Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Потребность: основные подходы к определению потребности



Содержание понятия «потребность»

Казалось бы, несложно дать определение потребности. Словарь русского языка С. Ожегова так раскрывает его содержание: «Потребность – это нужда в чем-либо, требующая удовлетворения». В том же словаре, нужда определяется как «недостаток в необходимом, бедность». Получается, что если свести потребность только к нужде, то она – показатель бедности. Сложно согласиться с такой трактовкой определения данного понятия, так как нет таких людей, которые хоть в чем-то не нуждались. Одному не хватает денег, другому – свободы, третьему – власти, и перечень того, в чем нуждаются люди, можно продолжать до бесконечности. Ни в чем не нуждается только труп, что, впрочем, тоже не совсем верно.

Если обратиться к этимологическому словарю русского языка М. Фасмера, то можно обнаружить, что само слово «потребность» восходит к праславянскому корню *terb, означающему «корчевать, раскорчевывать», отсюда происходит и глагол «теребить» в значении «дергать». Из значения «корчевать, расчищать» развилось значение «терпеть, работать, обязанность, долг», отсюда оставшееся в церковнославянском языке слово «треба» – служба по просьбе или настоянию верующих, также «жертва». Одновременно, по другим источникам, тот же корень в более древней индоевропейской основе * trp, связан со значениями «польза», «источник жизни», «скот», «процветание, произрастание», «насыщение» Потребность, таким образом, это не просто нужда или отсутствие чего-то. Это, вместе с тем, необходимость, долг, условие, которое приходится выполнять для обеспечения процветания, насыщения. Сам корень очень древний, но в основных индоевропейских языках его значение находится в упомянутых границах.[139]

Итак, потребность является общей категорией, характеризующей жизнь любого живого организма. Жить невозможно без удовлетворения собственных потребностей, и прежде всего биологических (дыхания, сна, пищи и питья, движения и т.д). В то же время, мы знаем, что потребности характерные только для человека и способы их удовлетворения во многом отличают его жизнь от жизни других живых существ, делают эту жизнь более глубокой и содержательной, наполняют ее определенным смыслом.

Научному изучению потребностей как причин активности человека положили начало еще древнегреческие философы – Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур.

Так, Гераклит полагал, что потребности определяются условиями жизни, а умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию интеллектуальных способностей человека. Демокрит рассматривал потребность (нужду) как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощренным, позволила приобрести язык, речь, привычку к труду.

Сократ говорил, что каждому человеку свойственны желания и стремления. При этом главное заключается не в том, каковы желания человека, а в том, какое место они занимают в его жизни. Человек не может усовершенствоваться и выйти из-под власти других людей, если он не в состоянии управлять своими желаниями. Люди, не способные укрощать свои побуждения, являются рабами страстей, привязывающих их к внешним обстоятельствам. Поэтому Сократ предписывал всем, кто желает жить по-человечески, соизмерять желания с общими этическими принципами разумной жизни – справедливостью, мужественностью, рассудительностью, благочестием, а в случае несоответствия, выкорчевывать желания из себя напрочь.

У Платона потребности, влечения и страсти образуют «низшую» душу, которая подобна стаду и требует руководства со стороны «разумной и благородной души».

Аристотель сделал значительный шаг вперед в объяснении поведения человека. С его точки зрения, стремления всегда связаны с целью, в которой, в форме образа или мысли, представлен объект, имеющий для организма полезное или вредное значение. Он считал, что людьми движут 12 независимых друг от друга мотивов-целей. В его списке – удовольствие, уверенность, накопление, величие, честь, амбиции, терпение, искренность, беседа, социальный контакт, умеренность и правота.

Эпикуру приписывают такой афоризм: «Желания бывают: одни – естественные и необходимые; другие – естественные, но не необходимые; третьи – не естественные и не необходимые, а порождаемые праздными мнениями»[140].

Философское осмысление природы потребностей имело и выходящее за пределы античности развитие. Особую сосредоточенность на природе потребностей выказали французские материалисты 18 века, которые трактовали потребности как беспокойство, вызываемое отсутствием чего-либо, ведущего к удовольствию. Благодаря потребностям, полагали они, возникают все душевные и телесные привычки. Так К.Гельвеций в качестве источника активности человека рассматривал страсти. Физические или природные страсти, по его мнению, возникают из-за удовлетворения или неудовлетворения потребностей, которые он отождествлял с ощущениями. А П.Гольбах, разработав учение о потребностях, утверждал, что для объяснения активности человека достаточно одних внешних причин. Потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности.

В традиции русской мысли большую роль потребностям в понимании поведения человека отводил Н.Г.Чернышевский. Только через них, считал он, можно понять отношение человека к человеку, субъекта к объекту, определить роль материально экономических условий для психологического и нравственного развития личности. С развитием потребностей он связывал и развитие познавательных способностей. Первичными являются органические потребности, удовлетворение которых ведет к появлению нравственно-эстетических потребностей.

В ХХ веке некоторые природа потребностей тщательно изучалась в поле психологии. В ее анализе доминирующими становятся теории мотивационно-потребностной сферы, развиваемые такими западными психологами как Г.А. Мюррей, Ф. Райс, А. Маслоу, Р. Рассел и др. В современной западной психологии потребность большей частью неразличимо сливается с мотивацией, мотивом – психическим образованием, побуждающим к действию. МюррейГенри Александр (1893–1988) – американский психолог, преподаватель и руководитель кафедры психологии Гарвардского университета, одним из первых стал рассматривать мотивы как устойчивые личностные диспозиции. Вместе с тем, он пришел к заключению, что целенаправленное поведение можно объяснить лишь как результат взаимодействия личностных (т.е. потребностных состояний как желаемых целевых состояний) и ситуативных («давлений» как признаков ситуаций, на которые можно надеяться или которых следует опасаться) факторов. Согласно Мюррею, «давление» активизирует соответствующую потребность, а та, в свою очередь, ищет соответствующее ей «давление». Так как именно мотивы и потребности определяют поведение и деятельность индивида, мотивационно-потребностная сфера и составляет ядро личности. Мюррей одним из первых стал рассматривать мотивы как устойчивые позиции. По его утверждению, базовые потребности лежат на границе осознаваемого и неосознаваемого и наличествуют у каждого индивида в независимости от факторов среды.

Определяя потребность, Мюррей обозначил ее как конструкт, выражающий силу, которая организует восприятие, интеллект, волю и действие таким образом, чтобы изменить в определенном направлении имеющуюся неудовлетворительную ситуацию. Потребность означает потенциальную возможность организма реагировать определенным образом при данных условиях.

Среди отечественных психологов начала ХХ века, поднимающих вопросы мотивации, потребностей, поведения следует выделить Л. С. Выготского. В дальнейшей истории трактовки взаимосвязи потребности и мотивации советской психологией следует выделить следующие достижения.

В 40-х годах мотивацию, с позиции «теории установки», рассматривал Д.Н.Узнадзе, говоривший, что источником активности является потребность.

Анализируя путь развития человеческих потребностей, А.Н. Леонтьев пришел к принципиальной схеме: сначала человек действует для удовлетворения своих витальных (биологических) потребностей, а затем удовлетворяет свои витальные потребности для того, чтобы действовать. При этом потребность обладает побуждающей функцией, тогда как мотив – побуждающей, направляющей и смыслообразующей.

Е.П. Ильин, систематизировав многочисленные точки зрения в психологической литературе, рассмотрел этапы формирования потребностей личности и определил потребность личности как «переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием»[141].

П.С.Симонов считал, что потребности являются основной движущей силой человеческого поведения, и отождествлял потребности с мотивами, тогда как Л.И. Божович утверждала, что только нужда заставляет человека создавать предметы удовлетворения потребностей.

Таким образом, можно увидеть, что в отечественной психологии вопрос отношения потребности и мотива разрешается, как правило, трактовкой потребности как опредмеченного мотива (наиболее аналитичен здесь А.Н. Леонтьев). Мотив же в большинстве случаев раскрывается как внутреннее побуждение индивида к тому или иному виду активности, связанной с удовлетворением той или иной потребности. Мотив и потребность, таким образом, взаимоопределены. Подобная определенность друг через друга вовсе не гарантирует ясности понимания природы потребностей и мотивов. Более того, обзор разноплановых современных работ по проблеме человеческих потребностей предоставляет множество определений и примеров использования понятия потребность. Применение этого понятия в столь широких пределах и различных значениях, демонстрирует, что по отношению к его содержанию еще не существует завершенной теории. Несмотря на разнообразие различных научных подходов к проблеме потребностей, всеохватная теория потребностей еще только складывается.

Тем не менее, дадим наиболее общие определения потребности. Потребность – это состояние субъекта, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым или тем, что кажется таковым, побуждающее к деятельности по устранению противоречия. При этом субъект может носить как индивидуальный, так и социальный характер: им может являться как отдельный индивид, так и любая группа людей, любой социальный институт, социум в собственной целостности, и такие коллективные образования как народ, государство. При этом чем более развит субъект, тем больше круг его потребностей и многообразнее формы их удовлетворения.

Потребности форма проявления интенциональной (направленной) природы психики, в соответствии с которой живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Первично биологической формой потребности является нужда. На ее восполнение направлены инстинкты, в которых заданы и свойства релевантных (существенных, важных) потребностям предметов, и основные поведенческие акты, необходимые для их достижения. Для человека характерно то, что даже те его потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей осуществляется за счет общественно обусловленного развития их предметов. Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их реализации – в виде оценочных эмоций.

Итак, потребность – это определенная интенция, стремящаяся к определенному результату и желающая этого результата добиться. Потребность подразумевает собой особое состояние психики, которое возможно выразить глаголом «хочу», безотносительно к тому нужно это или не нужно, можно этого добиться или нет, есть ли в наличие средство удовлетворения «хочу» или нет. Наличие потребности само по себе еще ничего не значит. Главное – это ее удовлетворение, для чего необходимо соблюдение двух условий: здоровье, энергия, и знание того, как это сделать; существенную роль здесь также играет и знание последствий удовлетворения потребности. Неотъемлемость этих условий для реализации потребностей хорошо передает высказывание: «Если бы молодость знала, а старость могла». В нем явно обозначено, что есть люди, которые хотят чего-то и имеют для этого силу, но не знают, как этого лучше и легче всего добиться, а есть те, кто хотят и знают, но по определенным причинам не могут этого сделать. Потребность можно выразить разными словами: желание, влечение, намерение, стремление, прихоть, интерес. По степени влечения потребность может представлять собой слабое желание, ослабевающее или нарастающее, импульсивное, неодолимое, страстное. По способу контроля потребность возможно определять как разумную, осознанную, бессознательную, подсознательную. Подавленная, загнанная в подсознание потребность может повлиять на психику человека, его поведение, на другие потребности и процессы их удовлетворения.

Подходов к анализу человеческих потребностей было много. Люди давно задавались вопросами: что такое потребность, какую роль играют они в жизни человека, какие из них нужные, какие — нет, какие более важные, а какие – не очень. Главной целью поиска ответов на эти вопросы выступает создание системы нормальных потребностей человека, группы, общества, мира в целом; от разрешения этих вопросов напрямую зависит не только ее формирование, но и определение путей ее удовлетворения. Этой задачей собственно и ведома разработка всеохватной теории потребностей, которая, исследуя все механизмы нормального, то есть культурно приемлемого проявления потребностей, а также их нарушения, способна прогнозировать поведение человека и общества в целом, указывать наиболее рациональные пути удовлетворения потребностей и, таким образом, управлять развитием этих процессов.

Для создания общей теории потребностей необходимо определиться с общим содержанием понятия потребность, а его конкретное содержание будет меняться в зависимости от уровня развития общества и человека. Все отрасли общества направлены на человеческие потребности, но основной, конечно, является экономика. Развитие именно этой отрасли основано на стремлении все более полного удовлетворения постоянно растущих, как с точки зрения количества, так и качества, новизны и разнообразия потребностей человека.





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 17766 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...