Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Кун Томас Сэмюэл



- американский философ и историк науки. Один из лидеров современной постпозитивистской философии науки. Он чуть ли не первым акцентировал значение истории естествознания как единственного источника подлинной философии науки. Основные труды: «Коперниканская революция» (1957), «Структура научных революций» (1962), «Теория черного тела и квантовая прерывность. 1894-1912» (1978).

Изучая проблему исторической эволюции научных традиций, Кун впервые осуществил реконструкцию содержательных механизмов научных революций. Коперниканский переворот он рассматривал как переход научного общества к принципиально иной системе мировидения, что стало возможным благодаря не только внутринаучным факторам развития, но и различным социальным процессам в культуре Ренессанса в целом.

В истории науки Кун выделяет следующие стадии ее развития:

· допарадигмальная наука (эклиптическое соединение разных альтернативных гипотез и конкурирующих научных сообществ, со своими локальными проблемами и моделями);

· нормативная наука (парадигмальная) – предполагает существование выдвинувшейся на первый план теории – образца решения проблем. Эта теория составляет теоретическое и методологическое основание научной парадигмы или дисциплинарной матрицы, выступает как совокупность знаний, методов, ценностей, безоговорочно разделяемых членами научного сообщества. В рамках нормальной науки прогресс осуществляется посредством кумулятивного накопления знаний, теоретического и экспериментального усовершенствования исходных программных установок;

· экстраординарная наука (внепарадигмальная, научная революция) – процесс научного кризиса, связанного с критическим накоплением «аномальных», не вписывающихся адекватно в принятую парадигму, фактов. Снова начинают появляться самые разные конкурирующие между собой гипотезы и теории, дающие свою интерпретацию аномалиям. Из них со временем выбирается наиболее удачная (по мнению профессионального сообщества ученых). Приоритет той или иной научной теории ее когнитивными преимуществами автоматически не обеспечивается, а зависит также от целого ряда вненаучных факторов (психологических, политических, культурных и т. п.). Достижение конвенции в вопросе выбора образцовой теории означает формирование новой парадигмы и знаменует собой начало следующего этапа нормальной науки. Наряду с новой, существует и старая парадигма, просто, по Куну, общество переключает внимание на новую систему мировидения, с ее образцами, принципами, языком, содержательными моделями.

Видимость кумулятивной преемственности в развитии знания обеспечивается социальным образованием, учебниками, интерпретирующими всю историю науки в соответствии с установками господствующей парадигмы.

Кун поэтому предпочитал говорить не о прогрессе, а о эволюции (наподобие биологической), в рамках которой каждый организм занимает свою нишу и обладает своими адаптационными возможностями.

На примере квантовой физики Кун показывает парадоксальную перманентность революционных открытий, психологию гешталт–переключения при создании новых научных сообществ.

Примечание: материал изложен на основе статьи Всемирной энциклопедии А. А. Грицанова [Хомич Е. В., 2001, с. 528-529].





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 436 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...