Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Первобытная экономика



Специфическое представление о потребностях сложилось в экономике. Экономику можно определять 1) как науку, изучающую использование различного рода ограниченных ресурсов в целях обеспечения потребностей людей и отношения между различными сторонами, возникающие в процессе хозяйствования; 2) как само хозяйство, то есть совокупность всех средств производства, используемых людьми в целях обеспечения своих потребностей. Таким образом, современная экономическая наука напрямую занимается проблемой формирования потребностей и возможностей их удовлетворения.

Рассмотрим экономику как вид человеческой деятельности. Экономика как деятельность людей, их способы хозяйствования меняется и развивается. Как одна из областей человеческой деятельности экономика отвечает не за все потребности – она как способ хозяйствования способна удовлетворить ограниченное количество потребностей. Какие именно потребности может удовлетворять экономика? Это зависит от исторических особенностей экономической деятельности: экономика дарообменов архаического человека способствовала удовлетворению одних человеческих потребностей, в то время как современная капиталистическая экономика (которая в результате глобализации стала претендовать на статус мировой) нацелена на удовлетворение других.

В первобытной культуре не существовало отделения экономической деятельности от других видов деятельности, в то время как современная экономика обособилась в совершенно отдельную сферу теории и практики. В современной экономике сложилось понятие «экономический интерес», который имеет специфическую природу и сущностно отличается от прочих интересов и побуждений человека. Первичная характеристика экономического образа мышления (в современном его понимании), которое служит исключительно практике, – это калькуляция затрат и выгод, на которой основывается экономическое поведение.

Экономику «примитивных» обществ изучали такие яркие антропологи как Бронислав Малиновский («Аргонавты западной части Тихого океана»), Марсель Мосс («Очерк о даре»), Маршалл Салинз («Экономика каменного века»). Бронислав Малиновский пишет, что из наблюдений над некоторыми полинезийскими народами вырисовывается весьма четкий облик порядка дарения. Материальная и моральная жизнь, обмен функционируют в бескорыстной и в то же время обязательной форме. Группы в первобытном обществе всегда чувствуют себя в долгу друг перед другом, вследствие чего возникает обмен.

В качестве объекта наблюдения Марселя Мосса выступали, помимо прочих, индейские племена, обитавшие на побережье Северо-Западной Америки, на Аляске и в Британской Колумбии. М. Мосс описывает их хозяйственный уклад: «Они промышляют больше морской и речной рыбной ловлей, чем охотой, у них нет земледелия. Они, однако, очень богаты, и даже сейчас рыбная ловля, охота, меха оставляют им значительные излишки. У них самые прочные дома из всех американских племен и весьма развита обработка кедра. Их лодки хороши, их ремесла высоко развиты. Даже до знакомства с железом в XVIII в. они умели собирать, плавить, формовать и чеканить медь. Медные пластинки служили им чем-то вроде денег. Другим видом денег были прекрасные шерстяные накидки, так называемые чилкат, с восхитительными узорами. У этих народов есть превосходные профессиональные скульпторы и рисовальщики. Обработанные ими трубки, дубины, палки, ложки из резного рога и пр. являются украшением этнографических коллекций»[159].

У этих племен двойная морфология: начиная с конца весны, они рассеиваются, занимаясь охотой, сбором питательных корней и ягод в горах, ловлей лосося в реках; с зимы они собираются в так называемых «городах». И именно тогда, в течение всего периода этой концентрации, они находятся в состоянии непрерывного возбуждения. Их социальная жизнь в этот период становится чрезвычайно интенсивной. Она представляет собой что-то вроде непрерывного брожения. Тут и постоянные визиты целых племен, кланов и семей друг к другу, и повторяющиеся затяжные праздники, каждый из которых весьма продолжителен. Именно в этот период экономические отношения этих племен достигают предельной интенсивности: по случаю бракосочетания, различных важных событий жизни племени начинают практиковаться траты всего имущества, что было накоплено. Принцип траты лежит и в основании частной жизни: когда убивают тюленя или открывают сосуд с консервированными ягодами, кореньями приглашают людей из своего клана, созывают всех, когда на берег выбрасывает кита. Таким образом, общение превращается в постоянный процесс “give and take” – даем-получаем.

Зачем существует дарообмен у этих народов? С помощью агонального соревновательного обмена дарами представители данных культур повышают собственные социальные статусы. Законом экономики выступает здесь ответ на дар более щедрым подарком. Вследствие данной операции щедрый даритель «делает карьеру», поднимается по социальной иерархии. Этим объесняется, к примеру, распространенное здесь непривычное для нас понятие кредита. Например, индейцы Британской Колумбии вкладывают в это понятие не совсем тот же смысл, что современный европеец: индеец в своей хозяйственной деятельности полагается на помощь друзей и обещает им заплатить за эту помощь впоследствии. Помощь может быть оказана ценными вещами (расхожим предметом обмена являются одеяла), и тогда индеец обещает вернуть стоимость займа с процентами. Индейцы не располагают системой письменности, и поэтому, чтобы обеспечить гарантию соглашению, оно заключается публично. Капитал индейца – это не только количество ценностей, находящееся в его распоряжении, но и его доброе имя. Индеец может пригласить соседей и друзей на пиршество, чтобы тем самым оплатить долги. Получая подарок, он негласно обязывается отплатить дарителю или его наследнику добром. Даритель, раздавая подарки, страхует своих детей: если с ним что-то случится, то соплеменники позаботятся о его детях.

Также с помощью повышения даров представители данных племен оберегают собственную честь. Тот, кому предстоит быть самым богатым, должен быть самым расточительным. Некоторые виды дарообмена (потлача) предполагают, что от человека требуется истратить все, что у него есть, и ничего не оставлять себе. Политический статус индивидов в братствах и кланах, ранги разного рода достигаются «войной имуществ» так же, как войной, удачей, наследованием, союзом или браком. Индейцы говорят: «Работающие только ради собственности – предатели». И в то же время дар, потлач необходимо возмещать.

Чтобы подавить, унизить соперника, здесь осуществляется бессмысленное разрушение имущества: люди сжигают целые ящики рыбьего жира, дома и огромное количество одеял, разбивают самые дорогие медные изделия, выбрасывают их в водоемы. Разрушение составляет высшую форму траты и таким образом инициатор разрушения обеспечивает социальное продвижение не только для себя, но и для своей семьи.

Например, вождь получает власть над теми, кому подарил подарки: о вожде говорится, что он «проглотил племена», которым раздал свои богатства; его «тошнит от собственности». Вождь и знать на пирах едят мало, много едят зависимые и простые люди. Знатный человек никогда не упрашивает. Знатный шаман никогда не просит плату, его «дух» запрещает ему это.

Итак, в первобытных обществах спешат давать. Обязанность принимать носит не менее принудительный характер. Индивид, который не смог вернуть долг или потлач, теряет свой ранг, иногда – ранг свободного человека.





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 578 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...