Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Витгенштейн Людвиг



- австрийско-британский философ, основоположник двух этапов становления аналитической философии в 20 веке – логического (совместно с Расселом) и лингвистического. Автор «Логико-философского трактата» (1921).

Витгенштейн противопоставил этическое и логическое как то, что «может быть лишь показано» и то, о «чем можно говорить». Кроме того, он отказывался сомневаться в тех областях, где «нельзя спрашивать». Наконец, третье – наши сомнения и вопросы, по Витгенштейну, имеют смысл лишь постольку, поскольку они основываются на определенных предложениях, свободных от сомнений. Поэтому стремление за грань языка есть, по его мнению, бессмысленное занятие, как бессмыслицей является и все априорное знание, например, этика. Только логика может дать точное и однозначное описание реальности в правильно построенном языке, установить в языке границу мыслей, а тем самым и границу мира. Поэтому вся философия должна быть критикой языка. По мысли Витгенштейна, истинными предложениями могут быть лишь естественнонаучные предложения, на основе которых с помощью логики следует вскрывать и устранять неправомерности философии. Философ конституирует полезность «языковой игры» с целью устранения ловушек и заблуждений естественного языка.

Языковая игра – это определенная модель коммуникаций или текстовой конституции со строгим смыслом слов и непротиворечивым контекстом. Строгое описание факта, при таком подходе, якобы позволяет построить модель поведения человека или социальной группы, задать самим построением текста способ его прочтения. Но при этом может возникать разная «анатомия чтения» - ситуация, когда одна и та же языковая игра прочитывается принципиально различными стратегиями. Так языковая игра у Витгенштейна незаметно превращается в стратегию.

Вопрос о возможности коммуникации различных языковых игр (стратегий) решался Витгенштейном введением понятия «семейное подобие, сходство». Определенное слово или понятие может обозначать множество реально существующих сходных, даже тождественных явлений, процессов, часто взаимопереходящих друг в друга.

По мысли Витгенштейна, подлинность «значения» слов, традиционно трактуемого как субъективные образы – переживания сознания индивида, можно установить исключительно в границах коммуникативного функционирования языкового сообщества.

Витгенштейн приход к мысли, что наука есть лишь одна из языковых игр, неукоснительное исполнение правил которой отнюдь не предзадано. Поэтому конституирование экспериментальной науки о человеке по шаблонам естественных наук неосуществимо, неправомерно.

По его мнению, необходимо заменить традиционную психологию: 1) комплексным пониманием межличностной практики, создаваемой жизненными формами, как коммуникации по известным правилам; 2) концепцией языковых игр, так же не обосновываемых, как и сами участники коммуникации, относительно указанных правил на основе доверия к сложившейся традиции. Итак, только посредством философского анализа процессов речевой коммуникации в разных речевых играх достижимо осмысление того, что именуется психической жизнью человека.

Проблема жизни вообще разрешается не посредством правил, предписаний, максим, а в осуществлении самой жизни. Проблема – личность проистекает от несоответствия твоей жизни форме жизни. Измени свою жизнь, приспособь ее к форме, и проблема исчезнет. Поэтому философия есть не учение или теория, а деятельность, деяние, целью которого является прояснение языка, а, следовательно, и мира, определения границ мыслимого и через него немыслимого. То есть, по Витгенштейну, правильный метод философии таков: ничего не говорить, кроме того, что может быть сказано (иначе говоря, кроме высказываний науки). Метафизика не имеет ничего общего с философией.

Структура языка суть структура мира. Отсюда и желание Витгенштейна гармонизовать реальность и логику. А для этого необходим ясный и прозрачный не только научный, но и естественный язык. Но мир, по Витгенштейну, - совокупность вещей и явлений, не поддающихся точному описанию. Следовательно, его позитивизм смыкается с мистицизмом, ибо «о чем нельзя сказать, о том нужно молчать».

Примечание: материал подготовлен на основе статьи из Всемирной энциклопедии А. А. Грицанова [Баранчик Ю. В., Грицанов А. А., 2001, с. 168-170].





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 419 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...