Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В.И. Водовозов и Сорока-Россинский о личности учителя



В.И. Водовозов разделял и развивал идеи народности в образовании и воспитании российского юношества. Две из них представим в нашей работе.

Первая: «... и содержание и форма науки, назначенной для сельских школ, должны быть указаны самою жизнью и характером народа; общеобразовательный элемент тут тесно связывается с местным и народным; педагогическое правило начинать с известного и близкого нигде не имеет такого строгого применения» (39, с.221). Ученый понимал, что, следуя какой-либо педагогической цели, необходимо обратиться к тому чувству, которое определяет (на данном этапе бытия воспитанника) полноту бытия человеческой личности; таковым для ребенка и может быть только чувство «близкое» — национальное чувство.

Являя себя в определенном знании (рыболовство, охота, сельское хозяйство...), национальное чувство подводит человека к естественной для него потребности взглянуть «окрест себя», увидеть многообразие неисчерпаемой жизни, постичь себя самое и саму жизнь, действительно стать представителем своего народа и в этом стать истинным человеком — способным постичь все и вся человеческое — эта идея прочитывается в суждении В.И. Водовозова.

!!!!!!!!!!!Вторая из представляемых идей ученого — идея о народном учителе. Главным в рассуждениях ученого является тезис о необходимости для учителя быть цельной духовностью. «Сельский преподаватель, — пишет педагог, — должен представлять собою цельное лицо» (39, с.224). Под цельностью духовного бытия (школьного бытия) учителя В.И. Водовозов понимает прежде всего выражение в нем — бытии — его способности удовлетворять «и умственным и нравственным потребностям народа» (39, с.224). Народ живет цельной жизнью, следовательно, и ждет он от образования большей полноты своего цельного бытия. Потому, пишет В.И. Водовозов, народный учитель и должен, опираясь на науку, являть живой пример цельного — согласного с нравственным чувством и достижениями ума поведения, «...наука помогает ему (учителю. — Авт.), — пишет В.И. Водовозов, — иметь то нравственное влияние, без которого все его труды пропадут даром» (39, с.224).

Многого учителю легче будет добиться, считает ученый, если он по происхождению и воспитанию из народной среды. Присущая учителю в этом случае психология и физиология («Мы представляем его человеком здоровым, физически развитым и сильным; в нем есть и русская удаль»; 39, с.227) позволят ему естественно сблизиться с народом.

Учительскому делу, утверждает В.И. Водовозов, благоприятствует и личное участие учителя в общественно-хозяйственной жизни села: «Он должен иметь свой сад, огород и поле и завести свое образцовое хозяйство, чтобы на деле показать выгоды лучшего способа полевых работ...» (39, с.228).

Во всех случаях сельской жизни (болезнь, пахота, животные) учителю, опираясь на свой положительный опыт, следует выступать в качестве образцового примера.

Завершим представление мыслей В.И. Водовозова о народном учителе его словами: «Главными его качествами мы назвали бы дружелюбие и терпение, не пассивное терпение, а спокойную твердость в достижении своей цели. Пусть искренняя любовь к народу будет в нем воспитана не чтением сентиментальных книжек о народе, а постоянным видом тех бед, какие он переносит, и из всех евангельских рассказов, им слышанных, пусть он запомнит более всего то, что Христос помогал бедному народу...» (39, с.229).

Выражать собою цельный, нравственный взгляд народа на бытие человеческое, примером своим являть возможность и необходимость жить совестливо-разумной жизнью, поддерживать нравственное в человеке, не презирая его нищеты, но веря в его предназначение — такого учителя стремился дать родине В.И. Водовозов.

Соотнесение учебного опыта с «близким», родным для ученика (традиционным для него взглядом на мироздание), видение учителя как живого вопрошания родной культуры — эти идеи привносил в теорию и практику школы В.И. Водовозов

В. Н. Сорока-Росинский

Виктор Николаевич (13/25.11.1882—4.10.1960), русский педагог, психолог, публицист. В 1906—17 опубликовал множество работ, посвященных проблемам воспитания и обучения, в которых отстаивал идею народности в образовании, связь учебы с производительным трудом, с традициями устного народного творчества. Наиболее значительное из них — «Путь русской национальной школы» (1916). В ней он выступил против космополитизма тогдашнего российского образования, который считал преступлением перед народом. Сорока-Росинский призывал к строительству подлинно русской национальной школы, выражающей волю нации, ратовал за национально-патриотическое воспитание возрастающих поколений, основанное на великих культурных традициях прошлого и на великих целях будущего, т. к. «нация, отказавшаяся от великих целей, от несбыточной мечты, перестает быть великой нацией, перестает жить, ибо для нее жить означает быть готовой на жертвы и подвиг».

В 1920 возглавил школу им. Ф. М. Достоевского для трудновоспитуемых детей (всемирно известную «Республику Шкид»). Проявил себя как выдающийся педагог. Выработал и сформулировал принципы новой педагогики коллектива: самодеятельность, самоуправление, учеба как творческий труд и др. Свой опыт описал в незаконченной работе «Школа им. Достоевского».

В. Горячев

настаивали на том, что главная цель национального образования в качестве своей главной цели должно иметь возвращение к культурным началам своего народа.

Решительно выступал против понимания трудных детей как морально или психически дефективных. С 20-ых по 30-ые гг. из-за сложной экономической ситуации беспризорников и детей с отклонениями в развитии (с нарушениями слуха, зрения, интеллекта) часто объединяли в одну группу и воспитывали в одних учреждениях. Он считал, что беспризорники вполне нормальные дети, попавшие в тяжёлые жизненные условия. Они вполне поддаются педагогической коррекции. В работе с трудными подростками лучшем орудием воспитания является личность педагога, его пример, учитель должен быть «породистым».

Предложил Классификацию учителей: учителя-ТЕРРОРИСТЫ;на первом плане отвлеченная мысль, которую они стремятся воплотить в действительность, причем эта идея заслоняет иногда реальность. Алфавитный список учащихся они запоминают скорее, чем живых своих учеников. думая не о сидящих перед ним учащихся, а лишь о плане урока.Сильная сторона таких преподавателей - хорошее знание методики своего предмета, постоянная работа по своей специальности, а также добросовестная подготовка к каждому уроку. Учитель такого типа просто боится идти в класс, не вооружаясь достаточно подготовкой, как не бросится в море без спасательного круга плохо плавающий. такие часто бывают слабы в практике

педагоги-РЕАЛИСТЫ;противоположность теоретистам хорошо разбираются в мире вещей и людей, они тонко чувствуют настроение ребят; умеют вместе с ними и радоваться, и горевать, и жить интересами каждого из них. ведет урок так же свободно, как будто забыв про всякие планы и методики и целиком переключившись на работу с классом, -В теории учитель-реалист не силен: ведь у него методика вытекает главным образом из практики, из ее результатов, а не из книг, а поэтому он обычно затрудняется методически обосновать свои приемы. Не всегда умеют реалисты выделить и главное в учебном материале,

УТИЛИТАРИСТЫ сходны с реалистами в умении хорошо ориентироваться как в вещах, так и в людях. учащиеся - лишь объект обучения и воспитания для получения максимально высоких показателей успеваемости и дисциплинированности. Его конек не объяснение нового материала - здесь такой учитель перескажет почти дословно текст учебника, указав при этом, что следует вычеркнуть, - не опрос, который у него зачастую превращается в допрос "с пристрастием" для уловления нерадивых. Его конек - всякого рода тренировка в закреплении и повторении пройденного путем разнообразнейших упражений. Тут они действительно мастера: их учащиеся, как из пулемета, выпаливают любые определения и правила, с точностью автоматов производят всякого рода разборы: фонетический, морфологический, синтаксический и т. д. и пишут диктанты очень грамотно, а сочинения по литературе слово в слово по учебнику. Лишь в изложении собственных мыслей затрудняются. Их документация, их тщательно составленные под диктовку методистов планы - и преподавательские, и воспитательские - на должной высоте; стенгазеты в их классах блещут разнообразнейшими шрифтами, вырезками из иллюстрированных журналов, красочными узорами, так что трудно бывает заметить убогость и трафаретность их содержания.

педагоги-АРТИСТЫ; это способность действовать по вдохновению, по наитию, по интуиции. В этом их сила, в этом и слабость. В большинстве случаев они - инфантильные взрослые люди, до седых волос сохраняющие чисто детскую непосредственность. Они хорошо воспринимают мир вещей, но видят их не в их единичности, а как нечто общее, единое, не как арифметическую сумму отдельных слагаемых, а диалектически, как единое во многочисленности целое, как воспринимается картина художника или статуя скульптора. А отсюда их тонкое чутье людей и такое же интуитивное понимание сущности другого человека, какое присуще и детям, и собакам. Они хорошо умеют вчувствоваться и в своих воспитанников, а потому и привлекать к себе их симпатии. Таких школьники начинают любить с первого же раза, сами не зная почему: вспомните князя Мышкина и Алешу Карамазова.

учителя-ИНТУИТИВИСТЫ. Учителя-интуитивисты могут с большим подъемом вести уроки, вдохновенно: у них всегда имеется свой Александр Македонский. История на их уроках похожа на серию увлекательных фильмов, география - на путешествия по чудеснейшим странам, а природоведение позволяет каждому школьнику почувствовать себя Тарзаном или Маугли среди дружественных или враждебных ему зверей. Особенно хороши такие учителя на уроках литературы. Я знавал одного, который, вместо того чтобы диктовать семиклассникам характеристику действующих лиц "Ревизора", попросту так читал соответствующие места из этой комедии, что все ее персонажи чувствовались ребятами как живые, вполне понятные им люди, и тогда их характеристики строились и очень метко самими учащимися, хотя впоследствии "Ревизор" и был изъят из курса VII класса как якобы непосильный для этого возраста материал. Такие учителя и уроки иногда ведут так, что у них и повторение пройденного, и изучение нового материала сливаются как-то совершенно органически, а класс напоминает симфонический оркестр, где под руководством дирижера каждый инструмент ведет свою партию, никто из музыкантов не бывает забыт и где сам дирижер время от времени играет лейтмотив. Особенно удаются таким интуитивистам уроки повторения, самая скучная часть курса у учителей других категорий: ничего нового, лишь пережевывание старого.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1508 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...