Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Представление о человеке как социально-природном существе. В прошлом психология, отвечая на поставленные вопросы, опиралась на теорию инстинктов



В прошлом психология, отвечая на поставленные вопросы, опиралась на теорию инстинктов. Психологическая наука исходила непосредственно из биологических потребностей человека, считая, что наличие определенных действий, мыслей, чувств, влечений вызываются непосредственно ими. Таким образом, основой теории инстинктов является концепция, согласно которой жизнь человека вызывается его биологическими потребностями. Исходя из теории инстинктов, многие психологи и философы приписывали людям всевозможные инстинкты, среди которых назывались в качестве доминирующих материнская любовь, эгоизм, агрессия, любопытство, общительность и даже капиталистическое накопление. З. Фрейд все эти многочисленные инстинкты свел к двум – инстинктам жизни и смерти, которые проявляются в превращенных формах во всех сферах жизни человека. Инстинкт жизни воплощает стремление любого организма продолжению своей жизни, росте. Инстинкт смерти, напротив, выражает собой деструктивную тенденцию организма, находящую выход в агрессии, разрушении, ненависти, жестокости, самоистязании.

Данная концепция инстинктов подвергалась критике со стороны многих ученых. Одно из возражений против теории, которая выводит человеческие мысли, чувства, и деятельность непосредственно из биологических потребностей человека состоит в том, что люди ведут не чисто биологическую жизнь. Ведь люди имеют множество таких потребностей, которые не могут быть сведены к проявлениям основополагающей потребности протоплазмы в продолжении своей жизни. Решающей характеристикой человеческих нужд в отличие от нужд животных является то, что многие потребности человека порождаются организацией людей в непрерывно меняющейся общественно-экономической формации. К примеру, имеется потребность в таких формах духовной коммуникации между людьми как музыка, литература, философия и т.д. Есть потребность в средствах транспорта, в воспитании, культурной деятельности и многих других вещах, совсем не связанных (во всяком случае непосредственно) с прямой биологической необходимостью. И тем не менее еще со времен З. Фрейда среди психологов и психиатров продолжает господствовать тенденция, согласно которой все в человеческом бытии определяется биологическими потребностями, причем, главный упор делается на половом влечении.

Рассмотрим, казалось бы, наиболее органические для естества потребности, например, пищу. Обусловлена ли эта потребность только биологическими факторами? Человечество в течение длительного периода накапливало опыт и, тем не менее, каждое новому поколению, вступающему в жизнь, приходится мучительно обучаться тому, как есть и что можно употреблять в пищу, ведь, ребенок не различает того, что вкусно, а что не вкусно, он будет есть всевозможные ядовитые и даже неприятные на вкус вещества. Запреты в еде вовсе не являются врожденными. Кроме того, не каждый человек из еды делает культ и рассматривает еду как приятное и важное дело, встречаются люди, которым еда противна.

То же самое можно сказать и в отношении других биологических потребностей. В различных обществах люди по-разному удовлетворяют свои биологические потребности и думают о них. Биологические потребности и свойства оказывают влияние на психику, но это влияние носит косвенный характер – в зависимости от того, как данное общество организовано для удовлетворения таких потребностей. Решающим фактором в определении характера и качества отношений между людьми является не просто тот факт, что все люди имеют биологические нужды, а способ производства и собственность на средства производства. На наших мыслях, чувствах, влечениях и обычаев, связанных с потреблением пищи, больше сказывается собственность на землю, тип сельскохозяйственной техники, достаточное количество произведенного продукта и классовое устройство общества, т.к. прежде всего от этих факторов зависит, кто, что и сколько ест, а не от гипотетического инстинкта пищи. Этим, конечно, не отрицается роль биологии в человеческих потребностях, но необходимо понять значение того факта, что человеческий биологический организм становится человеческим существом только в определенном обществе. Необходимо помнить, что биологические потребности неразрывно связаны с определенной техникой производства и исторической формацией. которые в свою очередь определяют и характер нашей деятельности, и наши мысли, чувства, влечения, чувства и отношения между людьми. Такие качества людей, как доброта или агрессивность, эгоизм, любовь, порядочность и т.п. определяются не на биологическом, а на социальном уровне.

Только благодаря влиянию социальной деятельности человека произошло сочетание биологических потребностей человеческого организма с социальным опытом и социальными потребностями, что полностью изменило животный характер этих потребностей. Оно даже изменило саму физиологию мозга и тела человека. Благодаря изменению коры головного мозга под воздействием цивилизации, обучения, воспитания биологическое и социальное стали единым.





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 1134 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...