Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Рзв теории всободного воспитания Венцелем



Наиболее известным теоретиком и пропагандистом свободной школы и свободного воспитания является К.Н. Венцель. Для него характерна вера в творческие силы ребенка, в его внутреннее устремление к раскрытию своих сил и вера в то, что в этом раскрытии творческих сил ребенка всякое внешнее, даже самое благотворное влияние будет иметь тормозящее действие. Освобождение ребенка от всякого внешнего воздействия, устранение всякого авторитарного начала во взаимоотношении взрослых и детей, представление полного простора самодеятельности и инициативе ребенка - все это педагогические переложения идей Руссо о "радикальном добре" детской природы и о благотворном значении полной свободы в естественном цветении детской души.

Венцель К.Н. предлагал преобразовать дисциплинарную жесткость, однообразие и формализм школьного режима обучения во благо развития каждого ребенка - "ребенок должен получать столько знаний, сколько желает и приобретать их тогда, когда в этом почувствует необходимость". Процесс изучения учебных предметов в школе сохраняется, но он мыслится как "свободное учение", лишенное "принудительной формы урока, как тяжелая барщина, тяготеющего над детьми", как "свободные занятия детей научными предметами" [6; c. 122].

В статье "Идеальная школа будущего", Венцель К.Н. формулирует ее основной педагогический метод, который должен быть "методом освобождения в ребенке творческих сил", "творческой воли ребенка или сознательной творческой активности". Такой "идеал школы был бы достигнут, если бы ребенок мог переходить от одного предмете к другому по собственному усмотрению и желанию и брать сколько ему понадобиться".

Своеобразной моделью учреждения дополнительного образования детей можно считать предложение "Дома свободного ребенка" - учреждения нового типа с основным предназначением организации жизнедеятельности ребенка в пространстве культуры. Ребенок приходил бы туда для того, "чтобы жить полной жизнью", для труда, игры, "свободного общения с товарищами и взрослыми, которые могут поделиться с ним знаниями и духовными сокровищами, которыми они располагают, для свободного искания истины путем самостоятельного занятия наукой, для свободного воплощения красоты путем самостоятельной работы в области художественного творчества и для свободной работы над самим собой и над маленькой общиной, чтобы и он, и эта община становились все выше в нравственном отношении, лучше и совершеннее" Это учреждение "серьезного, торжественного отношения к жизни и ее задачам", где ребенок "приучится работать над задачами жизни", где интеллектуальное образование, учение стоят не на первом месте, а "входят только как часть, как второстепенный и подчиненный элемент" [6; c. 128].

Свое педагогическое кредо Венцель К.Н. сформулировал наиболее ярко в Декларации прав ребенка и их можно считать образцом определения парадигмы дополнительного образования детей:

? Каждый ребенок, вне зависимости от его социального положения, имеет право на существование, на гарантированную совокупность жизненных условий;

? Заботу о ребенке должны разделить между собой родители и государство;

? Каждый ребенок имеет право на бесплатное воспитание и образование, сообразное с его индивидуальностью;

? Каждый ребенок есть самостоятельная личность;

? Каждый ребенок имеет право выбирать себе воспитателей;

? Ребенок в свой свободе и правах равен со взрослым совершеннолетним человеком;

? Свобода ребенка заключается в возможности делать все, что не вредит другим людям. Ни один ребенок не может быть насильственно принуждаем к посещению того или другого воспитательного или образовательного учреждения;

? Религиозное воспитание детей должно быть свободно;

? Каждый ребенок пользуется правом создавать с другими детьми или взрослыми те или другие союзы, кружки и тому подобные общественные соединения в той же мере, в какой это право принадлежит и взрослым;

? Ни один ребенок не может быть подвергнут лишению свободы, кроме тех случаем, которые точно сформулированных в законе

Теория К.Н. Вентцеля, построенная на принципе "освобождения творческих сил ребёнка" предполагает совершенно новый тип субъекта воспитания, принципиально новый тип взаимоотношений взрослых и детей, а также новый тип образовательного учреждения.

Провозглашённая Вентцелем идея освобождения молодого поколения, определяет требования к новому учителю и воспитателю, характеру их деятельности.

"...педагог из управителя и повелителя становится другом, помощником и деятельным сотрудником ученика в его самобытном стремлении к знанию...»

" Новый педагог будет чувствовать "священный трепет" перед каждой детской душой", что в основе его деятельности должны быть любовь, симпатия к ребёнку, жалость и преодоление раздражения.

В центре теории свободного воспитания Вентцеля - индивидуальный ребёнок, а это требует от воспитателя "проникновенной интуиции", "педагогической импровизации", "творчества художника". Мыслитель выступает против того, чтобы учитель играл роль передаточной инстанции, а имел самодавлеющее значение как личность: " Только такие учителя, которые отдают свою личность ученикам, могут иметь для их образования наиболее могучее значение"

Вентцель отмечал: " Воспитатель должен быть великим сердцем, он должен любить ребёнка, уважать его как личность. Он должен искать для каждого ребёнка индивидуальную систему воспитания. Он должен обеспечить ребёнку радостную наполненную жизнь, где каждый момент " полон смысла сам по себе«К.Н.

Вентцель подчёркивал, что воспитатель и ребёнок - это две равные единицы, поэтому форма их отношений должна измениться от типа подчинения до типа соединения на равных началах. Никто из них не должен подчиняться другому: ни ребенок воспитателю, ни воспитатель ребенку.

Воспитывать должен не только воспитатель ребенка, но и ребенок воспитателя. Только при последовательном и неуклонном проведении этого принципа у ребенка появиться возможность проявить свою волю в истинном смысле.

Ребенок не обязан исполнять волю воспитателя, писал теоретик, как и воспитатель не обязан исполнять или помогать исполнению всякой воли ребенка. Истинный, разумный воспитатель, по мнению напротив, будет стремиться вызывать такие самостоятельные проявления.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 791 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...