. Он записал, что «в 1654 г. в Могилеве считалось до 8 тыс. домов» 6. Поскольку цифра дается на год, когда городом овладели русские, то можно думать, что Мейерберг пользовался какими-то данными, собранными русскими властями вскоре после занятия Мо­гилева. Следовательно, если принять и для середины XVII в. число жителей на дом в 8 человек, то окажется, что к тому времени в Моги­леве жило около 60 тыс. человек. Город по тому времени громадный 7.

В самом конце XVII в. Могилев посетил П. А. Толстой, отправ­ленный Петром I за границу. Описание Толстого намного полнее опи­сания Мейерберга. «Город Могилев,— сообщал Толстой,— велик, и около города посады великие, много в посадах садов. Тот город Мо­гилев много больше Смоленска... На посаде мещанских богатых до­мов зело много строения каменного, многие домы деревянные хорошего строения». Улицы в городе вымощены камнем, много торговых рядов, лавки каменные. Толстой отмечает, что население в основном право­славное, католиков очень мало, но много евреев. Что касается общего количества домов, а следовательно, и жителей, то Толстой приводит цифру, очевидно значительно преувеличенную: 20 тыс. домов хри­стианских и 10 тыс. еврейских 8, а всего 30 тыс. Это явное и очень большое преувеличение. Не пытаясь определить число жителей «на глаз», признаем, что город по тем временам был очень большой.

О размерах Могилева в начале XVIII в. говорит количество про­дуктов, а также разных товаров и денег, которые поставили его жи-

------------

4 Копысский 3. Ю. Указ, соч., с. 31.

5 Рукописный отдел Библиотеки Академии наук Литовской ССР, F. 19. 323, с. 892— 893.

6 Мейерберг А. Путешествие в Московию барона Мейерберга.—ЧОИДР, 1874,

_ кн. 1, с. 204.

7 Насколько велика была эта цифра по сравнению с числом домов в Москве, говорит то, что в середине XVII в. в Москве числилось «около 37 тыс. дворов», а в 1701 г.— 16 357, но без военных и ямских слобод (История Москвы. М., 1953, т. 2, с. 55—56).





Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 562 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.022 с)...