Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Россия. Литература и искусство. В конце XIX- начале XX в



Литература и искусство. В конце XIX- начале XX в. В прозе продолжался расцвет критического реализма. Новые значительные произведения создал Л.Н. Толстой. Социальные и социально-психологические проблемы нашли глубокое отражение в творчестве А.П. Чехова, В.Г. Короленко, А.И. Куприна и др. Стремление искусства к преобразованию действительности художественными средствами дало начало русскому символизму. Его теоретиком в середине 1890-х гг. выступил В.Я. Брюсов. Другое модернистское направление - акмеизм явился реакцией на символизм. Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М. Цветаева, создавшие новую лирическую поэзию обратились к миру человеческих чувств. Апологетика субъективизма, отрицание традиционной культуры, выразилось в деятельности футуристов (В. Хлебников, Д. Бурлюк, И. Северянин, В.В. Маяковский).

Живопись. В российской живописи и графике, с одной стороны, сохранялись традиции академической школы, продолжало действовать Товарищество передвижных выставок (В.М.Васнецов, П.Е.Репин, В.И.Суриков, В.Д.Поленов и др.). В конце XIX в. И.И.Левитан пишет свои знаменитые пейзажи. С другой стороны, возникли новые тенденции на основе обращения художников к историческим сюжетам. Исторической тематике посвящены полотна Н.К. Рериха. Художественное мифотворчество и попытки выразить в живописи национальную идею продолжил М.В. Нестеров. Сочетание условного с реальным развивали Коровин, основатель русского или декоративного импрессионизма, В.А. Серов - гениальный мастер, проделавший путь от академизма к модерну. В конце 1890-х гг. модерн в российском изобразительном искусстве открыто заявил о себе. В 1898 г. было создано общество художников “Мир искусства” (А.Н. Бенуа, К. Сомов, Н.К. Рерих и др.), провозгласившее автономию искусства, главенство для творчества проблемы красоты. Появление в 1910 г. общества “Бубновый валет” (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк), а затем “Ослиный хвост” (М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, Д. Бурлюк) знаменовало собой переход культуры к российскому авангарду. Одновременно развивался экспрессионизм. Теоретик абстрактного искусства В.В. Кандинский; основатель «супрематизма» К. Малевич; создатель «аналитической живописи» П.Н. Филонов; «бытовой символист» М.З. Шагал, каждый по-своему утверждали господство творчества над формами, создавая в своих работах новые миры.

Архитектура. В противовес безжизненному академическому псевдорусскому эклектизму возникла живая струя романтизма XX века. Известную роль сыграла здесь построенная на Парижской выставке «Русская деревня», отразившая обращенные в прошлое поиски ее идеализированного архитектурного образа. Ярким представителем являлся академик и архитектор А. В. Щусев (Казанский вокзал в Москве). В 90-х гг. XIX в. в архитектуре оформился в качестве ведущего новый стиль “ модерн ”. Характерные черты этого стиля - графичность, декоративность, асимметрия. Для украшения фасадов зданий использовались растительные мотивы, женские образы с распущенными волосами, закрученные железные прутья балконов, извивающиеся линии карнизов, оконных переплетов и т. д. Применялись новые строительные материалы: железобетон, сталь, стекло. Родоначальником русского модерна стал Ф.О. Шехтель (бывший дом Рябушинского на Малой Никитской улице (1911-1912)). В том же стиле строили Л.Н. Кекушев, В.Ф. Валькотт. Одновременно с модерном из псевдорусского стиля возник неорусский, использовавший некоторые достижения модерна и ставший затем одним из его вариантов. Развивался неоклассицизм как в сочетании с модерном (Р.Р. Клейн, Ф.И. Лидваль), так и в чистом виде (И.А. Фомин, И.В. Жолтовский). В развитии скульптуры неоклассический стиль в работах Р.Р. Баха, С.М. Волнухина.

Развитие российского национального самосознания проявилось в появлении оригинальных философских и общественных концепций, использовавших идею своеобразия российской цивилизации, и обращенных к национально-историческим традициям, народному творчеству, фольклору.

Мир.

Импрессионизм -Моне, Ренуар, Писсарро, Сислей, Дега, Сезан и др. Характерна краткость, этюдность творческого метода. Этюд позволял точно фиксировать отдельные состояния природы. Имп. были первыми, кто порвал с традиционными принципами пространственного построения картины, восходящими к Возрождению и Барокко.

Использовали ассиметричные композиции, чтобы выделить заинтересовавших их действующих лиц и предметы. Но отказавшись от натурализма академического искусства и декларировав эстетическую ценность фиксирования всего мимолетного, случайного, импрессионисты остались в плену натуралистического мышления.

Постимпрессионизм -Сезанн, Ван Гог, Гоген, Тулуз-Лотрек. Художественный стиль, возникший во Франции, после импрессионизма. Обращаясь к художественному наследию прошлого, он стремился объединить вечное и преходящее, архитектонику и световые эффекты, человеческие фигуры и ландшафт, случайное с классическим построением и выверенностью композиций. В результате получались предельно яркие, контрастные, устойчиво-статические холодновато-рассудочные, несколько отвлеченные, но изысканно красивые работы.

Кубизм -Одно из первых направлений авангарда. Возник в 1907, когда Пикассо выставил свою программную кубистическую картину «Девицы из Авиньона», а несколько позже Брак свою «Ню». К. возник как логическое продолжение аналитических исканий в искусстве некоторых представителей постимпрессионизма и прежде всего - Сезанна. В кубистическом произведении сознательно нарушаются все предметно-пространственные взаимосвязи и взаимоотношения видимого мира. Плотные и тяжелые предметы могут стать здесь невесомыми и, наоборот, легкие - обрести плотность и тяжесть; все планы и уровни пространства перемешаны. Брак начинает вводить в свои произведения буквы, а вслед за ним Пикассо - цифры, целые слова и их фрагменты, различные типографские знаки. Это еще больше усиливает плоскостность кубистических композиций и их абстрактный характер.

Экспрессионизм -специфический метод художественного творчества, характерный для некоторых групп и отдельных художников авангарда нач. XX в., и особенно - немецкого авангарда. Суть в обостренном выражении с помощью исключительно художественных средств и приемов чувств и переживаний художника, иррациональных состояний его души, чаще всего трагического и экзистенциально-драматического спектров. Громкие крики протеста против окружающего мира и призывы о помощи содержат многие произведения экспрессионизма.

Характерно стремление зафиксировать свои переживания исключительно с помощью художественных средств (цвета, линии, композиции, деформации облика видимых предметов), часто доведенных до предела их выразительных возможностей. Повышенное напряжение цветовых контрастов, выявление структурного костяка предмета, активное использование контура, в графике - черного пятна, обострение, усиление энергетики формы путем деформации и использования открытых цветов, гротеск.

Футуризм - одно из главных направлений в искусстве авангарда нач. XX в. Наиболее развит был в Италии и России. Начался с опубликования в парижской газете «Фигаро» 20 февраля 1909 г. «Манифеста футуризма» итальянским поэтом Ф.Т. Маринетти. Национализм и шовинизм, бунтарско-анархический характер, эпатажный тон манифеста в сочетании с поверхносто понятыми новейшими научно-техническими достижениями и полным отрицанием всех духовно-культурных ценностей прошлого оказали свое действие. Группа молодых талантливых художников из Милана, а затем и из других городов Италии немедленно откликнулась на призыв Маринетти и своим творчеством, и своей манифестарной эстетикой.

В изобразительном искусстве футуризм отталкивается от фовизма, у которого он заимствует цветовые находки, и от кубизма, у которого перенимает многие элементы формы и приемы организации художественного пространства. Статические формы кубизма наполнили динамикой движения и энергией психических и электрических силовых полей. Некоторое знакомство с теориями зрения, концепцией фиксации изображения на сетчатке глаза и т.п. вызывает у отдельных футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне. Знакомство с популярными изложениями достижений физики и психологии приводит футуристов к стремлению изображать не сами предметы, но образующие их энергетические, магнитные, психические поля и «силовые линии», развивая здесь на визуальном уровне живописные находки Ван Гога. Зритель, помещенный в центр такой картины, именно ее силовыми линиями вовлекается в активное участие в изображенном событии.

Главные принципы их художественного кредо - движение, энергия, сила, скорость, симультанность, проникновение всего во все и сквозь все. Реализовать их они пытались простыми приемами. Движение часто передается путем наложения последовательных фаз на одно изображение - «смазанные» кадры. В результате футуристам удалось достичь создания предельно напряженного динамического художественного пространства чисто живописными средствами, чего не удавалось никому ни до них, ни после них, за исключением, пожалуй, только В.Кандинского в его «драматический» период. В лучших работах футуристов (особенно Северини, Боччони, Балла) эти попытки привели к созданию высокохудожественных оригинальных произведений. Особенностью эстетики футуризма стало стремление ввести в изобразительное искусство звук чисто визуальными средствами. Шумы новой техники, очаровали футуристов, и они стремятся передать их в своих работах.

Символизм - Валерий Брюсов, Александр Блок, Фёдор Сологуб, Андрей Белый, Константин Бальмонт в России. Стефан Малларме, Жюль Лафорг, Анри де Ренье во Франции. Одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков во Франции, Бельгии и России метод символизма предполагает воплощение основных идей произведения в многозначной и многоликой ассоциативной эстетике символов, т.е. таких образов, значение которых постижимо через их непосредственное выражение единицей художественной (поэтической, музыкальной, живописной, драматической) речи, а также через её те или иные свойства (звукопись поэтического слова, цветовая гамма живописного образа, интервальные и ритмические особенности музыкального мотива, тембровые краски и т.д.). Основным содержанием символистичного произведения являются выраженные в образности символов обобщённые представления о человеке и его жизни

Модерн -возникший стиль "модерн" стал переходным течением от модернизма к авангарду. (Х. Ван де Вельде в Бельгии, Й. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч. Макинтош в Шотландии). он везде получил свое название: во Франции и Бельгии - Ар Нуво, в Германии - Югендстиль (от нем. - молодежь), в Австрии - стиль Сецессион (от лат. уход, отделение), в Италии - стиль Либерти. Важнейшим для нового стиля сделался лозунг А. Ван де Велде «Назад к природе». Многие архитекторы и художники соотносят свои творческие поиски с природными формами. Другие художники и архитекторы брали за основу геометризм, например Макинтош.

Таким образом, в России так же, как и в Европе, произошла трансформация искусства от отражения действительности к ее изменению, а затем к созданию новой художественной реальности.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 787 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...