Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Становление и развитие дизайна в странах Западной Европы после второй мировой войны (40-е – 60-е гг. XX в.)



Многие страны Западной Европы после окончания Второй мировой войны лежали в руинах. Большое влияние на их экономику, социально-политическую и культурную жизнь оказывали Соединенные Штаты Америки. Для возрожде­ния экономики западноевропейских стран по Плану Маршалла, принятому ад­министрацией США в 1947 году, предоставлялись финансовые средства и но­вейшие технологии. План развития получил имя его инициатора - Джорджа Маршалла, генерала, начальника Генштаба а затем и министра обороны США. В осуще­ствлении плана участвовали 17 европейских стран.

В 1948 году было утверждено выделение 17 млн долларов на четыре года.

В странах Западной Европы после окончания войны необходимо было вос­становить производство, быстро перестроить промышленность на выпуск мир­ной продукции.

Все лучше стали понимать роль дизайна в повышении качест­ва продукции. К 1958 году более 1600 американских фирм имели свои офисы в Европе. Успешную деятельность этих фирм во многом обеспечивали дизайнеры. Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды договорились в 1957 году об учреждении Европейского экономического сообщества - ЕЭС («Общий рынок»); позднее в организацию вошли Великобритания, Дания и др. страны. При развертывании деятельности по дизайну были сохранены национальные культурные традиции, складывались региональные школы дизайна (скандинавская, итальянская, запад­ногерманская и пр.).

Дизайн Великобритании

Англия выступила од­ним из пионеров внедрения рациональных и красивых образцов в индустриаль­ное производство.

В 1944 году при Министерстве торговли была создана первая в Европе структура государственного масштаба - Британский Совет по промышленному дизайну. Перед ним ставилась задача оказания помо­щи промышленности в выпуске высококачественной продукции, способной кон­курировать с лучшими зарубежными образцами, завоевания внешнего рынка.

Совет включал в себя три сектора: промышленности, информации и выставок, административно-финансовый.

Совет по дизайну уже в первые месяцы 1946 года организовал выставку «Британия это может» под девизом «Хороший дизайн - хороший бизнес». С 1949 года выходит журнал «Дизайн», быстро ставший популярным изданием среди профессионалов всего мира.

В Дизайн-центре наряду с постоянно действующей выставкой начали прово­диться тематические выставки по отраслям промышленности и функционально-эксплуатационным признакам изделий. Организовывались и зарубежные выстав­ки: в 1963 году - в Варшаве, в 1964 году - в СССР и т.д.

На выставке была представлена широкая гамма изделий: транспорт (желез­нодорожный, автомобильный), производственное и медицинское оборудование, мебель и оборудование для контор, бытовая техника, санитарно-техническое обо­рудование и пр., а также студенческие работы. Высокий уровень отличал экспо­зицию выставки, выполненную под руководством тогда еще молодого дизайнера Теренса Конрана,

Малолитражный автомобиль «Мини», ставший легендой автоиндустрии, имевший большой успех на выставке в Москве и ставший классикой мирового инженерного дизайна, был создан кон­структором Алеком Иссигонисом.

Автобус «Рутмастер», двухэтажный, красного цвета спроектировал Дуглас Скотт (1913-1990) - первый профессиональный про­мышленный дизайнер Великобритании.

Уже в первые послевоенные десятилетия дизайнеры работали в штате мно­гих предприятий, но все же главное влияние на качество промышленной про­дукции оказывала деятельность самостоятельных дизайнерских фирм и бюро. Одним из крупнейших и популярных независимых бюро в Европе являлось «Дизайн резерч юнит» («Научно-исследовательская дизайнерская группа»), воз­главлявшееся Мишей Блэком. Бюро имело в своем составе три группы специа­листов - архитекторов, дизайнеров и дизайнеров-графиков. На счету его сотрудников весомое участие в комплексных работах по модернизации подвижного состава и оборудования лондонского метро, спальных вагонов для поездов дальнего следования в комп­лексной программе фирменного стиля железных дорог Британии и пр.

Отличительная черта дизайна Великобритании - тес­ная связь с розничной торговлей в отличие от Франции и Германии, где прева­лируют контакты с производственными предприятиями.

Конран, дизайнер-текстильщик нашел свою «нишу» в творчестве - молодых людей, которые впервые об­заводились своим домом. Он предлагал «стиль жизни» с учетом личного вкуса, материального достатка и пр. Продаваемые товары подбирались «с условием стилистической и эмоциональной со­вместимости» В 1995 году вся система, созданная Конраном, была «по­глощена» шведской фирмой «Икея».

Ведущую роль в дизайне мебели играли Э. Рейс и Р. Дей, по­явилась серия малогабаритной бытовой мебели типа «Шеппи» из 18 видов, в которых развитие вариантов достигалось за счет взаимозаменяемых боковых рам трех видов: металлические трубы квадратного сечения; квадратные ясеневые или тисовые бруски; полосовой металл с креплением к нему фанерных коробчатых подлокотников, обтянутых тканью или кожзаменителем. Остроумными были новые виды соединения и крепления элементов, сводящие процесс сборки к не­скольким простым операциям.

Робин Дей создал стул из полипро­пилена.

Британское Общество промышленных художников и дизайнеров, крупней­шее в Европе, которое было образовано в 1930 году, объединило творческих спе­циалистов, работавших в традиционных отраслях (мебель, текстиль, керамика и пр.), а также в машино- и приборостроении, промграфике.

Миша Блэк (1910-1977), один из крупнейших деятелей английского и ми­рового дизайна, архитектор-педагог, выставочный дизайнер, автор экспозиции «Британия это может», президент Общества промышленных художников и дизай­неров. Родился в Баку, в Англию уехал с родите­лями в 1912 году. Много работал в области проектирования изделий бытового назначения, интерьеров общественных зданий, преподавл в Королевском колледже искусств (1959-1977

Подготовка дизайнеров в Великобритании имеет сложившиеся традиции и отличается ярко выраженной преемственностью.

Система образования не только пользуется активной государственной под­держкой, но и направляется, регулируется государством. Количество принимае­мых в дизайнерские вузы примерно соответствует потребности в молодых спе­циалистах этого профиля и ограничивается строго определенными цифрами. Го­сударственная поддержка в сфере английского дизайна отнюдь не мешает его многостороннему развитию - от чисто художественного, экспериментального подхода к формообразованию до инженерного проектирования, от работы рука­ми на всех этапах проекта до научных исследований, планирования и экономи­ческих расчетов, столь необходимых в дизайнерской деятельности.

Уровень подготовки дизайнеров в Великобритании, его гуманистический, а не коммерческий или рекламный, характер составляют гордость английской ду­ховной культуры.

Дизайн Франции

Французский дизайн послевоенного периода отличался меньшим уровнем развития, чем английский, западногерманский, итальянский и скандинавский.

Медленное развитие дизайна этой страны объяснялось несколькими при­чинами. Во-первых, экономика Франции меньше зависела от экспорта изделий, чем экономика других стран. Французские товары, появившиеся на внешнем рынке, больше ценились за добротность, чем за эстетические качества. Во-вто­рых, во Франции не было такого перепроизводства товаров, как, например, в США, поэтому конкурентная борьба не имела столь большого значения. В-треть­их, правительство и государственные органы Франции мало внимания уделя­ли проблемам художественного конструирования.

Развитие дизайна во Фран­ции в послевоенный период связывают с деятельностью Жака Вьено.

Жак Вьено (1893-1959), видный французский художник, дизайнер, общест­венный деятель. В послевоенные годы активно занимался промышленным дизайном, создал (1948) проектное бюро «Текнэс» (от слов «техника» и «эстетика»), где проектировались станки, радиоприемни­ки, кухонное оборудование и пр. Возглавлял издание ряда журналов.

В 1951 году по инициативе Ж. Вьено в Париже был основан Институт дизайна, а его иници­атор стал первым президентом Института.

Постепенно французские промышленники стали все чаще привлекать дизай­неров к проектированию продукции. Ряд крупнейших фирм страны — «Рено», «Пежо», объединение «Газ де Франс» и др. создали свои отделы дизайна. В

отделе дизайна «Рено» (одном из самых секретных отделов фирмы) в конце 1960-х работали 10 специалистов. Очень часто дизайнеры промышленных фирм оставались анонимными участниками процесса проектирования изделий.

«Ателье Пат­рике» было основано в 1945 году в Париже художником Ж. Патриксом. Он поставил цель сделать искусство доступным и понятным для ра­бочего класса, привнести его в рабочую среду. Он начал с эстетизации про­изводства, разрабатывая цветовые схемы интерьеров с учетом их функциональ­ных особенностей и считая цвет важным элементом. Патрике стремился повлиять не только на интерьер здания, но и на оборудование, спецодежду рабочих и обслуживающего персонала, оформле­ние документации, рекламу и т.д.

«Текнэс» - другая известная дизайнерская фирма. Гл. дизайнер- Роже Таллон, один из ведущих французских дизайне­ров, инженер по образованию, создал около 250 проектов, отличавшихся новизной подхода (токарный автомат «Галлик» (отмечен знаком «Красота промышленности», 1968), первый в мире телевизионный приемник с оптическим фильтром перед экраном «Телеавиа», монорельсовый вагон «Юрбатрэн 2000» на вакуумной подвеске, универсальная оправа для очков с быстросменными линзами). Он первым во Франции вы­ступил за разработку комплексных дизайн-программ, охватывающих все аспек­ты деятельности той или иной фирмы.

Еще одной из наиболее значимых независимых дизайнерских фирм Фран­ции была фирма «Компани Эстетик Эндюстриэль» (СЕТ), основанная в 1951 году американским дизайнером Реймондом Лоуи. Фирма в Париже включала три отдела: графики (кроме рекламы), интерьера, формообразования промышленной продукции. Упаковка, фирменные знаки, графическое оформление - область наибольших до­стижений парижской дизайн-компании. Здесь были созданы оригинальные типы упаковок для пищевых продуктов, моющих средств, лекарств, новые конструк­ции пластиковых флаконов и коробок, заменившие традиционную тару из стек­ла и металла. Вторая наиболее успешная область работы компании - дизайн интерьеров. Специалистами компании были оформлены многие салоны и слу­жебные помещения аэродрома Орли в Париже, а также торговые помещения универсальных магазинов «Ля бель Жардиньер» в Париже, «Инновасьон» в Брюсселе. Престижными стали работы фирмы по дизайну самолета «Мистер-20», комплексная разработ­ка для английской нефтяной компании «Бритиш петролеум», а также разработ­ки для Советского Союза.

Фламинио Бертони (1903-1964), скульптор, пионер французского промыш­ленного автомобильного дизайна.

Автомобиль «Ситроен В519», сенсационно представленный на салоне 1955 года в Париже, открыл новую эру в истории автомобиля и заслужил прозвище «Богиня».

Традиции в подготовке дизайнеров во Франции менее глубокие, чем в пе­редовых в этом отношении странах - США, Англии, ФРГ. Только в 1956 году по инициативе Жака Вьено в Париже были основаны Высшие курсы для лиц с высшим техническим и художественным образованием, факультет дизайна- в Национальной школе декоративного ис­кусства в Париже в 1966.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 9252 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...