Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Принцип идеократии



Принципы идеократии типичны для обществ, находящихся на доиндустриальном этапе развития. Под идеократией выступает такая форма организации власти и права, при которой политическая и правовая сферы всецело определяются конкретной идеологией, господствующей в обществе.

Европейский город со времен позднего Средневековья воплощает в себе идеалы меркантильного бюргерства, склонного к деидеологизации и дегероизации повседневной жизни, скепсису по отношению к жречеству и рыцарству. Частные интересы горожанина неизменно выше общественных интересов и идеалов, жители европейских и вообще западных городов являются автономными единицами, объединяющимися только в силу экономической необходимости. В данных условиях политика является частным делом и выступает как форма договоренности граждан с государством. Отношения города и деревни строятся исключительно вокруг процедуры обмена товарами, что ведет к заметному этнографическому различию горожанина и сельского жителя, их различной идентичности.

На Востоке же единство города и деревни обеспечивается сакрально-героической патетикой и общими общественными по своей природе ценностями. Город, власть и просвещение совпадают. Власть сосредотачивается в городе. Правители отправляют власть и живут не в частных замках, а в «государственных», которые выступают символами государственного могущества безотносительно к личности. (Императорский дворец, Кремль и т.д.) Идентичность народа выстраивается не вокруг этнографического, а вокруг религиозного принципа. Просвещение выступает не как светское образование, а как свет религиозного посвящения.

Само понятие народа принципиально различно в традиционных и модернистских обществах. Модернистский либеральный подход ведет к размыванию «народа», превращению его в принципиально космополитичное население, которое образуется благодаря замене скрепленной идеей общности общностью светского частного интереса, свободного от государства и от церкви. Интерес частных лиц состоит, главным образом, в максимальном сокращении всех препон, преград и регламентов, мешающих реализации частных интересов и потребностей, в том числе и государственного вмешательства в сферу частных интересов, а значит и в сферу экономики.

Народ в традиционном обществе выступает, прежде всего, как общность, скрепленная традицией и идеей. При этом выразителем общей идеи выступает государственная и/или религиозная власть. Зачастую власть в традиционных обществах представлена в форме теократии – способе правления, при которой глава духовенства, церкви одновременно является и фактическим правителем государства. В силу этого народ ожидает от власти не свертывания полномочий, как на Западе, а, напротив, мобилизационной готовности в отстаивании идеала и традиционной идентичности, «твердой руки».

Чтобы отличать принцип идеократии от теократии, надо учитывать, что он представляет собой не власть жречества, а светскую власть, цели и принципы деятельности которой регулируются ценностными, идеальными принципами духовно ориентированных субъектов и организации, прежде всего, церкви. Длительный период господства такой формы продемонстрировала Средневековая Европа, в которой римский Папа – глава католической церкви – осуществлял фактически надгосударственный контроль и управление политикой государств через разветвленную сеть клира.

В отечественной истории период господства этой формы был связан с утверждением идеи царя – Помазанника Божьего. И этот длительный период церковь была отделена от непосредственного вмешательства в дела государства, но тем не менее она продолжала влиять на общество через систему образования и церковные структуры. Самодержец всероссийский с необходимостью соотносил свою политику с общественными идеалами, носителем, хранителем, и выразителем которых в значительной степени являлась церковь. Таким образом, верхи церкви не всегда являлись непосредственными политическими деятелями, но политика в значительной степени соотносилась с высшими религиозными ценностями и идеалами.

Нужно отметить, что все периоды модернизаций сопровождались отказом от идеократического принципа. Попытками прагматического рационального подхода отмечены и петровские попытки модернизации страны, и большевистские, и последние либеральные. Но период стабильного консервативного эволюционного развития, который с неизбежностью сменял модернизационные этапы, всякий раз сопровождался в нашей истории восстановлением идеократии.

Советский период развития сохранил эту идеократическую структуру, пытаясь наполнить ее обновленным содержанием. Фактически коммунистическая партия заняла место церкви: идеалы марксизма-ленинизма сменили религиозные идеалы, глава партии занял место главы церкви с отчетливой тенденцией к идеализации и выходу из под критической оценки со стороны партии и общества.

Итак, принцип идеократии предполагает ценностно-идеальный подход к организации жизнеустройства общества в отличие от прагматически-меркантильного, культивируемого либеральным порядком. Идеократический принцип приводит к снижению значения свободного интеллектуального творчества, прежде всего в духовно-нравственной сфере, и это понятно, поскольку идеал в такой системе является уже сформированным и нуждается лишь в охранении и очищении от возможных искажений и дополнений.





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 646 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...